Показатели эффективности использования транспортных средств
Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных показателей. Приведем важнейшие из них. Продолжительность работы автомобиля включает время нахождения на линии и время в наряде. Время нахождения на линии — это время с момента выхода автомобиля из гаража до его возвращения без учета обеденного перерыва и отдыха шофера. Время в наряде включает время на движение (с грузом или без него) и время предусмотренных простоев (погрузки, выгрузки и т.п.). Более эффективного использования автомобилей во времени можно добиться путем: уменьшения времени на погрузочно-разгрузочные операции; повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ; своевременной подготовки товаров и документов к перевозке; применения рациональных графиков по приемке и отпуску товаров; применения прогрессивных методов транспортировки. Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля — это отношение фактически перевезенного груза к грузоподъемности автомобиля (статический коэффициент). Пути повышения использования грузоподъемности автомобиля: применение более рациональных способов укладки; усовершенствование кузовов автомобилей; использование прицепов и полуприцепов; установление соответствия между формами и размерами кузова и транспортной тары и т.п. Коэффициент использования пробега — это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к общему пробегу (с грузом и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который включает нулевой пробег (от гаража до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки в гараж) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки). Пути повышения коэффициента: снижение холостых пробегов за счет обратного вывоза тары из магазинов или товаров при междугородных перевозках; рациональный выбор автотранспортных предприятий (ближе к местам погрузки и обслуживаемой торговой сети); выбор рациональных маршрутов движения и графиков завоза товаров; диспетчеризация движения транспорта и т.п. Скорость движения автотранспорта оказывает влияние на его производительность и себестоимость перевозок. Различают техническую и эксплуатационную скорость. Техническая скорость устанавливается в зависимости от типа машин, состояния дорог, условий перевозок, с учетом необходимых остановок (светофоров) и т.п. Эксплуатационная скорость рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев. Повышению эксплуатационной скорости способствует: увеличение технической скорости; устранение непроизводительных простоев; сокращение времени на погрузочно-разгрузочные работы; сокращение времени на техническое обслуживание и др. Отношение эксплуатационной скорости к технической представляет коэффициент времени движения. Время простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по нормативам (прейскурант 13-01-03) исходя из грузоподъемности автомобиля, типа кузова (фургон, самосвал, цистерна), степени механизации погрузочно-разгрузочных работ (ручные и механизированные). За простой автомобилей сверх норм предусмотрены штрафные санкции. Пути сокращения простоев автотранспорта: разработка четких графиков завоза и отпуска товаров; повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ; расширение прогрессивных технологий товароснабжения; рационализация организации труда работников склада по приемке и отпуску товаров и др.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|