Здавалка
Главная | Обратная связь

Серы, фосфора, железа и других элементов



 

Необходимо иметь ясное представление о химизме прев­ращений соединений азота и их значении для сельского хо­зяйства.

Изучите при аммонификации последовательность превра­щений азотсодержащих органических соединений (белковых веществ, мочевины, нуклеиновых кислот, хитина и других). Ознакомьтесь с характеристикой аэробных и анаэробных воз­будителей этого процесса, уясните приемы регулирования его в почве и при хранении навоза и влияние на микроклимат животноводческих помещений.

Проработайте основные этапы процесса нитрификации (окисление аммиака в азотистую и азотную кислоты), морфо­логические и физиологические особенности нитрифицирующих бактерий, значение работ С.Н. Виноградского в раскрытии сущности этого явления, влияние условий среды на этот про­цесс. Нужно знать положительную и отрицательную роль нит­рификации.

Ознакомьтесь с денитрификацией, химизмом процесса, возбудителями, особенностями энергетического обмена у них. Уделите значительное внимание изучению азотфиксирующих микроорганизмов. Изучите свободноживущие аэробные и ана­эробные азотфиксаторы (азотобактер, клостридиумы, сине-зеленые водоросли и прочие) и бактерии, фиксирующие азот в ассоциации с другими микробами. Зная экологию этих организмов, можно различными методами повысить эффек­тивность процесса азотонакопления.

Особый практический интерес представляют симбиотические азотфиксаторы. В чем сущность симбиоза этих су­ществ?

Изучите использование азотфиксирующих микробов для приготовления бактериальных удобрений, перспективы акти­визации этого процесса путем использования методов генной инженерии.

Органические соединения серы в почве представлены ос­татками растений, микробов и животных. Ознакомьтесь с микроорганизмами, осуществляющими минерализацию орга­нических соединений до сероводорода.

Подробнее остановитесь на изучении автотрофных серо­бактерий, особенностях их морфологии и физиологии, значе­нии процессов сульфофикации в природе.

Необходимо помнить об условиях, способствующих про­цессу десульфофикации, микроорганизмах, участвующих при этом, приемах сокращения данного процесса в почве.

Изучите микроорганизмы, осуществляющие минерализа­цию органических веществ, содержащих фосфор и железо, и способствующие переводу недоступных минеральных соедине­ний этих элементов в растворимые, легко усвояемые расте­ниями.

Следует обратить внимание на работы С.Н. Виноградского, открывшего физиологическую сущность железобактерий.

 

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

 

51. Минерализация (аммонификация) азотсодержащих ор­ганических соединений. Возбудители, химизм процесса. При­емы, предупреждающие порчу сельскохозяйственной продук­ции.

52. Аммонификация азотсодержащих органических соеди­нений (белков, аминокислот, мочевины нуклеиновых кислот и др.). Возбудители. Приемы регулирования процесса в поч­ве, при хранении навоза. Влияние на микроклимат помеще­ний.

53. Нитрификация. Возбудители. Химизм процесса. Значе­ние работ С.Н. Виноградского. Положительная и отрицательная роль этого процесса в земледелии и при хранении наво­за.

54. Денитрификация. Возбудители прямой денитрификации, их характеристика. Химизм процесса. Значение.

55. Фиксация молекулярного азота микроорганизмами. Возбудители, их характеристика. Использование азотфиксаторов в животноводстве для синтеза белка и повышения белковости сельскохозяйственных культур.

56. Превращение микроорганизмами соединений серы. Воз­будители, их характеристика. Роль в природе, влияние на микроклимат животноводческих помещений.

Глава VIII. Антибиотики и их продуценты

 

Антибиотики - органические вещества, образуемые микро­организмами, животными, растениями, обладающие способ­ностью убивать микробов (микробоцидное действие), или препятствовать их росту (микробостатическое влияние). Их получают, в основном, путем микробиологического синтеза. Ознакомьтесь с историей развития, направлением науки об антибиотиках. Вникните, какие препараты имеют микробное, животное, растительное происхождение, каков механизм воз­действия их на живые существа.

Отметьте, какие микроорганизмы относятся к числу наи­более активных продуцентов антибиотических веществ, чем отличаются антибиотики от общебиологических ядов, каково значение антибиотиков для самих продуцентов.

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

57. Антибиотики грибного происхождения, принципы их воздействия на патогенные микробы. Значение работ А. Фле­минга, 3.В. Ермольевой.

58. Антибиотики бактериального происхождения (проду­цируемые актиномицетами, бактериями, бациллами).

59. Антибиотики животного происхождения, их действие. Значение работ П.Н. Лащенкова.

60. Фитонциды, их действие на микробы. Значение работ Б.П. Токина. Использование фитонцидов в борьбе с вредо­носной микрофлорой.

61. Кормовые антибиотики (кормогризин, бацитрацин и другие). Их действие, применение. Целесообразность исполь­зования в сельском хозяйстве антибиотиков, не применяемых в медицине, ветеринарии.

 

Глава IX. Учение об инфекции и иммунитете

 

Выше уже упоминалось об антагонистических взаимоот­ношениях: патогенные (болезнетворные) микробы проникают в восприимчивый макроорганизм, используя его для жизне­деятельности, размножаются в нем, выделившись, внедряют­ся в другие. Запомните, что это генетически обусловленное свойство возбудителей болезни.

Изменение постоянства внутренней среды может вызвать нормальная микрофлора, присущая организму, обитающая в органах пищеварения, дыхания, на коже, кожных покровах и других органах и системах при воздействии на нее опреде­ленных факторов, ее называют условно патогенной.

При изучении настоящей темы дайте определение таких понятий, как «инфекция», «инфекционная болезнь», и чем по­следняя отличается от неинфекционной. Учтите, что в возник­новении и развитии инфекции участвуют три составляющие: возбудитель, восприимчивый организм, условия внешней сре­ды.

Разберитесь, в первую очередь, в таких свойствах микро­бов, как патогенность, вирулентность, инвазивность, токсигенность. Изучите значение в инфекционном процессе эндо - и экзотоксинов. Ряд факторов способны усилить и ослабить вирулентность. Надо знать, как используются в практике зна­ния методов ослабления вирулентности патогенных микробов (на примере ветеринарии) или усиления - при биологическом методе борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур. Помните, что источником патогенных микробов является боль­ное животное или труп, причем один возбудитель может вы­зывать заболевание у разных видов животных (зоонозы), а если заражает и человека, говорят об антропозоонозных воз­будителях. Обратите внимание на пути проникновения возбу­дителей в организм, распространения в нем, выделения из него и способы передачи к другим живым объектам.

Для успешной борьбы с инфекцией и ее профилактики на­до знать пути проникновения («ворота» инфекции), распро­странения в восприимчивом объекте патогенной микрофлоры, зависимость динамики инфекционного процесса от состояния макроорганизма, условий внешней среды, содержания, корм­ления, организации воспроизводства и т. д.

Иммунитет следует рассматривать как генетически обу­словленное свойство организма защищать свою индивидуаль­ность. Для технологов особенно важно знать, что иммуннодефицитное состояние (или недостаточность иммунитета) наследуется или может развиться при неполноценном корм­лении, нарушении микроклимата и при других неблагоприят­ных зоогигиенических условиях. Запомните, что иммунная система имеет свои специальные центральные органы: тимус (или вилочковая железа), сумка (или бурса) Фабрициуса, пейеровы бляшки, костный мозг, а периферические - это кровь, селезенка, лимфоузлы. Они особым образом реагируют на внедрение инфекта - развитием иммунных реакций. Озна­комьтесь с ролью каждого названного органа в механизме защиты организма, изучите роль Т-, В-лимфоцитов.

Способность антител специфически взаимодействовать с антигенами используется в диагностике и терапии инфекци­онных болезней.

Важно знать назначение вакцин и сывороток, чем различаются спо­собы их изготовления, их назначение, какой иммунитет выра­батывается при применении этих препаратов?

При вирусной инфекции основная борьба организма на­правлена на подавление процесса адсорбции вирусов и выра­ботку интерферона. Интерферон - это материальный субстрат клеточного им­мунитета Он образуется в организме или в культуре клеток при взаимодействии с вирусом как живым, так и инактивированным. Фагоцитоз при вирусной инфекции также играет су­щественную роль, фагоциты, поглощая и переваривая вирусы, препятствуют распространению их в организме и освобожда­ют его от циркулирующих в нем возбудителей.

 

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

62. Инфекция и инфекционная болезнь. Роль микробов, восприимчивых организмов и условий внешней среды в раз­витии инфекции.

63. Роль микробов в возникновении и развитии инфекции. Патогенность, вирулентность, токсигенность микроорганизмов.

64. Пути проникновения возбудителей инфекции в воспри­имчивый организм и их распространение в нем.

65. Роль восприимчивых организмов и условий среды в возникновении и развитии инфекции.

66. Пути проникновения возбудителей инфекции в воспри­имчивый организм и их распространение в нем.

67. Общие меры профилактики. Динамика инфекционного процесса.

68. Инфекционный процесс, инфекционная болезнь, отличительные признаки инфекционной болезни.

 

 

Глава X. Микробиологические процессы при хранении и переработке плодоовощной продукции

 

В питании человека продукты растительного происхождения занимают особое место. При изучении этого раздела обратите внимание на эпифитную микрофлору плодов и овощей, свойства этих видов микроорганизмов. Изучите о роли микробиологических процессов при хранении плодоовощной продукции. Рассмотрите биологические принципы консервировании растительной продукции, бактериальные и грибные болезни плодов и овощей. Микроорганизмов охлажденных, замороженных, сушеных плодов и овощей. Изучите микробиологические основы виноделия.

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

 

69. Эпифитные микроорганизмы плодов и овощей. Свойства эпифитных микроорганизмов.

70. Микрорганизмы свежих фруктов и овощей. Микробиологические процессы при хранении плодоовощной продукции.

71. Биологические принципы консервирования. Биологические основы хранения плодов и овощей.

72. Бактериальные и грибные болезни плодов и овощей при хранении. 73. Микробиологические процессы при переработке плодов и овощей.

74. Микроорганизмы охлажденных, замороженных и сушеных плодов и овощей.

75. Маринование и спиртование плодов и овощей. Радуризация плодов и овощей.

76. Химические консерванты плодов и овощей. Консервирование на основе молочно-кислого брожения.

77. Микробиологические основы виноделия. Болезни вина. О пользе и вреде вина.

 

Глава XI. Микробиология кормов

 

Правильная технология заготовки кормов растительного происхождения (сена, сенажа, силоса, соломы и других про­дуктов) может быть применена лишь при четком представле­нии о динамике микробиологических процессов, биохимичес­ких изменений, происходящих в растительной массе. Качест­во кормов во многом определяется составом эпифитной мик­рофлоры, зависящей от вида растений, агроклиматических и других условий.

При работе над этим разделом очень важно вспомнить об основных экологических условиях, определяющих жизнедея­тельность микроорганизмов: влажности, рН среды, концент­рации солей, наличия или отсутствия кислорода. Нужно четко представлять процессы питания, дыхания и связанное с дыха­нием явление термогенеза. В этом случае будет легко понять, почему в условиях аэрации происходит самосогревание зерна, сена, соломы. Следует уяснить, с какими условиями жизни микроорганизмов связана смена фаз при правильном ведении процесса силосования, приготовлении сенажа. Кроме того, студент должен знать, в каких случаях нужно применять за­кваски или химические консерванты, и ознакомиться с хими­ческими и микробиологическими показателями качества кор­мов.

Растения могут быть поражены фитопатогенной микрофло­рой и служить источником тяжелых отравлений. Не исключа­ется возможность попадания в организм животного с корма­ми растительного происхождения бациллы ботулинуса и ее токсинов. Уясните, в каких случаях это явление имеет место.

Следует уделить особое внимание вопросам: синтезу мик­робного белка, аминокислот, витаминов, ферментов, антибио­тиков и перспективам развития биотехнологии в решении проблемы питания сельскохозяйственных животных.

Запомните, что в процессе метаболизма некоторые микро­организмы синтезируют ряд веществ, нашедших широкое при­менение в сельском хозяйстве, медицине, в пищевой промыш­ленности и т.д.

Ознакомьтесь с микроорганизмами, используемыми для получения кормового белка, аминокислот и других биологи­чески активных веществ.

Необходимо знать, что микробы-антагонисты продуциру­ют антибиотические вещества, широко используемые в меди­цине, ветеринарии и для предупреждения заболеваний сель­скохозяйственных культур.

Некоторые микроорганизмы в процессе жизнедеятельнос­ти вырабатывают токсические соединения. Пища или корма, содержащие токсигенные микробы, способны вызывать тяже­лые отравления.

 

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

78. Качественный и количественный состав эпифитной ми­крофлоры: а) молочнокислой, б) гнилостной, в) маслянокислой, г) грибной.

79. Микробиологические процессы, происходящие при при­готовлении сена обыкновенного, бурого.

80. Сенажирование кормов. Микробиологические процессы при созревании сенажа.

81. Микробиологические процессы, происходящие при си­лосовании кормов, и их регулирование.

82. Химические и микробиологические показатели качества кормов.

83. Получение и использование продуктов микробного синтеза в питании животных.

84. Дрожжевание кормов. Размножение дрожжей, кон­троль за их ростом.

85. Микробиологические процессы в рубце жвачных при скармливании им мочевины.

 

Глава XII. Микробиология молока и молочных продуктов

 

Молоко - благоприятная среда для развития микробов.

Изучите виды нормальной микрофлоры, источники загряз­нения молока микробами, способы предотвращения обсеме­нения продукта, динамику микробиологических процессов в нем. Разберитесь, как происходит смена фаз развития микро­флоры, почему их называют: молочнокислая, плесневая, гнилостная, смешанная, какова продолжительность каж­дой из них? Учтите, что молоко в стадии смешанной микро­флоры может привести к расстройству пищеварения, а в грибной - к поражению микозами.

Ознакомьтесь с пороками молока, которые могут быть ми­кробного происхождения. Уясните, какие микроорганизмы вызывают порчу, обратите внимание на изменения, которые происходят в продукте и какие меры следует применять для предотвращения или устранения пороков.

Во всех молочных продуктах не допускается содержание патогенных микробов. С этой целью проводят санитарно-микробиологическую оценку молока: определяют общее микроб­ное число, коли-титр, коли-индекс, а при показаниях - па­тогенные микробы, берут пробу на коагуляцию, редуктазу.

При использовании инфицированного молока или получен­ных из него продуктов возможно заражение сальмонеллезом, бруцеллезом, туберкулезом, Ку-лихорадкой, ящуром, может произойти интоксикация стафилококковым энтеротоксином, поэтому обратите внимание на сроки сохранения возбудите­лей инфекций в молоке и молочных продуктах, равно как на способы обеззараживания.

Ознакомьтесь с режимом мгновенной, кратковременной и длительной пастеризации, кипячением, стерилизацией и дру­гими физическими, химическими факторами борьбы с вредо­носной микрофлорой.

Проведите в условиях хозяйства исследование по опреде­лению механической загрязненности обсемененности молока микрофлорой, установите, зависит ли качество молока от тех­нологии содержания дойного стада, способов доения, первич­ной обработки продукта, санитарных дней, отношения к ра­боте персонала.

Определенный состав микробов может изменить качество молока так, что оно становится новым приятным, вкусным продуктом, приобретает диетические лечебные свойства. Изу­чите изменения, которые вызывает микрофлора молочнокис­лого, смешанного брожений, процессы, протекающие при из­готовлении кефира, кумыса, масла, творога, сыров.

 

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

86. Получение кисломолочных продуктов. Характеристи­ка возбудителей. Условия, активизирующие молочнокислое брожение.

87. Микрофлора молока и молочных продуктов. Источни­ки загрязнения молока микрофлорой, фазы ее развития, пути сохранения качества продукта.

88. Микрофлора молока и молочных продуктов. Пороки молока микробного происхождения. Патогенные микроорга­низмы, передаваемые через молоко. Методы обезвреживания молока от аномальной микрофлоры.

89. Роль пропионово-кислых микробов в сыроделии. Приготовление и использование АБК (ацидофильной бульонной культуры), ПАБК (пропионово-ацидофильной бульонной культуры). Роль возбудителей в биосинтезе вита­минов.

90. Санитарно-микробиологическая характеристика моло­ка. Сортовое, несортовое молоко. Аномальная микрофлора молока. Методы обезвреживания молока.

91. Санитарно-микробиологическая характеристика моло­ка, молочных продуктов.

 

Глава XIII. Микробиология мяса и яиц

Мясо - благоприятная среда для развития микробов. Со­блюдение ветеринарно - санитарных правил убоя животных, знание биохимических процессов в мясе в период его созре­вания необходимы для сохранения этого продукта.

Туши от здоровых животных подвергаются ветеринарному осмотру, а мясо, полученное от вынужденно убитых живот­ных, подвергается лабораторному исследованию на пригод­ность к дальнейшему использованию. Ознакомьтесь с прави­лами экспертизы мяса, мясных продуктов в соответствующей инструкции Ветеринарного законодательства, а также правилами взятия ма­териала, упаковки и пересылки его в лабораторию.

Качество мяса и сроки хранения зависят от его обсеме­ненности, что обусловливается состоянием животных перед убоем, степенью утомления, упитанностью, чистотой тела, предметами убоя, также качеством разделки туши. Разбери­тесь, чем отличается эндогенное обсеменение от экзогенного, какие изменения происходят при созревании мяса.

Нужно знать пороки мяса (гниение, кислотное брожение, плесневение, пигментация, свечение) и микробы, их вызыва­ющие. Методы консервирования (замораживание, охлажде­ние, соление, вяление, сушение, копчение, приготовление ба­ночных консервов).

Мясо и мясные продукты, полученные от больных живот­ных, могут служить источником инфекций и токсикоинфекций. Нужно знать этих возбудителей, также способы уничтожения микробов и методы их выявления и изучения, а так­же способы консервирования мяса, мясных продуктов.

Микрофлора яиц

 

Свежие яйца от здоровой птицы свободны от микробов, но содержимое яйца является благоприятной экологической средой для микробов.

Изучите пути проникновения микробов в яйцо, изменения, которые они вызывают, и способы предохранения, яиц от мик­робов. При продолжительном хранении яиц или неправиль­ной организации их хранения яйца подвергаются порче. Лизоцим инактивируется, поры скорлупы становятся проница­емыми для микробов. Важно уяснить, какая микрофлора часто поражает яйцо при хранении, способы предотвращения микробной порчи яиц.

Яйцо, полученное от больной заразной болезнью птицы, может быть источником возбудителей этой болезни (тубер­кулез, болезнь Ньюкасла, грипп, сальмонеллезы и другие).

Надо изучить способы хранения свежих яиц, их консерви­рование.

Пробой с погружением яйца в воду можно определить све­жее и испорченное яйцо. Свежее яйцо ложится на дно ста­кана, испорченное всплывает.

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

 

92. Микробиология яиц. Факторы резистентности в яйце. Эндогенное, экзогенное обсеменение. Яйца - фактор передачи возбудителей инфекций, токсикоинфекций. Способы предот­вращения порчи яиц.

93. Микробиология мяса. Мясо от больных животных - возможный источник возбудителей инфекций людей и живот­ных. Консервирование мяса.

94. Микробиология мяса. Значение предубойного содержа­ния животных в получении качественной продукции. Источни­ки и пути снижения микробной обсемененности мяса.

95. Микробиология мяса. Значение ветеринарно - санитарного надзора в мясной промышленности. Пороки мяса мик­робного происхождения.

 

Глава XIV. Микрофлора кожевенно - мехового сырья и навоза







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.