Роль федерального центра в проектировании развитии туризма в России
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре. С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов. С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России. Уровень цен на многие услуги по внутреннему туризму и отдыху сравнялся и даже превысил уровень цен на аналогичные предложения по выездному туризму. Это сдерживает развитие внутреннего туризма, поскольку разнообразие международных туристских предложений, высокое качество обслуживания на зарубежных курортах делает его неконкурентоспособным. Целый комплекс факторов лимитирует процессы по оптимальному использованию туристских ресурсов. Из комплекса подобных факторов особо отметим: экономическую нестабильность в стране и отсутствие у граждан Российской Федерации достаточных средств для путешествий; политическую напряженность в некоторых регионах; недостаточное внимание местной администрации в ряде регионов к проблемам развития туризма; проявляющийся до сих пор дисбаланс между высокой стоимостью сервисных услуг при не всегда высоком их качестве; недостаточная информированность как отечественных, так и иностранных туристов о туристских возможностях и предложениях в разных районах страны, плохое состояние дорог и отсутствие оборудованных для временного отдыха остановок вдоль трасс, неоправданно высокие расценки за предоставляемые места для размещения и оказываемые услуги, несоответствие показателей надежности, качества, стоимости транспортных перемещений и размеров территории Российской Федерации. Отечественные организаторы туристской деятельности нередко не учитывают какие изменения претерпел «среднестатистический турист» за последние десятилетия. Теперь вместо «наивного» туриста появился «турист - профессионал» с большим опытом путешествия. Если раньше турист выезжал с семьей и проводил время по формуле: днем — пляж или посещение объектов показа, вечером — ресторан, бары, варьете. То в настоящее время турист — независимый, гибкий, подвижный, он предпочитает познавательный туризм, спорт (часто с весьма острыми ощущениями), днем готов довольствоваться гамбургером на ходу, но вечером предпочитает дорогие рестораны и игровые заведения. Произошел определенный сдвиг туристских предпочтений в сторону элитного, комбинированного и приключенческого туризма. Вместе с тем сегодня пляжный отдых уверенно лидирует среди других видов туризма — он составляет около половины общего объема туристских потоков. Низкая конкурентоспособность современного национального туристского продукта подтверждается различными международными рейтингами. В частности, в соответствии с рейтингом Всемирного экономического форума, Россия по уровню развития туристического комплекса находится на 68-м месте в списке из 124 стран. Аналитики оценивают ситуацию в туристской отрасли по таким показателям, как уровень развития транспортной и гостиничной инфраструктуры, безопасности, правового обеспечения, политической стабильности, комфортности ведения бизнеса, участия государства в развитии отрасли, туристской привлекательности и т.д. Преимуществ у нашей страны оказалось немного. Россия заняла 1-е место по уровню риска заболеть малярией, 6-е место — по количеству и доступности внутренних авиаперевозок, 30-е место — по степени развитости железнодорожного транспорта и ценам на топливо. Тем не менее, слабые стороны переместили Россию в середину рейтинга. Это — качество дорог (103-е место), въездной режим (104-е место), работа правоохранительных органов (120-е место) и т.д. Конкурентное туристское преимущество России — это разноплановость ее туристских ресурсов, природные и культурно-исторические контрасты. Географическое разнообразие нашей страны, богатство культуры, архитектуры и истории могут сделать ее важнейшим мировым центром туристской аттракции. Привлечение культурных и природных памятников в качестве объекта туристского интереса открывает хорошие перспективы для развития познавательного и экологического туризма как одних из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мире. Главными направлениями государственной политики в сфере туризма должны оставаться совершенствование правовой базы и частичное государственное финансирование. Администрирование туризма в субъектах РФ осуществляется региональными структурами по туризму при поддержке региональных правительств. В последнее время со стороны властей наблюдается все больше понимания проблем, стоящих перед индустрией туризма. Они все чаще обращаются к вопросам ее развития, ведут поиск путей реализации туристского потенциала регионов, разрабатывают федеральные программы развития. Государство совместно с частными инвесторами занимается финансированием крупных инфраструктурных проектов в сфере туризма, связанных со строительством и реконструкцией дорог, газо- и электроснабжением и других подобных вопросов, привлекая для решения более мелких проблем средства частных инвесторов. С 2005 г. была развернута работа, направленная на разработку и реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное функционирование туристской отрасли и повышение доступности санаторно-курортного лечения. Это особо значимо, в связи с тем, что потребность в санаторно-курортном лечении имеют 60% взрослого населения России и 40% детей. Причем оно особенно важно тем, кто нуждается в реабилитационном - восстановительном периоде, например лицам с заболеваниями органов кровообращения, пищеварения, нервной системы, органов движения. У 55% детей и подростков необходимость в курортном лечении вызвана заболеваниями органов дыхания. Государственное финансирование санаторно-курортного комплекса осуществляется через федеральный бюджет и фонд социального страхования. Кризисные процессы в экономике страны негативно отразятся на размерах государственной поддержки развития санаторно-курортного туризма. Определяют следующие основные факторы: · геополитическое значение страны; · особенности географического положения территорий по отношению к туристским рынкам; · характер природы, уровень комфортности климатических условий; · богатство и разнообразие историко-рекреационных ресурсов, возможности и удобства их использования; · насыщенность территорий природными и культурно-историческими достопримечательностями, их положение по отношению к основным центрам туризма; · привлекательность природных и культурно-исторических достопримечательностей для туристского контингента; · уровень доступности объектов туристического внимания, наличие коммуникаций; · уровень развития туристской инфраструктуры (средства размещения, предприятия питания, торговли, средства связи, транспорт); · уровень сервиса и квалификации обслуживающего персонала; · емкость территории для приема туристов; Наряду с этим, важнейшими условиями развития международного туризма являются: · стабильность внутриполитической ситуации; · степень безопасности туристов с точки зрения криминогенной ситуации и экологической обстановки. Экономическая роль туризма для регионов (размер поступлений доходов местных бюджетов от туризма, место туризма как отрасли экономики, взаимосвязь с другими отраслями, влияние туризма на занятость населения, общий экономический эффект от туризма) зависит от уровня социально-экономического развития территорий, благосостояния местного населения, обеспеченности трудовыми ресурсами, численности незанятого населения, финансовых и экономических возможностей для создания и дальнейшего развития индустрии туризма и гостеприимства. Влияние перечисленных факторов на формирование туристских зон может быть разная, и их действие может проявляться в нескольких комбинациях. При этом туристское районирование (зонирование) для международного и внутреннего туризма может частично не совпадать. Российская Федерация – федеральное государство, поэтому федеральный центр создает основные законы в сфере деятельности. Под средством размещения понимают любой объект, предназначенный для временного проживания людей. Согласно ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», средства размещения подразделяются на индивидуальные и коллективные. К последним относятся: гостиницы, мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития. К специализированным средствам размещения относятся: санатории, профилактории, дома отдыха, туристские приюты, стоянки и др. туристские спортивные базы, базы отдыха, дома охотника (рыбака), конгресс - центры, кемпинги. Критерии обслуживания также формулируются федеральным центром. Требования, касающиеся гостиниц всех категорий: • безопасности и охрана: наличие круглосуточного противопожарного обеспечения, системы пожарного оповещения, аварийных выходов, указателей и инструкций; • санитарные требования: строгое соблюдение требований санитарии и гигиены во всех помещениях; • питьевая вода: если нет твердо гарантии хорошего качества водопроводной воды, гостиница должна иметь специальные установки по обработке воды; • гостиничные услуги: круглосуточный прием и размещение клиентов, смена белья (от 2 раз в неделю до ежедневного, в зависимости от «звездности» гостиницы); • неожиданная медицинская помощь; • хранение ценностей; • стирка; • доставка и отправление почты, продажа почтовых принадлежностей; • оборудование общих помещений: наличие холла с местами для сидения, в непосредственной близости – туалетные комнаты с полным оборудованием; во всех коридорах – хорошее круглосуточное искусственное или естественное освещение; мебель и оборудование гостиничных номеров – в зависимости от категории гостиницы и номера; • требования к персоналу: весь обслуживающий персонал должен иметь специальную подготовку, соответствующую предоставляемым услугам. Как минимум один из, сотрудников должен иметь специальную подготовку по обеспечению безопасности проживающих, и еще один - безопасности в сере общественного питания; служащие должны быть вежливы, терпеливы, непосредственно общающиеся с клиентами должны иметь униформу со значком, на котором указаны их имя и фамилия; телефонная связь; наличие лифта: для гостиниц «1 звезда» лифт обязателен только при наличии не менее 3 этажей, для 2-х и 3 -х звездных – 2 этажей. Помимо лифтов для проживающих, должны быть и служебные лифты. В РФ гостиничное обслуживание осуществляется на основании «Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утвержденных Правительством РФ в постановлении от 25 апреля 1997г. № 490. Туристская деятельность - деятельность в сфере туризма всех субъектов данного рынка (производителей, потребителей, посредников, государственных структур). Федеральный центр стремится снизить факторы риска терроризма, наркобизнеса, катастрофы (экологические, экономические, техногенные, природные). В целях повышения безопасности в РФ за 10 лет принято 70законов. 200 указов, 500 подзаконных актов по поддержанию безопасности в туристской деятельности. •Ежегодный внутренний туристский поток превышает 30 млн. чел. •За год Россию въезжает более 21 млн. иностранных граждан. •Выезд российских туристов за рубеж достиг 10 млн. человек в год Объем платных туристских услуг, оказанных в России туроператорами и турагентами составляет 71 млрд. Руб., гостиниц и других средств размещения 101 млрд. руб. По данным Ростуризма в Единый федеральный реестр туроператоров России включено 4593 компании, из них: - в сфере внутреннего туризма работает 1858 туроператоров (40%) - въездным туризмом занимается 566 компаний (12%) - в сфере выездного туризма работает 2169 компаний (48%). По данным Всемирного экономического форума (WEF): •Россия занимает 5 место из 133 стран по «наличию природных туристских ресурсов мирового значения» •9 место по «культурным туристских ресурсов мирового значения» •127 место по показателю «приоритет сектора туризма для государства» (одно из последних мест) • 83 место по «государственным расходам на туризм» Возрастающее значение туристического комплекса в национальной экономике России определяет необходимость подробного анализа факторов, определяющих современные тенденции развития туристского рынка страны. 2 августа 2011 г. была принята Федеральная целевая программа «Развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Ее соедует рассмтаривать как проект развития туризма в России, принятый на государсвтенном уровне. В прогмме отмиечается, что всстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного и внутреннего туризма в России, в настоящее время являются: · образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; · действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Российскую Федерацию; неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта, отсутствие объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны; отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру, а также неразвитостью государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей России в стране и за рубежом; · невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; · несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. · отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки; · отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки; · недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. Наиболее эффективным и действенным способом решения выявленных проблем и сформулированных задач в сфере туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства. Высокий туристский потенциал регионов России способствует тому, что они интересны разным категориям туристов и могут удовлетворить их самый взыскательный вкус. По данным Государственного комитета по статистике в нашей стране более 2,4 тыс. музеев в почти 500 исторических городах, 590 театров, почти 99 тыс. памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В опубликованном в начале 2009 года рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума Россия заняла 59-е место из 133 стран мира. В настоящее время Россию посещает более 17 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. человек), что составляет только 2,5% мирового потока. По прогнозу ВТО к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. Число людей, прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства, составляет 8 млн. человек. По прогнозу Всемирной Туристской Организации, к 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. Целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих трех основных задач: 1). развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; 2) повышение качества туристских услуг; 3) продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках. Решение первой задачи планируется осуществить посредством комплексного развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров и формирования сети автотуристских кластеров, которые станут точками роста развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Элементы указанной сети планируется располагать на наиболее популярных маршрутах и федеральных трассах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориентированных мест и объектов показа). Для решения второй задачи планируется реализовать ряд мероприятий, направленных на развитие системы подготовки кадров в сфере туризма, включая высшее и среднее профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку кадров. Указанные мероприятия будут проводиться в течение всего срока реализации Программы. Для решения третьей задачи предусматривается развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создание сетей информационных центров и пунктов, организация и проведение межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа Российской Федерации как привлекательного направления для туристов. Структурообразующими функциональными элементами Программы являются туристско-рекреационные и автотуристские кластеры, в рамках которых на отдельных территориях регионов, формирующих в совокупности перспективные туристские направления Российской Федерации, будут созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный прирост внутреннего и въездного туристских потоков, а также оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей национальной экономики. Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой. Автотуристские кластеры объединяют предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. Элементы сети автотуристских кластеров планируется располагать на наиболее загруженных федеральных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов - историко-культурным центрам, природным заповедникам и другим туристско-ориентированным местам и объектам показа. Сетевое построение автотуристских кластеров создаст удобную базу для организации маршрутов автотуристов и обеспечит единый высокий стандарт услуг. Каждый из планируемых для создания в рамках Программы туристско-рекреационных и автотуристских кластеров представляет собой укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере. Северо-Западная часть России благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов обладает значительным туристским потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская области, Республика Карелия формируют перспективное туристское направление "Серебряное кольцо России". В его пределах сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и русского зодчества, в том числе старейший в России курорт - Марциальные воды. Традиционными для северо-запада Российской Федерации видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма. В настоящее время туристский потенциал регионов "Серебряного кольца России" используется не в полной мере, что связано с наличием сдерживающих факторов, среди которых - неудовлетворительное состояние многих историко-культурных объектов и объектов туристского показа, нуждающихся в реконструкции, а также низкий уровень развития транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры. В результате при потенциально возможном объеме туристского потока, оцениваемом в 9 млн. туристов в год, его фактическое значение в указанных регионах не превышает 4,2 млн. туристов. Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, представляя собой центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма. Центральный федеральный округ занимает 1-е место в стране по количеству приезжающих туристов и экскурсантов - более 9 млн. человек в год (свыше 27 процентов в общем туристском потоке страны). Несмотря на значительный потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринимаемые меры по его развитию, реальный объем оказываемых туристских услуг продолжает оставаться недостаточно высоким. Согласно экспертной оценке дополнительный отложенный спрос на туристский продукт регионов "Золотого кольца России" составляет более 4 млн. туристов в год. Наряду с общими проблемами российской туристской индустрии, для туристской отрасли "Золотого кольца России" характерно недостаточное продвижение многих туристских объектов и узкий спектр услуг, предлагаемых для отдыха и развлечения туристов. Создание туристских кластеров в Центральном федеральном округе будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав "Золотого кольца России", возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста малого и среднего бизнеса, предлагающего широкий перечень туристских продуктов как по составу, так и по цене. Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока. Регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов объединены в перспективное туристское направление "Юг России". К ним относятся Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Кабардино-Балкарская Республика. Богатое природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны при соответствующем уровне развития могут обеспечить опережающий рост туристско-рекреационного комплекса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации указанного направления. Азовское и Черноморское побережья, а также районы Кавказских Минеральных Вод и Приэльбрусья - известные в России и за рубежом бренды пляжного, оздоровительного и горнолыжного туризма. Несмотря на то, что в настоящее время вклад туристской индустрии в экономику макрорегиона не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается комплексом проблем, основными из которых являются невысокая конкурентоспособность регионального туристско-рекреационного комплекса, обусловленная невысоким качеством производимого туристского продукта при высоком уровне цен на него, и территориальная неравномерность развития инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса. Создание условий и механизмов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и развития на территории указанных регионов новых видов туризма позволит повысить интерес туристов к указанному туристскому направлению и заметно диверсифицировать спектр туристских услуг, предоставляемых в регионах. К наиболее перспективным видам туризма, развитие которых может дать серьезный толчок повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта, относятся круизный, деловой, экологический и сельский туризм. Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса южных регионов Российской Федерации необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные ресурсы на приоритетных стратегических направлениях развития туризма, одним из которых является кластеризация туристско-рекреационного пространства. Согласно экспертным прогнозам при должном уровне развития туристской инфраструктуры, повышении качества и узнаваемости туристского продукта южных регионов Российской Федерации поток туристов может возрасти более чем в 2 раза, достигнув значения 8 млн. туристов в год. К территориям перспективного туристского направления "Большая Волга" кроме субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ (привлекающих ежегодно более 5,2 млн. человек или 16,2 процента общего туристского потока страны), относятся также Астраханская и Волгоградская области. Историко-культурные и национальные особенности крупнейших городов, расположенных на реках Волге и Каме (Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань и др.), в сочетании с большим числом рекреационных зон способствуют привлечению как российских, так и иностранных туристов. Создание условий для развития культурно-познавательного (в том числе этнографического), оздоровительного, делового, экологического, речного, круизного и пляжного видов туризмаявляется приоритетом для регионов "Большой Волги". Перспективным также является создание условий для развития зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, спортивная и любительская рыбалка, спелеотуризм и др.). Согласно экспертным оценкам при условии решения проблем инфраструктуры и преодоления связанных с ними ограничений поток туристов в рамках туристского направления "Большая Волга" может быть увеличен до 10 млн. туристов в год. Регионы Сибири обладают уникальными природно-географическими, климатическими, бальнеологическими, культурно-историческими ресурсами, формирующими их потенциальную конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом туристском рынке. В число регионов Сибири, обладающих наиболее богатым туристско-рекреационным потенциалом, входят Республика Алтай и Алтайский край. Развитие туризма в этих регионах входит в список основных стратегических приоритетов социально-экономического развития указанных территорий, обеспечивающих удовлетворение потребностей граждан в отдыхе и рекреации. Географическое соседство Республики Алтай и Алтайского края с промышленно-развитыми регионами Западной Сибири и Урала (высокая степень транспортной доступности, наличие на территории Алтайского края единственного в Сибири курорта федерального значения "Белокуриха", экологическая чистота территории) обеспечивает высокий потенциальный спрос на все основные виды туризма (рекреационный, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, экологический и активный). В перспективе поток туристов в указанных регионах составит около 2 млн. туристов в год. Несмотря на высокий потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринятые в последние годы меры по его развитию, реальный поток туристов в настоящее время продолжает оставаться невысоким (около 700 тыс. человек в год). Это обусловлено рядом негативных факторов, в том числе недостаточным развитием туристской инфраструктуры, высокими ценами в коллективных средствах размещения, а также невысоким уровнем туристского сервиса и недостаточной квалификацией обслуживающего персонала. По экспертным оценкам, преодоление сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли указанных регионов позволит увеличить туристский поток на 1,3 млн. туристов в год. Главным объектом притяжения туристов в Прибайкалье является озеро Байкал - уникальный природный объект, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Флора Прибайкалья отличается разнообразием. Природоохранные территории в бассейне озера Байкал и Прибайкалье в целом представлены большим числом биосферных заповедников (Баргузинский, Байкальский, Джергинский), национальных парков (Забайкальский и Тункинский), заказников федерального значения, а также региональными особо охраняемыми природными территориями. Горные ландшафты Саян в сочетании с ресурсами озера Байкал создают предпосылки для создания современных всесезонных курортов и туристских комплексов. В Прибайкалье находится множество уникальных объектов исторического и культурного наследия, в том числе большое количество сохранившихся археологических памятников (плиточные могилы и др.), что формирует значительные конкурентные преимущества этого туристского направления и создает предпосылки для развития на территории Прибайкалья большинства видов туризма, включая культурно-познавательный, этнографический, археологический, спелеологический, религиозный, оздоровительный, деловой, активный, круизный, экологический, сельский. Развитие туризма в Прибайкалье сдерживается сезонностью работы части коллективных средств размещения, связанной в том числе с отсутствием разветвленной и круглогодично функционирующей транспортной инфраструктуры. По экспертным оценкам, преодоление сдерживающих факторов и дальнейшее развитие индустрии отдыха и туризма в указанных регионах позволит увеличить туристский поток на 800 тыс. туристов в год (общее число составит до 1,5 млн. человек в год). Уникальными природно-климатическими особенностями обладает Дальневосточный регион. Это единственное место на территории Российской Федерации с умеренно муссонным климатом. Природные ресурсы Приморья, Камчатки и бассейна р. Амура традиционно привлекают как российских, так и иностранных туристов. Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока перспективен в отношении развития въездного туризма для жителей Японии, Республики Корея, Китая и Монголии. На территории макрорегиона ежегодно отдыхает около 2 млн. туристов, что составляет 6 процентов общероссийского туристского потока. В настоящее время на Дальнем Востоке развиваются активные виды туризма (водный туризм, альпинизм и скалолазание, велотуризм, треккинг, горнолыжный туризм, сноубординг и др.), а также лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм. Раскрытие туристского потенциала уникальных природных объектов Дальнего Востока связано с возможностью использования отдельных участков особо охраняемых природных территорий для экологического туризма. Важнейшими видами туризма в регионе могут стать событийный и культурно-исторический туризм. Перспективным также является дальнейшее развитие круизных маршрутов, в том числе океанических. Специфические региональные проблемы в области развития туризма связаны прежде всего с низким уровнем развития туристской инфраструктуры, а также с недостатком транспортной инфраструктуры и соответствующих маршрутов, в том числе авиационных. Преодоление указанных сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли Дальнего Востока позволит увеличить туристский поток на 2 млн. туристов в год (общее число туристов составит около 4 млн. человек в год). Совокупный эффект от реализации мероприятий Программы можно рассматривать как сочетание имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов. Бюджетный эффект от реализации Программы выражается в предполагаемых поступлениях в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (включая внебюджетные фонды) в процессе и по результатам реализации мероприятий Программы, а также в экономии средств федерального бюджета. Бюджетные поступления предполагаются за счет увеличения налоговых поступлений от развития и создания объектов туристской инфраструктуры и работы организаций сферы туризма. Бюджетная экономия возникает в результате повышения эффективности государственных инвестиций за счет мультипликативного эффекта и привлечения частных инвесторов, а также за счет экономии в связи с повышением занятости населения и экономическим развитием регионов. Экологический эффект объясняется тем, что в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Указанная отрасль в значительной степени ориентирована на использование возобновляемых ресурсов. Кроме того, развитие многих видов туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам страны. Социальный эффект проявляется в создании условий для улучшения качества жизни российских граждан за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также в решении социальных проблем за счет создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения. Реализация Программы позволит решить ряд важных социальных задач, связанных с удовлетворением потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья и приобщении к культурным ценностям, а также с патриотическим воспитанием молодого поколения страны. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|