Здавалка
Главная | Обратная связь

Транспортно-экспедиционное обслуживание.



Транспортно-экспедиционная деятельность — это хозяй­ственная деятельность по организации перевозок грузов, вклю­чая их отправку и получение, а также по выполнению других операций, связанных с перевозкой.

Различают два вида транспортно-экспедиционного обслужи­вания:

полное или комплексное;

неполное (частичное).

Полное обслуживание предполагает заключение договоров на выполнение всей совокупности операций на всем пути про­движения груза без участия грузоотправителей и грузополуча­телей. Оно включает:

упаковку (распаковку), маркировку, сортировку грузов, их пакетирование и хранение;

взвешивание груза и (или) транспортных средств;

погрузочно-разгрузочные работы;

закрепление, укрытие и увязка грузов, предоставление при­способлений, необходимых для этих целей;

выбор оптимальной схемы перевозки грузов по условиям за­казчика;

прием груза на складе (терминале) заказчика или перевозчи­ка;

доставку и сдачу груза на склад грузополучателю или пере­возчику для последующей доставки по назначению;

оформление перевозочных документов;

сопровождение и охрану грузов;

осуществление расчетов с перевозчиками за выполненные перевозки;

страхование грузов;

выполнение таможенных процедур при межгосударствен­ных и международных перевозках, паспортно-визовое обслужи­вание;

ведение учета и отчетности при перевозках;

расчет рациональной загрузки транспортных средств, схем размещения и укрепления грузов;

уведомление об отправлении, местонахождении, прибытии грузов (диспозиция продвижения грузов);

информирование о видах услуг, тарифах и режимах работы других транспортно-экспедиционных предприятий;

представление другой оперативной информации.

В договоре на транспортно-экспедиционное обслуживание клиенты (заказчики) берут на себя обязательства обеспечить ус­ловия погрузки-выгрузки транспорта, а именно:

круглосуточную и непрерывную готовность фронтов погруз­ки-выгрузки, свободных емкостей и складов, безопасное выпол­нение работ и движение подвижного состава;

круглосуточный прием и отправление грузов, включая вы­ходные и праздничные дни, если иное не предусмотрено в дого­воре;

предъявление к погрузке грузов в транспортабельном состо­янии;

своевременный вывоз грузов с централизованных складов и др.

Неполное обслуживание представляет собой выполнение транспортно-экспедиционным предприятием лишь отдельных опера­ций, связанных с перевозкой грузов (хранение грузов, их затари­вание, экспедирование, подготовку к транспортировке и т.п.). Это обслуживание считается менее эффективным, чем полное.


ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-планирования

НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Теоретические основы функционирования бизнеса. Положительные и отрицательные факторы, воздействующие на развитие предпринимательства.

1.2. Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием.

1.3. Организация процесса бизнес-планирования на предприятии. Этапы бизнес-планирования. Структура бизнес-плана.

1.4. Типичные ошибки в бизнес-планировании. Роль, практика и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ.

 

1.1.Теоретические основы функционирования бизнеса.
Положительные и отрицательные факторы, воздействующие
на развитие предпринимательства.

 

Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, – это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как синоним понятия «предпринимательство». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Таким образом, бизнес – это приносящая доход деятельность граждан, имеющих собственность. Кроме того, бизнес – это и совокупность отношений между всеми его участниками, образующими команду единомышленников с целью получения дохода, прибыли, развития фирмы, предприятия, организации. Участниками бизнеса выступают следующие группы людей:

1) собственно предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск, под свою экономическую и юридическую ответственность, а также коллективы предпринимателей. Деловой интерес участников бизнеса первой группы – получение доходов – реализуется через производство и реализацию продукции. В процессе своей деятельности они вступают в деловые взаимоотношения, а также в отношения с другими участниками бизнеса, образуя в итоге сферу предпринимательского бизнеса. Последняя включает три компонента: производство продукции, коммерцию (торговлю) и коммерческое посредничество.

Бизнес нельзя сводить лишь к коммерции (торговле) и коммерческому посредничеству. Бизнес – это прежде всего производство, составляющее основу любой экономики;

2) индивидуальные и коллективные потребители продукции, предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потребителей, образующих свои союзы, ассоциации и т. п.

Деловой интерес участников бизнеса этой группы – приобретение товаров и услуг. Он реализуется посредством налаживания контактов с производителями и продавцами продукции на основе взаимной выгоды. Если для предпринимателей выгодой является доход, то для потребителей – товар или услуга, удовлетворяющие их потребности. Реализуя свои потребительские интересы, эта группа участников бизнеса образует сферу потребительского бизнеса;

3) работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы. Деловой интерес участников бизнеса третьей группы – извлечение доходов – реализуется посредством работы в фирме, организации, на предприятии. Если для предпринимателей выгодой в сделках является конечный доход фирмы, то для наемных работников – личный доход, получаемый в результате выполненной работы. Реализуя свои интересы, данная группа участников образует сферу трудового бизнеса;

4) государственные органы, учреждения и организации, когда они выступают непосредственными участниками сделок. Речь идет о предоставлении правительственных заказов предпринимателям, определении цен, состава и объема льгот при их выполнении и т. д. В таких случаях государственные органы являются равноправными партнерами других участников бизнеса. Деловой интерес участников этой группы – осуществление общегосударственных программ (научно-технических, научно-производственных, социальных и др.) в целях удовлетворения потребностей как государства в целом, так и всех его граждан. Принцип взаимной выгоды при таких сделках следующий. Фирмы стимулируются государством для участия в этих программах, а государство получает возможность реализовать их на практике, образуя в конечном счете сферу государственного бизнеса.

Бизнес как система представляет собой явление, наделенное четырьмя свойствами: целесообразностью, целостностью, противоречивостью и активностью.

Целесообразность означает, что бизнес любому элементу внутри него придает рациональную направленность на объединяющее эти элементы начало – получение дохода, прибыли. Высшие цели бизнеса обычно выводят из требований так называемого закона свободной конкуренции. Высшие цели, в свою очередь, подразделяются на более конкретные цели, выступающие средствами получения первых. Целостность означает, что бизнес пронизывает все сферы, сектора, территории и элементы экономики в той мере, в какой это необходимо для полной реализации его высшей цели, – увеличения прибыли. Иначе говоря, бизнес должен свободно проникать в те сферы, которые для него являются жизненно важными в данных условиях. Запреты и ограничения должны быть сведены к разумному уровню. Бизнес нельзя представить без своей среды и главных элементов, к которым относят менеджмент, маркетинг, финансовую систему, право и т. д.

Противоречивость означает, что бизнес должен состоять из противоречий, так как они – источник любого развития. В бизнесе можно наблюдать множество противоречий: между предпринимателями и наемными работниками, потребителями и производителями, предпринимателями и профсоюзами или органами государственной власти. В нормальных условиях все эти противоречия служат источниками развития бизнеса, укрепления и упрочнения его целостности. Однако в конфликтных ситуациях, которые выходят из-под разумного общественного контроля, возможны и известны полные исторического драматизма события, не только не укрепляющее, а, наоборот, значительно ослабляющие систему бизнеса. Это социально-политические перевороты, гражданские войны и т. д. Они приводят порой к полной утрате основополагающих основ бизнеса: частной собственности, конкуренции и экономической свободы гражданина.

Активность означает, что бизнес – явление социальное, тесно связанное с социальными системами, деятельностью людей. Каждый из предпринимателей должен свободно и на правовой основе выбирать свое дело, не нанося противоправного ущерба другим людям, не мешая им развивать свой бизнес. Разумная активность деловых людей реализуется обычно в богатстве индивидуумов и общества, размерах валового национального продукта страны, республики, уровне жизни граждан, привлекательности той или иной страны для проживания в ней.

Современный бизнес – это не просто система, обладающая необходимыми признаками целесообразности, целостности, противоречивости и активности. Бизнес – это и внутренне регулируемая или саморегулирующаяся система. Предприниматели заинтересованы не только в свободном соперничестве друг с другом, но и в согласовании отдельных сторон своего рыночного поведения. Современное высокоразвитое производство за отдельные ошибочные шаги в бизнесе платит дорогую цену. Банкротство даже среднего по размерам предприятия означает сотни уволенных рабочих, потерю миллионных капиталов, невыполнение договорных партнерских обязательств, остановку смежных производств и т. д. Если цепь таких неблагоприятных событий сомкнется в единое целое, то это может вызвать кризис разрушительной силы, когда экономические потери превышают выгоды от предпринимательства. Западный мир уже давно усвоил это, пережив сильнейший в этом отношении урок, которым стал экономический кризис 1929 – 1933 гг. Тогда потрясения экономики западных стран были столь велики, что безработица и инфляция подставили под сомнение саму целесообразность и сохранение бизнеса как системы. Это в совокупности с другими факторами породило в конечном счете тягу к национал-социализму, тотальному центру, централизованному планированию в бывшем СССР, а также критику западных ценностей рынка. В то же время многие ученые Запада пришли к выводу, что бизнес надо не свертывать, а регулировать, помогая ему реализовать все то, за что он и считается социально ценным явлением.

Государственные институты (органы, комитеты, комиссии парламента) выступают в развитых государствах своего рода арбитрами при обострении конфликтов между предпринимателями и работниками. Правила игры в бизнесе направлены на противодействие монополизации экономики, недобросовестной конкуренции со стороны предпринимателей, предприятий государственного сектора, работников. Противодействие оказывается тем фирмам, которые пытаются навязывать свои предпринимательские интересы другой стороне, снижая при этом общую эффективность бизнеса в отрасли или экономике в целом. Точно так же противодействие оказывается и незанятой части населения и профсоюзам, которые требуют через свои общественно организованные действия (забастовки, пакетирования, митинги и др.) принятия фирмами и государственными органами решений, резко снижающих эффективность национальной экономики.

Кроме того, бизнес – это явление развивающееся, так как связано с направлением на прибыль. А прибыль, как правило, может быть получена там, где спрос на товары и услуги не насыщен и в конечном итоге стимулирует развитие новых профессиональных сфер производства. В результате бизнес омолаживается, переливая свои капиталы туда, где прибыль выше, чем в традиционных сферах.

На определенном этапе экономического развития страны актуальным становится тот или иной фактор бизнеса. Для развития экономики страны становится важным совершенствование производства на основе новых технологий, повышение эффективности сферы реализации товаров, экологизация производства. По совокупности приоритетных на данный момент факторов экономического развития специалисты пересматривают свои подходы к бизнесу, вырабатывая его новые концепции. Конечно, они впитывают в себя и более ранние, доказавшие свою действенность. Это расширяет теорию и практику бизнеса. Например, в США, Великобритании и Германии приоритетное внимание уделяется сейчас таким факторам, как рост свободного времени, внутрифирменное стратегическое планирование.

Поскольку основу бизнеса составляет частная собственность, то в зависимости от ее видов выделяют и основные формы бизнеса.

В 1980-е гг. наблюдался бум предпринимательства, в основе которого лежали многие причины, в том числе:

1) вступление мировой экономики в очередной этап НТР;

2) обострение конкурентной борьбы;

3) повышение уровня образования кадров.

Огромную роль в ряде стран, в том числе в Японии, сыграло снятие барьеров для межотраслевого перелива капиталов, заложенных в принципах отраслевого регулирования.

В 1980-е гг. появилась концепция интрапренерства как специфического внутрифирменного предпринимательства. Интрапренерство – это деятельность творческого работника-новатора по внедрению своей идеи, научно-технической разработки, изобретения до практических результатов. Данная деятельность интрапренера связана с преодолением сопротивления «всего старого» в стремлении добиться того, чтобы новые идеи были приняты.

Основными чертами интрапренерства являются:

1) высокая степень ориентации на нововведения;

2) выпуск конкурентоспособной продукции;

3) применение передовых принципов управления;

4) поощрение новаторства.

В крупных корпорациях поддержка интрапренерства выражается в поощрении изобретателей и новаторов – высокоэффективных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возможности для развития инициативы, разработки новой продукции, технологии освоения новых сфер деятельности с использованием внутренних ресурсов. Интрапренеры – это новаторы, добившиеся реализации своих новаторских идей и принесшие своей фирме большие прибыли.

Созданию благоприятного предпринимательского климата также во многом способствует инфраструктура предпринимательства: союзы предпринимателей и ассоциации, консультационные и информационные центры.

В условиях Российской Федерации формирование рыночных отношений началось в условиях отсутствия многих элементов и признаков рынка.

К числу факторов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата, обычно относят:

1) стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку предпринимательства;

2) льготный налоговый режим, обеспечивающий стимулы для открытия новых предприятий или роста уже существующих;

3) меры, содействующие притоку в сферу бизнеса финансовых средств;

4) создание инновационных и внедренческих центров, финансируемых как государством, так и частным бизнесом;

5) организацию консультативных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов и школ подготовки предпринимателей;

6) наличие эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, новаторских идей, ноу-хау;

7) упрощение процедур регулирования хозяйственной деятельности со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации компаний);

8) повышение качества рабочей силы (образования, квалификации);

9) обеспеченность информационной технологией, средствами коммуникаций;

10) распространение таких социально-психологических ориентиров, как достижение успеха, личная и групповая ответственность.

Считается, что отрицательное воздействие на развитие предпринимательской деятельности оказывают следующие факторы:

1) высокие налоговые ставки;

2) недостаточно высокий уровень субсидирования и размер инвестиций;

3) низкая норма накопления;

4) инфляция;

5) чрезмерное государственное регулирование;

6) низкий уровень образования;

7) враждебное отношение к частному сектору;

8) высокие расходы на содержание государственного аппарата;

9) рост доли сферы услуг;

10) изменение моральных ценностей;

11) психология исключительности.


1.2.Сущность и значение бизнес-планирования
в управлении предприятием

 

Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

В сфере коммерческой деятельности основным инструментом делового планирования выступает бизнес-план. Этот план нужен в основном в связи с тремя аспектами осуществления управленческой деятельности:

1) для внешнего использования, чтобы убедить в целесообразности контактов и поддержки данного проекта кредиторов, инвесторов, страховщиков, органы общественности, прессу и других необходимых партнеров;

2) для налаживания большего взаимопонимания в организации, создания эффекта личностной причастности и аккумулирования коллективного интеллекта сотрудников организации, желающих понять свои перспективы и задачи, принять участие в их формулировке, уточнении;

3) для самого менеджера, чтобы тщательно проанализировать свои и чужие идеи, проверить их разумность и реалистичность, а в дальнейшем иметь четкие инструменты и ориентиры контроля хода и результатов выполнения намеченного.

Бизнес-план подготавливается в следующих ситуациях:

1. При создании новых предприятий.

2. При смене предприятием направления своей деятельности.

3. При вхождении предприятия в новый этап своего развития (новая фаза в жизненном цикле организации).

4. При наличии потребности в денежных средствах.

5. Для оценки результативности отдельных направлений хозяйственной деятельности.

Бизнес-план призван ясно представить основные положения и экономические показатели предполагаемой деятельности и показать, в состоянии ли организация в существующих условиях осуществить тот или иной проект. Иначе говоря, бизнес-план – это документ, характеризующий все основные аспекты будущего предприятия (проекта). С помощью бизнес-плана анализируются все проблемы, с которыми можно столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете помогает увидеть (предвидеть) будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее подстраховаться, отвечает на вопросы: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Руководитель не может быть в стороне от составления бизнес-плана. Включаясь в работу лично, он моделирует свою будущую деятельность, проверяя и замысел, и себя. Это настолько значимо, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал его.

Бизнес-план полезно начинать готовить для внутреннего использования. В таком случае в процессе его написания будут рассмотрены и решены многие проблемы, которые, возможно, не найдут отражения в плане, предназначенном для внешних партнеров. Это обеспечит стратегический запас подготовленности к ответам на их возможные дополнительные вопросы. Бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность и трудно защищаем. Ничем не подкрепленная вера в собственную пропаганду может сыграть роковую роль для судьбы проекта.

Один из принципиальных вопросов – выяснение того, действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентрироваться на увеличении производительности, эффективности работы уже действующей организации. Тогда и инвестор, и предприятие будут иметь твердую основу для сделки. Если же предприниматель этого не сделает и слишком поздно поймет, что предприятие (проект) могло бы выжить и преуспеть без внешних инвесторов, а значит, и без дележа с ними доходов, он будет чувствовать себя обманутым и эксплуатируемым, а инвесторы не смогут понять, в чем проблема.

Конкретное назначение бизнес-плана – помочь предпринимателям в решении следующих задач.

1. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта.

2. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела.

3. Обнаружить всевозможные «подводные» камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации.

4. Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на три года вперед. При этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго – поквартально и лишь начиная с третьего года следует ограничиться годовыми показателями.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

Сегодня большинство коммерческих организаций не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Бизнес-план отличается от других типов планирования, в том числе от оперативного, стратегического, а также от технико-экономического обоснования.

Отличия бизнес-планирования от оперативного плана состоят в следующем:

- Бизнес-план ориентирован вне предприятия, учитывает не только внутренние цели, но и внешние цели (интересы) лиц, которые будут полезны нашему бизнесу (инвесторов).

- Бизнес-план и оперативный план отличаются по структуре, хотя это не исключает наличие общих мест (точек пересечения).

Отличия бизнес-планирования от стратегического плана состоят в следующем:

- Бизнес-план имеет конкретные временные рамки (обычно в пределах трех лет, иногда – пяти, хотя это не вполне реально), а стратегический план не имеет временных рамой, это общее направление развитие, далекий ориентир (как свет в конце тоннеля).

- В рамках стратегического плана формируется несколько целей (так называемое «дерево целей» или «стратегическая карта целей»), в то время как в бизнес-плане обычно позиционируется и обосновывается одна цель.

- Бизнес-план и стратегический план различаются по структуре. В стратегическом планировании функциональные планы (разделы) не играют такой принципиальной роли, как в бизнес-плане, т.е. в стратегических планах акцент делается на том, что связано с постановкой целей, формулировкой задач, разработкой стратегии.

Бизнес-план отличается и от технико-экономического обоснования. Технико-экономическое обоснование – это более узкий и специфический процесс планирования. Оно востребовано на первом этапе (прединвестиционная фаза) и предназначено для создания и развитии промышленных объектов (производств), т.е. акцент делается на технические параметры деятельности, в то время как бизнес-план можно рассматривать комплексный план развития конкретного направления бизнеса.

Таким образом, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. В рамках этой деятельности бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

 

1.3.Организация процесса бизнес-планирования на предприятии.
Этапы бизнес-планирования. Структура бизнес-плана.

 

Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать качественные бизнес-планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);

2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);

3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;

4) политическая информация и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Прежде чем приступить к формированию бизнес-плана, необходимо собрать весь спектр необходимой информации.

Первым шагом в разработке бизнес-плана является определение источников необходимой информации. Предпринимателями может использоваться все: от учебников по бизнесу и планированию, статистических данных правительственных учреждений (особенно занимающихся проблемами малого бизнеса), курсов по составлению бизнес-планов, сведений аудиторских организаций, отраслевых изданий до передачи этих обязанностей специальным фирмам по управленческому консультированию и другим компетентным организациям.

Второй шаг в работе по бизнес-планированию – определение целей его создания. Цели напрямую связаны с перечнем тех проблем, которые предполагает разрешить бизнес-план. Необходимо четко осознавать, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты только добросовестным созданием по-настоящему качественного бизнес-плана.

Российские предприниматели при бизнес-планировании часто приводят доводы, опираясь скорее на эмоциональные, чем на экономически обоснованные, рациональные факты, в силу специфики исторического развития страны. Однако кредиторов интересуют сухие неопровержимые положения бизнес-плана.

Небольшой, скудный по содержанию, не отражающий важной хозяйственной информации, с плохо сформулированными целями, задачами и стратегиями бизнес-план не может способствовать реальному привлечению инвесторов.

Третьим шагом в создании бизнес-плана является точное формулирование структуры своих потенциальных читателей – внутренние подразделения организации (что бывает крайне редко) или также внешние лица, которых предприятие желает сделать своими партнерами, инвесторами или кредиторами (будущие акционеры, коммерческие банки, инвестиционные группы). Формирование круга читателей помогает лучше сформулировать специфику содержания бизнес-плана, необходимость и степень освещенности тех или иных вопросов, сторон деятельности организации.

После этого можно переходить к четвертому шагу – установлению общей структуры документа.

Типовая структура бизнес плана включает в себя 12 пунктов (разделов):

1. Титульная страница. В это пункт входит название и реквизиты компании и ее владельцев, а также буквально одно предложение о сути предлагаемого проекта.

2. Резюме проекта. Пункт содержит основные положения проекта. Цель данного раздела – привлечь инвестора, сделать так, чтобы ему стало интересно просмотреть весь бизнес план. При помощи простых и понятных предложений, без специфической терминологии необходимо показать все возможные преимущества.

3. Описание компании-автора. Пункт предоставляет основную информацию об авторе проекта.

4. Описание товара (услуги). Содержит информацию о предлагаемом к разработке продукте (характеристики, свойства, потребители, лицензии, возможные аналоги).

5. Маркетинговый анализ. Пункт содержит информацию о товарах, уже имеющихся на рынке, сравнение предлагаемого продукта с тем, что продают конкуренты. Это наиболее важный этап при составлении бизнес плана, так как именно этот раздел должен стать ответом на вопрос «сколько, чего и по какой цене производить».

6. Стратегия продвижения. Содержит данные о том, какой целевой сегмент рынка выбрать для продаж. Данные о перспективах рекламы.

7. Производство. Непосредственная информация о производственных технологиях, которые следует применить для осуществления предложенного плана. Данные о необходимых объемах сырья, возможных поставщиках, уровне цен, затратах на ремонт.

8. План по персоналу. Дается информация о персонале, необходимом для реализации проекта, об уровне его квалификации. Предоставляются расчеты затрат на оплату труда и соц. обеспечения.

9. Организационная структура и управление. Предлагает схему управления предприятием, информацию о его подразделениях, руководстве.

10. Финансовый план. Содержит информацию о необходимых финансовых ресурсах для осуществления предложенного плана. Также предоставляет данные о предполагаемой прибыли.

11. Анализ рисков. Приводится описание всех возможных рисков и даются рекомендации по сведению их к минимуму.

12. Приложения. Представляет собой документы, на основе которых создавался бизнес план. Например, маркетинговые исследования, каталоги, прайс-листы, характеристики конкурентов.

Представленный перечень является общей рекомендуемой структурой бизнес плана, а вовсе не обязательной. Данная структура не предусматривает в себе включение второстепенной информации, но такие данные необходимо подготовить к последующему обсуждению. Структура и содержание бизнес плана может дополняться другими разделами. Весь документ должен быть очень подробным для того, чтобы инвестор имел возможность полностью оценить ситуацию после его изучения.

Следует помнить, что состав и структура бизнес плана напрямую зависит от специфики самого предприятия, преследуемых целей, разрабатываемых стратегий. Структура составления бизнес плана весьма гибкая, поэтому в каждом конкретном случае ее без проблем можно подкорректировать под конкретный бизнес-проект с определенными целями и стратегиями.

На пятом шаге бизнес-планирования выполняется сбор информации для разработки каждого из предполагаемых разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо наладить контакты и получить поддержку тех людей, которые обладают необходимыми опытом и знаниями для составления бизнес-плана. Это могут быть как работники организации, обладающие опытом и хорошими знаниями внутренней среды предприятия, так и внешние, привлекаемые специалисты. Анализ внешних консультантов особенно важен в исследовании сфер финансового прогнозирования и маркетинговых исследованиях рынка. Работа над составлением бизнес-плана связывает финансистов, экономистов, бухгалтеров, маркетологов широкого профиля (занимающихся исследованием макроэкономических и микроэкономических условий и проблем), консультации по управлению тоже могут оказать значительное влияние на качество разрабатываемого документа.

Шестым шагом в бизнес-планировании является непосредственное написание бизнес-плана. Это очень длительный и трудоемкий этап. Главное правило заключается в том, что предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если он не располагает достаточным количеством времени и у него нет навыков такого рода работы. Помощь сторонних специалистов и консультантов предпринимателю заканчивается на предыдущем этапе, когда была собрана необходимая информация и осуществлена ее первичная обработка. На заключительном этапе консультанты могут лишь ассистировать предпринимателю.

Если бизнесмен перепоручает написание бизнес-плана другому ответственному лицу, то следствием этого могут стать:

1) неполное и несистематичное описание, основанное на недостаточной осведомленности слабых и сильных сторон данной организации, направлений ее деятельности, путей осуществления будущего запланированного проекта;

2) сужение периода обучения деятельности по планированию, что может негативно сказаться на будущих действиях организации (планирование является неотъемлемым элементом управленческой деятельности);

3) неумение предпринимателя правильно аргументировать и глубоко продемонстрировать преимущества данного проекта будущим партнерам и инвесторам.

После того, как все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель подготавливает резюме главных идей бизнес-плана. В целом, работа по бизнес планированию – очень трудоемкий и длительный процесс. По подсчетам различных специалистов по бизнес-планированию, суммарное время, необходимое для его создания, составляет не менее 200 ч.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

2) непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования;

3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

4) интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

6) участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

7) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.


1.4.Типичные ошибки в бизнес-планировании. Роль, практика
и неиспользуемые возможности бизнес-планирования в РФ.

 

Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес-планирование. Руководители этих предприятий освоили основные методологические подходы к бизнес-планированию и эффективно реализуют заложенную в них системную логику в повседневной управленческой деятельности. С помощью бизнес-планирования они научились выделять главные приоритеты развития, контролировать и эффективно управлять ресурсами, предвидеть вероятные изменения в бизнесе, решать вопросы финансирования. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес-планирования.

Однако использование бизнес-планирования для выработки и обоснования решений по управлению на российских предприятиях – это, скорее, исключение, чем правило. Многие предприниматели еще не имеют возможности, а кто и просто не умеет заниматься бизнес-планированием на горизонты хотя бы в пределах года. Практика показывает, что большинство руководителей все еще не владеют в достаточной степени методологией и философией бизнес-планирования и скептически относятся к его полезности. В то же время потребность коренного изменения менеджмента назрела уже давно. Значительная часть промышленных предприятий «лежит», а отрасли легкой и пищевой промышленности оживились в основном на волне возросшей конъюнктуры рынка. При этом в них применяется все тот же неэффективный менеджмент. Возможные неблагоприятные изменения конъюнктуры и экономических условий в стране, неразвитость российских финансовых и кредитных рынков не позволят «застывшему» менеджменту даже преуспевающих предприятий сохранить свой потенциал.

Сегодняшний российский рынок интенсивно развивается, становится все труднее получать сверхприбыли, ориентируясь на случай и импровизацию. Менеджменту российских компаний придется учиться работать в условиях более стабильных, но невысоких уровней доходов.

На основании анализа бизнес-планов выявляются следующие типичные ошибки:

1. Выраженный производственный характер (тип) бизнес-планов, связанный с попыткой задействовать пустующие производственные мощности и / или неиспользуемые ресурсы без надлежащей оценки перспектив и рынков сбыта.

2. Отсутствие качественной информации о возможных потребителях (целевых клиентских группах / сегментах рынка).

3. Различное содержание (направленность) бизнес-планов с точки зрения того, кто (какой субъект) его выдвигает (обосновывает).

4. Неопределенность инвестора – субъекта, который, как предполагается, будет финансировать реализуемый проект создания (развития) бизнеса.

5. Некорректный расчет экономических и финансовых параметров (показателей) предлагаемых проектов, в том числе сроков окупаемости, прибыльности (рентабельности) и др.

6. Некорректные (ошибочно выбранные) или невнятные цели создания (развития) того или иного направления бизнеса.

7. Ошибки, связанные с несоблюдением принципов бизнес-планирования, к числу которых относятся:

- Принцип первого руководителя, означающий, что работу по бизнес-планированию должен возглавлять руководитель предприятия (организации), имеющий и реализующий определенный предпринимательский замысел.

- Принцип необходимой квалификации, означающий, что бизнес-планированием должны заниматься люди, имеющие соответствующие знания и опыт.

- Принцип четкого контроля, предполагающий наличие конкретного плана-графика, в котором определено, кто и за что отвечает и в какие сроки должны быть выполнены те или иные работы.

- Принцип формальной регламентации, означающий определение того, что конкретно должно быть представлено в том или ином разделе бизнес-плана.

- Принцип независимой экспертизы, предполагающий, что заключение о бизнес-плане должен дать сторонний независимый человек (эксперт).

8. Ошибки, связанные с невыполнением определенных правил или рекомендаций по составлению бизнес-планов, к числу которых относятся:

- Бизнес-план должен иметь какую-то отличительную идею, «изюминку», выгодно отличающую его от других (альтернативных) проектов.

- Бизнес-план – документ, направленный в том числе на внешнего пользователя, поэтому он должен иметь соответствующее исполнение (структуру, оформление).

- Предложения в бизнес-плане должны быть простыми, четкими, короткими, ясными, т.е. не должно быть наукообразности и туманных формулировок и обволакивающих фраз.

- В бизнес-план следует включать только информацию, относящуюся к делу, т.е. не должно быть ничего лишнего – побочной информации и рассуждений.

- Идеи, заложенные в бизнес-плане, не должны быть чрезмерно амбициозными и абстрактными (типа «догнать и перегнать Америку»).

- Должно быть умелое использование наглядной информации (рисунков, таблиц, схем, диаграмм и т.п.).

- В конце разделов бизнес-плана должны присутствовать четкие выводы.

- Бизнес-планирование – итеративный процесс, поэтому не должно быть закостенелости, вполне возможно внесение корректив сообразно изменившимся условиям функционирования бизнеса и экономики.

- При подготовке бизнес-плана необходимо учитывать адресность и направленность на конкретного субъекта.

9. Неудачная презентация бизнес-плана, неумелое его представление (защита), нечетное понимание того, что предлагается.

Как уже отмечалось, бизнес-планирование организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессы реализуются, планирование бизнеса – это систематическая методология достижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков.

В завершение подчеркнем три основные причины, вызывающие потребности в разработке бизнес-плана деятельности предприятия:

1) обеспечение объективной оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные и долгосрочные цели менеджмента;

2) приведение менеджмента предприятия к успеху в результате использования методологии бизнес-планирования и его мониторинга;

3) создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде доводятся до других и обеспечивается привлечение часто необходимых финансовых ресурсов.

Подготовка полезного бизнес-плана – трудоемкий процесс, требующий определенных материальных затрат и затрат времени многих специалистов предприятия, объединенных единым руководством и одной идеей. Поэтому многие руководители российских предприятий избегают разрабатывать бизнес-планы, предпочитая вести управление посредством интуитивного реагирования на складывающиеся ситуации. Часто говорят, что подготовка бизнес-плана не имеет особого смысла в быстроменяющейся обстановке, так как заложенные в нем положения устаревают раньше начала своего воплощения. Ситуация действительно часто меняется очень быстро. В то же время действенная стратегия фирм наряду с долгосрочными и среднесрочными прогнозами предполагает подготовку своих систем управления к оперативному реагированию на неожиданно возникающие критические ситуации. Практика менеджмента выработала ряд приемов и методов преодоления последствий неожиданных изменений. Для того чтобы успешно противостоять среде, сложность и быстрота принятия решений в фирме должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в этой среде.

Если руководство не хочет усложнять управленческие системы до уровня, соответствующего условиям среды, оно должно пойти по линии упрощения стратегической позиции фирмы, покинув нестабильные сферы деятельности. Многих проблем бизнеса можно избежать путем бизнес-планирования, поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они станут критическими. Здесь важно и то, что в бизнес-плане будут оценены не только затраты на организацию таких мероприятий и эффекты от принятых решений, но и риски возможных потерь.

Таким образом, сложность бизнес-плана должна определяться сложностью описываемого им бизнеса. Помимо присущих данному предприятию фактов, бизнес-план обычно содержит сведения, аналитические выводы и прогнозы, которые отражают как объективные факты, характеризующие бизнес, так и субъективные представления менеджмента предприятия о развитии ситуации. Это неизбежно. Разработав бизнес-план, менеджмент фирмы фиксирует политику, включающую набор инвестиционных решений и предположений относительно дальнейшей деятельности компании, последствия которых могут сказываться в течение довольно длительного периода времени. Если же такие решения основывать только на информации о текущем состоянии бизнеса, то неминуемо будут допущены просчеты и в конечном итоге экономические потери. Поэтому значение перспективного анализа последствий таких решений для предприятия исключительно велико.

Деятельность менеджмента имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы. Лучше отложить непродуманное мероприятие, требующее значительных ресурсов, чем столкнуться с ситуацией сбоя из-за их недостатка в процессе реализации. Как правило, основным ресурсом служат финансовые средства, недостаток которых часто ведет к пересмотру стратегии фирмы. Здесь ключевую роль играет финансовый раздел бизнес-планирования. Использование в выработке решений модельной поддержки сводит управление предприятием к существенно алгоритмизированному процессу, подобному управлению сложной технической системой.

Таким образом, бизнес-план совместно с моделью становится инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления. Участие в процессе реализации бизнес-плана управленческого персонала разных уровней помогает ему определить свою роль в бизнесе и улучшить эффективность проводимых операций и взаимную координацию, а в конечном итоге обучает и развивает организаторские умения менеджмента. Обучение менеджменту в условиях рынка крайне необходимо для эффективного развития.

В связи с этим возникает еще один аргумент в пользу разработки бизнес-плана деятельности предприятия. Для менеджмента значение процесса подготовки бизнес-плана не менее важно, чем сам бизнес-план. Вместо обучения на дорогостоящих экспериментах реальной жизни бизнес-план позволяет менеджменту избежать ряда фатальных ошибок ценой нескольких сотен часов концентрированной аналитической работы. Только понимание этого позволяет прийти к эффективному использованию бизнес-планирования в практике управления предприятием.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.