Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально--экономическая эффективность использования туристского потенциала дестинации



Для оценки эффективности использования туристского потенциала дестинации для развития туризма требуется расчет целого ряда показателей.

Следует отметить, что в мировой практике наиболее глубоко прора­ботаны вопросы экономической оценки, хотя имеются существенные расхождения в методах оценки развития туризма.

Так, органы государственной статистики многих стран рассчитыва­ют экономическую эффективность как общую сумму доходов (прибылей) туристских предприятий (турфирм), иногда добавляя к этим показателям доходы (прибыли) гостиниц, туристских комплексов и других объектов с четкой ориентацией на обслуживание туристов (приезжающих). Данный подход к определению эффективности несовершенен по следующему ряду причин. Перечислим основные.

Экономический эффект от использования туристских ресурсов и инфраструктуры образуется не только у турфирм, так как туризм - деятельность более широкого масштаба.

Экономический эффект является многоуровневым, и его нельзя сводить исключительно к оценке результатов работы субъектов хозяйст­вования в какой-то одной сфере; известно, например, что бюджетный эффект достигается при пополнении бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений и т.д.

Статистикой не учитывается эффект от неорганизованного туриз­ма, где его инициатором выступает сам турист.

Статистика очень часто основывается на неофициальных данных, что порождает разночтение в этой сфере деятельности.

В систему оценочных показателей, как правило, не включены за­траты, поэтому часто понятие эффективности подменяется понятием эф­фекта. Оценивая эффективность развития туризма, зачастую оперируют по­казателями доходности и прибыльности, забывая о необходимости соиз­мерения выгод с затратами. Нередко при расчетах учитывают только те за­траты, которые непосредственно связаны с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов, однако на практике воздействие на туризм могут оказывать иные виды и источники затрат. Например, реконструкция памятников культуры и архитектуры финансируется, в первую очередь, за счет местного, регионального или государственного бюджетов, международных фондов и т.д. При этом, как правило, турист­ские коммерческие предприятия не участвуют в финансировании. Однако после реставрации таких объектов и открытия доступа к ним приток ту­ристов существенно увеличивается, обеспечивая дополнительные доходы туристским фирмам.

Таким образом, сегодня в сфере туризма существует проблема учета полных затрат на развитие туризма, и для ее разрешения требуется соот­ветствующий методологический подход.

Оценивать эффективность использования ресурсов туристской дес­тинации на развитие туризма необходимо с учетом соразмерности затрат на поддержку и стимулирование туризма с его отдачей.

Для определения эффективности формирования и использования туристских ресурсов на развитие туризма следует дифференцировать показатели эффективности по уровням их воздействия.

Таким образом, под экономической эффективностью в туризме следует понимать соотношение финансовых затрат и результатов, свя­занных с использованием ресурсов для развития туризма. Экономическая эффективность - достаточно общее понятие, поэтому необходимо под­разделять ее на две составляющие: бюджетная (прямая и косвенная) и коммерческая эффективность.

Прямая бюджетная эффективность отражает финансовые послед­ствия формирования и использования ресурсов туристской дестинации на развитие туризма для государственного (федерального), регионально­го или местного бюджетов. Эти показатели характеризуют величину по­ступления налогов от объектов туристской сферы в бюджеты соответст­вующих уровней как в абсолютном, так и относительном выражении.

Оценивая бюджетную эффективность развития туризма в турист­ской дестинации, целесообразно дифференцировать эффект, получаемый от сферы туризма, по видам туризма. Следует отдельно учитывать эф­фект от выездного (Э1) и въездного (Э2) туризма с точки зрения их вклада в экономику дестинации.

Математически это будет выглядеть следующим образом.

Для выездного туризма (Россия):

Э1= [(Птф + Па) х Н] / 100%,

где: Э1 - эффект от выездного туризма; Птф - балансовая прибыль всех турфирм дестинации от выездного ту­ризма; Па - балансовая прибыль транспортных предприятий (авиакомпаний, железнодорожных, автотранспортных предприятий и т.д.) от продажи биле­тов по выездам из дестинации; Н - налоги, подлежащие выплате в местный бюджет.

Для въездного туризма (Россия):

Э2= [(Пер + Пм + Псп + Па + Ппп + Пко) х Н] / 100%,

где: Э2 - эффект от въездного туризма; Пер - балансовая прибыль средств размещения; Пм - балансовая прибыль объектов экскурсионного показа; Псп - балансовая прибыль от предприятий сувенирной продукции; Па - балансовая прибыль местных авиакомпаний с продажи билетов в дестинацию; Ппп - балансовая прибыль предприятий питания от туристов дестинации; Пко - балансовая прибыль предприятий культуры от туристов.

Эффективность въездного туризма (Россия):

Эфв= ДЭ2 / Д3,

где: Эфв - эффективность от въездного туризма; ДЭ2 — прирост эффекта от въездного туризма; ДЗ - прирост совокупности затрат на туризм из местного бюджета (прямые затраты).

Данный подход к оценке эффективности требует качественно ново­го подхода к организации маркетинга на всех предприятиях туристской индустрии и четко отлаженного механизма определения бюджетной эф­фективности формирования и использования ресурсов туристской дести­нации. Сегодня же распространены такие методы оценки, как суммиро­вание доходов турфирм и отелей; статистическо-математический метод (Метод заключается в том, что на каждый доллар оплаченных туристом услуг турфирме приходится 3-7 долларов, потраченных им дополнительно в месте пребывания по своему желанию. Таким образом, в экономику «вливаются» дополнительные средства, соответственно, в 3 - 7 раз превышающие стоимость реализованных путевок) и др.

Определить общую эффективность использования ресурсов дестинации для развития туризма можно следующим образом:

ЭФ = (Э,+Э2) / 3,

где: ЭФ - общая эффективность от всех видов туризма в рамках туристской дестинации.

Следует отметить, что для большей точности учета показатель (ЭФ) нужно скорректировать на среднестатистическое значение затрат «неор­ганизованных» туристов дестинации. Динамика показателя ЭФ покажет рациональность использования туристских ресурсов для развития туриз­ма. Чем выше значение показателя ЭФ, тем эффективнее использовались ресурсы и больше отдача.

В то же время необходимо учитывать, что значение эффективности развития туризма тесно и неразрывно связано с жизненным циклом са­мой туристской дестинации. Так, на этапе становления дестинации суще­ствуют значительные издержки, в то время как на следующем этапе, эта­пе развития, издержки значительно снижаются, а отдача существенно повышается.

При оценке бюджетной эффективности туризма необходимо оцени­вать также динамику показателя ввоза и вывоза валюты туристами как в денежном, так и в процентном выражении, как в платежном балансе.

Под косвенной бюджетной эффективностью следует понимать прирост величины налоговых поступлений от предприятий различных сфер деятельности туристской дестинации в бюджеты соответствующих уровней, как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Формирование косвенной бюджетной эффективности туризма осно­вано на стимулировании им развития смежных сфер деятельности эконо­мики, результатами которых пользуются туристы во время своего пребы­вания в дестинации. Оценка данной эффективности затруднена по при­чине сложности отделения влияния туризма на смежные сферы деятель­ности от иных факторов, например, от влияния моды, политики и т.п.

Под коммерческой эффективностью понимают прирост финансо­вой активности участников туристского бизнеса. Оценивая коммерче­скую эффективность развития туризма, необходимо учитывать ее состав­ляющие:

• коммерческую эффективность, отражающую финансовые послед­ствия развития туризма для непосредственных участников тури­стского бизнеса - турфирм, гостиничных предприятий и т.д.;

• коммерческую эффективность, отражающую финансовые послед­ствия развития туризма, которые выходят за пределы прямых фи­нансовых интересов участников туризма, но опосредованно оказывают влияние - предприятия бытового обслуживания, торговли

и т.д.

К основным показателям коммерческой эффективности следует от­носить:

• динамику темпа роста объема реализации туристских услуг (ту­ристских товаров);

• динамику повышения уровня рентабельности туристского произ­водства, а также производства предприятий смежных сфер эко­номики и т.д.

Следует отметить, что, соизмеряя затраты на формирование и ис­пользование ресурсов туристской дестинации для развития туризма с их отдачей (выгодой), необходимо делать это с учетом временной разницы между ними. Это связано с тем, что экономический эффект проявляется только через определенный промежуток времени. Иногда он носит дол­говременный характер и составляет несколько лет. Так, развитие турист­ской инфраструктуры очень капиталоемкий процесс, поэтому полный эффект от ее развития наступает только по истечении 5-6 лет. Таким образом, необходимо оценивать показатели экономической эффективно­сти в их динамике на основе средне- и долгосрочного стратегического прогнозирования.

Однако, если экономическую эффективность использования турист­ских ресурсов для развития туризма можно выразить количественно, оценив ее в денежном выражении, то систему общих и частных показате­лей социального плана измерить очень сложно, а порой просто невоз­можно.

К общим показателям социального плана следует относить показа­тели социальной эффективности от развития туризма для города и его жителей в целом:

• снижение уровня безработицы через появление новых рабочих мест в сфере туризма;

• духовное развитие населения (повышение культурного уровня социума как результат развития культурно-исторического потен­циала туристской дестинации).

Частные показатели свидетельствуют, прежде всего, об удовлетво­ренности работников туристской сферы и адаптации их к условиям внут­ренней и внешней среды, о чем свидетельствуют:

• повышение квалификации работниками сферы туризма;

• улучшение условий труда и культурно-бытовых условий работ­ников сферы туризма;

• рост мотивации к повышению качества туристских услуг;

• улучшение материального климата и повышение удовлетворен­ности персонала и т.п.

Необходимо производить оценку социальных показателей и по вли­янию на туристов дестинации. К числу таких показателей следует отнести:

• предложение более дифференцированного туристского продукта, с качественно новыми потребительскими свойствами;

• повышение качества обслуживания туристов и т.д.

Следует отметить, что показатели социального плана базируются на росте экономических показателей, то есть они взаимосвязаны - повыше­ние одного экономического показателя ведет, как правило, к возрастанию ряда социальных показателей, измерение которых на сегодняшний день достаточно затруднено ввиду отсутствия специально разработанного оценочного механизма и наоборот.

Оценивая эффективность использования туристских ресурсов и инфраструткуры на ос­нове показателей экономической эффективности, необходимо помнить, что:

• показатели взаимосвязаны между собой, причем между ними су­ществует системная взаимозависимость - изменение одного по­казателя может вызвать цепную реакцию и привести к измене­нию положения дел в туристской сфере в целом;

• следует оценивать не каждый конкретный показатель в отдельно­сти, а их совокупность, так как это позволит выявить общую (ре­альную) картину положения дел в туризме и сделать объективные выводы (оценить) относительно эффективности использования ресурсов для развития туризма;

• показатели следует оценивать в динамике для выявления причин, вызвавших изменения, с целью последующего принятия соответ­ствующих управленческих решений;

• разграничение во времени затрат на формирование туристских ресурсов и получаемых от этого выгод требует проведения стра­тегического прогнозирования показателей экономической эффек­тивности.

Таким образом, развитие туризма, определение его места и значения в системе туристской дестинации и, в конечном счете, развитие самой дестинации в целом как социоэкономичёской системы будет зависеть от того, насколько эффективно используются туристские ресурсы и инфраструктура. Судить об этом помогает расчет показателей экономической эффективности, анализ их динамики с учетом временных рамок процесса затрат и про­цесса получения прибыли, а также то, насколько отлажен механизм управления в сфере туризма в соответствии с полученными данными.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.