Тема 1. Теоретические основы логистики
Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Еще в период Римской империи существовали служители, носившие титул «логисты» или «логистики», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. По мнению ряда ученых логистика выросла в науку благодаря военному делу. Неудача англичан в войне за независимость в Северной Америке в XVIII веке во многом связана с логистическими просчетами. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века Джомини, который дал определение логистики как «практическое искусство маневра войсками». Утверждалось, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации, строительство дорог и т.д. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Активно применяться логистика начала в период II-й мировой войны для материально-технического снабжения американской армии на европейском театре военных действий. Постепенно логистика начала переходить из военной сферы в сферу хозяйственной практики. Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от первоначального источника до конечного потребителя. Выделяют два принципиальных направления в определении логистики: функциональный подход и более широкий подход. Функциональный подход– управление всеми физическими операциями, которые необходимо выполнить в процессе доставки товара от поставщика к потребителю. Более широкий подход – включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке, гармонизацию интересов участников процесса товародвижения. В современных условиях выделяют несколько функциональных областей логистики: закупочную, производственную, сбытовую. Выделяют также транспортную и информационную логистику, являющиеся составными частями каждой из трех функциональных областей логистики. Как наука логистика решает следующие задачи: · Прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов; · Определение необходимой мощности производства и транспорта; · Разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками; · Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей; · Построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем; · Разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции. В примерной логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят материальный и информационный потоки от первоначального источника до конечного потребителя, выделяют следующие звенья: 1. Источник сырья; 2. Хранение в сфере снабжения; 3. Хранение сырья, полуфабрикатов на производстве; 4. Производство; 5. Хранение готовой продукции на производстве; 6. Хранение в сфере сбыта; 7. Потребитель Из них: 1-3 – закупочная логистика 3 – производственная логистика 4-7 – сбытовая логистика Каждое звено включает свои элементы, что образует материальную основу логистики: транспортные средства, складское хозяйство, средства связи и управления. Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. На первом большом участке (до переработки на производстве) движется продукция производственно-технического назначения, на втором – готовая продукция. Выделение материального потока в качестве основного объекта управления упрощает видение экономических процессов, однако вследствие абстрагирования от ряда факторов позволяет проектировать сквозные логистические цепи, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования. Цель логистики – считается достигнутой, если выполнены следующие 8 правил логистики: 1. Продукт – нужный продукт; 2. Качество – необходимого качества; 3. Стоимость – с требуемым уровнем затрат; 4. Потребитель – нужному потребителю; 5. Количество – в необходимом количестве; 6. Время – должен быть доставлен в нужное время; 7. Место – в нужное место; 8. Персонифицированность – система обслуживания разрабатывается для каждого заказа. Макрологистика – решение вопросов, связанных с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов, выбором вида транспорта, организацией рациональных направлений транспортного потока, пунктов поставки сырья, выбором схемы доставки товаров. На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником самостоятельно. Задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается, как не применяется и само понятие «сквозной материальный поток». Таким образом, показатели этого потока, такие, как себестоимость, надежность поступления, качество и т.д. на выходе цепи складываются случайным образом. При логистическом подходе объектом управления является сквозной материальный поток, при этом обособленность предприятий преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Продвижение потока по всей цепи начинает осуществляться предсказуемо и с минимальными затратами. Микрологистика – локальные вопросы в рамках отдельных элементов и звеньев логистики, чаще всего – различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача управления сквозным материальным потоком внутри предприятия не ставится. При логистическом же подходе на предприятии выделяется и получает значительные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся предсказуемыми. В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками. Факторы развития логистики: 1. Переход от рынка продавца к рынку покупателей, усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным и количественным характеристикам процесса распределения. До 1960-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Основной потенциал повышения конкурентоспособности создавался за счет совершенствования производства. Однако к началу 1960-х этот резерв был практически исчерпан. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в производство. Конкурентоспособность применяющих логистику субъектов стала обеспечиваться за счет: резкого снижения себестоимости товара; повышения надежности и качества поставок. 2. Разработка теории систем и теории компромиссов. Суть ТС – проблема товародвижения рассматривается как комплексная, удовлетворительный результат не может быть достигнут при акценте только на одну из сторон проблемы. Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей. Суть ТК – достижение эффекта, устраивающего систему в целом. Применительно к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли даже в ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы. 3. Энергетический кризис 1970-х гг. 4. Технический прогресс в средствах связи и коммуникации (Интернет, спутники, штрих коды, автоматизация производства). Уровни развития логистики: 1. Компании работают на основе выполнения сменно-суточных заданий. Логистика охватывает организацию хранения готовой продукции, ее транспортировку. Эффективность логистики оценивается величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению в общей сумме выручки от продажи. 2. Управление материальным потоком от последнего пункта производственных линий до конечного потребителя. Транспорт и склад, прежде связанные только операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения. Контроль системы логистики распространяется на: обслуживание заказчика, обработку заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. Эффективность логистики оценивается исходя из сопоставления данных сметы и реальных затрат. 3. Контролируются логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя. Дополнительные функции: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, закупка сырья, управление запасами сырья. Деятельность службы логистики осуществляется на основании годового плана. Эффективность оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а путем сравнения со стандартом качества обслуживания. При этом целью является повышение производительности всей системы, а не сокращение затрат на отдельных участках. 4. Интеграция процессов планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более года) планирования. Эффективность оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют деятельность на глобальном уровне.
Переход от уровня к уровню происходит как постепенно, так и скачкообразно: слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы. Существует тенденция к передаче функций контроля за распределением от производственных компаний к специализированным. Большинство из существующих специализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделов логистики крупных компаний, другая часть возникла путем реорганизации некоторых транспортных компаний, взявших на себя такие функции, как упаковка, сборка, маркировка, сортировка, хранение, управление запасами, стратегическое планирование распределения продукции. Сравнительная характеристика объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики:
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|