Здавалка
Главная | Обратная связь

Учёт поступления товаров. Порядок и документальное оформление поступления товаров и тары на предприятия оптовой торговли. Доверенность и контроль за её исполнением



 

Основными элементами производственного процесса в торговой деятельности являются:

· Приемка товаров,

· Хранение товаров на складе,

· Отпуск (продажа) товаров покупателям.

Правила документального оформления приемки, хранения и отпуска товаров установлены «Методическими рекомендациями по учёту и оформлению операций приёма, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утверждено письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996г. № 794/32-5).

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132 утверждены унифицированные формы первичных документов по учету торговых операций.

Первичные документы по поступлению товаров являются основой организации материального учёта, так как непосредственно по ним осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и их рациональным использованием.

Приёмка товаров народного потребления в торговле осуществляется в соответствии со следующими законодательными актами РФ:

§ Гражданский кодекс РФ (статья 513);

§ Инструкции о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и по качеству (утверждены постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965г. № П-6 и 25 июня 1966г. с изменениями от 29 декабря 1973г. и от 14 ноября 1974г.). эти инструкции применяются только в части, не противоречащей последующим нормативным документам.

§ Инструкция о порядке и сроках приёмки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов (утверждена постановлением Госарбитража СССР 15 октября 1990г.);

В оптовые организации товары поступают от промышленных организаций, от посреднических и заготовительных организаций, от зарубежных фирм.

Доставка товаров организациям оптовой торговли осуществляется железнодорожным, водным транспортом, а также автотранспортом поставщика или оптовой организации.

Торговая организация получает товар от поставщиков по договорам купли-продажи, договорам комиссии, договорам поставки.

На отгруженные товары поставщики выписывают следующие документы:

1. счет на оплату;

2. счета-фактуры для учёта расчётов по НДС;

3. накладные (товарные, товарно-транспортные, железнодорожные, водные, авианакладные); количество экземпляров зависит от условий поставки;

4. документы, подтверждающие качество товара (сертификаты, качественные удостоверения и т.д.).

Администрация торговой организации должна ознакомить персонал, ответственный за приемку товара, с условиями этих договоров.

Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.

Приемку товаров можно вести:

§ на территории (складе, базе) поставщика;

§ на территории перевозчика;

§ на территории самой торговой организации-покупателя.

При приемке товаров от поставщика или от перевозчика материально ответственное лицо покупателя получает товар по доверенности. Доверенность подтверждает право на получение товара от имени покупателя. Материально ответственное лицо вместе с доверенностью предъявляет поставщику свой паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Доверенность оформляется по унифицированным формам№ М-2 и М-2а, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997г. № 71а.

Доверенность подписывают материально ответственное лицо, руководитель и главный бухгалтер организации-покупателя.

Как правило, на практике доверенность выписываютна пятнадцать дней. Если же материальные ценности приобретаются у одного и того же поставщика регулярно, то на календарный месяц. Тем не менее, Гражданский кодекс разрешает выписывать доверенность сроком до трех лет. Если срок действия доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года (статья 186 ГК РФ).

Если доверенности выписывают по форме № М-2, то их учет ведется по корешкам, которые хранятся в бухгалтерии торговой организации. На корешке ставится отметка о выдаче доверенности материально ответственному лицу и о том, что по этой доверенности получены материальные ценности (с указанием номера и даты товарно-сопроводительного документа).

Если доверенности выписываются по форме № М-2а, то они регистрируются в книге доверенностей.

После доставки полученного товара в торговую организацию материально ответственное лицо предъявляет в бухгалтерию товаросопроводительные документы. Бухгалтер делает отметку в книге доверенностей о том, что по данной доверенности товар получен по такому-то документу. Эта процедура называется «закрытием доверенности».

Листы в книге доверенностей должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главного бухгалтера и печатью организации.

Для приемки товаров на территории торговой организации руководитель назначает приказом приемочную комиссию либо материально ответственных лиц, ответственных за приемку товара (заведующий складом, секцией, отделом, кладовщик, продавец).

При приемке товаров по количеству, качеству и комплектности проверяется соответствие товара его характеристикам:

1 По количеству- соответствие количества товара, указанного в договоре, и фактически поставленного. Проверка производится на основании транспортных документов (товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, коносамента, грузовой квитанции) и товаросопроводительных документов (товарной накладной, накладной, счета-фактуры, счета, спецификации к договору и т.д.).

Товарно-транспортную накладную (ТТН) по форме 1-Т выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. В ТТН указывается стоимость товара без НДС. Стоимость товара с НДС указывается в товарной накладной (форма ТОРГ-12), которую МОЛ также выписывает и передает грузополучателю с удостоверениями качества на продукцию.

При доставке товаров железнодорожным транспортом оформляется железнодорожная накладная. К ней могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".

Коносамент оформляется при доставке груза морским транспортом.

Товарные накладные оформляются по унифицированной форме ТОРГ-12.

2 По качеству (приемка осуществляется двумя способами).

1-й способ. На основе документа, подтверждающего соответствие качества товара.

В зависимости от вида товара, условий договора качество товара может определяться по сертификатам, техническим условиям, стандартам, образцам и т.д.

2-й способ. Путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки.

При этом способе приемки проводят качественный анализ, сличение ранее отобранных образцов, осмотр товара, различного рода испытания.

Для продовольственных товаров обязательной является проверка сроков годности и реализации поставленного товара. Просроченные товары являются некачественными;

3 По комплектности. Понятие комплектности применяется в основном к технически сложным изделиям, например, к бытовой технике. Если в договоре предусмотрено условие о комплектности, то материально ответственное лицо при приемке товара проверяет соответствие поставленного товара этому условию.

Существуют два способа проверки поступившего товара по количеству, качеству и комплектности – сплошной и выборочный.

Сплошным способом проверяют товары, поступившие в таре или упаковке.

Выборочный способ применяют при поступлении товара навалом и иногда в упакованном виде.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.