Технологии проектирования туристско-рекреационных программ (туров)
Деятельность туроператора по формированию, продвижению и реализации туров называют туроперейтингом. Он состоит из сочетания циклических работ, связанных с разработкой и реализацией каждого конкретного тура. Приблизительно цикл работ оператора можно разбить на следующие этапы: 1. Турпроектирование (основывается на результатах маркетингового исследования потребностей туристического рынка и исследования конкурентной среды). 2. Турпланирование (основывается на специфике взаимоотношений оператора и поставщиков туристических услуг). 3. Продвижение тура. 4. Сбыт турпродукта (непосредственно клиентам, либо через агентскую сеть). 5. Реализация тура (организация поездки и оказания входящих в турпакет туристических услуг). Особенности современного этапа развития отдельных видов туризма в России и за рубежом дают возможность характеризовать их как инновационную деятельность. В отношении туристской деятельности сфера инноваций может включать перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Под инновационной деятельностью понимается комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Инновационное развитие каждой страны есть необходимое требование времени. Инновационный потенциал разных стран неодинаков, он определяется интеллектуальным, образовательным, экономическим, научно-техническим, духовным, нравственным и творческим потенциалом общества. Инновационная успешность зависит, в том числе, от доли затрат на финансирование научно-исследовательских расходов в валовом национальном продукте, от уровня развития науки и качества образования населения. Инновационная активность является необходимым условием научного и экономического роста государства, гарантией положительной динамики показателя качества жизни. Инновацией в сфере туризма чаще становиться новый туристский продукт, новое явление или действие на туристском рынке, которое имеет целью привлечь потребителя, удовлетворить его потребности и одновременно принести доход организатору. Деятельность, направленная на создание и внедрение новшеств, может считаться инновационной, при условии, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Поэтому разработчикам инновационного туристского продукта следует учитывать возможность проявления всех факторов, способных повлиять на эффективность разработки. Для этого необходимо оценить: - кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры); - ресурсы и условия (научно-технические, технологические, финансовые), - туристскую инфраструктуру; - среду (законодательную и нормативную базы, политическую и экономическую стабильность, уровень социально-культурного развития); - рыночную конъюнктуру и конкуренцию (на внутреннем и внешних рынках). Постоянные и динамичные изменения, происходящие в образовательной сфере деятельности, являются побудителями инноваций в туризме. Целями нововведений - внедрение технологических инноваций или продуктов. По характеру удовлетворяемых потребностей к инновациям можно отнести нововведения, создающие новые потребности и развивающие существующие. В области туризма инновации могут быть обусловлены: - усовершенствованием или созданием в ходе путешествия продуктов, услуг и методов, оборудования, технологий, изменяющих или существенно улучшающих эффективность туристско-рекреационной деятельности; - необходимостью соответствия изменениям в социальной структуре для повышения социального статуса личности работника туристско-рекреационной сферы деятельности, стремлением достижения оптимального соотношения личных и общественных интересов; - проводимой модификацией сложившейся системы организации рекреации и туризма. На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы: - экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология); - политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем); - организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации); - социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности). Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания. При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это: - общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения; - действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма; интенсивность и масштаб конкуренции; - состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи); - возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах); - период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках. Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это: - политика и стратегия туристской компании; - наличие в коллективе работника-инициатора; - безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства; - всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании; - использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности; - наличие специализированного подразделения по реализации новшеств; - необходимый уровень финансовых возможностей; - развитые коммуникационные системы; - организационно-техническая готовность к реализации новшества.
Туристский проект — это порядок определения целей и задач для создания или внедрения отдельного туристского продукта. Управление проекционной деятельностью представляет собой систему взаимосвязанных действий, обусловленных сроками, ресурсами, исполнителями и направленных на достижение конкретных целей. Процесс создания и реализации проекта включает организационные, производственные, технологические, коммерческие и другие мероприятия, приводящие к внедрению туристского продукта. Т.е. туристский проект можно определить как комплекс взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающий эффективное достижение конкретной цели, согласованных по ресурсам, срокам и документально оформленных. Таким образом, проектирование заключается в разработке основных направлений деятельности в соответствии с намеченной стратегией развития, ресурсными возможностями и имеющимся спросом. Это система расчетов, определение размера инвестиций и подготовка решений, необходимых для решения заявленных задач. Проектирование базируется на проведении систематических исследований состояния туристского рынка, сборе и анализе многочисленных данных, охватывающих экономические, политические, демографические и другие аспекты. Проектирование в туристской индустрии входит в сложную структуру комплексного планирования, состоящую из различных по уровню целям и содержанию планов. Его осуществляют по целям (стратегическое или оперативное), предмету (производство, сбыт, финансы, персонал), уровням (организация, подразделение, программа, отдельный исполнитель), содержанию (технико-экономическое, продуктовое, календарное) и периодам (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное). Проектирование в туризме имеет следующие функции: - постановка задач на основе информационного обеспечения о целях, ресурсах, сроках и условиях проведения путешествия; - подготовка рациональных и экономически обоснованных решений на основе расчетов и обоснованных прогнозов, учитывающих благоприятные и неблагоприятные тенденции и условия; - координация деятельности всех участников процесса. Проектировщик должен также изучить направления приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма. Следует рассмотреть возможный сценарий развития региона и таких его составляющих как туристские центры; определить ведущие группы туристских ресурсов; охарактеризовать отрасли смежные с туристской (торговля, бытовое, медицинское обслуживание); оценить образовательные, спортивные, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения и организации. Для оценки реализации следует выявить туристскую специализацию района проектируемого путешествия, его место на российском и международном туристских рынках, установить место профиля проектируемой поездки среди других приоритетных видов туризма, определяющих туристскую уникальность дестинации. Проектирование туристского продукта производится в соответствии с Государственным Стандартом «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (ГОСТ Р 50681-94), который, предусматривает согласование возможностей этого туристского предприятия с запросами туристов. Технологический процесс проектирования туристского продукта включает два этапа - планирование и формирование этого продукта. В результате создаётся проектная документация, которая должна содержать: - описание процессов, форм и методов обслуживания туристов; - характеристики процессов обслуживания туристов; - требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования; - необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки; - договорное обеспечение обслуживания; - гарантии обслуживания туристов; - согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др. Каждый туристский продукт должен иметь определенное документальное сопровождение в виде пакета документов, хранящихся в туристской фирме. Такая специальная технологическая документация описывает как само путешествие, так и процессы его производства, а также услуги, предоставляемые туристам. Состав и содержание технологической документации туристского путешествия предусмотрены нормативными документами Российской Федерации. В папку технологической документации для каждого туристского путешествия обязательно включаются: - технологическая карта туристского путешествия по маршруту (приложение А к ГОСТ Р 50681-94); - график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время (приложение Б к ГОСТ Р 50681-94); - информационный листок к путевке туристского путешествия (приложение В к ГОСТ Р 50681-94); - бланки туристской путевки типовой формы - документа строгой отчётности; - бланки договора о реализации туристского продукта с туристами в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»); - договоры с поставщиками услуг - гостиницами, транспортными компаниями, экскурсионными бюро и т. д.; - калькуляция или расчет стоимости туристского путешествия; - описание маршрута; - график движения по маршруту; - карта-схема маршрута; - текст путевой информации (для автобусных туров); - описание технологических особенностей маршрута (памятка о сроках подачи заявок, заказов на транспорт, билеты, экскурсии и на бронирование в гостиничных предприятиях, предприятиях питания; бланки заявок; графики движения транспорта по маршруту; возможные пересадки, ожидания и пр.); - тексты памяток для туристов (в особых случаях, например для загранпоездок в карантинные страны, для специализированных спортивных или приключенческих туров по снаряжению и т. д.); - справочные материалы по маршруту; - варианты рекламных проспектов и буклетов; - прайс-листы (каталоги). При организации автобусных туров заполняется «Паспорт автобусного маршрута» (в зарубежном варианте - «Листы поездки»), утвержденный Министерством транспорта России, отражающий не только схему маршрута и технологию обслуживания, но и технические данные автобуса, километраж и особенности автодорог, запреты и ограничения автодорожного движения, придорожные пункты отдыха и питания, санитарные стоянки и т. д. Планирование туристского путешествия осуществляется с помощью следующих технологических операций. 1. Исследование потребностей и платежеспособного спроса населения на виды и формы туристских путешествий в конкретном районе. 2. Анализ возможностей использования туристских условий и ресурсов дестинации для образовательных целей. 3. Формирование базы данных туристских путешествий в зависимости от мотивации и материальных возможностей потенциальных туристов. 4. Составление краткого описания туристское путешествие, состоящего из набора требований, выявленных в результате изучения рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг. 5. Разработка проекта программы обслуживания, включающей маршрут путешествия, перечень туристских предприятий, участвующих в исполнении туристской услуги, графика и форм планируемых этапов, перечня экскурсий, походов, прогулок, описания комплекса рекреационно-развлекательных и рекреационно-спортивных мероприятий, расчета продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута, указания видов транспорта для внутри маршрутных перевозок. 6. Предварительная калькуляция и экономическое обоснование конкурентоспособности планируемой услуги "образовательное путешествие». Туристское проектирование позволяет разработать непосредственно тур- сопоставленную по времени, месту, последовательности, качеству и стоимости совокупность туристических услуг различных предприятий туристской индустрии, готовый к продвижению его на туристском рынке. Тур выражается в турпакет, как виде услуги, отвечающий следующим требованиям: - обоснованность (турпакет отвечает определенным целям тура: отдых, развлечение, обучение и т. д.); - надежность и безопасность (тур должен быть составлен так, чтобы туристам предоставлялось время на сон, отдых, питание, восстановление жизненных сил, а также, чтобы его реализация не была сопряжена с опасностью для жизни, здоровью, имуществу туристов); - целостность (турпакет должен быть сформирован таким образом, чтобы в ходе его реализации не возникали незапланированные нестыковки в оказании туристских услуг); - простота в эксплуатации (ясность и максимальная полнота информации о планируемом туре, несложность процедур в бронировании и реализации тура); - гибкость и способность к модификации (чем больше перспектив для модификации турпакета — расширение отельной базы, перечня предлагаемых экскурсий, возможности питания и дополнительных услуг туристам, — тем меньше возможность быстрого морального устаревания тура и вытеснения его с рынка конкурентными предложениями); - привлекательность (тур должен удовлетворять потребности определенного круга потребителей — фокус-группы). Турпланирование проходит в несколько этапов: - определение схемы работы туроператора при организации планируемого тура; -идентификация поставщиков туристических услуг, задействованных в турпакете и оформление договорной базы тура; - ценообразование тура на основании рыночной позиции тура и ценовых предложений поставщиков туристических услуг. Разработчику следует учитывать, что предоставляемые туристские услуги должны соответствовать следующим основным требованиям, предусматривающим как дополнительные удобства для туристов, так и обеспечивающие конкуретноспособность проектируемого тура. - Соответствие назначению: туристские услуги должны соответствовать ожиданиям и мотивации туристов, которым адресуется услуга. - Точность и своевременность исполнения: предоставляемые туристам услуги по объему, срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным программой обслуживания. - Комплексность: предоставление туристских услуг должно обеспечивать возможность получения не только основных туристских, но и дополнительных услуг (бытовых, рекреационных, связи, торговых и др.), создающих нормальные условия для жизнеобеспечения участников путешествия. - Профессионализм работников, принимающих участие в организации и реализации путешествия: туристам должны быть гарантированы высокий уровень профильно-специальной компетенции организаторов, а также доброжелательность и коммуникабельность работников, обслуживающих путешествующих в ходе выполнения программы путешествия. Руководитель туристской группы - человек, отвечающий за качество обслуживания своим личным участием, он должен владеть полной информацией по программе обслуживания и при необходимости заменить один вид обслуживания другим. - Комфортность: туристские услуги должны предоставляться в комфортных условиях обслуживания, созданных для туристов (техническое оснащение, удобная планировка помещений, рациональное их оборудование, и т. п.). - Эстетичность: художественное решение территории туристского предприятия, пространственная организация маршрута, оформление интерьеров помещений для обслуживания туристов должны соответствовать требованиям пространственной и композиционной гармоничности. Внешний вид, культура речи персонала должны соответствовать общекультурным требованиям. - Эргономичность: соотношение времени рекреации, протяженность и сложность экскурсионных маршрутов, предоставляемые туристам снаряжение и инвентарь, используемые транспортные средства, предметы оснащения тура должны соответствовать физиологическим и психологическим возможностям туристов. При разработке проекта программы необходимо запланировать и указать методы контроля качества. Они могут быть классифицированы как визуальные (осмотр маршрутов и объектов), аналитические (анализ документации), социологические (опрос туристов, персонала) и др. Проектирование контроля качества должно включать: - определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги; - определение методов корректировки характеристик услуги; - определение методов оценки контролируемых характеристик. Результатом проведения контрольных мероприятий может стать анализ успешности проекта, направленный на выявление и своевременное устранение в нем несоответствий. Процесс туристско-рекреационное проектирования может быть разделен на четыре этапа: предварительное исследование и определение концепции проекта, разработка тура, экспериментальная проверка новых предложений, продвижение и реализация программы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|