Тема 2. Логистические системы и потоки
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Система (греч. «целое, составленное из частей, соединение») - множество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих единую целостность, единство. Классификация систем представлена на рис. 3.1. Логистическая система – упорядоченное множество элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность и единство, выполняющих те или иные функции логистики. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Виды логистических систем: 1. Макрологистические – крупные системы управления материальными потоками, охватывающие предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации, расположенные в различных регионах страны или в разных странах. 2. Микрологистические – подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. 1) С прямыми связями (без посредников). 2) Эшелонированные (с посредниками). 3) Гибкие (оба варианта). Свойства логистических систем: 1) целостность и членимость, т.е. система состоит из элементов; 2) наличие связей, между элементами системы должны существовать связи более мощные, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать; 3) организация, т.е. связи должны быть упорядочены, представлять определенную структуру; При формировании межэлементных связей образуется определенная структура системы. В зависимости от вида организации из комбинации элементов и их связей можно создавать различные структуры. Любой элемент системы обладает определенным количеством свойств, одни из которых при формировании межэлементных связей подавляются, другие усиливаются. Это дает основание к возникновению систематизирующих факторов. Таким образом, система может разрушиться не только из-за внешних воздействий, когда они сильнее внутренних связей системы, но и из-за износа и перерождения внутренних связей; 4) вхождение в систему высшего порядка; 5) интегративные качества, т.е. присущие системе в целом, но не присущие ни одному из ее элементов в отдельности. Примеры систем: ручка, человеческий организм, логистическая система. Логистические системы относятся к сложным, динамическим (стохастическим), открытым (адаптирующимся) системам. Рассмотрим последний пример, т. е. логистическую систему «предприятие»: 1) совокупность элементов: закупка, склады, запасы, транспорт, кадры, сбыт, обслуживание производства; 2) существуют связи – как внутренние, так и с внешней средой; 3) связи упорядочены, причем они обычно имеют циклический характер, т.к. отражают стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами, а также внешней средой; 4) предприятие входит в состав логистической цепи, которая, в свою очередь, может быть частью логистического объединения на государственном или международном уровне; 5) интегративное свойство: способность доставить нужный товар в определенное время, в указанное место, необходимого количества и качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса, выход из строя технических средств и т.д.). Дадим определение логистической системы. Под логистической системой понимают совокупность функционально соотнесенных элементов, нацеленную на выполнение основной задачи логистики – доставку товара необходимого количества и качества в нужные время и место с минимальными затратами. Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции (рис. 3.2). Логистическая система может допускать относительную изолированность от внешней среды в информационном аспекте, в материально-энергетическом аспекте её границы должны быть абсолютно проницаемы.
- финансовый поток - материальный поток
- финансовый поток - материальный поток Рис. 2. Границы логистической системы на базе цикла обращения средств производства Выделяют три вида логистических систем: логистические системы с прямыми связями (потребитель - производитель); логистические системы эшелонированные (производитель – посредник(и) - потребитель); гибкие логистические системы (производитель – (посредник) – потребитель). Логистические системы делятся на макро- и микро-. Макрологические системы представляют собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Это крупная система управления материальными потоками, охватывающая промышленные предприятия, посреднические, торговые, транспортные организации. Микрологистические системы – включают технологически связанные производства, объединенные общей инфраструктурой. Они объединяются в макрологистику на базе товарно-денежных отношений. Формирование логистических систем должно быть направлено на достижение целей хозяйствования. Под экономической надёжностью логистических систем подразумевается их свойство достигать планируемых экономических показателей, способствующих достижению цели обслуживаемой и обслуживающей систем. Логистические информационные системы Вцентре эффективно управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации. Информация – функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального потока открытой – способной приспосабливаться к новым условиям. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе. Какую же информацию должна обеспечивать логистическая информационная система? При условии наличия достаточных ресурсов и данных обеспечение информацией практически не имеет ограничений. Разработка логистической информационной системы должна начинаться с выяснения информационных потребностей и анализа затрат и результатов. Это означает, что должны быть идентифицированы ключевые решения, принимаемые специалистами в области логистики, и что должен быть поставлен вопрос: «Какая информация требуется для принятия решений с учетом стоимости приобретения этой информации?». В конечном счете, решение о приобретении информации должно быть результатом баланса между необходимыми затратами и выгодами от снижения степени риска, обеспечиваемого наличием соответствующей информации. Например, затраты на создание более совершенных возможностей прогнозирования спроса должны быть соизмерены с затратами, связанными с ситуацией отсутствия запасов. Затраты и выгоды не так просто определить, так как существует множество рисков, количественное определение которых затруднено. Следует также осторожно относиться к инвестициям в очень сложные информационные системы в тех случаях, когда затраты, связанные с риском, невысоки, или наоборот, высоки. Та же самая проблема соизмерения затрат и результатов существует и в случае решения вопроса о хранении информации. Всегда есть опасность быстрой эскалации затрат на хранение данных в системе, которая может иметь определенную ценность. Существуют аналогичные проблемы, связанные со скоростью ответа информационной системы. Некоторые информационные системы, работающие в режиме реального времени, контролируют постоянные поминутные изменения в физической системе (например, система резервирования на авиалиниях). Однако может оказаться более приемлемой работа методом групповой обработки, при котором данные обновляются ежедневно, но ответ может обеспечиваться с задержкой. На все эти вопросы можно получить ответ только после тщательного анализа реальных потребностей управления логистики) в информации. Необходимо признать, что существуют различные уровни информационных потребностей, которые в определенном смысле отражают типичную иерархию принятия решения фирмой. Способ идеального отражения результатов логистической информационной системы различными уровнями корпоративной иерархии показан на рис. 9.1. Главный принцип создания информационной системы состоит в том, чтобы, во-первых, собирать данные на самом низком уровне агрегирования, и, во-вторых, представлять их в качественно сопоставимом виде. Для полного завершения логистической системы необходим комплексный набор данных, которым можно манипулировать и с помощью которого можно проводить анализ столькими способами, сколько их требуется руководителю сферы логистики. Система должна располагать возможностями для проведения детализированного анализа. Любое совершенствование информационного потока не может быть достигнуто без затрат, но важно понять, что выгоды от этого будут существенными. Повышение качества логистической информационной системы позволит эффективно решать многие проблемы запасов, транспортирования, складирования, обеспечения притока наличных средств. Можно идентифицировать множество специфических функций, которые должна выполнять логистическая информационная система, в том числе: функция обслуживания (информационного потребителя), функция планирования и управления, функции координирования. Перечисленные функции логистической информационной системы показаны. Необходимо признать, что на практике логистическая информационная система состоит из множества дискретных, но связанных подсистем. Особое влияние на информационную систему оказывает научно-технический прогресс. Например, в области управления логистикой вычислительная техника революционизировала системы обработки заказов. Она обеспечила возможность внедрения современных систем в функциональные области логистики: транспорт, управление запасами, складские хозяйства и др. Теперь уже не вызывает сомнения важная роль системного подхода к решению проблемы в целом, а не одной ее части. Информация и технология, обеспечивающие наличие информации, – средства реализации системного мышления. Управление информационной системой с обратной связью в логистической системе Понятие информационных систем с обратной связью является основой для создания базовой структуры, интегрирующей различные стороны процесса управления логистической системы. В этой системе те или иные явления порождают информацию, которая служит основой для принятия решений, управляющих действиями, направленными на изменение этих явлений. Цикл непрерывен. Мы не можем определенно говорить о каком-то начале или конце цепи. Это замкнутый контур. Пример. Термостат получает информацию об отклонении температуры от заданной в сторону понижения и включает печь; температура повышается, достигает заданной, и термостат выключает печь. Аналогично и логистической системе число заказов и объем складских запасов определяют принятие решений относительно числа обслуживаемых потребителей. Стремление конкурирующих фирм выпускать новые изделия стимулирует затраты на исследования и технические усовершенствования, что приводит к соответствующим изменениям в технологии производства. Все эти примеры относятся к управлению информационными системами с обратной связью. Информационные системы с обратной связью характеризуются: структурой, запаздыванием и усилением. Структура системы – это взаимосвязи отдельных частей. Запаздываниявсегда существуют при получении информации, при принятии решений, основанных на этой информации и в процессе выполнения этих решений. Усиления обычно происходят при принятиях решений. Они проявляются в тех случаях, когда принятие решения оказывается более сильным, чем это можно предполагать. В информационной системе с обратной связью существует строго определенная практика принятия решений, которой руководствуется хозяйственный руководитель. Принятие решения не является выражением полной «свободы воли», а строго обусловлено производственными или другими обстоятельствами. Существует возможность установить правила, регулирующие эти решения, и определить влияние данных правил на производственное и экономическое поведение систем. Для изучения этой системы необходимо располагать информацией трех видов: об организационной структуре системы, о запаздываниях решений и действий и о правилах, регулирующих закупки и товарные запасы. Организационная структура. Рассмотрим типовую организационную структуру для функций производства и сбыта продукции, показанную на рис. 9.6. Нижняя фигура представляет собой розничное звено, над ней - оптовое. Изображены заводской склад готовой продукции и само производство. Штриховые линии изображают восходящий поток заказов на товары, сплошные линии – отгрузку товаров. Следует отметить наличие запасов на трех уровнях: на заводе, в оптовом и в розничном звеньях. Запаздывания решений и действий. Чтобы иметь возможность определить динамические характеристики системы, необходимо также знать время запаздывания в потоках заказов и товаров. Запаздывания указываются, как правило, в неделях. Практика показывает, что поставка товаров потребителю в среднем занимает неделю с момента получения заказа от клиента. Запаздывания бухгалтерских операций и закупок составляют в розничном звене в среднем три недели от момента продажи вплоть до ее отражения в заявке на пополнение запаса. Время на отправку заказа по почте составляет полнедели. Оптовику требуется неделя для оформления заказа, а отправка товаров розничному звену занимает еще одну неделю. Аналогичные запаздывания имеют место и между оптовым звеном и заводским складом. На заводе в среднем проходит шесть недель с момента принятия решения об изменении темпа выпуска продукции до момента, когда производство достигает нового уровня. Правила выдачи заказов и регулирования запасов. Чтобы эффективно работала логистическая система, необходимо знать правила, регулирующие размещение заказов, и размеры складских запасов в каждом звене реализации продукции. В этой модели имеются три основных вида заказов: 1. Заказы на возмещение проданных товаров. 2. Заказы для пополнения запасов во всех звеньях в связи с изменением уровня продаж. 3. Заказы, необходимые для заполнения каналов обеспечения товарами по заказам, находящимся в стадии выполнения. Порядок выдачи заказов характеризуется следующим: а) на основе анализа продаж и в соответствии с запаздыванием закупки (три, две и одна неделя для соответствующих трех звеньев) заказы ближайшему звену системы включают возмещение фактических продаж, реализованных заказывающим звеном; б) по истечении достаточного времени для определения среднего значения краткосрочных продаж принимаются меры для постепенного снижения, либо повышения запасов в зависимости от увеличения или уменьшения оборота; в) одна часть заказов, находящихся в процессе выполнения (отправленные почтой, невыполненные заказы поставщика и товары в пути), всегда пропорциональна среднему уровню деловой активности и продолжительности выполнения заказа. Рост объема продаж, как и удлинение цикла поставок, обязательно вызывает увеличение общего объема заказов в каналах распределения. Эти заказы являются частью «материальной базы» в структуре логистической системы. При отсутствии заказов, специально предназначенных для заполнения каналов распределения, соответствующая потребность в товарах на эти цели покрывается за счет снижения складских запасов, а это означает, что заказы на заполнение каналов товародвижения выдаются безотчетно под видом регулирования запасов. Выдача заказов зависит также от ожидаемого объема продаж в будущем. Методы предвидения, которые состоят в экстраполяции существующей тенденции на будущий период, приводят в общем к созданию менее устойчивой, колеблющейся логистической системы. Воздействие на организационную структуру запаздываний и правил поведения системы, ее характеристики, должны быть выражены в четкой количественной форме. После описания логистической системы необходимо выяснить ее поведение в целом. Для этого следует воспользоваться схемой потребительских закупок в качестве входных данных и затем наблюдать за возникающими изменениями в состоянии складских запасов и в производстве продукции. Их воздействие на логистическую систему можно выяснить методами имитации. Последняя заключается в прослеживании шаг за шагом фактических потоков заказов, товаров и информации и наблюдении за всем рядом принимаемых решений. Представленная структура содержит четыре элемента: 1) несколько уровней (три); 2) потоки, перемещающие содержимое одного уровня к другому; 3) функции решений, которые регулируют темпы потока между уровнями; 4) каналы информации, соединяющие функции решений с уровнями. Поясним некоторые понятия. Уровнихарактеризуют возникающие накопления внутри системы. Это товары, имеющиеся на складе, товары в пути, складские площади, численность работающих и другие показатели. Темп потока – это мгновенные потоки между уровнями в системе. Темпы отражают активности в системе. Функции решенийпредставляют собой формулировку линии поведения, определяющую, каким образом имеющаяся информация об уровнях приводит к выбору решений, связанных с величинами текущих темпов потока. Функция решения может иметь форму несложного уравнения, которое определяет простейшую реакцию материалопотока на состояния одного или двух уровней (так, производительность транспортной системы часто может быть адекватно выражена количеством товаров в пути, представляющим собой уровень, и константой – средним запаздыванием на время транспортировки). С другой стороны, функция решения может представлять собой длинную и детально разработанную цепь вычислений, выполняемых с учетом изменения ряда дополнительных условий. Информация является основой решений. Функции решений, на основе которых устанавливаются темпы, связаны только с информацией об уровнях. Чем выше уровень информационной системы, тем выше эффективность логистической системы. Поэтому высокое качество информационной системы позволяет эффективно решать многие проблемы управления запасами, транспортирования продукции, складирования и других логистических функциональных областей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|