Здавалка
Главная | Обратная связь

Упадок французского абсолютизма во второй половине XVIII в.



Во второй половине XVIII в. дальнейший рост производительных сил во Франции был возможен лишь при условии глубоких революционных преобразований. Но французский абсолютизм уже представлял собой в это время реакционную силу. Поэтому даже те мероприятия правительства, которые, по видимости, были направлены на развитие промышленности, не достигали цели. Поддержка абсолютизма банкирами, откупщиками и некоторыми другими элементами верхушки буржуазии, равно как и покровительство абсолютизма этим элементам, не изменяли существа абсолютной монархии как государства, охранявшего классовые интересы привилегированных землевладельцев.

Одним из признаков упадка абсолютизма являлась его неспособность завершить формирование политического и административного единства страны.

Сосредоточение власти в руках провинциальных интендантов не устранило во Франции чудовищной административной «чересполосицы». Административная терминология соответствовала запутанности административных порядков. Наряду с понятием «интендантство» употреблялись термины «генеральство» и «провинция», причем понятие «провинция» применялось тогда и к генеральствам, и к интендантствам, и к военным округам. Четкого разделения на административные округа, таким образом, во Франции не существовало даже в конце XVIII в.

Большая часть Франции управлялась посредством громоздкого бюрократического аппарата, и только некоторые области пользовались кое-какими, притом неодинаковыми, правами самоуправления. Неодинаково управлялись и города. Выборность мэров была по большей части уничтожена; короли продавали должности мэров.

Руководство в судебных трибуналах сенешальств и бальяжей (судебных округов, издревле носивших название сенешальств на Юге и бальяжей на Севере) перешла к интендантам. Суд совершался не только на основе королевского законодательства, но и на основе особых для каждой области законов и обычаев, имевших различное историческое происхождение.

В условиях бесправия широких масс народа и судебно-административного хаоса допускались невероятные злоупотребления. Особенно ярким проявлением чудовищного произвола были «летр де каше» (lettres de cachet — приказы в запечатанных конвертах), т. е. негласные королевские приказы. Они применялись и для арестов, притом особенно часто во второй половине XVIII в. Посредством «летр до каше» министры, интенданты, придворные фавориты и фаворитки могли по своему произволу избавляться от политических и личных врагов. Для этого достаточно было вписать в такой приказ, снабженный королевской подписью и печатью, желательное имя, и этого человека без суда заключали в тюрьму на неопределенно долгое время.

Официально во Франции признана была лишь католическая церковь. Ряд правительственных и церковных мероприятий, последовавших за отменой Нантского эдикта (1685 г.), укреплял полновластное господство католицизма. Протестанты подвергались преследованиям, их били плетьми, бросали в тюрьмы, ссылали на каторгу. Крещение и браки признавались только в тех случаях, когда они совершались католическим духовенством. Члены семьи протестанта, не подчинявшиеся этому требованию, лишались по закону всех гражданских прав.

Церковная аристократия отстранила низшее духовенство от участия в церковных ассамблеях и в органах местного самоуправления — провинциальных штатах.

Армия рассматривалась наряду с церковью и судом как важнейшая опора трона. Она формировалась путем вербовки, срок службы устанавливался договором. При Людовике XVI в армии были проведены реформы, имевшие немаловажное военное значение. В 70—80-х годах главный инспектор артиллерии Грибоваль почти удвоил численность артиллеристов, рабочих арсенала перевел на положение военных, реконструировал материальную часть артиллерии, ввел новый, усовершенствованный тип орудий, словом, создал по тем временам превосходную артиллерию.

Но в то же время командный состав армии приобрел более отчетливо выраженный сословный, кастовый характер. По военному регламенту 1781 г. лица, желавшие получить офицерский чин в пехоте или кавалерии, обязаны были документально доказать свою принадлежность к дворянству в четырех предшествующих поколениях. Исключались, следовательно, не только выходцы из третьего сословия, но и лица, дворянская родословная которых насчитывала менее 100 лет.

14ГЕНЕРА́ЛЬНЫЕ ШТА́ТЫ 1789 (франц. Etats Generaux), высшее сословно-представительское законосовещательное учреждение Франции, заседания которых стали началом Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).

Предпосылки созыва Генеральных штатов 1789 года
Генеральные штаты во Франции зародились в эпоху средневековья, в период становления Французского централизованного государства. В компетенцию этого органа входило утверждение экстраординарных налогов и сборов общегосударственного масштаба. После укрепления абсолютной королевской власти, утверждения фискальной системы надобность в Генеральных штатах отпала и они не собирались с 1615. Однако идея Генеральных штатов, как представительского органа имеющего право принимать общегосударственные решения, оставалась существовать в сознании широких слоев французского народа.
В 1780-х годах Франция погрузилась в пучину всеобщего кризиса, охватившего все стороны политической и экономической жизни. Только на выплату процентов и погашение государственных долгов в 1788 было потрачено 318 млн ливров из общего дохода в 503 млн ливров. При этом общие расходы государства составили 629 млн ливров. Из года в год рос государственный долг Франции, который к 1788 году достиг отметки в 4,5 млрд ливров. В 1787 году начался торгово-промышленный кризис, последствия которого усугублялись неурожайными годами. Ряд французских провинций охватила волна крестьянских бунтов, переплетавшихся с выступлениями плебейства в городах.
Оказавшись на грани банкротства, Людовик XVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон) решил встать на путь реформ государственного механизма. Их инициатором выступил Шарль Калонн, занимавший с 1783 пост генерального контролера финансов. В августе 1786 он представил королю план реорганизации финансов страны, во многом возрождавший идеи Тюрго и Неккера. Генеральный контролер предлагал ввести табачную монополию, гербовый сбор со всех документов, обложить особой пошлиной колониальные товары, но самым радикальным предложением была замена двадцатины, которую платили фактически только представители третьего сословия (см. ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ), на новый всесословный земельный налог. Для оживления торговли предполагалось отменить внутренние таможенные границы и ввести свободу хлебной торговли. Калонн предлагал реформировать систему местного самоуправления — создать общинные собрания, в которых участвовали бы все собственники с доходом не менее 600 ливров в год, а также окружные и провинциальные законосовещательные собрания. Предвидя сопротивление местных парламентов (юридических органов), прерогативы которых затрагивал проект реформ, генеральный контролер советовал королю заручиться поддержкой собрания нотаблей (см. НОТАБЛИ).
В феврале 1787 в Версале открылось собрание нотаблей в составе 144 человек. В их число входили принцы крови, герцоги, маршалы, епископы, президенты парламентов, интенданты, мэры главных городов, депутаты провинциальных штатов. В ответ на свои предложения Калонн подвергся ожесточенным нападкам, его называли главным виновником государственного дефицита. Депутаты собрания нотаблей уличили генерального контролера финансов в злоупотреблениях, покрытии собственных долгов за счет казны. В апреле 1787 Людовик XVI отправил Калонна в отставку. Новым генеральным контролером финансов по рекомендации королевы Марии-Антуанетты (см. МАРИЯ АНТУАНЕТТА) был назначен тулузский архиепископ Ломени де Бриенн. Нотабли предоставили ему заем в 67 млн ливров на неотложные нужды казны. Но утвердить всесословный земельный налог нотабли отказались, сославшись на свою неправомочность. По традиции, идущей из средневековья, утверждать экстраординарные сборы могли только Генеральные штаты. Наиболее либерально настроенный участник собрания нотаблей маркиз де Лафайет (см. ЛАФАЙЕТ Жильбер) открыто потребовал созыва новых Генеральных штатов. В мае 1787 нотабли были распущены.
Не получив поддержку высшей аристократии, Людовик XVI пытается начать реформы самостоятельно. Один за другим публикуются королевские эдикты о замене дорожной барщины денежным налогом, о гербовом сборе, о свободе хлебной торговли, о восстановлении гражданских прав гугенотов (см. ГУГЕНОТЫ), о создании провинциальных собраний с расширенным представительством от третьего сословия, о всеобщем поземельном налоге. Но королевские инициативы не встретили поддержки общества. Кризис в государстве дошел до такой степени, что любые, даже разумные меры провоцировали дестабилизацию обстановки. Центром оппозиции стали Парижский и другие местные парламенты. Стоявшая во главе парламентов судебная аристократия усмотрела в эдиктах короля попытку ограничить свои привилегии. Парламенты отказывались регистрировать королевские эдикты, апеллировали к общественному мнению, осуждали «министерский деспотизм», призывали к созыву Генеральных штатов. Пытаясь нейтрализовать общественное мнение, король в декабре 1787 заявил, что Генеральные штаты будут собраны через пять лет.

Призыв Дофине
8 мая 1788 Людовик XVI объявил о реформе парламентов. Они были лишены права ремонстраций, значительная часть гражданских и уголовных дел передавалась в ведение создаваемых окружных судов. Функция регистрации королевских эдиктов возлагалась на новый орган — «Общую палату» (Cour pléniére), состоящую из назначенных королем высших чиновников. Этот акт встретил сопротивление судебной аристократии, которая инспирирует волну протестов против реформы парламентов. Протестующих поддерживают провинциальные штаты. В Дижоне, Тулузе, Бретани, Беарне парламентам удалось спровоцировать мятежи в свою защиту, произошли стычки между королевскими войсками и народом. В движении протеста активное участие принимает либерально настроенная интеллигенция и буржуазия.
Наибольшего размаха движение в защиту парламентов достигло в провинции Дофине. 10 мая 1788 в Гренобле (административном центре Дофине) было закрыто здание парламента, а его члены распущены на каникулы. Административный нажим вызвал недовольство в местном обществе, и 20 мая члены парламента потребовали отмены королевских эдиктов о судебной реформе. Заявление служителей мантии не осталось безнаказанным. Утром 7 июня члены гренобльского парламента получили королевские предписания немедленно отправиться в ссылку. Весть об этом вывела на улицы толпы горожан и жителей окрестных деревень. В акции протеста приняли участие сорок ремесленных корпораций Гренобля. Для разгона демонстрантов из казарм на улицы города были выведены два пехотных полка, но солдаты и офицеры отказывались стрелять в народ. Возбужденный народ с крыш и балконов домов закидывал солдат черепицей. 7 июня 1788 вошел в историю Франции как «день черепиц». Спустя несколько дней члены парламента сочли за благо подчиниться королевской воле, и сами выехали в ссылку, но движение протеста продолжало развиваться.
14 июня 1788 в ратуше Гренобля встретились представители местного дворянства, духовенства, третьего сословия, которые приняли решение о созыве провинциальных штатов. Королевские власти наложили запрет на это решение. Тем не менее, сословия выбрали своих депутатов (50 — от духовенства, 165 — от дворянства, 276 — от третьего сословия) и 21 июля 1788 в Визиле — замке промышленников Перье — состоялось собрание провинциальных штатов Дофине. Депутаты приняли обращение к королю с требованием восстановить парламенты, безотлагательно созвать Генеральные штаты и провинциальные штаты с двойным представительством третьего сословия. Они призвали все провинции Франции присоединиться к этим требованиям и не платить налоги, пока не будут созваны Генеральные штаты.
«Призыв Дофине» нашел широкий отклик по всей Франции. Таким образом, протесты судейской аристократии против реформы парламентов переросли в общенациональное движение за созыв Генеральных штатов. Король решил пойти на уступки, и 8 августа 1788 было обнародовано решение созвать Генеральные штаты 1 мая 1789. В конце августа Ломени де Бриенн получил отставку, а генеральным контролером финансов был вновь назначен Жак Неккер (см. НЕККЕР Жак). Судебная реформа была отменена, парламенты восстановлены в своих правах. Новый генеральный контролер был апологетом идей государственного регулирования экономики. Он отменил свободу хлебной торговли и предписал установить твердые цены на хлеб.
Для решения вопроса о принципах созыва и условиях работы Генеральных штатов были вновь собраны нотабли. Они совещались в течение ноября-декабря 1788. Нотабли высказались за предоставление третьему сословию одной трети мест и традиционное посословное голосование. Неккер предлагал отказаться от феодальных принципов и предоставить третьему сословию половину голосов. 12 декабря 1788 пять принцев семейства Бурбонов (см. БУРБОНЫ) — граф д"Артуа, принцы Конде и Конти, герцоги Бурбонский и Энгиенский — подали Людовику XVI меморандум, в котором предостерегали его против ущемления прав дворянства и церкви. Все же на заседании королевского совета 27 декабря 1788 Людовик XVI объявил о своем решении предоставить третьему сословию половину мест в Генеральных штатах, однако вопрос о порядке голосования остался открытым.

Избирательная компания
24 января 1789 были оглашены указ короля о созыве Генеральных штатов (заседания предписывалось начать 27 апреля) и регламент выборов в них. Первому и второму сословиям предстояло избрать по триста депутатов, а третьему — шестьсот депутатов. Выборы предполагалось произвести по бальяжам и сенешальствам (судебным округам). В дворянской курии выборы были всеобщими и прямыми. Избирательные права монашества были ограничены: если приходские священники лично принимали участие в выборах депутата Генеральных штатов, то монахи делегировали на выборы одного представителя от монастыря. В третьем сословии право голоса имели только имеющие постоянное место жительства налогоплательщики старше 25 лет, а сами выборы были трехстепенными, а местами даже четырехстепенными. В городах основным избирательным органом было городское избирательное собрание. Оно составлялось из выборщиков от городских цехов и корпораций, а также выборщиков от горожан, не являвшихся членами цехов и корпораций, но имевших право голоса. Городское избирательное собрание посылало своих делегатов в окружное избирательное собрание, которое вместе с выборщиками от сельского населения определяло депутата Генеральных штатов.
В соответствии со средневековыми традициями король одновременно с выборами депутатов предложил всем избирателям заявить о своих обидах и пожеланиях. Выборная компания вызвала широкую волну политической активности всех слоев населения Франции. По стране прошли избирательные собрания различных уровней, на которых, помимо выборов депутатов и выборщиков, принимались наказы (cahiers des doléance — тетради жалоб) будущим Генеральным штатам. Сahiers des doléance отразили настроения и требования различных социальных групп. Все наказы осуждали произвол правительственной власти, требовали введения независимого суда присяжных, свободы слова, печати, единой системы налогообложения, регулярности созыва Генеральных штатов и передачи им права вотирования налогов. Дворянство в своем большинстве не возражало против введения всесословной системы налогообложения, но даже не помышляло о возможности трансформации феодальных повинностей зависимых крестьян. Дворяне настаивали на сохранении сословного характера Генеральных штатов, что обеспечивало им привилегированное положение в обществе.
Сahiers des doléance третьего сословия требовали преобразования Генеральных штатов из сословного в общенациональное учреждение, перед которым были бы ответственны министры. Кроме того, третье сословие настаивало на равенстве в налогообложении привилегированных и непривилегированных слоев населения. Крестьяне выражали пожелание ликвидировать феодальные права сеньеров, возвращения захваченных общинных земель, отмены церковной десятины. Предприниматели и промышленники решительно высказались за отмену всех ограничений в области торговли и производства.
Общественный ажиотаж сопровождался и провоцировался выходом в свет многочисленных брошюр и памфлетов, авторы которых откликались на злобу дня, формулировали различные политические и социально-экономические программы. Эти издания популяризировали как либеральные, так и консервативные идеи, но в целом преобладали брошюры написанные в духе эпохи Просвещения. Шумный успех имела брошюра аббата Сьейеса (см. СЬЕЙЕС Эмманюэль Жозеф) «Что такое третье сословие?», вышедшая в январе 1789. Автор доказывал, что именно третье сословие составляет нацию, а привилегированные сословия — только лишнее бремя для Франции. В этой брошюре Сьейес сформулировал свой знаменитый афоризм: «Что такое третье сословие? Все. Чем оно было до сих пор? Ничем. Что оно желает? Стать хоть чем-то.» Выражая антиаристократические взгляды, Сьейес предлагал депутатам от третьего сословия образовать самостоятельное Национальное собрание.
Избирательная компания завершилась в апреле 1789. От духовенства был избран 291 депутат, из них около двухсот были достаточно либерально настроенные приходские священники. Наибольшую известность из них приобрел аббат Грегуар, депутат от бальяжа Нанси. 270 депутатов выбрало дворянство. Около девяноста из них относили себя к «патриотам», то есть готовы были поддержать курс на реформы. Причем большинство «патриотов», а в их число входили маркиз Лафайет, виконт Ноайль, герцог Ларошфуко, герцог д"Эгийон, принадлежало к слою высшей аристократии. Но большинство депутатов благородного сословия составили представители консервативно настроенного мелкого провинциального дворянства. Их лидером стал драгунский офицер Казалес, мелкий сеньер из Южной Франции.
Третье сословие было представлено 578 депутатами, из которых более половины профессионально занимались юридической деятельностью. Одних адвокатов было около двухсот человек. Примерно сто депутатов были предпринимателями: банкирами, коммерсантами, промышленниками. Более пятидесяти депутатов третьего сословия представляли слой богатых сельских землевладельцев. От третьего сословия были избраны некоторые дворяне и священники: граф Мирабо (см. МИРАБО (деятель Французской революции)) от Экс-ан-Прованса, аббат Сьейес от Парижа.
К моменту начала работы Генеральных штатов социальное напряжение во Франции достигло крайней точки. Тяготы экономического кризиса становились невыносимыми для городских низов. Зимой 1788—1789 в Париже насчитывалось до 80 тыс безработных. Между тем ограничения на свободу торговли хлебом не смогли сдержать рост цен и только привели к перебоям в снабжении городов. Цена обычного для Парижа четырехфунтового хлеба подскочила до 15 су, в то время как поденная оплата рабочего составляла 20—30 су. В условиях общего недовольства достаточно было незначительного повода для вспышки массовых беспорядков. Знаменательным событием весны 1789 стал бунт бедноты в парижском предместье Сент-Антуан 27—28 апреля 1789, для подавления которого пришлось прибегнуть к помощи войск. В это же время усиливалось стихийное движение крестьян, которые начали войну против дворянских замков. Толпы крестьян врывались в дворянские имения и монастыри, отбирали запасы хлеба и имущества. Участились случаи убийств сеньеров и управляющих имениями.

Начало работы Генеральных штатов
5 мая 1789 в Версальском дворце, в Зале малых забав (Menus plaisirs) открылись заседания Генеральных штатов. Депутаты были размещены посословно: справа от кресла короля — духовенство, слева — дворянство, напротив — третье сословие. Феодальный этикет соблюдался и в одежде депутатов: привилегированные сословия блистали яркими и пышными одеяниями, а депутаты третьего сословия были скромно одеты во все черное. На галереях зала присутствовала многочисленная публика. Во вступительном слове король предостерег Генеральные штаты от опасных нововведений, посоветовал депутатам ограничить свою деятельность изысканием средств для пополнения казны. Генеральный контролер финансов Неккер заявил о необходимости срочно изыскать средства в размере 80 млн ливров.
Однако большинство депутатов от третьего сословия считало своей главной задачей именно реформирование системы управления государством. Противоборство в Генеральных штатах началось уже 6 мая, когда депутаты от духовенства и дворянства собрались отдельно, чтобы приступить к проверке полномочий избранных депутатов. Тем самым утверждался принцип посословного голосования, который давал преимущества привилегированным сословиям. Депутаты третьего сословия выступили с протестом и предложили приступить к проверке полномочий депутатов на совместных заседаниях. Начались долгие переговоры, в которые вмешался король, требуя посословных заседаний и голосований. Третье сословие твердо стояло на своем, чувствуя поддержку общественного мнения. К тому же, далеко не все депутаты от духовенства и дворянства держались за свои привилегии и готовы были пойти навстречу третьему сословию.
В деле сплочения депутатов от третьего сословия и установления их связей с либеральной аристократией большую роль сыграл Бретонский клуб (Club breton). Он сформировался еще в конце апреля 1789, когда избранные депутаты начали съезжаться в Версаль. Начало клубу положили собрания депутатов из Бретани, объединившихся вокруг адвоката Ле Шапелье. Постепенно к ним стали присоединяться другие радикально настроенные депутаты, в том числе Мирабо, Сьейес, герцог д"Эгийон, виконт Ноайль, аббат Грегуар, Барнав, Петион, Вольней, Максимилиан Робеспьер, братья Шарль и Александр Ламеты. На собраниях Бретонского клуба обычно намечалась линия поведения либералов в Генеральных штатах. К середине июня в клуб входило около 150 депутатов.

Образование Национального собрания
10 июня 1789, на заседании «общин», как стали называть себя депутаты третьего сословия, по предложению аббата Сьейеса привилегированные вновь приглашались к совместным заседаниям и было принято решение начать общую проверку полномочий депутатов всех сословий вне зависимости от их явки на заседания. 12 июня «общины» начали перекличку депутатов по бальяжным округам. Этот тактический ход сдвинул ситуацию с мертвой точки. В течение нескольких дней к третьему сословию присоединились двадцать депутатов от духовенства. Развивая инициативу, «общины» на заседании 17 июня большинством в 490 голосов против 90 провозгласили себя Национальным собранием (см. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) (Assamblée nacionale), призвав народ прекратить уплату налогов, если собрание будет распущено.
Этот акт нашел широкий отклик во всей Франции и повлиял на расстановку сил в Генеральных штатах. После бурных дебатов,19 июня 1789, депутаты от духовенства незначительным большинством голосов приняли решение присоединиться к третьему сословию. Но попытка герцога Филиппа Орлеанского и группы депутатов-дворян из Парижа провести аналогичное решение на собрании дворянских депутатов не удалась.
Королевская власть предпринимала попытки предотвратить превращение Генеральных штатов из сословно-представительского собрания в общенациональный властный орган. Утром 20 июня депутаты не были допущены в Зал малых забав, который был закрыт под предлогом ремонта. Тогда «общины» собрались в Зале для игры в мяч (Jeu de paume) и по предложению депутата Мунье принесли клятву не расходиться до тех пор, пока не будет выработана конституция Франции. На следующий день был закрыт и Зал для игры в мяч — «общинам» пришлось собраться в церкви.
23 июня в Зале малых забав вновь были собраны депутаты всех трех сословий — король Людовик XVI решил лично образумить депутатов. По традиции в присутствии короля Генеральные штаты не смели ему возражать и обязаны были утвердить любое его пожелание. Этот старинный обычай назывался lit de justice. Как и 5 мая, депутаты были рассажены по сословному признаку. Публика на галереи допущена не была, а в Версаль введены дополнительные войска.
В своем слове король выразил неудовольствие деятельностью «общин» и отменил их постановления, принятые 17 июня. Обещав депутатам, что он будет советоваться с ними по вопросам финансов и налогов, Людовик XVI заявил, что не допустит ни ограничения своей власти, ни ущемления прав привилегированных сословий. Затем король приказал депутатам разойтись в отведенные для них помещения и заседать посословно. Сделав это заявление, Людовик XVI покинул зал. За ним последовала большая часть дворян и духовенства. Однако третье сословие осталось на местах. На просьбу церемониймейстера подчиниться воле короля Мирабо ответил: «Ступайте и скажите вашему господину, что мы здесь находимся по воле народа и оставим наши места, уступая только силе штыков».
Король велел гвардии разогнать непокорных депутатов. Но в дверях Зала малых забав гвардейцев встретили со шпагами в руках маркиз Лафайет, герцог Ларошфуко и еще несколько дворян, оставшихся с «общинами». Людовик XVI не решился применить силу и приказал гвардии отступить. Оставшись на своих местах «общины», по предложению Мирабо, объявили о неприкосновенности депутатов Национального собрания и об уголовном преследовании всякого, кто посягнет на эту неприкосновенность.
На следующий день к общинам присоединилось большинство духовенства, а еще через день 47 депутатов дворян во главе с герцогом Филиппом Орлеанским. 27 июня 1789 король обратился с просьбой к оставшимся депутатам от духовенства и дворян соединиться с третьим сословием. Людовик XVI надеялся, что консервативные дворяне сумеют удержать депутатов от принятия радикальных решений, но одновременно приказал сосредоточить в Париже и вокруг него двадцатитысячное войско.
Так завершилось преобразование Генеральных штатов в Национальное собрание, в котором преобладающее влияние имели сторонники коренного преобразования государственного устройства Франции. Это событие было с воодушевлением воспринято большинством политически активного населения Франции. Широкую известность в народе снискали депутаты Лафайет, Байи, Мирабо, Сьейес, Филипп Орлеанский, отстаивавшие приоритет нации перед королевской волей. 9 июля 1789 депутаты Национального собрания приняли решение объявить себя Учредительным собранием (Assamblée nacionale constituante). Тем самым они определили свою главную задачу — выработку конституции страны.

15Тяжелая экономическая обстановка в стране (торгово-промышленный кризис 1788 г., неурожаи, бан-кротство всей государственной финансовой системы, массовые народные выступления в форме голодных бунтов, случаи открытого неповиновения в армии) вынудила короля Людовика XVI (1774—1792 гг.) объявить о созыве 5 мая 1789 г. Генеральных штатов, не собиравшихся на протяжении предшествующих 175 лет. Правящие круги полагали, что Генеральные штаты окажут помощь монархии в преодолении финансового кризиса, согласившись на введение новых налогов. С иным настроением ждали открытия Генеральных штатов депутаты третьего сословия, представлявшие более 95 % населения страны. В многочисленных наказах, которые дали им избиратели (всего сохранилось около 40 тыс. таких документов), были сформулированы требования ограничить королевский произвол, отменить сословные привилегии, ликвидировать цеховой строй, установить контроль над расходованием государственных средств, упорядочить деятельность ор- ганов суда и администрации на принципах равенства и справедливости, облегчить положение трудящихся масс. Конечным требованием большинства населения страны бышо требование кон-ституции.
Рассчитывая на получение финансовых субсидий от своих основных налогоплательщиков, король был вынужден согласиться с тем, что количество депутатов от третьего сословия будет составлять 600 человек, тогда как количество депутатов от каждого из двух привилегированных сословий (духовенства и дворянства) будет вдвое меньшим (по 300 чел.). Фактически депутатов было избрано несколько меньше, чем предусматривалось королевским регламентом. Число депутатов от духовенства составило 291 человек; среди них было более 200 приходских священников, которые были настроены достаточно либерально. От дворянства было избрано 270 депутатов, среди которых около 90 чел. открыто демонстрировали свою оппозиционность. Количество депутатов от третьего сословия составило 578 человек, из которых более половины были юристами, главным образом адвокатами. Коммерсанты, промышленники, банкиры имели около 100 мест; 50 чел. представляли сельскую буржуазию. Ни крестьян, ни ремесленников, ни рабочих в Генеральные штаты избрано не было.

Численный перевес депутатов третьего сословия предполагалось нейтрализовать сохранением традиционного способа голосования, согласно которому каждая делегация от сословия будет иметь по одному голосу. Однако уже в мае депутаты третьего сословия, к которым присоединилась часть депутатов двух других сословий, добились проведения совместных заседаний с принятием решений по большинству голосов. 17 июня 1789 г. Генеральные штаты по предложению аббата Э. Сиейеса большинством в 490 голосов против 90 провозгласили себя Национальным собранием, которому как народному представительству должно было принадлежать исключительное право решать финансово- бюджетные вопросы. Опираясь на это право, Национальное собрание призвало народ прекратить уплату налогов, если Собрание будет распущено королем. 9 июля 1789 г., после того как все остальные депутаты от духовенства и дворянства заявили о своем присоединении к Национальному собранию, последнее объявило себя Учредительным собранием. За этими формально-юридическими процедурами скрывался решительный вызов, брошенный нацией абсолютизму, — превратившись в единый, неделимый, бессословный орган, Учредительное собрание поставило перед собою цель установить основы нового конституционного строя. Конституирование Учредительного собрания в качестве верховного суверенного органа государственной власти оз-начало победу революции в политическом отношении.
Не осознавая глубины произошедших перемен, королевское правительство попыталось оказать им противодействие. Однако в ответ на попытки короля стянуть в Версаль войска (численностью до 20 тыс. чел., преимущественно из числа наемных немецких и швейцарских полков) и осуществить разгон Учредительного собрания народ Парижа осуществил символическую революционную акцию: 14 июля 1789 г. была штурмом взята королевская крепость Бастилия. Построенная в 1382 г., она с XVI в. использовалась в качестве тюрьмы для политических зак-люченных, а потому в глазах современников служила символом королевского абсолютизма. Характерно, что взятие Бастилии 14 июля 1789 г. было уже третьим в истории (предыдущие случаи имели место во время народных волнений в 1413 и 1649 гг.).

Об общем количестве участников третьего штурма существуют весьма противоречивые свидетельства. Известно лишь, что утром этого дня народ захватил около 30 тыс. мушкетов, 5 пушек и много холодного оружия. Гарнизон Бастилии был невелик (около 110 чел.), но он располагал артиллерией, которая вела огонь по колоннам штурмующих. Потери осаждавших составили 98 чел. убитыми и 73 тяжело раненными; обороняющиеся потеряли убитыми около 7 человек, остальные капитулировали, когда народ ворвался в крепость.
Поддержка, оказанная народом Учредительному собранию в день 14 июля, была показательной во многих отношениях. Это первое крупное выступление наглядно продемонстрировало подлинно народный характер революционного движения: среди уча-стников штурма преобладали ремесленники, владельцы мелких лавок, рабочие, солдаты — одним словом, те представители плебейских масс, которые впоследствии получили наименование санкюлотов. Участие собственно буржуазии в этом событии было весьма незначительным, хотя именно она в полной мере использовала плоды достигнутой победы. Не в силах более оказывать сопротивление провозглашенным переменам, король был вынужден отказаться от разгона Учредительного собрания. Вместе с тем он отклонил предложение своих ближайших советников покинуть Париж, чтобы позднее вернуться сюда во главе 30-тысячной армии, сосредоточенной в крепости Мец, и примерно наказать «бунтовщиков». 15 июля он заявил, что отзывает войска из столицы и вручает свою судьбу Учредительному собранию. Положение Собрания как носителя верховной власти в стране было значительно упрочено.
Третий в истории штурм Бастилии оказался последним. Через год крепость была срыта, на ее месте разбита площадь и установлен столб с надписью «Здесь танцуют». С 1880 г. день 14 июля отмечается как национальный праздник Франции.

16 –див. революцію.

17 У червні 1791 р. король Людовік XVI і королева Марія-Антуанетта спробували втекти з революційного Парижа, переодягнувшись в простий одяг. У прикордонному містечку Варен вони були упізнані і повернуті в столицю. Це відбилося на монархічних настроях мас, які до останнього часу продовжували вірити, ніби доброго короля обдурюють міністри-негідники. Консервативна більшість Установчих зборів спробувала взяти королівське подружжя під свій захист, висунувши сміховинну версію, ніби Людовік XVI і Марія-Антуанетта були викрадені силою. 17 липня на Марсовому полі відбулась масова демонстрація з вимогами покарати короля за спробу втечі до ворогів революції. Прибулі загони Національної гвардії під командуванням де Лафайєта відкрили вогонь по демонстрантах, було чимало убитих і поранених.

Напередодні стався розкол у найбільш впливовому Якобінському клубі (партій у сучасному розумінні тоді не існувало). Вожді великої буржуазії висловилися на підтримку позиції де Лафайєта і покинули клуб. Пізніше вони створили власний клуб фейянів, відгороджений високими членськими внесками. В Якобінському клубі гору узяли прихильники дальшого розвитку революції на чолі з Максиміліаном Робесп'єром. Ультрареволюційні депутати сідали в залі засідань Конвенту на верхніх лавах, дивлячись з «гори униз» (тому їх і назвали «Гора».- Авт.). 13 вересня 1791 р. Людовік XVI усупереч власній волі був вимушений затвердити Конституцію, що встановлювала режим конституційної монархії і антидемократичну цензову систему.

За королем зберігалися значні повноваження. «Декларація прав людини і громадянина» стала преамбулою конституції. Визнавався принцип поділу властей. Вводився однопалатний законодавчий корпус. Право голосу було надане лише т. зв. активним громадянам. Під цю категорію підпадали чоловіки, старші за 25 років, з цензом осідлості один рік, не перебуваючі в слугах, які сплачували прямий податок у розмірі 3-денного заробітку і були занесені до списку Національної гвардії. Для того, щоб бути обраним, необхідно було сплачувати податок уже в розмірі 10-денного заробітку. Пасивні громадяни від будь-якої участі у виборах були відсторонені, самі вибори мали двоступеневий порядок. У компетенції Законодавчих зборів опинилися законодавча ініціатива і видання законів, податки і бюджет, визначення чисельності армії та флоту, притягнення до відповідальності міністрів, питання війни і миру та утвердження міжнародних договорів. За Конституцією 1791 p., виконавча адміністративна влада належала королю і відповідальним перед ним міністрам. Вказувалося, однак, що:

1. Король управляє лише згідно із законами;

2. Вводиться контрасигнатура (підпис прем'єра, без якого документ, підписаний королем, недійсний). (Оскільки король був непідсудний, а прем'єр підлягав судовому переслідуванню у випадку вчинення злочину, відверто антидемократичні дії короля блокувалися б прем'єром або відповідним міністром.- Авт.);

3. Міністри мають бути підсудними.

Король зберігав за собою командування армією і флотом, саме він відповідав за підтримання суспільного порядку. Депутати-дворяни вимагали надання королю права вето на закони, прийняті Законодавчими зборами. Конституція, однак, вводила лише відтягувальний характер королівського вето - до схвалення спірного закону другим скликанням Законодавчих зборів. Третя влада, судова, ставала виборною, а особи суддів у принципі незмінюваними. Дія Конституції не поширювалася на колонії. 30 вересня 1791 р. Установчі збори розійшлися, а уже 1 жовтня в Парижі відкрили свої засідання Законодавчі збори. Обиралися вони активними, тобто заможними, громадянами. Більшість складу Законодавчих зборів складали фейяни.

Згідно з ухвалою Установчих зборів, жодний їх депутат не міг бути обраний до Законодавчого корпусу. Відбулася зміна вождів парламентської фракції фейянів. Із 750 делегатів Законодавчих зборів фейя-нами були приблизно 160. Для цих прихильників конституційної монархії революція завершилась. У класовому відношенні фейяни були представниками великої буржуазії. Середню буржуазію представляли т. зв. жирондисти, обрані з усієї Франції, але названі так за назвою департаменту Жиронда, звідки був обраний делегатом їх лідер Бріссо та інші керівники фракції. Середня буржуазія виступала за розширення революційних завоювань: за надання загального виборчого права для чоловіків, за виборність місцевих органів влади та всенародне обрання суддів. Жирондисти були не готові скасувати повністю феодальні повинності селян і дати їм землю. Лівіше від жирондистів знаходились якобінці-монтаньяри, загальним числом 146 чол. Якобінці мали таких яскравих лідерів, як Робесп'єр, Дантон, Сен-Жюст, Марат.

У березні 1792 р. король доручив жирондистам очолити ряд міністерств. Зробившись урядовою партією, вони легко пішли на оголошення війни Австрії, якої прагнув Людовік XVI. 20 квітня 1792 р. Франція оголосила війну австрійському імператору. Питання оголошення війни стало причиною фактичного розколу всередині Законодавчих зборів. Поразка у війні з монархічною Австрією стала згубною для Франції, але рятівною для її монарха. Саме тому якобінці рішуче виступили проти війни і у жовтні 1792 р. відбувся їхній остаточний розрив з жирондистами. Ці передбачення і підозри виявилися небезпідставними. Війна з Австрією внаслідок численних зрад офіцерів-дворян приносила поразку за поразкою.

11 червня 1792 р. під тиском народу Законодавчі збори прийняли резолюцію, що оголошувала Вітчизну у небезпеці. Усі чоловіки, здатні носити зброю, мусили вступити до армії. Загальне озброєння мас та очевидна зрадницька позиція короля зіграли свою роль. В ніч з 9 на 10 серпня озброєні маси увірвалися в Тюїльрійський палац і після короткої, але кривавої сутички з охороною скинули монархію. Законодавчі збори були змушені санкціонувати арешт короля. 11-12 серпня вони ж прийняли декрет про вибори до Національного конвенту без поділу на активних і пасивних виборців. Було створено новий уряд -Тимчасовий виконавчий комітет з 6 міністрів, більшість яких були жирондистами. Розпочато поділ общинних земель, розпродаж або здачу в оренду земель емігрантів. Скасовувалася власність на землю тих, хто не міг документально підтвердити законність володіння. Було створено 30-тисячну армію парижан, проведено арешти роялістів. 21 вересня 1792 р. обраний загальним голосуванням (виборців-чоловіків) Національний конвент проголосив створення республіки.

18Революційні війни — серія конфліктів за участю Франції, що відбувались в Європі у період з 1792 року, коли французький революційний уряд оголосив війну Австрії, до 1802 року, а саме до укладення Ам'єнського миру.

Зміст

Початок війни

Революція, що сталась у Франції у 1789 році сильно позначилась і на сусідніх з нею державами та спонукнула їхні уряди удатись до рішучих заходів проти небезпеки, що загрожувала. Імператор Священної Римської імперії Леопольд II та прусський король Фрідріх-Вільгельм II на особистій зустрічі у Пильниці домовились зупинити поширення революційних принципів. До цього їх спонукали й наполягання французьких емігрантів, що склали у Кобленці корпус військ під командою принца Конде.

Битва під Вальмі

Воєнні приготування було розпочато, проте монархи довго не наважувались розпочати ворожі дії. Ініціатива пішла з боку Франції, яка 20 квітня 1792 року оголосила війну Австрії за її неприязні дії проти Франції. Австрія та Пруссія уклали оборонний та наступальний союз, до якого поступово приєднались майже всі інші німецькі держави, а також Іспанія й королі сардинський та неаполітанський.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.