Здавалка
Главная | Обратная связь

Особые экономические зоны туристско-рекреационного профиля



 

Перспективным этапом в развитии индустрии туризма становится организация особых экономических зон (ОЭЗ), предназначенных для отдыха российских и иностранных граждан.

В экономической теории и практике термином «свободные экономические зоны» (СЭЗ) обозначаются локализованные зоны с особыми, льготными для международного предпринимательства таможенными и налоговыми условиями. Они создаются для привлечения иностранных инвестиций, как правило, в хозяйственно и социально развитые приграничные регионы.Особая экономическая зона (ОЭЗ) представляет собой часть территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

До принятия специального закона о ОЭЗ туристско-рекреационного профиля (ОЭЗ ТРП) на развитие туристического комплекса России оказала влияние ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды», созданная в 1994 г. для реализации федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе со свободной экономической зоной «Алтай», существовавшей с 1991 г., эта Кавказская ОЭЗ вписывалась в модель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В особых зонах были введены ограни­чения режимов природопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям. В качестве цели деятель­ности ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Практика создания и функционирования данных эколого-рекреационных зон показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормаль­ного их функционирования и выполнения поставленных задач. Эти зоны прекратили свое существование.

В 2005 г. был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который впоследствии был дополнен статьями, регламентирующими условия образования и порядок ведения предпринимательской деятельности в особых туристско-рекреационных (2006 г.) зонах. Особая экономическая зона определяется в законе как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

В пределах СЭЗ товары рассматриваются как объекты, находящиеся как бы за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности») и используется специальная система льгот и стимулов, направленная на активизацию внешнеэкономической и инновационной деятельности. К числу таких льгот относятся: фискальные, кредитные и административные льготы, льготы по обеспечению экономической безопасности, льготы в области обеспечения коммунальных услуг и др.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные особые экономические зоны.

СЭЗ, как правило, ограниченны по размерам территории, с особой формой управления, в пределах которых устанавливается льготный режим налогообложения, могут быть снижены или вовсе отменены таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, обеспечивается свобода предпринимательства. Перечисленные и другие меры призваны содействовать притоку в СЭЗ инвестиций, в том числе, иностранных. Они направляются, прежде всего, в развитие инфраструктуры, производства, новейших технологий, сферы обслуживания, торговли и тем самым призваны активизировать деятельность расположенных здесь предприятий, коммерческих и финансовых организаций, способствовать развитию внешнеэкономических связей, расширению экспорта и импорта.

Туристско-рекреационные зоны являются видом особой экономической зоны, создаваемым для развития и оказания услуг в сфере туризма. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и иных природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Резидент туристско-рекреационной ОЭЗ - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом. Туристско-рекреационная деятельность- деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по лечению, реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному разливу минеральных вод.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. Они могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно - территориального образования. В особой экономической зоне туристско-рекреационного профиля допускается размещение объектов жилищного фонда. На территории особой экономической зоны данного профиля не допускается: разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов; переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и им оформляется постановлением. Законом определены сроки создания особой экономической зоны - на двадцать лет. Причем, срок существования ОЭЗ продлению не подлежит. Предусмотрены условия досрочного прекращение существования особой экономической зоны. Такое прекращение допускается в случае, если это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства, или в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) туристско-рекреационной деятельности, а также, если в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется туристско-рекреационная деятельность.

В январе 2007 г. правительство РФ утвердило план создания семи туристско-рекреационных зон в Алтайском крае, Республике Алтай, Бурятии, Иркутской области, Краснодарском и Ставропольском краях, а также Калининградской области.

По мнению многих специалистов в зоны вряд ли удастся привлечь иностранных туристов, но россиянами они вполне могут быть востребованы. Развитие рассматриваемых рекреационных зон - это ожидаемое трехкратное увеличение потока туристов.

Создаваемые туристские зоны РФ будут специализированы по направлениям: в Алтайском крае - водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, в Республике Алтай - горнолыжный и оздоровительный, в Краснодарском крае и Калининградской области будет развиваться пляжный туризм на морском побережье, в Ставропольском крае - рекреационный с бальнеологическим направлением. Ряд проектов будет реализован в рамках общей концепции развития географически близких территорий, что, в частности, относится к развитию туристско-рекреационного потенциала озера Байкал (Иркутская область и Бурятия) и Алтая (Алтайский край и республика Алтай). По решению Правительства РФ на Байкале создадут сразу две зоны - в Бурятии и в Иркутской области. Их профиль - всесезонный туризм. Так, например, в Бурятии горнолыжный и экологический, а в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм. На создание зон уйдет примерно 20 лет и 325 млрд. руб., из которых 44 млрд. составят средства федерального бюджета. Эти суммы позволят возвести инфраструктуру, которая в свою очередь увеличит число туристов в Россию с 3 миллионов человек в год до 9,7 миллиона к 2016 г. При этом к 2016 г. предлагается создать около 155 тысяч новых рабочих мест в этих отобранных зонах. Предполагается, что в регионах, в которых определены туристско-рекреационные зоны, возникнут точки роста, так называемые туристические кластеры и будут созданы курорты мирового класса.

Эксперты высказывают опасения, что четыре зоны-соседки (в Иркутской области, Бурятии, Республике Алтай и Алтайском крае) будут конкурировать друг с другом. Так, горнолыжные курорты, например, создаются и в Иркутской области, и в Алтайском крае, и в Республике Алтай. Климатические и транспортные условия в этих регионах схожие. При этом транспортная составляющая едва ли позволит привлечь на горнолыжные курорты европейцев, для которых это весьма популярный вид отдыха. Рассчитывать на китайских и японских туристов тоже не стоит.

Список зон рассматриваемого профиля не является исчерпывающим, может быть объявлен еще один конкурс на включение в рассматриваемый проект новых территорий. В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008—2020 гг.) туристско-рекреационные зоны рассматриваются как некие региональные точки экономического роста.

Не прошедшие по конкурсу регионы должны участвовать в развитии туристской индустрии России. Ростуризм формирует реестр инвестиционных проектов, который станет информативной базой перспективных туристских проектов субъектов РФ. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры субъекты, имеющие конкурентоспо­собный туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовавшие. Так, в Дагес­тане планируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма, в частности экологического и экстре­мального туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова.

Туристский регион является регионом отраслевым и функциональным. Наличие условий, которые в дальнейшем могут стать туристскими ресурсами и продуктами, не означает, что подобный регион может быть автоматически причислен к туристским регионам. В этих случаях можно говорить о зонах потенциального развития туризма. Для того чтобы такие зоны стали туристскими регионами, прежде всего, необходимо сформировать туристское предложение и туристский спрос, на основе глубокого и системного исследования рынка туристских и рекреационных услуг, что и является главной целью маркетинга территории.

В традиционных характеристиках регионов принято принимать во внимание объективные показатели: площадь, население, размер ВРП (валового регионального продукта), основные отрасли регионального хозяйства и пр. Для туристских регионов в качестве основного фактора выступает его туристская или рекреационная специализация: горнолыжная, пляжная, культурно-познавательная и т.д. По такому параметру, как степень освоенности туристских территорий выделять туристские территории трех типов:

1. территория с наиболее ценными и разнообразными туристскими ресурсами, широко используемыми для организации отдыха в период массовых отпусков;

2. территория с разнообразными ресурсами для каникулярного, отпускного и праздничного отдыха;

3. территория с ограниченными ресурсами, на основе которых туризм и рекреация может развиваться в зависимости от имеющихся потребностей в организации мест отдыха, в том числе по инициативе местных властей с целью ускорения социально-экономического развития регионов.

Туристское районирование и территориальное планирование позволяет регулировать и оптимизировать процессы развития рекреационно-туристского комплекса и туристского освоения территории в целом. Необходимо рассматривать туристско-рекреационные регионы с точки зрения производителей туристских услуг, которые должны удовлетворять сложившийся на них спрос. Для этого следует применять концептуальные подходы маркетинга территорий, ключевым моментом которого является осознание того, что объектом продвижения на рынке являются не конкретные туристские услуги и продукты, не предприятия их производящие, а территории, которые являются основой туристско-рекреационного образования.

Туристская специализация регионов имеет исключительно важное значение для успешного регионального развития, формирования имиджа и брендинга регионов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.