Здавалка
Главная | Обратная связь

Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К. Г. Юнг // Архетип и символ. – М., 1991.



Гипотеза о существовании коллективного бессознательного принадлежит к числу тех научных идей, которые поначалу остаются чуждыми публике, но затем быстро превращаются в хорошо ей известные и даже популярные. Примерно то же самое произошло и с более емким и широким понятием «бессознательного». После того как философская идея бессознательного, которую разрабатывали преимущественно Г. Карус и Э. фон Гартман, не оставив заметного следа, пошла ко дну, захлестнутая волной моды на материализм и эмпиризм, эта идея по прошествии времени вновь стала появляться на поверхности, и прежде всего в медицинской психологии научной ориентацией. При этом на первых порах понятие «бессознательного» использовалось для обозначения только таких состояний, которые характеризуются наличием вытесненных или забытых содержаний. Хотя у Фрейда понятие «бессознательного» выступает – по крайней мере метафорически – в качестве действующего субъекта, по сути оно остается ни чем иным, как местом скопления именно вытесненных содержаний; и только поэтому за ним признается практическое значение. Ясно, что с этой токи зрения бессознательное имеет исключительно личностную природу, хотя, с другой стороны, уже Фрейд понимал архаико-мифологический характер бессознательного способа мышления.

Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным. Мы называем его личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущем свое происхождение уже не из личного опыта. Этот врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин «коллективное», поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Это означает, что она включает в себя, в противоположность личностной душе, содержания и образы поведения, которые являются повсюду и всех индивидуумов одними и теми же. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основательное идентично у всех людей, и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным.

Существование чего-либо в нашей душе признается только в том случае, если в ней присутствует так или иначе сознаваемые содержания. Мы можем говорить о бессознательном лишь в той мере, в какой способны удостовериться в наличии таких содержаний. В личном бессознательном это по большей части так называемые эмоционально окрашенные комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности. Содержаниями коллективного бессознательного является так называемые архетипы.

Выражение «архетип» встречается уже у Филона Иудея по отношению к бессознательному в человеке. Хотя у Августина слово «архетип» и не встречается, его заменяет «идея»: «Идеи, которые сами не созданы.., которые содержатся в божественном уме». «Архетип»- это пояснительное описание платоновской «идеи». Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержании коллективного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными всеобщими образами. Речь практически идет все о том же: примитивные родоплеменные учения имеют дело с видоизмененными архетипами. Правда, это уже не содержания коллективного бессознательного, они успели приобрести сознаваемые формы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном виде тайных учений, являющемся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.

Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Но здесь речь идет о специфических формах, передаваемых на протяжении долгого времени. Понятие «архетип» обозначает только ту часть психического содержания, которая не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой еще только непосредственную психическую данность. Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, не понятны и наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь сознательным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает.

То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой. Более сложным оказывается положение, если мы попытаемся психологически обосновать, что такое «архетип».

 

Контрольные вопросы:

1. Как К. Юнг понимает «бессознательное» у З. Фрейда?

2. Что такое «коллективное бессознательное»?

3. Что, по мнению К. Юнга, является содержанием коллективного бессознательного? Дайте определение.

4. Как архетипы связаны с мифами и сказками?

5. Культура, по К. Юнгу, это рожденное или приобретенное качество человека? Обоснуйте свой вывод.

 

 

Вариант 6

 

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения культурологии и искусствоведения. В чем сходство и разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?

2. Дайте семиотическое определение культуры.

3. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры:

Функция Характеристика Пример
функция социализации    
легитимирующая    
. . .    

 

4. Охарактеризуйте игровую теорию происхождения культуры. Какие теории происхождения культуры существуют в науке?

5. Что такое анимизм? Какое место занимает анимизм в первобытной культуре?

6. Дайте определение основных понятий культуры Древней Греции и обозначьте функции следующих богов и героев. Используя данные термины, составьте краткий рассказ о культуре Древней Греции:

Политеизм   Гермес  
Агора   Афродита  
Капитель   Дионис  
Палестра   Геракл  
Ордер   Медея  
Агональность   Эрато  
Трагедия   Урания  
Катарсис   Сцилла и Харибда  

7. Назовите и объясните смысл и символику двунадесятых праздников в православии.

8. Заполните таблицу и сравните, как понималось искусство и творчество в различные исторические эпохи:

Культурная эпоха Понимание искусства и творчества Примеры
Первобытная культура    
Античная культура    
Культура Древнего Востока    
Средневековая культура Европы    
Культура Возрождения    
Культура Нового времени    
Современная культура    

9. Выберите один правильный ответ:

9.1. Какой термин был введен в литературу Цицероном:

а) природа; б) техника; в) культура; г) цивилизация.

9.2. Кто из философов выделял такие способы взаимодействия культур, как «опыление», «прививка», «прополка»:

а) Данилевский; б) Сорокин; в) Фрейд; г) Шпенглер.

9.3. Кто считал, что миф – это специфическое проявление коллективного бессознательного, словесное оформление архетипов:

а) Фрейд; б) Ясперс; в) Ницше; г) Юнг.

9.4. Какая культурная сверхсистема, по мнению П. Сорокина, основана на «ценностях и Неба и Земли»:

а) идеациональная; б) идеалистическая; в) чувственная; г) ни одна из них.

10. Согласны ли Вы с китайской пословицей: «Учиться – все равно, что грести против течения: только перестанешь – и тебя гонит назад»?

Напишите эссе на эту тему.

11. Раскройте понятие «субкультура». Что составляет ее основу? Приведите примеры.

12. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.