Здавалка
Главная | Обратная связь

Сорокин, П. А. Кризис нашего времени / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.



Я совершенно четко на основе обширных доказательств констатировал, что: все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества переживают серьезный кризис... Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань. Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас с ее кошмарами, однако различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение – «людей будущего».

В противовес господствующему в то время мнению, я указывал в тех же работах, что войны и революции не исчезают, а, напротив, достигнут в XX веке беспрецедентного уровня, станут неизбежными и более грозными, чем когда бы то ни было ранее; что демократии приходят в упадок, уступая место деспотизму во всех его проявлениях; что творческие силы западной культуры увядают и отмирают и т.д.

Эти утверждения были сделаны в то время, когда не было ни войны, ни революции, ни даже экономической депрессии 1929 года. Горизонт социально-культурной жизни казался ясным и безоблачным. По этой причине господствующее настроение крупнейших мыслителей, так же как и настроения народных масс, было более оптимистичным. Они верили в «большее и лучшее процветание», в исчезновение войн и кровопролитий, в добрую волю и международное сотрудничество, осуществляемое Лигой Наций, в экономическое, духовное и моральное оздоровление человечества, в «рационализируемый» прогресс. В такой духовной атмосфере мои утверждения и зловещие предсказания, естественно, воспринимались как глас вопиющего в пустыне. Они или подвергались критике, или презрительно игнорировались. Целый легион «компетентных» ученых и критиков просто называли меня «Кассандрой».

Прошло около десяти лет, и то, что казалось невозможным, теперь стало фактом, а факты, как известно, – вещь упрямая. «Слащавые» теории моих якобы компетентных критиков безжалостно отвергнуты историей. Оптимизм, господствовавший до того, испарился. Без сомнения, наступил жесточайший кризис. Мы оказались в эпицентре громадного пожара, сжигающего все до основания. Всего за несколько недель он уносит миллионы человеческих жизней, за несколько часов он уничтожает города с их многовековой историей, за несколько дней стирает с лица земли целые королевства. Красная человеческая кровь широким бескрайним потоком течет по земле. Нищета, растущая день ото дня, простирает свою зловещую тень, охватывая все новые территории. И вот уже наступил конец удаче, исчезли счастье и благополучие миллионов. На земле исчезли мир, безопасность и уверенность. Во многих странах люди забыли, что такое процветание и благополучие, свобода превратилась просто в некий миф. Солнце западной культуры закатилось. Громадный вихрь накрыл собой все человечество.

Однако если само наличие кризиса не вызывает сомнений, то этого никак нельзя сказать о его природе, причинах и последствиях. Ежедневно мы слышим десятки различных мнений и диагнозов, в которых при желании можно выделить две противоположные точки зрения. Многие из так называемых экспертов все еще продолжают думать, что это – обыкновенный кризис, подобный тем, которые не раз случались в западном обществе в каждом столетии. Суть его видят в противопоставлении либо демократии и тоталитаризма, либо капитализма и коммунизма, либо национализма и интернационализма, деспотизма и свободы, или же Великобритании и Германии. Среди этих диагнозов встречаются даже такие «эксперты», которые сводят суть кризиса всего лишь к конфликту «плохих людей», вроде Гитлера, Сталина и Муссолини, с одной стороны, и «людей хороших», типа Черчилля и Рузвельта, – с другой. Исходя из такой оценки, эти диагносты назначают и соответствующее лечение – легкое или более радикальное изменение экономических условий, начиная с денежной реформы, реформы банковской системы и системы социального страхования, кончая уничтожением частной собственности. Еще одно средство – изменение каким-либо образом политических условий как в национальном, так и в международном масштабе или же устранение Гитлера и других «нехороших людей». Этими и подобными мерами они надеются исправить положение дел, искоренить зло, вернуться к блаженству «лучшего и большего» процветания, к радости надежного мира на земле, к благам «рационального» прогресса. Таков из диагнозов кризис, возможно, наиболее распространенный; таковы его истоки и средства преодоления.

Другой диагноз гораздо более пессимистичен, хотя и менее распространен, особенно в Соединенных Штатах. Он рассматривает данный кризис как предсмертную агонию западного общества и его культуры. Его адепты, которых не так давно возглавил Освальд Шпенглер, уверяют нас в том, что любая культура смертна. Достигнув зрелости, она начинает приходить в упадок. Концом этого упадка является неизбежное крушение культуры и общества, которому она принадлежит. Западные общества и их культура уже пережили точку своего наивысшего расцвета и сейчас находятся на последней стадии своего упадка. В связи с этим настоящий кризис – всего лишь начало конца их исторического существования. Не существует средства, которое могло бы отвратить предначертанное, как и не существует панацеи, способной помешать смерти западной культуры. Такова суть второго существующего диагноза нашего кризиса. В такой острой форме он выражается лишь некоторыми мыслителями. В менее острой форме «смертельной опасности, грозящей западной культуре», ее возможному разложению и упадку в случае, если победа будет на стороне врагов, этот кризис ежедневно провозглашается профессорами и другими лидерами колледжей, министрами, журналистами, политиками и государственными деятелями, членами мужских и женских клубов. Именно в такой форме кризис проходит красной нитью в публикациях наших ведущих газет.

На мой взгляд, оба этих диагноза абсолютно неточны. В противовес диагнозу оптимистическому настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это не просто экономические или политические неурядицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это – кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Это – кризис форм социальной, политической и экономической организаций, включая формы брака и семьи. Короче говоря, это – кризис почти всей жизни, образа мыслей и поведения, присущих западному обществу. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырех столетий.

Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергнутся схожей трансформации...

 

Контрольные вопросы:

1. Какой диагноз ставит П. А. Сорокин современной европейской культуре?

2. Приведите примеры, подтверждающие этот диагноз.

3. Чем похожи и чем различны оценки состояния европейской культуры П. А. Сорокина и О. Шпенглера?

4. Какие культурные сверхсистемы выделяет П. А. Сорокин?

5. Согласны ли вы с такой оценкой современной культуры? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Вариант 10

 

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения фундаментальной культурологии и прикладной культурологии. В чем разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?

2. Дайте описательное определение культуры.

3. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры:

Функция Характеристика Пример
гносеологическая    
мировоззренческая    
. . .    

4. Охарактеризуйте космогоническую теорию происхождения культуры. Какие теории происхождения культуры существуют в науке?

5. Почему миф называют древней формой науки, древней формой религии и древней формой искусства?

6. Дайте определение основных понятий исламской культуры. Используя данные термины, составьте краткий рассказ об исламской культуре:

Намаз (салят)   Шииты  
Ураза (Рамазан)   Аллах  
Хадж   Коран  
Шахада   Мухаммед  
Закят   Иса  
Джихад (газават)   Мекка  
Шариат   Ибн-Сина  
Сунниты   Омар Хайям  

7. Назовите и опишите 12 подвигов Геракла.

8. Заполните таблицу и сравните, как изменялось представление о культуре в различные исторические эпохи:

Культурная эпоха Представление о культуре Примеры
Первобытная культура    
Античная культура    
Культура Древнего Востока    
Средневековая культура Европы    
Культура Возрождения    
Культура Нового времени    
Современная культура    

 

9. Выберите один правильный ответ:

9.1. Автор книги «Россия и Европа»:

а) Ортега-и-Гассет; б) Сорокин; в) Шпенглер; г) Данилевский.

9.2. Кто из философов сравнивал развитие культуры с развитием растения:

а) Ницше; б) Сорокин; в) Данилевский; г) Шпенглер.

9.3. Кто из философов считал науку «биологически полезным видом заблуждения»:

а) Ницше; б) Фрейд; в) Хейзинга; г) Шпенглер.

9.4. Кто из философов считал, что европейская культура к ХХ веку находится в состоянии кризиса:

а) Сорокин; б) Хейзинга; в) Шпенглер; г) все эти философы говорили о кризисе европейской культуры.

10. Согласны ли Вы с китайской пословицей: «У мудрого человека длинные уши и короткий язык»?

Напишите эссе на эту тему.

11. Раскройте понятие «элитарная культура». Что составляет ее основу? Приведите примеры.

12. Прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.