Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕКТЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ



СПЕКТАКЛЯ

Работая над музыкальным оформлением спектакля, режиссер нередко решает разнообразные задачи по созг данию звуковых эффектов и органическому включению их в сценическое действие.

Все многообразие звуковых эффектов, встречающих­ся в практике оформления драматической постановки, можно свести к следующим основным видам: эффект па­норамирования звука; эффект имитирования; эффект унисонного звучания; эффект реверберации; эффект зву­ковой перспективы.

ПАНОРАМИРОВАНИЕ ЗВУКА

Эффект панорамирования звука заключается в том, что тем или иным способом создается иллюзия переме­щения источника звука по сцене или зрительному залу во время сценического действия. В зависимости от нали­чия громкоговорителей, установленных в зрительном зале и на сцене, эффект панорамирования звука может быть получен с большей или меньшей иллюзией. Техни­ка получения такого эффекта сравнительно проста — группы выбранных громкоговорителей коммутируются на микшерное устройство таким образом, чтобы при по­следовательном введении каждого регулятора сигнал с магнитофона с определенным уровнем поступал на те или иные громкоговорители.

Наиболее часто панорамирование проводится как один из технологических приемов музыкального сопро­вождения спектакля. Так, например, если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступ­ление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрите­лю услышать первые реплики актеров. Или если картина или акт заканчивается музыкой, звучащей с арьера сце­ны, то с закрытием занавеса ее переводят в зрительный зал. Однако наиболее часто панорамирование звука про­водится как один из художественных приемов

Стр. 104

оформления спектакля. В этом случае этот эффект помогает соз­дать на сцене необходимую атмосферу действия, макси­мально приближающуюся к реальной действительности.

Характерным примером этому может служить спек­такль «Артем» (Театр им. Евг. Вахтангова), где в одной из сцен шум демонстрации студентов, распевающих «Марсельезу», возникает в глубине сцены, затем голоса начинают громко звучать с портальных громкоговорите­лей, звук панорамируется в зрительный зал, где в глубине медленно замирают слова «Беснуйтесь, тираны».

Этот эффект может быть использован в спектакле и без всякой связи с его сюжетом, особенно в сценах, где обычных выразительных средств актерской игры ока­зывается недостаточно. Интересным примером этому мо­жет служить спектакль «На балу удачи» (Московский драматический театр на М. Бронной), рассказывающий о жизненном пути известной французской певицы Эдит Пиаф. В одной из сцен этого спектакля надо было как-то передать сильное душевное потрясение героини, получив­шей сообщение о гибели близкого человека. После дол­гих поисков сцена была решена как своеобразная звуко­вая галлюцинация, возникающая в сознании героини. Эдит в прострации стоит на просцениуме, отдельные му­зыкальные фразы, обрывки популярных мотивов и куп­летов из ее песен, перекрываемые мощным звучанием органа, волнами накатываются на нее из глубины сцены и уходят в сторону зрительного зала. Затем какофония звуков возвращается, и в тот момент, когда эта беспоря­дочная музыка проносится над героиней, она звучит с максимальной силой, заставляя Эдит съеживаться от возникающих видений. Так с помощью звукового эффек­та оказалось возможным воплотить на сцене замысел режиссера.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.