Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗВУКОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ МУЗЫКИ



Этот эффект заключается в том, что одновременно на нескольких звуковых планах на сцене или в зрительном зале воспроизводят различные звуковые компоненты му­зыкального или шумового оформления.

В условиях драматического театра эффект звучащей перспективы дает возможность передать многоплановость действия, то есть одновременное его развитие на различ­ных сценических планах, и притом создать художест­венную иллюзию приближения источников звука. (Частным случаем при создании звуковой перспективы является эффект панорамирования.) Тем самым эффект перспективы помогает воображению зрителя «видеть» действие значительнее, полнее, объемнее, чем могут вы­разить условия сцены, даже при использовании всех ее декоративных, световых и предметных средств изобра­жения.

Звуковая перспектива на сцене может быть создана как натуральными источниками звука (оркестр, хор, пе­вец, шумовые приборы), так и с помощью магнитной фонограммы или сочетанием того и другого. При нали­чии громкоговорителей на сцене и в зрительном зале наиболее просто звучащую перспективу можно создать с помощью нескольких фонограмм. Надо только распре­делить звуковые компоненты каждой фонограммы по соответствующим громкоговорителям.

В спектакле «Дети Ванюшина» (Театр им. Вл. Мая­ковского) на сцене приказчики купца Ванюшина в честь престольного праздника громко славят бога, их голоса сливаются со звучащей в зрительном зале фонограммой этого же пения. За спиной действующих лиц на сцене им подпевает церковный хор, а еще дальше, оттуда, где ви­дятся купола церкви, доносится перезвон колоколов.

Мало просто придумать эффект, его нужно творчески осмыслить. Никакой звуковой эффект вообще не будет иметь успеха, если он не поставлен умело и осмысленно.

В приведенном выше примере звуковой образ, рож­денный фантазией режиссера, полностью смыкался с об­разным строем всей постановки и работал на главную мысль пьесы.

Наиболее часто встречается случай, когда различные источники звука размещаются только на двух планах.

Стр. 112

В спектакле «Миллион за улыбку» (Театр им. Моссове­та) оркестр, аккомпанирующий женской вокальной груп­пе, находится в оркестровой яме, а сам хор поет в глу­бине сцены за кулисами. (Звучание хора воспроизводится с фонограммы.) В данном случае звучащую перспективу правильнее было бы назвать «звучащей разноплановостью». Здесь разноплановость достигается не только пространственным разделением оркестра и звучанием хора, доносящимся «издалека», но и оттеняется одна музыкальная тема от другой. Это позволяет более вы­пукло и выразительнее построить музыкальное оформле­ние и создать ту звучащую атмосферу, которая окружает сценическую жизнь героев.

Конечно, при организации подобных эффектов тре­буется найти оптимальное соотношение силы звучности между оркестром и хором или отдельными музыкальны­ми группами, размещенными на разных планах.

Разумеется, затронутая тема отнюдь не ограничи­вается перечисленными художественными возможностя­ми звуковой перспективы. Но даже из приведенных при­меров можно заключить, что этот эффект, если для его воплощения найти верную и убедительную сценическую форму, намного углубляет выразительность драматиче­ского спектакля.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.