Концептуальные основы проектирования развития туристско-рекреационных регионов
Специфика экономических отношений, присущих туристско-рекреационному производству, а также отдельные проблемы использования рекреационных ресурсов, мотивации поведения потребителей, ценообразования услуг, стимулирования труда, налогообложения, кредитования и нормативно-правового обеспечения данного производства исследованы в работах В.И. Азара, А.Ю. Александровой М.Б. Биржакова, Е.И. Богданова, В.С. Боголюбова, Е.С.Богомолова, Ю.А. Веденина, А.П. Дуровича, И.В. Зорина, Г.А. Карповой, В.А. Квартальнова, В.И. Котелкина, Н.С.Мироненко, Л.И. Мухиной, В.С. Преображенского, И.Т. Твердохлебова, К. Хаксевера, К. Хуберта и др. Туристско-рекреационный комплекс региона (ТРКР) включает совокупность профильных предприятий (туристских, рекреационных предприятий, средств размещения), функционирующих на базе таких комплексообразующих структурных компонентов, как производственная, технологическая, ресурсная и инфраструктурная подсистемы, взаимодействующих на основе общих процессов туристско-рекреационного производства и предоставления населению качественных туристских и рекреационных услуг Вместе с тем, в настоящее время недостаточно исследованы интеграционные процессы системы организации туристско-рекреационного комплекса и структурные элементы организационно-экономического механизма его регулирования. Необходимо продолжать разработку теоретических и методологических основ управления развитием регионального туристско-рекреационного комплекса регионов. Развитие туристской деятельности в новых регионах должно строиться на соблюдении принципов: рационального использования природных ценностей и ресурсов, обязательного учета мнений и традиций местных сообществ, научного подхода к освоению новых туристских территорий, предоставления гарантий безопасности туристам, оптимального сочетания цены и качества на туристские продукты и услуги, планомерного и сбалансированного развития туристских дестинаций. В специальной литературе, посвященной территориальной организации туристской индустрии, все чаще используется кластерный подход. М. Портер дает следующее его определение: кластер — «это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера, могут варьироваться от одного города или штата до страны или даже ряда соседствующих стран» [Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001 с. 207]. В кластере формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона. Кластеры играют решающую роль в формировании туристских центров, привлечении в них посетителей и повышении их конкурентоспособности. Индустрия туризма имеет ряд особенностей, придающих актуальность кластерному подходу в развитии сферы отдыха и путешествий. Одна из главных особенностей состоит в том, что индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. Промышленность и сельское хозяйство, строительство и торговля участвуют в удовлетворении многообразного и комплексного туристского спроса. Поэтому вычленить туристскую составляющую и провести четкие границы туристского сектора сложно. В индустрии туризма находят подтверждение общие закономерности образования и функционирования кластеров, как и специфика их проявления в этой сфере. Сущность кластера раскрывается через взаимосвязи входящих в него фирм, которые предстают в виде цепочек добавленной стоимости и системы накопления стоимости. Добавленная стоимость — это часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме. В туристском кластере система накопления стоимости включает четыре типа цепочек добавленной стоимости поставщиков (прежде всего транспортных компаний), средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристских продуктов (туроператоры, турагенты), а также самих покупателей-туристов. По данным ЮНВТО, во время семидневного пребывания посетителя в отдаленном туристском центре работает от 10 до 20 цепочек. В них задействовано 30—50 разных фирм, начиная с экскурсионного бюро, специализированных магазинов туристской литературы и страховых компаний до сувенирных лавок, пунктов обмена валюты, такси и др. Другая особенность кластера состоит в сочетании кооперации и конкуренции. Конкурентные отношения складываются как внутри туристского кластера, между входящих в него фирмами, так и во вне его, с другими кластерами. Кластеры функционируют в определенной экономической обстановке (среде), от которой во многом зависит их конкурентоспособность. Она оказывает разное воздействие на кластеры, в одних случаях препятствуя их развитию, в других, наоборот, способствуя росту. Конкурентоспособные кластеры играют первостепенную роль в устойчивом региональном развитии туризма. На локальном уровне, где наиболее ощутимы социально-экономические последствия туризма, инициативы создания туристских кластеров особенно важны. Кластеры, в частности туристские, являются неотъемлемой частью рыночной экономики. Кластеры не могут быть созданы в приказном порядке, а образуются в соответствии с законами рынка. Государство вместе с другими заинтересованными силами может выступать одним из инициаторов процесса кластерообразования и оказывать поддержку кластерам, но оно не играет решающей роли в их формировании и работе. Кластеры отличаются большим разнообразием. Они разнятся своими географическими масштабами, составом участников, уровнем развития и т.д. Особой формой кластеров в туризме являются тематические туристские кластеры, например спортивный, приключенческий или культурно-познавательный. Каждый из них формируется на однородном сегменте туристского рынка, охватывает определенную продуктовую нишу. Благодаря тематическим кластерам, выстраивающимся в них цепочкам добавленной стоимости и системам накопления стоимости, турист получает соответствующие впечатления и приобретает туристский опыт. Туристские кластеры представляют собой глобальное явление. Они присущи в первую очередь развитым странам, но также наличествуют в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Развитие туристских дестинаций основывается на имеющемся туристско-ресурсном потенциале, но невозможно без формирования сети предприятий, относящихся к туристской инфраструктуре. Региональные нормативы показателей рекреационного обслуживания должны устанавливаться на основании глубокого изучения факторов размещения рекреационной инфраструктуры. В качестве критерия, обладающего необходимой степенью общности, принимается условие структурно-пространственной оптимизации рекреационного расселения. К отправным моментам исследования и оптимизации структуры территориальных рекреационных комплексов относится выявление сложившейся сети – центров социально-экономической активности, соизмерение их потенциалов и определения границ зон влияния на прилегающую территорию. Необходимо исследовать возможность распределения сети объектов рекреационной инфраструктуры между составными частями региона: городской и сельской местностями, поселениями различного ранга, архитектурно-планировочными районами курорта и т. д. Для успешного решения этой задачи важно выяснить характер потребностей в услугах объектов рекреационной инфраструктуры как постоянно проживающего, так и временно пребывающего на данной территории населения. Наряду с определением потребности постоянно проживающего населения в товарах и услугах внимание исследователей должно акцентироваться, во-первых, на установления точной численности и, во-вторых, на определении нормативных уровней обслуживания временно находящегося населения. Спрос данной категории населения на рекреационные услуги существенно отличается как по объёму, так и по структуре от спроса постоянно проживающего населения. Причём среди временно находящегося в населенном пункте населения следует различать прибывших по служебным обстоятельствам и находящихся на отдыхе, место нахождения которых связано именно с получением рекреационных услуг. Решение проблемы рационального размещения объектов рекреационной инфраструктуры требует, прежде всего, обоснования принципов их размещения. В основе территориальной организации рекреационной инфраструктуры лежит информация о размещении населения, характер производственной и общественной деятельности, подвижность, потребность в отдыхе, учёбе, культурном развитии. Размещение рекреационной инфраструктуры на основе изучения основных форм жизнедеятельности населения позволит максимально сократить затраты времени на обслуживание. Решением задачи оптимизации размещения объектов рекреационной инфраструктуры является выбор критерия оптимальности функций и цели. Критерий оптимальности – количественная мера качества выполнения объектами рекреационной инфраструктуры их социально-экономических функций. Для населения критерием максимальных удобств может служить минимум суммарного времени, затраченного на получение рекреационных услуг. Такие удобства создавались благодаря большому количеству относительно мелких рекреационных предприятий и учреждений, но рентабельность их оказалась экономически сравнительно низкой. Выход из создавшегося положения можно найти, использовав критерий оптимальности размещения объектов рекреационной инфраструктуры. Критерием оптимальности размещения объектов рекреационной инфраструктуры является минимум суммы затрат времени населения на получение рекреационных услуг и потерь рекреационных предприятий и учреждений в результате недостатка в рекреантах. Например, затраты времени на преодоление расстояния до рекреационного предприятия могут быть выражены как путь при определении скорости передвижения, а вопросы экономической эффективности объектов рекреационной инфраструктуры могут быть отражены через ограничительные условия и др. Для построения схемы рационального размещения сети объектов рекреационной инфраструктуры важно правильно определить характер жизнедеятельности людей. В курортной зоне наиболее широкое распространение получила так называемая ступенчатая система размещения предприятий и учреждений рекреационной инфраструктуры, в основе которой лежит представление о коллективной социальной организации градостроительных комплексов, органически связанных с индивидуальным жильем. Сторонники ступенчатой системы выдвигают два принципа организации общественного обслуживания: учет частоты спроса на те или иные рекреационные услуги и учет расстояния от жилища до объекта, предоставляющего рекреационные услуги. При этом предполагается, что, чем чаще спрос, тем ближе должны быть расположены к месту жительства объекты рекреационных услуг. В качестве норматива принимается то, что предприятия и учреждения, удовлетворяющие повседневные рекреационное потребности должны размещаться не далее 600 метров от места жительства рекреантов, периодические – не далее 1500 метров (т. е. в пределах пешеходной доступности). Удовлетворение эпизодических рекреационных потребностей связывается с поездками на общественном транспорте, но не более чем в 1,5 часах езды (в исключительных случаях – до 2 ч.). Функциональная система размещения объектов рекреационной инфраструктуры в отличие от ступенчатой предполагает деление объектов не на три группы (повседневного, периодического, эпизодического посещения), а на две – стандартную и избирательную. Основной задачей рекреационных предприятий и учреждений стандартного обслуживания является обеспечение повседневных рекреационных потребностей, а также удовлетворение этих потребностей в товарах и услугах регулярного массового спроса при минимальных затратах времени и усилий рекреантов. Функцией объектов избирательного, т. е. индивидуального, специального рекреационного обслуживания выступает удовлетворение индивидуальных, эстетических, избирательных потребностей, создание среды для проведения досуга и межличностных общений с обеспечением максимального комфорта и выбора вида рекреационного обслуживания, обогащение времени посещения. Такое подразделение объектов в большей мере отвечает реальным запросам рекреантов, характеру жизнедеятельности и социальной активности населения. Избирательное обслуживание рекреантов осуществляют рестораны, бары, кафе, казино, организующие помимо питания и отдых, а также салоны красоты, театры, клубы, бассейны, стадионы, универсальные и специализированные магазины и т. п. В зависимости от задач, решаемых каждой группой рекреационных объектов, формируются принципы их территориальной организации. Для объектов стандартного рекреационного обслуживания предусматривается попутное размещение, т. е. пешеходная доступность и локализация в местах, связанных с транспортной системой, и в местах повседневного пребывания рекреантов (зоны отдыха). Предприятия и учреждения избирательного рекреационного обслуживания должны иметь хорошую транспортную доступность. Они должны быть местами массового притяжения рекреантов, выполнять роль центров курортного значения, располагаться, когда это требует их назначение, в зонах отдыха и туризма. Использование принципа функционального рекреационного обслуживания в перспективе должно способствовать созданию единой системы организации рекреационной инфраструктуры. Причём эту систему обслуживания необходимо создавать не только в достаточно крупных населённых пунктах, но и в небольших совокупностях населённых мест, образующих локальную систему рекреационного расселения. В период существования Советского Союза хорошо был организован социальный туризм, которым занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. К концу восьмидесятых годов прошлого века объем обслуживания ЦСТЭ за год составлял более 40 млн. туристов и более 220 млн. экскурсантов, при численности работающих в данной системе 170 тыс. человек. Развитием международного туризма занималась всесоюзная организация «Интурист», которая в данный период преобразовалась в холдинговую компанию с дочерними предприятиями в регионах и представительствами за рубежом. Аналогичные преобразования в холдинговую компанию претерпело Бюро международного молодежного туризма «Спутник», учредителями которого выступили государство, муниципальные власти, зарубежные компании, трудовые коллективы. Большинство туристских предприятий стали участниками общественных ассоциаций, таких как Ассоциация туризма (АСТУР), Национальная туристская ассоциация (НТА), Российский союз туриндустрии (РСТ), Ассоциация туристских и экскурсионных фирм (АТЭФ) и др. Широкое распространение получил процесс образования региональных ассоциаций на некоммерческой основе, защищающих корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. К их числу можно, например, отнести Ассоциацию туристических агентств Республики Татарстан, Сибирско-Байкальскую ассоциацию туризма (г. Иркутск), Новосибирскую ассоциацию туристских организаций, Ассоциацию курортов Северо-Запада (г. Санкт-Петербург), Ассоциацию индустрии туризма Калининградской области, Астраханскую туристскую гильдию и др. Современные рыночные условия хозяйствования создают объективные предпосылки применения научно-обоснованного, системного подхода к управлению взаимодействием предприятий ТРКР. При решении комплексных, крупномасштабных и долгосрочных социально-экономических проблем должны использоваться общие принципы и инструментарий системного подхода. Это относится как к разработке и реализации мер по совершенствованию отраслевого и территориального управления межотраслевыми комплексами, а также формированию целевых региональных программ их развития, к организации управления развитием рекреационной инфраструктуры региона. Новые тенденции в использовании системного подхода для решения проблем организации управления ТРК состоят в том, что утверждается количественно-качественный подход к исследованию сложных объектов в непроизводственной сфере. Это создает основу для изучения закономерности и системных принципов организации ТРКР, условий функционирования его отдельных структурных элементов, их взаимосвязей как взаимозависимых субъектов хозяйствования. Комплексный, системный подход к решению организационных проблем регионального ТРКР предполагает: - рассмотрение данного комплекса как системы, состоящую из структурных компонентов со специфическими особенностями; - исследование комплекса как многоцелевой системы, имеющей неоднородные внешние и внутренние цели, многообразные стратегии их достижения и т.п.; - исследование процессов координации, саморегулирования, принятия решений, сохранения социально-экономического баланса ТРКР с учетом его структурных компонентов; - проведение анализа процессов роста и развития туристско-рекреационного комплекса с учетом того, что изменение в одном из его отдельных структурных компонентов вызывает ряд изменений в других его подсистемах. Применение методов системного и кластерного анализа, эконометрических методов в качестве методологического инструментария таких взаимосвязанных наук как экономический анализ, планирование деятельности, эконометрика дает возможность влиять на проведение социально-экономического анализа, прогнозирования и управления в сфере туристско-рекреационного производства через общую постановку задачи, ее решение и интерпретацию полученных результатов. Поэтому возрастает роль методологии макроэкономического анализа функционирования ТРКР, основной целью которого выступает обоснование и выбор способов эффективного использования его ресурсного потенциала для наращивания объема предоставляемых услуг, выполняемых работ в соответствии с экономическими и социальными потребностями данного комплекса. ТРКР характеризуется как совокупность технологически и экономически взаимосвязанных, пропорционально развивающихся производств и предприятий, подчиненных органам управления федерального, регионального и муниципального значений. Связи между структурными компонентами ТРК региона интенсивнее, чем самого комплекса с внешней средой. Туристско-рекреационный комплекс региона включает совокупность профильных предприятий (туристских, рекреационных, гостиничных), функционирующих и взаимодействующих на основе общих процессов туристско-рекреационного производства и предоставления населению качественных туристских и рекреационных услуг. Функционирование структурных компонентов туристско-рекреационного комплекса взаимообусловлено его общими задачами развития, что позволяет определять возможности управления данным комплексом в регионе. Приведем краткую характеристику этих структурных компонентов ТРКР. Производственная подсистема является основой развития ТРКР, поскольку создает необходимые условия для осуществления туроператорской, турагентской, рекреационной деятельности. Производственная подсистема располагает основными объектами производственно-технической базы туристско-рекреационного комплекса, свидетельствующая о производственном потенциале предприятий ТРКР. Технологическая подсистема включает совокупность технологических процессов формирования, реализации и потребления туристского продукта на основе способов туроперейтинга, учитывающего особенности туристских и рекреационных услуг. Особенность этих услуг заключается в том, что их виды имеют нематериальный характер и они не существуют до их предоставления. Материальные технологии позволяют осуществлять предоставление и потребление туристских и рекреационных услуг с учетом использования материально-вещественных объектов, специально созданных для оказания услуг предприятиями ТРК (аквапарки, лечебно-диагностические и SPA-центры и т.д.). Ресурсная подсистема включает совокупность природных (естественных) и культурных (искусственных) средств, используемых для создания туристского продукта и предоставления рекреационных услуг. В качестве видов ресурсов данной подсистемы комплекса экономисты выделяют, рекреационные, туристские, финансовые, трудовые, информационные, организационные и др. Наличие и характер природно-рекреационных ресурсов и социально-экономических предпосылок их использования определяет современную специализацию рекреационного региона, а также перспективы его развития. В рамках специализации общественного труда основными видами рекреационной деятельности можно рассматривать санаторно-курортное лечение, реабилитационное оздоровление, вакационное восстановление.
Компонентный состав туристско-рекреационного комплекса региона (поЕ.С.Богомоловой) Инфраструктурная подсистема, включающая рекреационную инфраструктуру, определяет общие условия функционирования ТРКР. Под рекреационной инфраструктурой понимают совокупность объектов, сооружений, конструкций, способствующих осуществлению восстановления работоспособности, проведению активного отдыха, спорта, лечебной профилактики и объединенных соответствующими коммуникационными сообщениями, без которых потребление услуг рекреационных и туристских предприятий будет невозможным. Рекреационная инфраструктура объединяет инфраструктуру санаторно-курортного хозяйства, туризма, физической культуры и спорта. К инфраструктуре санаторно-курортного хозяйства следует отнести пассивную часть основных фондов санаторно-курортных учреждений, профилакториев, домов отдыха, реабилитационных, диагностических центров и соответствующие их коммуникации. Состав инфраструктуры спорта и физической культуры может быть представлен спортивными сооружениями (бассейны, стадионы, ипподромы, велотреки, спортивно-оздоровительные комплексы, спортивные площадки и т.п.) и специальными, спортивными образовательными учреждениями. Инфраструктура туризма рассматривается как составляющая рекреационной инфраструктуры, которая объединяет туристско-экскурсионные объекты, основные фонды туристских предприятий, объединений, ассоциаций соответствующими коммуникациями для проведения региональной туристской деятельности. При формировании рекреационной инфраструктуры ТРКР необходимо, с одной стороны, учитывать потребности населения в отдыхе и реабилитации, с другой стороны, рассматривать рекреационную емкость природных ландшафтов. В связи с этим при размещении и формировании рекреационной инфраструктуры Управляющая подсистемавключающую трехуровневую систему органов управления федерального, регионального и местного значений, занимающуюся координацией, регулированием, прогнозированием, контролем всех структурных компонентов управляемой подсистемы комплекса (производственной, технологической, ресурсной и инфраструктурной подсистем), которые используются хозяйствующими субъектами. Составление прогнозов и планирование развития ТРКР государственными органами необходимы для сдерживания процессов децентрализации в условиях саморегулирования деятельности хозяйствующими субъектами комплекса, преобладания государственных интересов при выполнении ТРКР социальной функции по оздоровлению населения. Туристско-рекреационная политика региона не может выстраиваться только исходя из его внутренних условий, поскольку существует сложная система конкурентных условий региональных комплексов. От того, насколько эффективно определена и реализована туристско-рекреационная политика управляющей подсистемой регионального ТРК, зависит рейтинг данного комплекса на внутреннем и международном рынках туристских и рекреационных услуг. Управляющая подсистема регулирует и движение ресурсных потоков комплекса (возможность использования свободных финансовых средств в более выгодной сфере деятельности туристских и рекреационных предприятий приводит к выравниванию в них маржинальных прибылей, поскольку свободные средства начинают направляться в проекты с максимальной нормой рентабельности). Введение бизнес-планирования способствуют координации управленческих воздействий в рамках разрабатываемых и принимаемых проектов. Выделение инфраструктурной подсистемы регионального хозяйственного комплекса, включающей такие ее виды как производственную (транспортные, водно-энергетические, информационные сети, природоохранные сооружения и т.д.), рыночную (финансово-кредитные учреждения, коммерческие, торговые сети и т.д. ), социальную (образование, здравоохранение, культура), в том числе селитебную (жилищный фонд, элементы благоустройства населенных пунктов) инфраструктуры, имеет важное практическое значение. Практика хозяйствования включает две формы организации управления предприятиями ТРК, учитывая характер комплексообразующих факторов и принципов: по видам экономической деятельности и региональную. Переход от отраслевой классификации (ОКОНХ) к классификации по видам экономической деятельности (ОКВЭД) в 2005 г. позволяет осуществлять организацию управления на базе количественной оценки результатов деятельности предприятий ТРКР по следующим направлениям: - туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам, деятельность бюро путешествий и туристских агентств по оказанию помощи туристам, не включенная в другие группировки; - деятельность гостиниц, лечебно-оздоровительное обслуживание, услуги оздоровительных центров и домов отдыха; - деятельность в сфере организации распределения информации, культуры, спорта, отдыха и развлечений. Работа региональных органов управления (департаменты, управления, комитеты развития курортов и туризма и др.) направлена на реализацию региональной формы организации управления, которая решает задачу комплексного социально-экономического развития ТРКР. На всех уровнях руководства совершенствование управления включает развитие наиболее эффективных структур, методов и форм управления. Выделение туристско-рекреационного комплекса как одного из значимых комплексов социальной сферы объясняется необходимостью выработки способов решения задач государственной значимости в сфере социального развития постиндустриального общества. В структуру организационно-экономического механизма регулирования ТРКР включаются следующие элементы: 1. Нормативно-правовое регулирование функционирования туристско-рекреационного комплекса. Государственное принятиезаконов, постановлений и других нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий ТРКР, представляет собой одно из направлений реализации внутренней политики государства по отношению к туристско-рекреационному комплексу. Например, отношения между клиентами и предприятиями ТРКР, предоставляющими услуги, регулируются Федеральным законом от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» с соответствующими изменениями. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 76-ФЗ от 3.06.2006 г. определяются вопросы землепользования, размещения особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа, статус резидентов этих зон, содержание их деятельности, льготы по налогообложению и т.п. 2. Рыночные рычаги регулирования функционирования ТРК. Конкуренция и сегментация рынка влияют на формирование маркетинговой стратегии предприятий ТРКР. Предприятия ТРК могут оказывать воздействие на потребителей с целью обеспечения желаемой ответной реакции. Это достигается благодаря планированию комплекса маркетинга, представляющего разработку продуктовой, ценовой, сбытовой, коммуникационной стратегий предприятий ТРКР. Спрос и предложение туристских и рекреационных услуг обусловливают уровень цен, от которых во многом зависит рентабельность производства. Финансовая политика туристских и рекреационных предприятий определяется банковскими ставками за пользование кредитами, займами и котировками по отдельным финансовым инструментам, доступностью кредитных ресурсов в национальной и иностранной валютах. В процессе финансовой деятельности выявляется цена и средняя норма доходности капитала, степень ликвидности активов и отдельных фондовых инструментов (ценных бумаг). По мере углубления рыночных финансово-экономических отношений роль рыночных рычагов регулирования функционирования ТРК будет иметь все более возрастающее значение. 3. Внутренний механизм регулирования хозяйствующих субъектов ТРКР.Например, многие аспекты финансово-экономической деятельности регламентируются учредительными документами туристских и рекреационных предприятий и осуществляются на основе применения организационно-распорядительных методов управления. Отдельные из этих аспектов определяются товарной, ценовой, финансовой политикой в соответствии с целями стратегий развития предприятий ТРКР. Нормативная база является инструментом управления социально-экономическими отношениями в воспроизводственных процессах туристских, рекреационных и гостиничных предприятий. Необходимо постоянно осуществлять контроль, координацию и корректировку деятельности управляемой подсистемы. Для этого устанавливается четкая субординация ответственных лиц, порядок сбора и подготовки необходимой для управления информации о мобильности активов, движении и обороте материальных и финансовых ресурсов, перемещении и расстановке кадров и т.п. 4. Совокупность экономических методов, приемов регулирования функционирования ТРКР.Методы регулирования функционирования ТРКР различаются по содержанию, направленности и организационной форме. Наряду с организационно-распорядительнымиметодами, основанных на инструктивных указаниях, социально-психологическими методами, направленными на социальную активизацию, преобладающее значение имеют экономические методы. Их применение определяется необходимыми социально-экономическими предпосылками реализации рыночных отношений. Важной особенностью финансирования предприятий ТРК является существование нескольких уровней управления финансированием предприятий ТРК: федеральный, региональный (субъектов федерации) и территориальных единиц органов местного самоуправления. Финансовые ресурсы в значительной части сосредотачиваются в бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах. Вместе с тем, нельзя недооценивать роль федерального бюджета, из которого финансируются федеральные и региональные программы развития туристско-рекреационного комплекса. Социально-технический прогресс приводит к пространственной мобильности населения и обусловливает смещение жизненных приоритетов, ценностей в сторону разнообразия впечатлений и новой информации. Интенсификация труда предполагает возрастание потребности в самых разнообразных видах оздоровительного и активного отдыха, профилактического лечения, для проведения которых требуется внедрение новых технологических приемов, методов профилактического лечения, оздоровления, основанных на лазерной технологии и компьютерной диагностике. В связи с этим диапазон туристских и рекреационных услуг может значительно расширяться. Появляется также возможность эффективного использования комплекса рекреационных ресурсов региона с учетом технологических нововведений. В современных условиях это обусловливает возрастание значения рекреационной инфраструктуры и предусматривает дальнейшее совершенствование ее организации. В настоящее время туристско-рекреационный комплекс недостаточно эффективен, так как имеет слаборазвитую рекреационную инфраструктуру и существенные препятствия, сдерживающие дальнейшее ее развитие. Основными ограничениями в развитии рекреационной инфраструктуры ТРК в регионах являются: слабое транспортное обслуживание, отсутствие готовых инвестиционных площадок для нового строительства, невыгодные условия аренды земли, наличие административных барьеров при оформлении земельных участков, проблемы использования рентных доходов (сдача в наем мест отдыха и т.п.). Это приводит к снижению стандартов качества обслуживания и, как следствие этого, к несоответствию цены и качества предоставляемых услуг. Требуется пристальное внимание к улучшению управления развитием рекреационной инфраструктуры. Организация туристско-рекреационного производства должна осуществляться на основе производственно-технической базы, которая выступает составляющей рекреационной инфраструктуры. Функциями данной инфраструктуры являются: обеспечение передвижения, проживания, питания туристов (отдыхающих), удовлетворение культурных, бытовых, коммуникационных и других потребностей туристов и рекреантов. Для выполнения указанных функций необходимо взаимодействие определенной совокупности объектов, представляющих собой инфраструктуру ТРК в регионе, в стране в целом. Улучшению региональных инфраструктурных комплексов будут способствовать разрабатываемые Концепция и Федеральная целевая программа «Сохранение архитектурного наследия и развитие инфраструктуры исторических городов России на 2008-2012 годы и до 2017 года», основной задачей которых выступает развитие исторических городов, как туристских центров России и использование их историко-культурного наследия не только в качестве памятника, но и в качестве важнейшего ресурса социально-экономического развития регионов. Для совершенствования рекреационной инфраструктуры должна осуществляться разработка Генеральной схемы развития туристско-рекреационного комплекса региона, с учетом которой предполагается размещение инфраструктурных объектов, бальнеологических и горнолыжных центров региона. Рациональное территориальное размещение рекреационных и туристских объектов хозяйствования, а также мероприятия по улучшению их производственно-технической базы положительно отражаются на финансово-экономических результатах деятельности туристских и рекреационных предприятий региона. Организационные основы проведения моделирования комплексного развития ТРКР обеспечиваются реализацией следующих его принципов: а) ориентированность на стратегические цели развития ТРК, предполагающая рассмотрение только тех управленческих решений, которые способствуют эффективному использованию производственного потенциала комплекса; б) системность туристско-рекреационного производства комплекса, производственно-хозяйственных и финансовых связей; в) аддитивность туристско-рекреационного производства комплекса, характеризующая получение суммарной эффективности всех сфер функционирования регионального ТРКР посредством интегрированности управляемых подсистем ТРК; г) эффективность туристско-рекреационного производства комплекса, предполагающая высокие темпы развития предприятий ТРК, достижения высоких финансовых результатов хозяйственной деятельности и постоянного роста их рыночной стоимости. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|