Физико-географическое положение дестинации
Важнейшим фактором, определяющим возможность эффективного освоения комплекса туристских условий и ресурсов является географическое положение дестинации. Определение местоположения туристской территории не только помогает отыскать его на карте, но и объяснить некоторые свойства этой дестинации, спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Важнейшим элементом географического исследования является установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемых именно их местоположением. В характеристике географического положения туристской территории следует учитывать и положение относительно природных объектов (например, наличие незамерзающего моря, судоходной реки, месторождения минеральных вод, лесных массивов, ареала природно-очаговых заболеваний, уникальных объектов природы и культуры и т.д.), которые оказывают (или могут в перспективе оказать) влияние на функционирование и развитие изучаемой дестинации. Физико-географическое положение определяет сезонность в туристском бизнесе. Жители стран с относительно холодной зимой предпочитают проводить отпуск летом в туристских центрах с теплым климатом. На южных курортах больше нагрузки в летние месяцы. Горнолыжные курорты тоже имеют свои благоприятные сезоны для туристов. Весьма важную для туризма роль играет близость к морю, к горным и лесным массивам, характер береговой линии и т.д. Не менее важным для характеристики туристско-ресурсного потенциала территории является экономико-географическое положение(ЭГП) территории. Под ЭГП понимается расположение объектов в экономическом и социальном пространстве — относительно друг друга, а также относительно государственных, административных или иных границ. В некоторых случаях, при особой важности положения дестинации относительно политических (государственных) границ в системе складывающихся в определенный исторический период межгосударственных и межблоковых отношений, военно-политических и экономических блоков или союзов, очагов войны и других вооруженных конфликтов, государств с нестабильной экономической и политической ситуацией. Поэтому отдельно оценивают политико-географическое (или геополитическое) положение территории. В ходе мирового развития геополитическое и экономико-географическое положение может меняться в значительных пределах и, в отличие от физико-географического, достаточно динамично. Для количественного измеренияЭГП объектов можно воспользоваться способом измерения расстояния от объекта до других, влияющих или потенциально могущих оказать влияние на него. Наиболее распространенный способ — измерение «воздушного» (геодезического) расстояния на местности или на карте соответствующего масштаба (чтобы избежать искажений) по прямой. Однако, в большинстве случаев расстояние между объектами преодолевается по трассам путей сообщения, отклоняющимся от прямой. Таким образом, измерению подлежат реальные расстояния (протяженность отрезка железнодорожной линии или участка судоходной реки). Обычно расстояние измеряется в километрах. Но можно измерить расстояние и во времени (в часах, минутах), необходимом для преодоления расстояния до объекта по имеющимся путям сообщения. Особенно часто такой способ используется для определения положения в зоне доступности (получасовой, часовой, двухчасовой), допустим, центра городской агломерации по железной дороге. В этом случае имеют значение скорость движения (электропоездов) и интервалы движения между ними. Можно считать, что реальное время поездки (исключая необходимое для подхода или подъезда к станции) складывается из времени поездки и половины продолжительности интервала между поездками (время ожидания). В случаях, если разные пункты обслуживаются линиями, по которым поезда движутся с разной скоростью, то расположенный ближе к центру пункт (по расстоянию в километрах) может оказаться на большем временном отдалении. Находящиеся на одной линии пункты, если в них останавливаются не все поезда (т.е. удлиняются интервалы), как бы удаляются от центра. Временное измерение следует трактовать как экономическое расстояние, оно измеряется точнее тарифной стоимостью поездки пассажира. Возможен способ определения и «топологического расстояния»без точного выражения в метрах или минутах. При этом в качестве меры могут быть выбраны — расстояния до объекта по числу кварталов, остановок общественного транспорта и т.д. Подвергнуть оценке можно и «соседское» положение. При этом следует различать соседей первого (непосредственных), второго (соседей соседей) и последующего порядка. Необходимо учитывать, что, чем больше соседей и чем больше число транспортных выходов на их территории, тем положение выгоднее. Не следует пренебрегать информацией об уровне экономического развития и специализации соседних районов. Так, в отношении освоения туристско-ресурсного потенциала на определенной территории, наличие соседа, обладающего развитой туристской индустрией, может быть оценено двояко: с позиции возможного кооперирования усилий с ними, с позиции учета конкуренции. Велики преимущества центрального положения (особенно, если сочетаются в одном месте геоцентр и демоцентр и выгоды положения в центре системы путей сообщения). Глубинное положение затрудняет внешние связи. Периферийное — осложняет связи и с центром страны, и с другими районами. Значение рубежей, границ столь велико, что в рамках учения об ЭГП сформировалось самостоятельное направление исследований — лимология (границеведение). Пограничное положение территории для туризма имеет как преимущества, так и недостатки. Граница может выступать в роли барьера. Барьерность может определяться, например, физико-географическими свойствами (наличием крупного водного рубежа, труднопреодолимого горного хребта и др.). В этом случае говорят о естественных границах. Границы могут выполнять барьерную функцию при напряженных политических и неразвитых экономических отношениях между соседними государствами. При этом, даже при условии отсутствия естественных препятствий, граница становится малопроницаемой. Проницаемость границы можно определить числом транспортных переходов (железнодорожных и автодорожных, судоходных рек). Коэффициент проницаемости определяется отношением числа переходов и протяженности границы. Прилегающие к границам территории именуют «маргинальными». При отсутствии или слабой выраженности барьеров такое положение чаще всего выгодно для туристского развития. Важной особенностью политико-географического положения государства является компактность, непрерывность его территории. Если отдельные части государственной территории не связаны с основной его частью по суше, их называют эксклавами (этот термин обычно не относят к островам). Связь с эксклавом может осуществляться морским путем в сочетании с сухопутным сообщением — через территорию других государств. Эксклавное положение региона усложняет его связи с основной территорией страны. Яркий пример в этом отношении связь Калининградской области с основной территорией России.В оценке ЭГП можно указать масштабность размерности объектов. Так, для характеристики положения объектов внутри такой большой по площади страны как Россия можно определить макро-, мезо- и микроположения. Например, макроположение Санкт-Петербурга можно описать как нахождение на северо-западе европейской части Российской Федерации, вблизи границы с Финляндией, на берегу Финского залива Балтийского моря; мезоположение — примерно в центре Ленинградской области, в устье Невы; микроположение — на островах дельты Невы и прилегающих к ней территориях. Компонентами экономико-географического положения являются: 1). транспортно-географическое положение, т.е. расположение по отношению к транспортной сети (с учетом ее мощности, провозной способности путей сообщения, степени загруженности, скорости и стоимости перевозок). Особое значение имеет приморское положение; 2) демографическое положение, т.е. расположение относительно сгустков концентрации населения, трудовых ресурсов и научно-технических кадров; 3) промышленно-географическое — расположение относительно источников энергии, крупных промышленных и научно-технических центров; 4) агрогеографическое положение, т.е. расположение относительно продовольственных баз и основных районов потребления сельскохозяйственной продукции; 5) рыночное положение, т.е. расположение относительно рынков сбыта продукции (как средств производства, так и предметов потребления). Оно является важнейшим фактором, влияющим на размещение производства, и во многих отраслях промышленности играет первостепенную роль. Особо при характеристике географического положения дестинации рассматривается ее рекреационно-географическое расположение относительно мест отдыха и туристских центров. В общем виде для дестинации можно предложить следующий типовой план характеристики его экономико-географического положения: 1. положение по отношению к столичному региону; 2. положение по отношению к основной (главной) полосе расселения в Российской Федерации. 3. число сухопутных районов-соседей, их совокупный природно-ресурсный, людской и туристско-рекреационный потенциал (доля от общегосударственного); 4. положение по отношению к морям и к межрайонным речным системам; 5. положение по отношению к транспортным путям; 6. положение по отношению к государственной границе; 7. положение по отношению к основным природным и культурным туристским ресурсам, центрам и районам; 8. положение относительно крупнейших туристских районов, центров. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|