Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление качеством продукции на предприятии



Проблема качества продукции не может быть решена на основе проведения разрозненных мероприятий, а требует применения системных методов управления качеством. Управление осуществляется путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, определяющие тот или иной показатель качества.

В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов.

1. В 60-е годы применялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс.

2. В 70-е годы появилась система бездефектного труда, которая распространилась на сферу производства, разработку конструкторско-технологической документации и управление предприятием.

3. В 80-е годы получила широкое распространение комплексная система управления качеством продукции, которая включала все сферы производства и методы экономического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продукции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положение дел и государственная приемка продукции, которая была организована в конце 80-х годов.

В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономике, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стандарты находят все большее применение при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика.

Какие же причины привели к созданию и широкому внедрению стандартов ИСО серии 9000? Их можно выявить исходя из анализа простейших взаимоотношений между поставщиком и потребителем.

Извечное желание потребителя - стабильно иметь качественные изделия. Традиционный способ защиты своих интересов - входной контроль качества поступающих товаров. Однако известно, что даже 100 % контроль не предотвращает проникновения недоброкачественной продукции. В условиях же массовых поставок такой контроль чаще всего либо экономически нецелесообразен, либо физически невозможен. Поэтому применяется выборочный контроль. А это повышает вероятность проникновения дефектной продукции. В чем же потребитель находит повышение гарантий стабильности качества товаров? В том, чтобы у поставщика была стабильная технология, надлежащая система поддержания технологической точности оборудования и оснастки, точные метрологические средства, эффективная система подготовки кадров, надежная система контроля и испытаний, т.е., одним словом, в эффективной системе управления качеством продукции. Потребитель на основе оценки действующей у поставщиков системы качества имеет возможность выбрать предприятие-поставщика, система качества которого способна обеспечить должную уверенность в том, что приобретенные товары в отношении качества будут именно такими, какие ему требуются. Такой подход во взаимоотношениях поставщика и потребителя начал складываться более десятка лет назад и в настоящее время приобрел в мировой практике массовый характер.

Комплекс стандартов состоит из 6 документов (рис.8.1).

МС ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению» является своего рода «ключом» ко всем последующим стандартам, входящим в комплекс. Он устанавливает основные задачи предприятия-изготовителя в обеспечении качества и содержит руководящие положения по выбору и применению стандартов ИСО серии 9000, которые могут использоваться для общего руководства качеством (МС ИСО 9004) и для внешнего обеспечения качества в контрактных ситуациях (МС ИСО 9001, МС ИСО 9002, МС ИСО 9003).

 

 

 


Рис.8.1. Структура комплекса стандартов ИСО серии 9000

 

МС ИСО 9000 устанавливает, что каждое предприятие должно решать три главные задачи в области качества:

- достигать и поддерживать качество продукции и услуги на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных им предполагаемых требований потребителя;

- обеспечивать руководству уверенность в том, что требуемое качество достигается и поддерживается на заданном уровне;

- обеспечивать потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто (если это предусматривается контрактом, обеспечение уверенности может означать взаимосогласованные требования предоставления доказательств).

Рассматривая эти задачи, следует иметь в виду, что две последние из них являются концептуально новыми для отечественной практики работы в области качества. И, естественно, что решение именно этих задач составляет наибольшую трудность для наших предприятий в условиях рыночных отношений.

Стандарты ИСО 9001 «Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании», ИСО 9002 «Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже» и ИСО 9003 «Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» представляют собой модели, на соответствие которым проводится проверка и оценка системы качества предприятия (табл.8.2).

Таблица 8.2.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.