ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫСтр 1 из 5Следующая ⇒
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА КЛАССЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (I ОТДЕЛЕНИЕ)
Автор-составитель:
Гладкая Валентина Владимировна,
кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры дефектологии Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА (6 ¾ 10 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью предмета «Социально-бытовая ориентировка (СБО)» в 6 – 10 классах вспомогательной школы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни путем формирования того необходимого запаса знаний и практических умений, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт. Достижение данной цели предусматривает необходимость проведения педагогической работы в следующих направлениях: · формирование у учащихся умений в области бытового труда – в сферах личной гигиены, организации питания, ухода за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода; · формирование экономико-бытовых умений (умений бережного обращения с окружающими предметами, водой, электричеством, умений выбирать и совершать покупки, а также умений планировать бюджет семьи); · ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), практических умений пользоваться ими; · формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта; · ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, формирование умений общения; · формирование необходимых представлений о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи. На основании данных направлений педагогической работы выделены шесть разделов программы предмета «Социально-бытовая ориентировка», постоянных на протяжении всех лет обучения: 1. Личная гигиена 2. Жилище 3. Питание 4. Одежда, обувь 5. Предприятия, учреждения 6. Семья В программе 6 – 8 классов выделен также раздел «Транспорт», а в программе 9 – 10 классов – разделы «Медицинская помощь» и «Трудоустройство». Программный материал каждого года обучения может планироваться в иной последовательности, чем изложен в программе. Круг умений по каждой теме определялся, исходя из их жизненной необходимости и практической значимости. При этом учитывались: содержание программы «Социально-бытовая ориентировка (1 – 5 классы)», доступность знаний и умений учащимся с интеллектуальной недостаточностью, количество учебных часов, отведенных учебным планом на данный предмет. Последнее обстоятельство (1 час в неделю в 6 – 10 классах на изучение данного предмета) не позволяет в полной мере охватить в программе жизненно необходимый минимум знаний и умений, важных для самостоятельной организации быта и семейной жизни. В связи с этим еще больше повышается значимость взаимосвязи деятельности учителя предмета СБО и воспитателей, родителей. Во-первых, формируемые у детей на уроках СБО знания и умения требуют многократного повторения, закрепления, регулярного и систематического применения в практической деятельности, что реализуется, если воспитатели и родители параллельно с учителем проводят соответствующую работу. Кроме того, в ряде разделов программы специальным значком (*) выделен тот материал, который целесообразно изучать во внеурочной деятельности. Это обусловлено либо этическими соображениями, необходимостью индивидуализации работы (например, некоторые навыки личной гигиены), либо дефицитом учебного времени (1 урок в неделю), препятствующего реализации указанного, практически значимого содержания обучения (приготовление ряда блюд, экскурсии). Таким образом, успешность реализации программы по СБО во многом зависит от взаимодействия учителя с воспитателями и родителями, поэтому данная программа адресована как учителю предмета СБО, так и воспитателям (родителям). Учитель, ведущий уроки по предмету СБО, имеет право отбора и планирования программного материала на диагностической основе – с учетом уровня осведомленности и подготовленности учащихся каждого класса. При отборе тем и распределении времени на их изучение имеют значение также местные условия (например, при изучении правил топки печей), актуальные ситуации для учащихся конкретного класса (например, темы по профилактике вредных привычек и др.), возрастные потребности детей (например, знакомство с процессом бритья). Таким образом, регламентация программного материала по классам является примерной. Эффективность педагогического процесса зависит и от используемых методов и приемов обучения. Основными на занятиях по социально-бытовой ориентировке являются: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсии, упражнения, моделирование реальных ситуаций, прием сравнения и др. Характерной особенностью и основным недостатком деятельности учащихся вспомогательной школы является ее низкая самостоятельность. Поэтому на уроках СБО важно создавать условия для формирования не только двигательных, но и общетрудовых (интеллектуальных) умений: ориентировки в задании, планирования хода его выполнения и осуществления самоконтроля. С этой целью целесообразно использовать технологические карты выполнения бытовых трудовых процессов. Перечень основных методов и приемов обучения содержит в себе методический компонент программы. Спецификой данного учебного предмета является необходимость для полноценной реализации его задач обеспечения ряда занятий специальными материалами и предметами труда: продуктами, посудой, столовыми приборами, кухонными принадлежностями, тазиками, мылом, щетками, утюгами и др. Проведение многих занятий требует специально оборудованного помещения (стирка, приготовление пищи и др.). Поэтому целесообразно оборудовать в школе отдельное помещение для проведения занятий по СБО с учащимися. Кабинет должен быть укомплектован всем необходимым для проведения занятий (см. программный материал). Лишь при условии необходимого материального обеспечения занятий по социально-бытовой ориентировке возможна реализация программы в полном объеме. Завершает программу перечень основных требований к умениям учащихся, завершающим обучение в X классе. Ввиду возможных особых затруднений у тех или иных учеников в овладении программным материалом, объем требований к ним может быть снижен в индивидуальном порядке.
ПРОГРАММА
ШЕСТОЙ КЛАСС
Личная гигиена
Уход за телом. Правила и способы общего ухода за телом. Мытье в душе*: последовательность действий, необходимые предметы личной гигиены, их использование. Интимная гигиена девочек и мальчиков*. Уход за ушами. Правила и способы ухода за ушами (чистка, мытье). Пользование ватными палочками для чистки ушей. Дезодоранты, их назначение. Правила и способы действий при пользовании дезодорантами разных видов (аэрозольным, шариковым, твердым). Выбор и покупка дезодоранта.
Жилище Помещения квартиры, дома (гостиная, спальня, кухня, ванная, туалет, прихожая, кладовая). Функциональное назначение и предметное наполнение разных видов помещений. Ориентирование в домашних помещениях. Удаление пыли в помещении с помощью пылесоса. Пылесос: его устройство (основные части) и функционирование. Подготовка пылесоса к работе. Способы действий при чистке ковров, ковровых покрытий пылесосом. Места покупки пылесосов. Мытье пола. Необходимый инвентарь для мытья пола. Способы действий при мытье пола и их последовательность. Уборка и хранение инвентаря после выполнения работы. Питание Место в квартире для приготовления пищи: кухня. Оборудование кухни (плита, холодильник, мойка, мебель). Кухонная посуда и кухонные приспособления и инструменты: разделочная доска, кухонный нож, терка, лопатка и др. Уход за посудой и кухонными принадлежностями. Правила и места хранения кухонной посуды и принадлежностей. Продукты питания. Повторение и расширение знаний об изученных в предыдущих классах группах продуктов (овощи, фрукты, ягоды, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы): их узнавание, называние, способы употребления в пищу. Способы и места хранения продуктов питания (в холодильнике, в продуктовом шкафу, в кладовке, в погребе). Значение разных групп продуктов для здоровья человека. Правила и способы размещения продуктов в холодильнике. Приготовление салата из сырых овощей, фруктов (помидоры, огурцы, редис, лук, салат, яблоки, бананы и др.). Определение состава демонстрируемого салата, отбор продуктов. Способы обработки продуктов с помощью ножа: разрезание пополам, нарезание ломтиками, вырезание испорченных мест (из яблок и др.). Соблюдение техники безопасности при работе с ножом. Смешивание и размешивание ингредиентов салата. Заправка салата сметаной, растительным маслом. Выкладывание салата из миски в салатницу. Способы украшения салата. Рецепт приготовления блюда. Ориентирование в записи рецепта, воспроизведение его содержания: перечень необходимых продуктов и их количество, способы и последовательность выполняемых действий. Запись рецепта в тетрадь. Посуда и столовые приборы. Столовая посуда.Сервировка стола к обеду. Выбор необходимой посуды и столовых приборов, правила и последовательность их размещения на столе. Рациональное и эстетичное расположение общих блюд на столе. Культура поведения за столом: как брать пищу с общего блюда (накладывать салат на индивидуальную тарелку), обращаться к соседям по столу, если блюдо стоит далеко, и др. Речевой этикет за столом. Одежда и обувь Виды одежды. Разнообразие тканей, из которых шьют одежду. Различение хлопчатобумажных, шерстяных и синтетических тканей, одежды из них. Свойства одежды из этих видов тканей. Зависимость способа ухода (стирки, глажения и др.) от ткани, из которой сшита одежда. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью из разных тканей и материалов (чистка, сушка, складывание, развешивание и др.). Хранение одежды и обуви. Места и способы хранения одежды и обуви в квартире, доме. Места складывания одежды, нуждающейся в стирке. Стирка одежды. Условные обозначения, отражающие особенности ухода за одеждой: требования к стирке («стирка только вручную», «возможна стирка вручную и машинная», «рекомендуемая температура воды», «стирать нельзя») и сушке («сушить в подвешенном состоянии», «сушить, разложив изделие на плоской поверхности»). Определение по символу на этикетке одежды особенностей ее стирки и сушки. Особенности ручной стирки и сушки одежды из синтетических тканей. Глажение одежды. Символы по уходу за одеждой, отражающие температуру глажения и соответствующую установку диска терморегулятора утюга: ______ («гладить нельзя»), _____ , _____ , _____ . Установка диска терморегулятора утюга. Определение по символу на этикетке одежды особенностей ее глажения. Особенности глажения одежды из синтетической ткани. Подшивание подогнутого края одежды. Техника выполнения подрубочного шва. Подшивание подогнутого края одежды подрубочным швом. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|