ЭФФЕКТ ТРАНСПОНИРОВАНИЯ
Эффект транспонирования (перестановки) звуковых частот заключается в искусственном смешении натурального звуковысотного диапазона звучания музыки в сторону его повышения или понижения. Иллюстрацией этому может служить тот случай, когда, например, грампластинку с записью пения проигрывают с большим или меньшим числом оборотов против положенного. В первом случае певец начинает петь ненатурально высоким голосом, в другом, наоборот, низким голосом. (Изменяется, естественно, и тональность музыкального сопровождения.) Песенка, которую поют светлячки в спектакле «Белоснежка и семь гномов» (театр «Современник»), звучит неестественно высоко, именно так/ как могут петь только светлячки. А в спектакле этого же театра «Храбрый музыкант» человеческими голосами разговаривают камни, голоса их низкие, рокочущие. Но не только в детских спектаклях используют подобные звуковые эффекты. В спектакле «Тартюф» (Московский театр драмы и комедии на Таганке) музыка пролога звучит в необычно Стр. 110 быстром темпе, резко отличном от естественного. В этом же темпе на сцене действуют персонажи пьесы, музыка как бы организует их сценическую жизнь, заставляя ускорить ход сценического времени. Во всех приводимых примерах эффект транспонирования осуществляется с помощью магнитной фонограммы, записанной специальным образом. Для получения, например, низкого голоса фонограмму с записью речи перезаписывают с пониженной скоростью против обычной, а на спектакле воспроизводят с обычной, и наоборот, для повышения тональности звучания фонограмму перезаписывают с повышенной скоростью, а воспроизводят с нормальной. Подобным образом могут быть записаны различные музыкальные эффекты. Например, замедленная запись отдельных музыкальных инструментов при последующем воспроизведении на нормальной скорости может дать такую высоту звука, которая обычно этими инструментами никогда не достигается. В отдельных случаях может возникнуть необходимость осуществить пение с аккомпанементом так, чтобы голос казался неестественно высоким, «игрушечным», а музыкальное сопровождение оставалось естественным. Для этого предварительно записывают с нормальной скоростью только музыкальное сопровождение, а затем фонограмму воспроизводят с замедленной скоростью и подают сигнал на головные телефоны или на громкоговоритель с малым уровнем в помещение, где записывают певца. Исполнитель поет под замедленно воспроизводимый аккомпанемент. Запись его пения ведут на той же замедленной скорости. Затем обе фонограммы воспроизводят с нормальной скоростью и совмещают при перезаписи. В результате музыка будет звучать нормально, а голос певца в необычном тембре и ритме. Этот метод может быть использован и для трюковой записи отдельных солирующих инструментов оркестра. Необычный тембр и ритм солирующего инструмента на фоне оркестра с нормальным звучанием могут создать интересный эффект при музыкальном сопровождении спектакля. Стр. 111 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|