Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 2. Логистические системы и потоки



Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Система (греч. «целое, составленное из частей, соединение») - мно­жество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих единую целост­ность, единство.

Классификация систем представлена на рис. 3.1.

Логистическая система – упорядоченное множество элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, выполняющих те или иные функции логистики.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства.

Виды логистических систем:

1. Макрологистические – крупные системы управления материальными потоками, охватывающие предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации, расположенные в различных регионах страны или в разных странах.

2. Микрологистические – подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы.

1) С прямыми связями (без посредников).

2) Эшелонированные (с посредниками).

3) Гибкие (оба варианта).

Свойства логистических систем:

1) целостность и членимость, т.е. система состоит из элементов;

2) наличие связей, между элементами системы должны существовать связи более мощные, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать;

3) организация, т.е. связи должны быть упорядочены, представлять определенную структуру;

При формировании межэлементных связей образуется определенная структура системы. В зависимости от вида организации из комбинации элементов и их связей можно создавать различные структуры. Любой элемент системы обладает определенным количеством свойств, одни из которых при формировании межэлементных связей подавляются, другие усиливаются. Это дает основание к возникновению систематизирующих факторов. Таким образом, система может разрушиться не только из-за внешних воздействий, когда они сильнее внутренних связей системы, но и из-за износа и перерождения внутренних связей;

4) вхождение в систему высшего порядка;

5) интегративные качества, т.е. присущие системе в целом, но не присущие ни од­ному из ее элементов в отдельности.

Примеры систем: ручка, человеческий организм, логистическая система.

Логистические системы относятся к сложным, динамическим (стохастическим), открытым (адаптирующимся) системам.


Рис.1. Основные классификации систем

Рассмотрим последний пример, т. е. логистическую систему «предприятие»:

1) совокупность элементов: закупка, склады, запасы, транспорт, кадры, сбыт, обслуживание производства;

2) существуют связи – как внутренние, так и с внешней средой;

3) связи упорядочены, причем они обычно имеют циклический характер, т.к. отражают стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами, а также внешней средой;

4) предприятие входит в состав логистической цепи, которая, в свою очередь, может быть частью логистического объединения на государственном или международном уровне;

5) интегративное свойство: способность доставить нужный товар в определенное вре­мя, в указанное место, необходимого количества и качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса, выход из строя технических средств и т.д.).

Дадим определение логистической системы. Под логистической системой понимают совокупность функционально соотнесенных элементов, нацеленную на выполнение основной задачи логистики – доставку товара необходимого количества и качества в нужные время и место с минимальными затратами.

Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции (рис. 3.2). Логистическая система может допускать относительную изолированность от внешней среды в информационном аспекте, в материально-энергетическом аспекте её границы должны быть абсолютно проницаемы.

 
 

 


- финансовый поток

- материальный поток

 

 

- финансовый поток

- материальный поток

Рис. 2. Границы логистической системы на базе цикла обращения средств производства

Выделяют три вида логистических систем:

­ логистические системы с прямыми связями (потребитель - производитель);

­ логистические системы эшелонированные (производитель – посредник(и) - потребитель);

­ гибкие логистические системы (производитель – (посредник) – потребитель).

Логистические системы делятся на макро- и микро-. Макрологические системы представляют собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Это крупная система управления материальными потоками, охватывающая промышленные предприятия, посреднические, торговые, транспортные организации. Микрологистические системы – включают технологически связанные производства, объединенные общей инфраструктурой. Они объединяются в макрологистику на базе товарно-денежных отношений.

Формирование логистических систем должно быть направлено на достижение целей хозяйствования. Под экономической надёжностью логистических систем подразумевается их свойство достигать планируемых экономических показателей, способствующих достижению цели обслуживаемой и обслуживающей систем.

Логистические информационные системы

Вцентре эффективно управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. Информация – функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального по­тока открытой – способной приспосабливаться к новым услови­ям. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе.

Какую же информацию должна обеспечивать логистическая информационная система? При условии наличия достаточных ресурсов и данных обеспечение информацией практически не имеет ограничений. Разработка логистической информационной системы должна начинаться с выяснения информационных по­требностей и анализа затрат и результатов. Это означает, что должны быть идентифицированы ключевые решения, прини­маемые специалистами в области логистики, и что должен быть поставлен вопрос: «Какая информация требуется для принятия решений с учетом стоимости приобретения этой информации?».

В конечном счете, решение о приобретении информации долж­но быть результатом баланса между необходимыми затратами и выгодами от снижения степени риска, обеспечиваемого наличи­ем соответствующей информации. Например, затраты на созда­ние более совершенных возможностей прогнозирования спроса должны быть соизмерены с затратами, связанными с ситуацией отсутствия запасов. Затраты и выгоды не так просто определить, так как существует множество рисков, количественное определение которых затруднено. Следует также осторожно относиться к инвестициям в очень сложные информационные системы в тех случаях, когда затраты, связанные с риском, невысоки, или наоборот, высоки.

Та же самая проблема соизмерения затрат и результатов существует и в случае решения вопроса о хранении информа­ции. Всегда есть опасность быстрой эскалации затрат на хра­нение данных в системе, которая может иметь определенную ценность.

Существуют аналогичные проблемы, связанные со скоростью ответа информационной системы. Некоторые информационные системы, работающие в режиме реального времени, контролируют постоянные поминутные изменения в физической системе (например, система резервирования на авиалиниях). Однако может оказаться более приемлемой работа методом групповой обработки, при котором данные обновляются ежедневно, но ответ может обеспечиваться с задержкой.

На все эти вопросы можно получить ответ только после тща­тельного анализа реальных потребностей управления логистики) в информации. Необходимо признать, что существуют различ­ные уровни информационных потребностей, которые в определенном смысле отражают типичную иерархию принятия реше­ния фирмой.

Способ идеального отражения результатов логистической информационной системы различными уровнями корпоратив­ной иерархии показан на рис. 9.1.

Главный принцип создания информационной сис­темы состоит в том, чтобы, во-первых, собирать данные на самом низком уровне агрегирования, и, во-вторых, представлять их в качественно сопоставимом виде.

Для полного завершения логистической системы необходим комплексный набор данных, которым можно манипулировать и с помощью которого можно проводить анализ столькими спосо­бами, сколько их требуется руководителю сферы логистики. Система должна располагать возможностями для проведения детализированного анализа. Любое совершенствование информационного потока не мо­жет быть достигнуто без затрат, но важно понять, что выгоды от этого будут существенными. Повышение качества логистической информационной системы позволит эффективно решать многие проблемы запасов, транспортирования, складирования, обеспе­чения притока наличных средств.

Можно идентифицировать множество специфических функ­ций, которые должна выполнять логистическая информационная система, в том числе: функция обслуживания (информационного потребителя), функция планирования и управления, функции ко­ординирования. Перечисленные функции логистической инфор­мационной системы показаны.

Необходимо признать, что на практике логистическая ин­формационная система состоит из множества дискретных, но связанных подсистем. Особое влияние на информационную систему оказывает научно-технический прогресс. Например, в области управле­ния логистикой вычислительная техника революционизиро­вала системы обработки заказов. Она обеспечила возмож­ность внедрения современных систем в функциональные об­ласти логистики: транспорт, управление запасами, складские хозяйства и др.

Теперь уже не вызывает сомнения важная роль системного подхода к решению проблемы в целом, а не одной ее части. Информация и технология, обеспечивающие наличие информа­ции, – средства реализации системного мышления.

Управление информационной системой с обратной связью в логистической системе

Понятие информационных систем с обратной связью является основой для создания базовой структуры, интегрирующей различ­ные стороны процесса управления логистической системы. В этой системе те или иные явления порождают информацию, которая служит основой для принятия решений, управляющих действия­ми, направленными на изменение этих явлений.

Цикл непрерывен. Мы не можем определенно говорить о каком-то начале или конце цепи. Это замкнутый контур.

Пример. Термостат получает информацию об отклонении температуры от заданной в сторону понижения и включает печь; температура по­вышается, достигает заданной, и термостат выключает печь. Аналогично и логистической системе число заказов и объем складских запа­сов определяют принятие решений относительно числа обслужи­ваемых потребителей.

Стремление конкурирующих фирм выпускать новые изделия стимулирует затраты на исследования и технические усовершен­ствования, что приводит к соответствующим изменениям в тех­нологии производства.

Все эти примеры относятся к управлению информационны­ми системами с обратной связью.

Информационные системы с обратной связью характеризу­ются: структурой, запаздыванием и усилением.

Структура системыэто взаимосвязи отдельных частей.

Запаздываниявсегда существуют при получении информа­ции, при принятии решений, основанных на этой информации и в процессе выполнения этих решений. Усиления обычно про­исходят при принятиях решений. Они проявляются в тех случа­ях, когда принятие решения оказывается более сильным, чем это можно предполагать.

В информационной системе с обратной связью существует строго определенная практика принятия решений, которой руко­водствуется хозяйственный руководитель. Принятие решения не является выражением полной «свободы воли», а строго обуслов­лено производственными или другими обстоятельствами. Сущест­вует возможность установить правила, регулирующие эти реше­ния, и определить влияние данных правил на производственное и экономическое поведение систем.

Для изучения этой системы необходимо располагать инфор­мацией трех видов: об организационной структуре системы, о запаздываниях решений и действий и о правилах, регули­рующих закупки и товарные запасы.

Организационная структура. Рассмотрим типовую органи­зационную структуру для функций производства и сбыта про­дукции, показанную на рис. 9.6. Нижняя фигура представляет собой розничное звено, над ней - оптовое. Изображены заво­дской склад готовой продукции и само производство. Штрихо­вые линии изображают восходящий поток заказов на товары, сплошные линии – отгрузку товаров. Следует отметить наличие запасов на трех уровнях: на заводе, в оптовом и в розничном звеньях.

Запаздывания решений и действий. Чтобы иметь возмож­ность определить динамические характеристики системы, необ­ходимо также знать время запаздывания в потоках заказов и то­варов. Запаздывания указываются, как правило, в неделях.

Практика показывает, что поставка товаров потребителю в среднем занимает неделю с момента получения заказа от клиен­та. Запаздывания бухгалтерских операций и закупок составляют в розничном звене в среднем три недели от момента продажи вплоть до ее отражения в заявке на пополнение запаса. Время на отправку заказа по почте составляет полнедели. Оптовику требуется неделя для оформления заказа, а отправка товаров розничному звену занимает еще одну неделю. Аналогичные за­паздывания имеют место и между оптовым звеном и заводским складом. На заводе в среднем проходит шесть недель с момента принятия решения об изменении темпа выпуска продукции до момента, когда производство достигает нового уровня.

Правила выдачи заказов и регулирования запасов. Чтобы эф­фективно работала логистическая система, необходимо знать правила, регулирующие размещение заказов, и размеры складских запасов в каждом звене реализации продукции. В этой модели имеются три основных вида заказов:

1. Заказы на возмещение проданных товаров.

2. Заказы для пополнения запасов во всех звеньях в связи с изменением уровня продаж.

3. Заказы, необходимые для заполнения каналов обеспечения товарами по заказам, находящимся в стадии выполнения.

Порядок выдачи заказов характеризуется следующим:

а) на основе анализа продаж и в соответствии с запаздывани­ем закупки (три, две и одна неделя для соответствующих трех звеньев) заказы ближайшему звену системы включа­ют возмещение фактических продаж, реализованных зака­зывающим звеном;

б) по истечении достаточного времени для определения сред­него значения краткосрочных продаж принимаются меры для постепенного снижения, либо повышения запасов в за­висимости от увеличения или уменьшения оборота;

в) одна часть заказов, находящихся в процессе выполнения (от­правленные почтой, невыполненные заказы поставщика и товары в пути), всегда пропорциональна среднему уровню деловой активности и продолжительности выполнения заказа.

Рост объема продаж, как и удлинение цикла поставок, обяза­тельно вызывает увеличение общего объема заказов в каналах распределения. Эти заказы являются частью «материальной ба­зы» в структуре логистической системы. При отсутствии заказов, специально предназначенных для заполнения каналов распреде­ления, соответствующая потребность в товарах на эти цели по­крывается за счет снижения складских запасов, а это означает, что заказы на заполнение каналов товародвижения выдаются безотчетно под видом регулирования запасов.

Выдача заказов зависит также от ожидаемого объема продаж в будущем. Методы предвидения, которые состоят в экстраполяции существующей тенденции на будущий период, приводят в общем к созданию менее устойчивой, колеблющейся логистической системы.

Воздействие на организационную структуру запаздываний и правил поведения системы, ее характеристики, должны быть выражены в четкой количественной форме.

После описания логистической системы необходимо выяс­нить ее поведение в целом. Для этого следует воспользоваться схемой потребительских закупок в качестве входных данных и затем наблюдать за возникающими изменениями в состоянии складских запасов и в производстве продукции. Их воздействие на логистическую систему можно выяснить методами имитации. Последняя заключается в прослеживании шаг за шагом факти­ческих потоков заказов, товаров и информации и наблюдении за всем рядом принимаемых решений.

Представленная структура содержит четыре элемента:

1) несколько уровней (три);

2) потоки, перемещающие содержимое одного уровня к другому;

3) функции решений, которые регулируют темпы потока ме­жду уровнями;

4) каналы информации, соединяющие функции решений с уровнями.

Поясним некоторые понятия.

Уровнихарактеризуют возникающие накопления внутри сис­темы. Это товары, имеющиеся на складе, товары в пути, складские площади, численность работающих и другие показатели.

Темп потокаэто мгновенные потоки между уровнями в системе. Темпы отражают активности в системе.

Функции решенийпредставляют собой формулировку линии по­ведения, определяющую, каким образом имеющаяся информация об уровнях приводит к выбору решений, связанных с величинами текущих темпов потока. Функция решения может иметь форму не­сложного уравнения, которое определяет простейшую реакцию ма­териалопотока на состояния одного или двух уровней (так, произ­водительность транспортной системы часто может быть адекватно выражена количеством товаров в пути, представляющим собой уро­вень, и константой – средним запаздыванием на время транспор­тировки). С другой стороны, функция решения может представлять собой длинную и детально разработанную цепь вычислений, вы­полняемых с учетом изменения ряда дополнительных условий.

Информация является основой решений. Функции решений, на основе которых устанавливаются темпы, связа­ны только с информацией об уровнях. Чем выше уровень ин­формационной системы, тем выше эффективность логистиче­ской системы. Поэтому высокое качество информационной сис­темы позволяет эффективно решать многие проблемы управле­ния запасами, транспортирования продукции, складирования и других логистических функциональных областей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.