Здавалка
Главная | Обратная связь

Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2003. – С. 9–13.



В современной общественной жизни Европы есть – к добру ли, к худу ли – один исключительно важный факт: вся власть в обществе перешла к массам. Так как массы, по определению, не должны и не могут управлять даже собственной судьбой, не говоря уж о целом обществе, из этого следует, что Европа переживает сейчас самый тяжелый кризис, какой только может постигнуть народ, нацию и культуру. Такие кризисы уже не раз бывали в истории; их признаки и последствия известны. Имя их также известно – это восстание масс.(…)

Быть может, мы лучше всего уясним себе это историческое явление, если начнем с одного внешнего факта нашей эпохи, который просто бросается в глаза. Его легко опознать, но не так-то легко в нем разобраться, и я назову его «скоплением» или «скученностью». Города переполнены людьми, дома – жильцами, отели – приезжими, поезда – пассажирами, кафе – посетителями, улицы – прохожими, приемные знаменитых врачей – пациентами, курорты – купальщиками, театры – зрителями (если спектакль не слишком старомоден). То, что раньше было так просто – найти себе место, теперь становится вечной проблемой.

Вот и все. Есть ли в нашей нынешней жизни что-нибудь более знакомое, обычное? Однако попробуем углубиться в этот «простой факт», и мы будем поражены: подобно лучу света, проходящему через призму, он даст нам целый спектр неожиданных открытий и заключений. Что же мы видим, что нас поражает? Мы видим толпу, которая завладела и пользуется всеми просторами и всеми благами цивилизации. Но рассудок немедленно нас успокаивает: что ж тут такого? Разве это не прекрасно? Ведь театр на то и построен, чтобы места были заполнены. То же самое с домами, отелями, железной дорогой. Да, конечно. Но раньше все они не были переполнены, а сейчас в них просто не войти. Как бы это ни было логично и естественно, мы должны признать, что раньше было иначе, и это оправдывает, по крайней мере, в первый момент, наше удивление. Удивление, изумление – первый шаг к пониманию. Здесь сфера интеллектуала, его спорт, его утеха. Ему свойственно смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Все в мире странно и чудесно для широко раскрытых глаз. Способность удивляться не дана футболисту, интеллектуал же всегда в экстазе и видениях, его отличительный признак – удивленные глаза. Потому-то древние и представляли себе Минерву совой.

Скученности, переполнения раньше почти не бывало. Почему же теперь оно стало обычным? Оно возникло не случайно. Пятнадцать лет тому назад общая численность населения была почти та же, что и сейчас. После войны она, казалось бы, должна была уменьшиться. Но здесь как раз мы приходим к первому важному пункту. Индивиды, составляющие толпу, существовали и раньше, но не в толпе. Разбросанные по свету в одиночку или мелкими группами, они вели раздельную, уединенную жизнь. Каждый из них занимал свое место – в деревне, в городке, в квартале большого города. Теперь они появились все вместе, и куда ни взглянешь, всюду видишь толпу. Повсюду? О, нет, как раз в лучших местах, в мало-мальски изысканных уголках нашей культуры, ранее доступных только избранным, меньшинству.

Массы внезапно стали видны, они расположились в местах, излюбленных «обществом». Они существовали и раньше, но оставались незаметными, занимая задний план социальной сцены; теперь они вышли на авансцену, к самой рампе, на места главных действующих лиц. Герои исчезли – остался хор. Толпа – понятие количественное и видимое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы. Всякое общество – это динамическое единство двух факторов, меньшинств и массы. Меньшинства – это личности или группы личностей особого, специального достоинства. Масса – это средний, заурядный человек.

Таким образом, то, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как качество; оно становится общим социальным признаком человека без индивидуальности, ничем не отличающегося от других, безличного «общего типа». Что мы выиграли от превращения количества в качество? Очень просто: изучив «тип», мы можем понять происхождение и природу массы. Ясно, даже общеизвестно, что нормальное, естественное возникновение массы предполагает общность вкусов, интересов, стиля жизни у составляющих ее индивидов. Могут возразить, что это верно в отношении каждой социальной группы, какой бы элитарной она себя ни считала. Правильно; но есть существенная разница!

В тех группах, которые нельзя назвать массой, сплоченность членов основана на таких вкусах, идеях, идеалах, которые исключают массовое распространение. Для образования любого меньшинства необходимо, прежде всего, чтобы члены его отталкивались от большинства по особым, хоть относительно личным мотивам. Согласованность внутри группы – фактор вторичный, результат общего отталкивания. Это, так сказать, согласованность в несогласии. Иногда такой характер группы выражен явно, пример – англичане, называвшие себя «нонконформистами», т.е. «несогласными», которых связывает только их несогласие с большинством. Объединение меньшинства, чтобы отделить себя от большинства, – необходимая предпосылка его создания. Строго говоря, принадлежность к массе – чисто психологический признак, и вовсе не обязательно, чтобы субъект физически к ней принадлежал. О каждом отдельном человеке можно сказать, что принадлежит он к массе или нет. Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он – «точь-в-точь, как все остальные», и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все. Представим себе скромного человека, который пытается определить свою ценность на разных поприщах, испытывает свои способности там и тут и, наконец, приходит к заключению, что у него нет таланта ни к чему. Такой человек будет чувствовать себя посредственностью, но никогда не почувствует себя членом «массы».

Контрольные вопросы:

1. Как Х. Ортега-и-Гассет оценивает современное состояние европейской культуры?

2. Что философ понимает под «восстанием масс»?

3. Назовите признаки «восстания масс».

4. Определите роль масс в истории и культуре с точки зрения философа?

5. Согласны ли вы с таким определением места масс в культуре? Обоснуйте свое утверждение.

 

 

Вариант 7

 

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения культурологии и лингвистики. В чем сходство и разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?

2. Продолжите определение понятия «культура»: Культура – это совокупность...

3. Поясните и приведите примеры следующих двух функций культуры:

Функция Характеристика Пример
нормативная    
идеологическая    
. . .    

4. Охарактеризуйте символическую теорию происхождения культуры. Какие теории происхождения культуры существуют в науке?

5. Что такое миф? Какое место занимает миф в первобытной культуре?

6. Дайте определение основных понятий культуры Древнего Рима и функции богов. Используя данные термины и имена знаменитых римлян, составьте краткий рассказ о культуре Древнего Рима:

Колизей   Цезарь  
Зрелищность   Сервий Туллий  
Гладиаторские бои   Сатурн  
Арка   Вакх  
Этруски   Веста  
Плебеи   Вергилий  
Пенаты   Цицерон  
Кодекс   Иоанн Златоуст  

7. Назовите и объясните смысл и символику пяти столпов веры в исламе.

8. Заполните таблицу и сравните, как понималась природа в различные исторические эпохи:

Культурная эпоха Понимание природы Примеры
Первобытная культура    
Античная культура    
Культура Древнего Востока    
Средневековая культура Европы    
Культура Возрождения    
Культура Нового времени    
Современная культура    

9. Выберите один правильный ответ:

9.1. Какая характеристика, по мнению О. Шпенглера не определяет понятия «культура»:

а) религиозна; б) национальна; в) демократична; г) органична.

9.2. Культура – это результат развития добрых коллективистских начал, присущих естественной природе человека, данных ему от рождения:

а) Фрейд; б) Ж.-Ж.Руссо; в) Сорокин; г) Кассирер.

9.3. Кто из философов выделял такие способы взаимодействия культур, как «опыление», «прививка», «прополка»:

а) Данилевский; б) Сорокин; в) Фрейд; г) Шпенглер.

9.4. Творцом подлинной культуры Х. Ортега-и-Гассет считал:

а) народ; б) элиту; в) интеллигенцию; г) бога.

10. Согласны ли Вы с афоризмом Леонардо да Винчи: «Железо ржавеет, стоячая вода гниет, а ум человека, не находя себе применения, чахнет»?

Напишите эссе на эту тему.

11. Раскройте понятие «межкультурная коммуникация». Что составляет ее основу? Приведите примеры.

12. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.