Здавалка
Главная | Обратная связь

Форма и источники права.



Сущность любого социального явления составляет внутреннее содержание предмета, которое обнаруживается в единстве всех его характеристик, свойств, связей, отношений. Способом существования и внешнего выражения сущности выступает форма. Причем ее внешняя сторона часто имеет не второстепенное, а определяющее значение. Одним из существенных признаков права, которые отличают его от других социальных норм – норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм, - является формальная определенность.

В теории права категория «формальная определенность» употребляется в двух смыслах и характеризует право двояко. Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, определяющая для его адресата границу, масштаб и меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах и т.д.

К сказанному необходимо добавить, что потребность в формальной определенности вызвана тем, что право закрепляет не единичные, а типичные многократно повторяющиеся явления и процессы в различных сферах жизни человека. Кроме того, форма права раскрывает связь права с государством.

Следует уточнить один важный момент. Категория «форма» применяется к праву в двух основных значениях: а) правовой формы; б) формы самого права. Правовая форма – это вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения, конкретные виды деятельности. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями, отношениями.

Форма права – это форма именно права как отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение – упорядочение содержания права, придания ему свойств государственно-властного характера.

Выделяют внешнюю и внутреннюю сторону формы права.

Внутренняя сторона формы права – это его структура. К ней надо отнести систему права, горизонтальное и вертикальное его строение.

Внешняя сторона формы права – это выражение права во вне. Именно внешняя сторона формы права совпадает с понятием источник права.

В тоже время, хотя понятие «форма права» призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера, данная проблема в юриспруденции оказалась в теоретическом плане недостаточно разработанной. Прежде всего использование категории «формы права» не привело к уточнению ее содержания. Кроме того, как уже было сказано, наряду с понятием «форма права» в правовой науке используется понятие «источник права». К этому следует добавить многозначность используемых терминов.

Понятие «источник права» относится к разряду важнейших, ключевых понятий в юридической науке. Оно остается предметом самого пристального внимания, как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин. Хотя следует отметить, что литература, касающаяся источников права, не очень обширна.

Источник права как понятие имеет несколько значений:

1) гносеологическое – источник права определяется как источник познания, то есть то, откуда люди черпают свои знания о праве. Это могут быть юридические памятники, подобные Законам царя Хаммурапи в Вавилоне и «Русской правде» на Руси;

2) материальные условия жизни общества, которые обусловливают содержание правовых норм. В целом это общественные отношения;

3) идеальное значение – имеется в виду совокупность правовых идей, правовое сознание, обусловливающих содержание норм права;

4) юридическое значение – речь идет о том, чем конкретно люди руководствуются в решении юридических дел. Именно в юридическом смысле и используется чаще всего понятие «источник права».

В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права в специальном юридическом смысле.

Исторически первым видом был правовой обычай – обычай, санкционированный государством.

Правовой обычай по содержанию остается тем же самым правилом поведения, каким он был до его санкционирования государством, но обретает при этом возможность государственно-юридической реализации: если в процессе его нормальной реализации не срабатывает сила привычки к делу подключается государство.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использование обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

В том же случае, если правила обычая полностью воспроизведены в тексте нормативно-правового акта или положены в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права обычай не обретает: норма обычая начинает существовать в форме нормативно-правового акта или судебного прецедента.

Второй вид источников права – правовой прецедент, который использовался еще в Древнем Риме (преторское право) и был распространен в Европе в средние века. Правовой прецедент, представляет собой решение судебных или административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении аналогичных дел. В целом прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, но в известной степени и гибкостью.

Правовые системы, основанные на судебном прецеденте, сложились в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Прецедент устанавливается не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. Следует отметить, что в разных странах судебный прецедент применяется по-разному.

Непосредственно к судебному прецеденту примыкает такой специфический вид источников права как судебная и арбитражная практика(третий вид). Под судебной и арбитражной практикой понимается единообразное решение судами одной и той же категории дел.

Судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопорядок в обществе. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).

Четвертый (и важнейший) вид источников права – нормативно-правовой акт. О древности этого вида уже говорилось (законы Ур-Намму). В целом это юридический акт, принятый компетентными органами-субъектами правотворчества и содержащий нормы права. Поскольку данный вид является главным для России о нем пойдет речь в следующем параграфе отдельно.

Пятый вид – нормативно-правовой договор или договор нормативного содержания. Это правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, который содержит правовые нормы. Иными словами, нормативный договор представляет собой соглашение субъектов права, содержащее новые юридические правила. Это основной источник международного права. Он широко распространен в конституционном, гражданском, трудовом праве. Так, к нормативному правовому договору может быть отнесен Федеративный договор, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации 1992 года. В области трудового права в качестве источника права выступают коллективные договоры.

Шестой источник – общие принципы права. Они признаются своеобразным источником права в некоторых странах. Это оправданные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Теория права концентрирует свое внимание на общеправовых принципах, поскольку они отражают и выражают основные ценности, на которые ориентируется право.

В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве) – седьмой вид источников права. В целом это комплексное суждение по правым вопросам. Этот источник получил распространение уже в Древнем Риме. В III веке на отдельные положения римских юристов-классиков ссылались как на текст закона. Император Валентиниан III в 426 г. издал закон «о цитировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами. При различии мнений этих юристов предписывалось придерживаться мнения, за которое высказалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение мнению Папиниана.

В Византии наиболее значимые отрывки из произведений римских юристов были сведены в один сборник, получивший название Дигесты и вошедший вторым томом в Свод гражданского права Юстиниана. В средние века в качестве источников права в европейских судах использовались комментарии глоссаторов.

Сегодня правовая доктрина сохраняет свое значение и в англо-саксонском праве. В качестве авторитетных имен и произведений, которые могут быть использованы в судебном процессе можно назвать Глэнвилла (работа «О законах и обычаях Англии», XII в.) Брэктона («О законах и обычаях Англии», XIII в), Литтльтона («О держаниях», XV в.), Кока («Институции», XVII в), Блэкстона («Комментарии к законам Англии», XVIII в.).

Данный источник права имеет распространение в государствах мусульманского мира. Исламская правовая доктрина (фикх) выполняет роль интерпретатора шариата (совокупности предписаний Корана и Сунны – собраний предписаний о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда). На протяжении веков она являлась основным источником мусульманского права. Как отмечается в литературе, сформулированные доктриной нормы, принципы, конструкции лишь внешне представляются извлеченными из шариата – Корана и Сунны. На практике они нередко весьма далеки от первоначального значения священных текстов. Доктрина не связывает их буквальными формулировками.

Восьмой вид источников права – священные книги (религиозные тексты). Это сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. Свой исторический пик данный источник норм права пережил в начальный период жизни человечества, когда в священных текстах формулировались правила обыденной жизни. Например, в библейской книге «Второзаконие» содержится множество правовых предписаний по всем аспектам человеческого бытия, адресованных Богом через Моисея сынам Израиля.

В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что же касается принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.