Порядок работы начальника связи (отдела, отделения связи)
по планированию и организации связи
112. Содержание, последовательность и методы работы начальника связи, отдела (отделения) связи органа управления, учреждения МЧС России, спасательного воинского, аварийно-спасательного и поисково-спасательного формирования, подразделения ФПС, ГИМС, ВГСЧ по планированию и организации связи определяется условиями обстановки, характером поставленных задач, установленными сроками готовности связи и принятыми методами работы органа управления, штаба. 113. При планировании организации связи управлением (отделом, отделением) связи, начальником связи могут применяться методы последовательной или параллельной работы, а также их сочетание. При применении метода последовательной работы начальники, отдел (отделение) связи, начальники связи спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, ФПС, ГИМС, ВГСЧ, командиры подразделений связи включаются в работу после принятия решения или завершения планирования в вышестоящем органе управления МЧС России. Этот метод применяется при наличии длительных сроков на подготовку системы и подразделений связи к применению по обеспечению связи. При применении метода параллельной работы принятие решения и планирование связи (применения по предназначению) в подчиненных подразделениях (узлах) начинается сразу после выработки и утверждения замысла старшего начальника, проведенной им постановки задач или информирования. Метод применяется при ограниченных сроках подготовки подразделений связи к их применению и в ходе их применения. На период принятия решения и планирования связи (при заблаговременной подготовке различного рода действий по применению системы и подразделений связи) может разрабатываться график работыотдела (отделения) связи на основе графика работы органа управления МЧС России, спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России, ФПС, ГИМС, ВГСЧ в котором, как правило, указываются: должностные лица отдела (отделения) связи, содержание их работы по этапам подготовки действий по предназначению, сроки определения и утверждения замысла связи, выработки, оформления и утверждения решения на связь, проведения информирования и отдачи распоряжений по связи; порядок и сроки разработки документов по связи, их доклада и утверждения; сроки доведения распоряжений по связи до подразделений связи, органов управления, сил; организация взаимодействия между подчиненными подразделениями (узлами) связи, а также другие данные, необходимые для организации работы отдела (отделения) связи, начальника связи. График работы утверждается начальником связи и доводится до всего состава отдела (отделения) связи, в части их касающейся. 114. Работа начальника отдела (отделения) связи, начальника связи по подготовке к планированию связи и применению подразделений связи начинается с получения указаний от заместителя начальника (руководителя, командира), регионального центра (ГУ МЧС России), осуществляющих руководство организацией оперативного управления, спасательного воинского, аварийно-спасательного и поисково-спасательного формирований, подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ на организацию управления, распоряжения по связи вышестоящего органа управления. При этом, уясняется полученная задача, оценивается обстановка и определяется замысел организации связи. Замысел организации связи определяется после доведения до начальника связи, в части касающейся замысла начальника регионального центра (ГУ МЧС России), спасательного воинского, аварийно-спасательного и поисково-спасательного формирований, подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ. 115. Уясняя задачу, начальник связи должен понять: общую цель, задачи, выполняемые органом управления, учреждением, спасательным воинским, аварийно-спасательным и поисково-спасательным формирований, подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ; решение начальника органа управления, начальника учреждения, спасательного воинского, аварийно-спасательного и поисково-спасательного формирований, подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ влияющие на организацию управления и связи (выделяемые силы и средства, общие задачи спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ, организация управления, порядок взаимодействия); организацию связи с пунктами управления вышестоящего органа управления, с подчиненными органами управлениями, спасательными воинскими, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, подразделениями ФПС, ГИМС и ВГСЧ, включенными в состав сил РСЧС, с органами управления министерств и ведомств Российской Федерации, входящими в состав группировки сил РСЧС, а также связь с взаимодействующими органами управления МЧС России, спасательными воинскими, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, подразделениями ФПС, ГИМС и ВГСЧ. На основе уяснения задачи начальник связи производит расчет времени на планирование и развертывание системы связи. Расчет времени проводится в соответствии с определенным начальником органа управления (командиром) методом работы и порядком планирования. При расчете времени, прежде всего, определяется время, необходимое для непосредственной подготовки подразделений связи к применению по назначению. Оставшееся время распределяется на принятие решения на организацию связи, постановку задач подразделениям связи, планирование связи и применения подразделений связи. Расчет времени отражается в графике работы управления (отдела), начальника связи при принятии решения и планировании связи на операцию и докладывается начальнику органа управления (начальнику штаба). В последующем начальник связи или его заместитель доводит содержание полученной задачи, расчет времени и указания по методу работы офицерам (служащим) отдела (отделения), определяет первоочередные мероприятия по подготовке системы и подразделений связи. При необходимости подчиненным узлам, подразделениям связи может доводиться информация с ориентировкой о подготовке к предстоящим возможным действиям. 116. После уяснения задачи начальник связи с привлечением необходимых ему должностных лиц приступает к оценке обстановки и определению замысла связи. При этом, анализируются только те элементы обстановки, которые в данных условиях действительно необходимы для принятия решения, недостаточно ясны и требуют уточнения, а также прогнозируется ее развитие в периоды подготовки системы и подразделений связи, выполнения задач при проведении АСДНР и после их выполнения. Оценка обстановки по полной схеме обычно осуществляется только при длительных сроках подготовки. Начальник связи оценивает обстановку в отношении связи и подготавливает необходимые справочные материалы и свои предложения начальнику регионального центра (ГУ МЧС России, начальнику учреждения, начальнику спасательного воинского, аварийно-спасательного и поисково-спасательного формирования, начальникам (командирам) подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ) (далее начальнику органа управления МЧС России, командиру подразделения) по вопросам организации связи. Оценка обстановкивключает: оценку района предстоящих действий органа управления МЧС России, спасательного воинского, аварийно-спасательного и поисково-спасательного формирований МЧС России, ФПС, ГИМС и ВГСЧ в том числе и с учетом функционирования режимов РСЧС; мест дислокации сил РСЧС, спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ, сил других министерств и ведомств, входящих в состав сил РСЧС; состояние и степень развития инфраструктуры связи в регионе, в районах предстоящих действий и в районах размещения потенциально опасных объектов; состояние систем (сетей) связи взаимодействующих министерств и ведомств, входящих в состав РСЧС и возможность их использования при организации связи; состав, укомплектованность, готовность и обеспеченность подразделений (узлов) связи; физико-географические и гидрометеорологические условия района, проходимость дорог и свойства местности; влияние последствий ЧС на систему связи, технику связи и личный состав: возможность осуществления привязки узлов связи в районах ликвидации ЧС; времени и других факторов, влияющих на организацию связи. 117. На основе уяснения задачи, оценки обстановки, анализа, моделирования возможных вариантов построения системы связи и расчетов отдела (отделения) связи начальник связи принимает решение, в котором определяет: замысел организации связи; задачи узлам и подразделениям связи; основные вопросы взаимодействия; организацию управления связью; задачи по видам обеспечения подразделений связи. Замыслом организации связи на проведение АСДНР (операцию) определяются: с кем, к какому времени, какие виды связи должны быть установлены, направления (районы, объекты) сосредоточения основных усилий узлов и подразделений связи с учетом выполняемых задач группировкой сил МЧС России и РСЧС; структура и способы развертывания системы связи органа управления МЧС России, спасательного воинского, аварийно-спасательного и поисково-спасательного формирований, подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ; распределение сил и средств связи и порядок (последовательность) их применения; порядок и способы защиты системы и подразделений связи от ЧС при различных режимах функционирования РСЧС, порядок взаимодействия с операторами ЕСЭ РФ, узлами связи МО РФ, сети правительственной и специальной связи ФСО России и других министерств и ведомств, входящих в состав РСЧС; другие вопросы. Замысел оформляется в виде текстового и графического документа (рабочей карты), который в дальнейшем используется для разработки плана связи. Определив замысел организации связи, начальник связи докладывает его заместителю начальника регионального центра (ГУ МЧС России), отвечающему за организацию управления и после его утверждения объявляет подчиненным в части, их касающейся, с уточнением порядка подготовки данных для завершения принятия решения и порядка планирования связи. При ограниченных сроках подготовки (при методе параллельной работы) после выработки замысла организации связи начальником связи может проводиться информирование подчиненных подразделений (узлов), в ходе которого доводятся: выводы из оценки обстановки; характер предстоящих действий; состав сил подразделений связи для выполнения задач; направление (район) предстоящего применения и ориентировочная задача, к выполнению которой следует быть готовым; вопросы взаимодействия с узлами связи операторов ЕСЭ РФ, ТСС МО РФ, сети правительственной и специальной связи ФСО РФ и других министерств и ведомств, входящих в состав РСЧС; время готовности к выполнению задачи. Определив задачи, начальник связи может в ходе личных переговоров с начальниками связи подчиненных и взаимодействующих органов управления, спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ уточнить и корректировать их задачи по предстоящему применению. Начальники связи ГУ МЧС по субъектам РФ осуществляют планирование во взаимодействии с территориальными (местными) органами управления ЕСЭ РФ. В последующем начальник связи определяет основные вопросы взаимодействия, организации управления и обеспечения. Должностные лица отдела (отделения) связи наносят задачи на рабочую карту и записывают содержание решения, приступают к подготовке распоряжений по связи органам управления, подразделениям (узлам) связи на их применение. В случае проведения рекогносцировки (может проводиться по необходимости) и высылке оперативной группы в районы ЧС от отдела связи назначается в ее состав должностное лицо с необходимыми силами и средствами связи. 118. Принятое начальником связи решение оформляется в виде текстуального и графического документа (в спасательном воинском, аварийно-спасательном, поисково-спасательном формирований, подразделении ФПС, ВГСЧ и ГИМС только в текстуальном), представляется к установленному сроку для утверждения начальнику органа управления МЧС России и объявляется соответствующим должностным лицам отдела (отделения) связи обычно с указанием выводов из оценки обстановки и задач по связи, поставленных старшим начальником. Текстуально оформленное решение состоит из следующих разделов: первый – краткие выводы из оценки обстановки; второй – задачи, поставленные старшим начальником; третий – замысел связи; четвертый – задачи подразделениям связи; пятый – основы взаимодействия; шестой – основы всестороннего обеспечения; седьмой – основы управления связью. Вместе с решением начальнику органа управления МЧС России представляются проекты распоряжений по связи. 119. На основе принятого решения начальник связи осуществляет планирование связи. При планировании связи разрабатываются комплект документов, основным из которых является план связи. 120. Задачи подчиненным органам управления связью МЧС России, спасательным воинским, аварийно-спасательным и поисково-спасательным формированиям, подразделениям ФПС, ГИМС и ВГСЧ ФПС, ставятся распоряжениями по связи. Порядок доведения задач определяется начальником органа управления (начальником штаба, начальником связи): с использованием средств управления, средствами шифрованной связи, личной постановкой с обязательным документальным подтверждением, а также нарочным. При этом в первую очередь задачи доводятся до подразделений связи, которые начинают выполнение задач раньше других или которым требуется больше времени для подготовки. Начальник связи должен использовать любую возможность для постановки (уточнения) наиболее важных и сложных задач командирам (начальникам) подразделений и узлов связи лично, особенно при резких изменениях обстановки. 121. В распоряжении по связи указываются: краткие выводы из оценки ЧС природного и техногенного характера, в военное время (противника и прогноза его возможных действий); основные задачи по обеспечению связи при ликвидации ЧС в различных режимах функционирования (в т.ч. РСЧС) и сроки их выполнения при подготовке, в ходе и после выполнения поставленной задачи, в том числе места расположения узлов и линий стационарной сети связи, направления развертывания линий связи, места и время узлов связи пунктов управления органов управления МЧС России; каким пунктами управления, с какого времени, какими средствами, какие виды и услуги связи обеспечить; порядок обеспечения и организации функционирования и применения средств связи и автоматизации; адресование и обеспечение безопасности связи в системе связи; порядок организации и обеспечения связи взаимодействия; порядок организации связи при выходе из строя пунктов управления; режимы работы различных средств связи; места расположения органов фельдъегерско-почтовой связи, районы размещения посадочных площадок и аэродромов; мероприятия по обеспечению управления силами, выполняемые в интересах проведения операции по ликвидации ЧС силами и средствами старшего начальника связи; порядок организации передачи сигналов управления и оповещения; порядок организации технического обеспечению связи, АСУ и оповещения; места расположения резерва связи и порядок его использования; сроки представления донесений, сводок; места расположения и время готовности узлов связи пунктов управления к выполнению мероприятий по обеспечению управления силами. К распоряжению по связи прилагаются (или доводятся отдельно): перечни выделяемых каналов (трактов) связи; выписки из документов планирования связи, данные для работы линий связи и другие документы. Распоряжение по связи подписывается начальником (первым заместителем) и начальником связи органа управления МЧС России (в спасательном воинском формировании - начальником штаба и начальником связи). Данные по организации и обеспечению связи могут доводиться в рабочем порядке с обязательным последующим письменным подтверждением. 122. В спасательном воинском формировании (центре) задачи для подчиненных подразделений доводятся приказом или распоряжением по связи, отдаваемыми начальником (командиром) лично или через штаб, а также через начальника связи формирования (центра). Ответственность за доведение задач до подчиненных возлагается на штаб, заместителей начальника (командира) и начальника связи формирования (центра). Приказы и распоряжения излагаются кратко, но не в ущерб их ясности. Их содержание не должно допускать различного толкования. Включать в них нужно только те данные, которые необходимы подчиненным для организации действий. Все приказы и распоряжения, отданные начальником (командиром) спасательного формирования (центра, командиром отряда) устно, оформляются штабом письменно. 123. В приказе (выписке из приказа, распоряжении по связи) подразделению связи указываются: краткие выводы из оценки обстановки и прогноза ее развития при подготовке к выполнению, в ходе и после выполнения задач по предназначению; состав сил и средств связи, задачи органа (формирования МЧС России с указанием средств усиления и порядка их переподчинения, мест размещения узлов связи пунктов управления органа (формирования) МЧС России, режимов работы средств связи; задача подразделению по обеспечению связи, порядок и сроки готовности и выполнения поставленной задачи; задачи взаимодействующих подразделений связи других министерств и ведомств при проведении мероприятий по ликвидации ЧС различного характера; организация взаимодействия подразделений связи; район развертывания пункта управления подразделения связи; основы всестороннего обеспечения подразделения связи; время и место доклада замысла (решения) и утверждения документов планирования связи. К приказу (выписке из приказа, распоряжению по связи) подразделению связи прилагаются (или доводятся отдельно): схема-приказ (таблица оперативно-технических данных на установление связи); контрольные сроки прохождения различных видов информации; расчеты на установку оконечных устройств связи и автоматизации на рабочих местах оперативного состава пунктов управления; таблицы ключевых документов (при наличии ШАС); выписки из плана организации и контроля безопасности связи, мероприятий по техническому обеспечению связи, АСУ и оповещения; данные для работы линий связи и сроки ввода их в действие или смены; выписку из схемы распределения каналов связи и другие данные. Для разработки схем-приказов (таблиц оперативно-технических данных) узлам связи, данных для работы линий связи и других справочных и рабочих документов могут привлекаться офицеры (служащие) подчиненных органов управления, подразделений связи. В оперативно-технических данных на установление связи обычно указываются: позывные и условные номера узлов связи, условные номера линий и каналов связи; направления связи, ключевые направления (сети) засекреченной связи; типы шифровальной аппаратуры связи и режимы ее работы; очередность и сроки установления (готовности) связи. 124. На основе решения начальника связи и его указаний отдел (отделение) связи осуществляет планирование связи. Планирование связи осуществляется под непосредственным руководством начальника связи. Начальник связи устанавливает порядок, сроки подготовки и время доклада разрабатываемых документов, координирует и контролирует работу отдела (отделения) связи. При планировании связи разрабатывается комплект документов, основным из которых является план связи (в спасательном отряде - схема организации связи с расчетом сил и средств связи). В нем детализируется решение начальника связи, определяются последовательность, способы и сроки построения системы связи. 125. План связи разрабатывается на карте с приложением пояснительной записки и схемы (таблицы) оперативной связи (для РЦ и ГУ МЧС России), схемы оповещения. Основу плана связи составляет уточненное (после утверждения) решение на организацию связи на операцию по ликвидации ЧС с пояснительной запиской. На карте плана связи отображаются: границы ответственности регионального центра (главного управления МЧС по субъекту РФ; спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России ФПС, ГИМС и ВГСЧ); потенциально опасные объекты (для ГУ МЧС по субъектам РФ); зоны возможных ЧС на потенциально-опасных объектах регионального, территориального, местного значения; узлы связи пунктов управления (свои, старшего органа управления, подчиненных, взаимодействующих); пункты управления комплектующих военкоматов; аэродромы, посадочные площадки базирования воздушных пунктов управления (вертолетов); сеть связи общего пользования регионального центра (главного управления) МЧС России, ЕСЭ РФ, взаимодействующих министерств и ведомств; планируемые узлы и линии связи полевой системы связи регионального центра (спасательных воинских формирований), линии привязки к узлам связи других министерств и ведомств Российской Федерации; линии привязки узлов связи пунктов управления МЧС России, спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований регионального центра (главного управления), подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ к узлам связи ЕСЭ РФ, Минобороны России и других министерств и ведомств Российской Федерации; группировка подразделений связи; узлы связи (передающие и приемные радио- и телецентры ВГТРК) Минкомсвязи России, Минобороны России и других министерств и ведомств Российской Федерации для планируемой организации основной и запасной привязки узлов связи (аппаратных связи) подвижных пунктов управления органов управления МЧС России и спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ вблизи размещения потенциально опасных объектов; узлы и станции фельдъегерско-почтовой связи; возможные зоны радиоразведки и создание радиопомех (при нахождении в зоне военного конфликта, контртеррористической операции); места размещения и зоны дежурства ВзПУ; места расположения баз, ремонтных органов; места планируемого размещения УС ППУ; места размещения резерва сил и средств связи. На карте плана связи в виде таблиц могут помещаться: расчет сил и средств связи по пунктам управления; таблица позывных должностных лиц; таблица позывных узлов связи; таблица сигналов управления и оповещения. На схеме (в таблице) оперативной связи отображаются: пункты управления, с которыми устанавливается связь от пункта управления органа управления МЧС России, информационные направления и виды связи, организуемые на этих информационных направлениях, с указанием средств связи и порядок использования линий связи. В пояснительной записке излагаются элементы решения, которые не нашли отражения в графической части плана связи, а также данные, характеризующие состав и состояние системы и подразделений связи, основные мероприятия по всестороннему обеспечению системы и подразделений связи и другие вопросы. На схеме оповещения отображается: направления оповещения, организуемые с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления с указанием используемых для этой цели специальной аппаратуры оповещения, каналов и средств связи; задействовуемые для организации оповещения населения территориальными (местными) органами управления ГО, РСЧС станции проводного, радио- и телевещания, специальной аппаратуры оповещения, каналов и средств связи. На схеме организации связи отображается: узлы связи пунктов управления МЧС России, регионального центра, ГУ МЧС России, спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ; направления связи (проводной, радиорелейной связи), развертываемые по степеням готовности; сети и направления радио и спутниковой связи и их номера распределение каналов и типы используемых средств связи; тип оконечной аппаратуры шифровальной связи; взаимодействующие узлы связи пунктов управления (гарнизонные, военкоматов, соединений и воинских частей военного округа, министерств, ведомств; сроки готовности связи по направлениям связи; План связи, схема (таблица) оперативной связи подписывается начальником связи и утверждается начальником регионального центра (ГУ МЧС России). В спасательном центре* (отряде) план связи (схема организации связи) подписывает начальник штаба либо заместитель командира на которого возложено исполнение данных обязанностей и начальник связи и утверждает командир спасательного центра (отряда). 126. Кроме плана связи отделом связи разрабатываются: план организации и контроля безопасности связи; мероприятия технического обеспечения связи и АСУ в пояснительной записке к плану связи; схема (таблица) распределения типовых каналов связи и групповых трактов; таблица (схема) организации радио- и спутниковой связи (схема организации спутниковой связи может разрабатываться отдельным документом); таблица организации засекреченной связи; таблица распределения ключевых документов; схема (таблица) организации сети передачи данных; график перемещения узлов связи пунктов управления и пунктов управления связью; расчет офицеров отдела (отделения) связи по пунктам управления; мероприятия по восстановлению системы и способности подразделений связи (по конкретной обстановке, сложившейся в ходе ведения операции по ликвидации последствий ЧС); сведения (справка) по состоянию системы связи потенциально опасных объектов (телефоны руководителей, аварийно-диспечерских служб объекта, технические возможности объекта по обеспечению связи оперативной группе МЧС России, РЦ, ГУ МЧС России, месторасположение точек доступа (кабельных (коммутационных) шкафов) для осуществления привязки узлов (аппаратных) связи пунктов управления; телефонные справочники для работы в условиях повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях; схема вызова; сведения (справка) о ведомственных сетях (телефонный справочник (таблицы позывных) органов управления ведомственных сетей) имеющихся на территории регионального центра (ГУ МЧС России); функциональные обязанности должностных лиц по связи, входящих в состав оперативных групп. В спасательном центре (отряде) регионального центра (ГУ МЧС России) кроме плана связи (схемы организации связи) разрабатываются: схема вызова; расчет сил и средств привлекаемых для обеспечения связи; схема оповещения в районе ЧС; телефонный справочник для работы в ходе ликвидации последствий ЧС. В зависимости от характера решаемых задач, условий обстановки и наличия времени перечень разрабатываемых (ведущихся) отделе (отделении) связи документов по согласованию с руководством (командованием) может уточняться. Допускается разработка отдельных документов в электронном виде. Кроме того, для пунктов управления связью и оперативных групп заблаговременно разрабатываются, периодически уточняются следующие документы: радиоданные, данные спутниковой связи, позывные узлов связи пунктов управления, таблицы позывных должностных лиц, ключевые документы, таблицы распределения адресов, телефонных номеров и другие данные по связи. Данные документы заблаговременно доводятся до подчиненных, взаимодействующих подразделений и узлов связи. В ходе планирования связи в них могут вноситься уточнения. Формы основных документов плана связи устанавливаются вышестоящим органом управления МЧС России. 127. Одной из важнейших задач начальника связи и отдела (отделения) связи при подготовке и в ходе применения системы и подразделений связи, является сбор данных об обстановке по связи. Добывание сведений об обстановке осуществляется непрерывно лично начальником связи, его заместителями и всем личным составом отдела (отделения) связи путем ведения прямых переговоров и изучения поступающей по СУС информации. Поступающая информация анализируется, обобщается и оценивается по степени важности. Поступившие данные обстановки наносятся на рабочие карты, записываются в соответствующие учетные журналы и заносятся в базы данных. Допускается в качестве рабочих использовать электронные карты с применением геоинформационных систем и навигационного обеспечения. Данные на рабочие карты наносятся личным составом отдела (отделения) связи в объеме, необходимом для выполнения возложенных на них задач. На рабочую карту начальника связи при его отсутствии могут наноситься необходимые данные старшими дежурных смен ПУС. Порядок и сроки представления информации (данных обстановки) определяются табелем срочных донесений МЧС России, приказами и распоряжениями (в т.ч. по связи) вышестоящих органов управления. Для осуществления информационной работы используются отчетно-информационные документы. Основными из них являются донесения и сводки. По назначению донесения подразделяются на срочные и внесрочные, сводки – только срочные. Срочные донесения и сводки представляются ко времени, установленному табелем срочных донесений, внесрочные – в зависимости от обстановки или по требованию. В срочном донесении по связи излагаются: результаты выполнения задач по связи; оценка состояния связи на основных информационных направлениях; места размещения узлов связи, направления и планируемые сроки их перемещения; сведения о состоянии и ходе развертывания подразделений и узлов связи; предложения и принимаемые меры по повышению устойчивости работы системы связи и оповещения; сведения о приписке (отписке) спасательных воинских формирований к узлам (станциям) фельдъегерско-почтовой связи (при наличии таковых); характер имевших место нарушений безопасности связи; данные о ЧС, о наличии радиопомех, радиодезинформации и других форм воздействия на систему связи; потери в силах и средствах связи и меры по их восполнению; состав резерва сил и средств связи; решение по сложившейся обстановке и просьбы к старшему начальнику, а также другие сведения о состоянии связи и выполнении задач по связи. Во внесрочном донесении подразделения (узла) связи излагаются: результаты выполнения поставленных задач; положение и общее состояние подразделения (узла) связи; оценка качества связи и устойчивости работы элементов системы связи, причины нарушений в их работе; потери в силах и средствах связи, меры, принимаемые по их восполнению; укомплектованность подчиненных подразделений (узлов) связи личным составом, обеспеченность техникой связи; степень радиационного облучения личного состава; данные о радиоактивной, химической и биологической обстановке в районах ЧС; данные о воздействии последствий ЧС на узлы, линии и подразделения связи; резерв сил и средств связи; другие данные, оказывающие влияние на выполнение поставленных задач. Внесрочные донесения по связи обычно содержат сведения: о получении приказов (распоряжений по связи); принятии нового решения на связь; о начале выполнения задач по связи; о нарушениях безопасности связи первой категории и принятых мерах по их пресечению; о резком изменении оперативной обстановки и обстановки по связи; о возникновении ЧС природного и техногенного характера и их воздействии на систему и подразделения связи и другие сведения, оказывающие влияние на выполнение поставленных задач. В сводках отражаются данные о составе, состоянии, положении, укомплектованности, обеспеченности и действиях подразделений и узлов связи, а также об организации и выполнении поставленных задач и другие данные. В донесениях по связи и сводках указывается время, к которому относятся представляемые данные. Донесения и сводки по связи передаются с использованием технических средств связи или доставляются силами и средствами фельдъегерско-почтовой связи. Способ доставки (передачи) донесения в каждом конкретном случае определяется должностным лицом, подписывающим донесение, исходя из сложившейся обстановки, степени секретности данных и необходимости представления донесения адресату в установленный срок. 128. Важнейшей обязанностью начальника связи и отдела (отделения) связи в ходе подготовки и проведения операции по ликвидации последствий ЧС является организация взаимодействия: между узлами связи пунктов управления МЧС России, с узлами связи спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ, узлами связи операторов ЕСЭ РФ, подразделениями связи Минобороны России, ФСО России, МВД России и других министерств и ведомств, входящих в РСЧС. При организации взаимодействия отрабатываются порядок и способы действий подразделений и узлов связи с узлами связи ФПС, ГИМС, ВГСЧ, операторов ЕСЭ РФ, с узлами и комендатурами связи Минобороны России, узлами связи ФСО России, МВД России и других министерств и ведомств. При этом основное внимание должно уделяться вопросам привязки к узлам связи, приема каналов связи, взаимного обмена и обеспечения связи в интересах взаимодействия. Основой организации взаимодействия является: разработка согласованных планов взаимодействия; определение мер по обеспечению согласованных действий по целям, выполняемым задачам, месту и способам в зависимости от складывающейся обстановки; проведением плановых и неплановых (внезапных) тренировок по обеспечению взаимодействия. При организации взаимодействия вырабатывается единая система сигналов, команд, распоряжений и паролей, команд оповещения и опознавания. Организацию взаимодействия с органами управления МЧС России и взаимодействующими министерствами и ведомствами осуществляет старший орган управления, который в своих распоряжениях по связи доводит порядок организации взаимодействия. Взаимодействующие органы управления МЧС России, спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ во всех случаях должны иметь устойчивую связь, при необходимости обмениваться представителями со своими средствами связи (в том числе из состава оперативных групп) и таблицами сигналов, своевременно информировать друг друга об обстановке, полученных задачах, принятых решениях и действиях. 129. Основным содержанием работы начальника связи и отдела (отделения) связи после завершения планирования связи и организации взаимодействия является организация и осуществление мероприятий по контролю за выполнением поставленных задач и оказанию помощи подчиненным подразделениям (узлам) связи в планировании применения по предназначению, организации выполнения поставленных задач, подготовки подчиненных командиров, подразделений связи и других органов управления связью, а также доведение обобщенного опыта применения узлов и подразделений связи. Основные усилия при этом должны быть направлены на полное выполнение подчиненными всех предусмотренных мероприятий по подготовке системы и подразделений (узлов) связи к применению в операции по ликвидации последствий ЧС, выявление и своевременное устранение причин, которые могут отрицательно повлиять на выполнение поставленных задач. Особое внимание должно уделяется: достижению единого понимания и четкого выполнения отданных приказов и распоряжений; своевременному и качественному выполнению подразделениями связи мероприятий по применению, по назначению, соответствию принятых решений общему замыслу организации связи, оказанию помощи в проведении мероприятий по всестороннему обеспечению по применению подразделений по назначению; проверке знаний личным составом своих задач;соответствию принятых решений общему замыслу организации связи в предстоящих действиях; оказанию помощи в проведении всех мероприятий по всестороннему обеспечению применения подразделений (узлов) связи; готовности подразделений (узлов) связи приступить к выполнению поставленных задач в установленное время. При необходимости, с подчиненными и взаимодействующими органами управления и подразделениями (узлами) связи могут проводиться тренировки по связи и занятия. Кроме того, в ходе работы начальник связи должен рассмотреть (при необходимости уточнить) и утвердить планы связи (действий) подчиненных подразделений (узлов) связи, довести до них задачи, решаемые своими средствами и средствами связи старшего начальника в зоне ответственности, а также убедиться, что подразделения (узлы) связи полностью готовы к обеспечению управления группировкой сил в операции по ликвидации последствий ЧС. При уточнении или изменении порядка действий подчиненных подразделений связи начальник связи докладывает об этом курирующему заместителю начальника РЦ, ГУ МЧС России (начальнику штаба спасательного центра (отряда) подразделений ФПС, ГИМС и ВГСЧ и отдает указания о внесении соответствующих изменений в решение и план связи. 130. При развертывании системы управления для работы в различных режимах функционирования РСЧС личный состав отдела связи распределяется по пунктам управления для работы в составе пункта управления (оперативных групп)в зависимости от поставленных и решаемых задач. С началом развертывания группировки сил и проведения аварийно-спасательных работ в районах ЧС начальник связи, офицеры (служащие) отдела (отделения) связи настойчиво добывают, анализируют и оценивают сведения об обстановке по связи, добиваются от дежурных смен боевых расчетов узлов связи выполнения поставленных задач по связи, своевременного прохождения сообщений, сигналов и команд управления и оповещения в системе связи, уточняют (при необходимости) принятые решения и задачи подразделениями связи, обеспечивают тесное взаимодействие узлов связи органов управления МЧС России, спасательных воинских, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений ФПС, ГИМС, ВГСЧ, узлов и подразделений связи функциональных подсистем РСЧС, поддерживают (восстанавливают) взаимодействие и управление связью, ведут (уточняют) рабочую карту (схему организации связи).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|