Особенности программы
Приоритетным направлением языкового образования в 11 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах. Профильное изучение предполагает: 1) более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке; 2) введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса; 3) рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка; 4) расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания; 5) усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений; 6) моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.
Под профильно-предметной подготовкой следует понимать создание той необходимой и достаточной базы, которая позволила бы старшеклассникам: · во-первых, свободно владеть устной и письменной речью, навыками грамотного письма; · во-вторых, иметь максимально полное представление об изучаемом предмете; · в-третьих, выявить степень собственной заинтересованности предметом, возможность и желание связать с ним свою профессиональную жизнь в будущем; · в-четвертых, сформировать те умения и навыки, которые необходимы для самостоятельного пополнения знаний; · в-пятых, успешно подготовиться к внешним формам контроля, то есть Единому государственному экзамену.
Изучение русского языка на профильном уровне направлено на достижение следующихцелей:
1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; 2. развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; 3. углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; 4. овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; 5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 11 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделяются следующие: 1) формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся; 2) формирование культуроведческой компетенции учащихся; 3) формирование коммуникативной компетенции учащихся. Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи. Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах. Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры. Коммуникативная компетенция предусматривает: · наличие определённых теоретических сведений о языке; · наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.); · наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения; · наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения. При обучении русскому языку как средству общения в 11 классе используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает: · обучение средствам языка; · обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным); · обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных – аудировании и чтении, продуктивных – говорении и письме); · обучение умениям и навыкам общения на языке.
Формирование ключевых компетенций происходит через личностно-ориентированные технологии обучения: проблемное обучение, групповые технологии, технологии деятельностного подхода, ИКТ, коллективный способ обучения (работа в парах, группах) и другие. Используются следующие формы(индивидуальный, дифференцированный, групповой, фронтальный) и виды контроля: · подготовка и защита рефератов, проектов, презентаций по русскому языку, · тест; · комплексный анализ текста (КАТ), лингвистический анализ текста · публичное выступление по общественно-важным проблемам; · классное и домашнее сочинение по прочитанному тексту (разных стилей); · устное высказывание на заданную тему (монолог, диалог, дискуссия; полемика); · ответ на проблемный вопрос; · развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов · выразительное чтение (интонационно – ритмическое чтение) · поиск информации в источниках различного типа · оценка и редактирование текста.
Структурно курс русского языка 11 класса представлен 10 блоками, внутри которых выделены 24 модуля. Внутри модулей определены содержательные учебные единицы – уроки. Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
В результате изучения русского языка в 11 классе на профильном уровне обучающийся должен добиться личностных, метапредметных и предметных результатов, которые отражены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся»
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В классе (углубленный уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари, персональный компьютер, видеопроектор.
Содержание рабочей программы (102 часа)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|