Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭФФЕКТ РЕВЕРБЕРАЦИИ



Под явлением реверберации принято понимать оста­точное звучание, сохраняющееся после выключения источника звука и обусловленное приходом к слушате­лю запоздавших, отраженных звуковых волн. Подобный эффект возникает обычно в больших помещениях, напри­мер в соборах, в концертных залах и т. д. Эффект ревер­берации часто применяется в театральных постановках.

Особенно интересным примером использования эф­фекта реверберации может служить сцена «Успенский собор» в спектакле Художественного театра «Трудные годы». На сцене видны массивные колонны, уходящие в высоту и растворяющиеся в полумраке купола собора. Луч солнечного света, пробивающийся откуда-то сверху, выхватывает из темноты суровые лики святых и позолоту иконостаса. Тем не менее все эти прекрасно .выполнен­ные декорации воспринимаются именно как декорации.

Стр. 113

Но вот зазвучало пение дьячка, гулко разносящееся по всему огромному собору, и вся картина ожила — по­верилось в монументальность огромных колонн, стен, в высоту купола. Так эффект реверберации помог создать подлинную правду на сцене, и оформление получилось художественно законченным. Этот эффект был заранее предусмотрен при записи соответствующей фонограммы. Это самый простой и распространенный способ создания эффекта реверберации на сцене.

Несколько сложнее организовать данный эффект, если он непосредственно связан с действующим лицом. Для этого используют микрофонную технику и специаль­ную аппаратуру — ревербератор. Существует несколько типов ревербераторов; в театрах в основном применяются магнитные и пружинные. Принцип действия ревербера­торов основан на искусственной задержке тем или иным способом основного сигнала, поступающего, например, от микрофона, и создания многочисленных отражений этого звука, имитирующих естественную реверберацию в гулком помещении.

В спектакле «Варшавская мелодия» (Театр им. Евг. Вахтангова) в сцене ресторана, где Гелена поет свои песенки, чтобы подчеркнуть атмосферу большого зала, усиленный голос певицы звучит в зрительном зале с ре­верберацией. Для этого сигнал с микрофона, в который поет актриса, подается на ревербератор, а затем уже усиливается и воспроизводится в зрительном зале.

С помощью микрофонной техники эффект ревербе­рации в спектакле можно использовать и при проведении звукоусиления театрального оркестра, звучания отдель­ного музыкального инструмента, хора, шумового аппара­та. Особенно эффектно можно использовать ревербера­тор при исполнении вокальных произведений по ходу действия. Голос актера — певца, подчеркнутый и окрашенный реверберацией, становится более сочным и выразительным. Кроме того, очень интересные эффекты можно получить, если по ходу выступления резко изме­нять реверберацию. Например, герой на сцене, распевая лирическую песню, обращается к своей возлюбленной, по мере исполнения эффект реверберации постепенно увеличивают, и в кульминационный момент голос героя звучит с максимально допустимой реверберацией. По­добным образом на сцене можно создать иллюзию, что человек вошел в большой зал или пещеру,

Стр. 114








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.