Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности программы



Приоритетным направлением языкового образования в 11 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.

Профильное изучение предполагает:

1) более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;

2) введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;

3) рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;

4) расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;

5) усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;

6) моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.

 

Под профильно-предметной подготовкой следует понимать создание той необходимой и достаточной базы, которая позволила бы

старшеклассникам:

· во-первых, свободно владеть устной и письменной речью, навыками грамотного письма;

· во-вторых, иметь максимально полное представление об изучаемом предмете;

· в-третьих, выявить степень собственной заинтересованности предметом, возможность и желание связать с ним свою профессиональную жизнь в будущем;

· в-четвертых, сформировать те умения и навыки, которые необходимы для самостоятельного пополнения знаний;

· в-пятых, успешно подготовиться к внешним формам контроля, то есть Единому государственному экзамену.

 

Изучение русского языка на профильном уровне направлено на достижение следующихцелей:

 

1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

2. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

3. углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4. овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

 

Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 11 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделяются следующие:

1) формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;

2) формирование культуроведческой компетенции учащихся;

3) формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.

Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.

Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.

Коммуникативная компетенция предусматривает:

· наличие определённых теоретических сведений о языке;

· наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);

· наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;

· наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.

При обучении русскому языку как средству общения в 11 классе используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:

· обучение средствам языка;

· обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);

· обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и письме);

· обучение умениям и навыкам общения на языке.

 

Формирование ключевых компетенций происходит через личностно-ориентированные технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технологии деятельностного подхода, ИКТ, коллективный способ обучения (работа в парах, группах) и другие.

Используются следующие формы(индивидуальный, дифференцированный, групповой, фронтальный) и виды контроля:

· подготовка и защита рефератов, проектов, презентаций по русскому языку,

· тест;

· комплексный анализ текста (КАТ), лингвистический анализ текста

· публичное выступление по общественно-важным проблемам;

· классное и домашнее сочинение по прочитанному тексту (разных стилей);

· устное высказывание на заданную тему (монолог, диалог, дискуссия; полемика);

· ответ на проблемный вопрос;

· развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

· выразительное чтение (интонационно – ритмическое чтение)

· поиск информации в источниках различного типа

· оценка и редактирование текста.

 

Структурно курс русского языка 11 класса представлен 10 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей определены содержательные учебные единицы – уроки.

Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

 

В результате изучения русского языка в 11 классе на профильном уровне обучающийся должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов, которые отражены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся»

 

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В классе (углубленный уровень) дидактико-технологическое осна­щение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного кон­троля, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари, персональный компьютер, видеопроектор.

 

Содержание рабочей программы

(102 часа)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.