Здавалка
Главная | Обратная связь

Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 2003. – С. 13–16.



Когда речь заходит об «избранном меньшинстве», лицемеры сознательно искажают смысл этого выражения, притворяясь, будто они не знают, что «избранный» – вовсе не «важный», т.е. тот, кто считает себя выше остальных, а человек, который к себе самому требовательней, чем к другим, даже если он лично и не способен удовлетворять этим высоким требованиям. Несомненно, самым глубоким и радикальным делением человечества на группы было бы различение их по двум основным типам: на тех, кто строг и требователен к себе самому («подвижники»), берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению. Это напоминает мне правоверный буддизм, который состоит из двух различных религий: одной – более строгой и трудной, и другой – легкой и неглубокой. Махаяна – «великий путь», Хинаяна – «малый путь». Решает то, на какой путь направлена наша жизнь, с высокими требованиями или с минимальными.

Таким образом, деление общества на массы и избранное меньшинство – деление не на социальные классы, а на типы людей; это совсем не то, что иерархическое различие «высших» и «низших». Конечно, среди «высших» классов, если они и впрямь высшие, гораздо больше вероятно встретить людей «великого пути», тогда как «низшие классы» обычно состоят из индивидов без особых достоинств. Но, строго говоря, в каждом классе можно найти и «массу», и настоящее «избранное меньшинство». Как мы увидим далее, в наше время массовый тип, «чернь», преобладает даже в традиционных избранных группах. Так, в интеллектуальную жизнь, которая по самой сути своей требует и предполагает высокие достоинства, все больше проникают псевдоинтеллектуалы, у которых не может быть достоинств; их или просто нет, или уже нет. То же самое и в уцелевших группах нашей «знати», как у мужчин, так и у женщин. И, наоборот, среди рабочих, которые раньше считались типичной «массой», сегодня нередко встречаются характеры исключительных качеств.

Итак, в нашем обществе есть действия, дела, профессии разного рода, которые по самой природе своей требуют специальных качеств, дарований, талантов. Таковы государственное управление, судопроизводство, искусство, политика. Раньше каждый специальный род деятельности выполнялся квалифицированным меньшинством. Масса не претендовала на участие: она знала, что для этого ей не хватало квалификации; если бы она эту квалификацию имела, она не была бы массой. Масса знала свою роль в нормальной динамике социальных сил.

Если теперь мы обратимся к фактам, отмеченным вначале, мы, несомненно, должны будем признать, что поведение масс совершенно изменилось. Факты показывают, что массы решили двинуться на авансцену истории, занять там места, использовать достижения техники и наслаждаться всем тем, что раньше было предоставлено лишь немногим. Ясно, что сейчас все переполнено, – ведь места не предназначались для масс; а толпы все прибывают. Все это свидетельствует наглядно и убедительно о новом явлении: масса, не переставая быть массой, захватывает место меньшинства, вытесняя его. Никто, я уверен, не будет возражать против того, что сегодня люди развлекаются больше, чем раньше, поскольку у них есть к этому желание и средства. Но тут есть опасность: решимость масс овладеть тем, что раньше было достоянием меньшинства, не ограничивается областью развлечений, это генеральная линия, знамение времени. Поэтому я полагаю, предвосхищая то, что мы увидим далее, что политические события последних лет означают не что иное, как политическое господство масс. Старая демократия была закалена значительной дозой либерализма и преклонением перед законом. Служение этим принципам обязывает человека к строгой самодисциплине. Под защитой либеральных принципов и правовых норм меньшинства могли жить и действовать. Демократия и закон были нераздельны. Сегодня же мы присутствуем при триумфе гипердемократии, когда массы действуют непосредственно, помимо закона, навязывая всему обществу свою волю и свои вкусы. Не следует объяснять новое поведение масс тем, что им надоела политика и что они готовы предоставить ее специальным лицам. Именно так было раньше, при либеральной демократии. Тогда массы полагали, что, в конце концов, профессиональные политики при всех их недостатках и ошибках все же лучше разбираются в общественных проблемах, чем они, массы. Теперь же, наоборот, массы считают, что они вправе пустить в ход и сделать государственным законом свои беседы в кафе. Сомневаюсь, чтобы в истории нашлась еще одна эпоха, когда бы массы господствовали так явно и непосредственно, как сегодня. Поэтому я и говорю о «гипердемократии».

То же самое происходит и в других областях жизни, особенно в интеллектуальной. Быть может, я ошибаюсь, но писатель, который берет перо, чтобы писать на тему, которую он долго и основательно изучал, знает, что его рядовой читатель, ничего в этой теме не смыслящий, будет читать его статью не с тем, чтобы почерпнуть из нее что-нибудь, а с тем, чтобы сурово осудить писателя, если он говорит не то, чем набита голова читателя. Если бы люди, составляющие массу, считали себя особо одаренными, это был бы случай частного ослепления, а не социальный сдвиг. Но для нынешних дней характерно, что вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность, и причем повсюду. Как говорят в Америке, «выделяться неприлично». Масса давит все непохожее, особое, личностное, избранное.

Кто выглядит не так, «как все», кто думает не так, «как все», тот подвергается риску стать изгоем. Конечно, эти «все» еще далеко не все. Все без кавычек – это сложное единство однородной массы и неоднородных меньшинств. Но сегодняшние «все»- это только масса. Вот страшный факт нашего времени, и я пишу о нем, не скрывая грубого зла, связанного с ним.

Контрольные вопросы:

1. Как Х. Ортега-и-Гассет определяет «массу» и ее роль в формировании культуры?

2. Как философ определяет «элиту» и ее роль в формировании культуры?

3. Каким образом изменилось поведение масс в XIX–XX вв.?

4. Что понимает философ под «восстанием масс»? Согласны ли вы с его мнением?

5. К каким изменениям в культуре XIX–XX вв. привело изменение поведения масс?

Вариант 9

 

1. Проблемы и феномены культуры изучают разные науки. Дайте определения культурологии и психологии культуры. В чем разница подходов и объектов изучения культуры в этих науках?

2. Дайте социологическое определение культуры.

3. Поясните и приведите примеры следующих функций культуры:

Функция Характеристика Пример
нормативная    
функция творческой реализации личности    
. . .    

4. Докажите мифологизм первобытной культуры.

5. Приведите примеры первобытного искусства. Каковы его функции?

6. Дайте определение основных понятий культуры Древнего Китая и обозначьте функции следующих богов. Используя данные термины, составьте краткий рассказ о культуре Древнего Китая:

 

Дао   Шанди  
Дэ   Небо  
Ян   Дракон  
Инь   Кун-цзы  
Ли   Лао-цзы  
Жэнь   Цинь Шихуан  
Пагода   «Луньюй»  
Лама   Ван  

7. Назовите и объясните смысл и символику христианских заповедей Нагорной проповеди Христа (Евангелие от Матфея).

8. Заполните таблицу и сравните, как изменялись представления о боге и его месте в жизни человека в различные исторические эпохи:

Культурная эпоха Представление о боге Примеры
Первобытная культура    
Античная культура    
Культура Древнего Востока    
Средневековая культура Европы    
Культура Возрождения    
Культура Нового времени    
Современная культура    

 

9. Выберите один правильный ответ:

9.1. Какая характеристика, по мнению О. Шпенглера, не определяет понятия «цивилизация»:

а) безрелигиозна; б) интернациональна; в) механистична;
г) аристократична.

9.2. Кто полагал, что культура возникает в результате деятельности человека, творящего символы:

а) Фрейд; б) Юнг; в) Кассирер; г) Ясперс.

9.3. Что, по мнению Хейзинга, первично:

а) игра; б) культура; в) техника; г) речь.

9.4. Кто из философов XX в. занимался изучением элитарного и массового искусства: а) Хейзинга; б) Ортега-и-Гассет;
в) Фрейд; г) Тойнби.

10. Согласны ли Вы с афоризмом Ж. Жубера: «Всякое излишество портит или нравы, или вкусы»?

Напишите эссе на эту тему.

11. Раскройте понятие «постмодернизм». Что составляет его основу? Приведите примеры.

12. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.