ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СПЕКТАКЛЯ МУЗЫКА НА РЕПЕТИЦИЯХ Замысел музыкального оформления режиссер начинает практически воплощать в заключительный период работы над спектаклем. Но не редко еще на репетициях, в выгородке, он обращается к музыке. Ритмически организуя действие, она существенно может помочь актеру в работе над ролью, в нахождении выразительных и оправданных движений, в поисках соответствующей сценической атмосферы. В этот период музыкальное сопровождение проводится под фортепиано концертмейстером или с магнитной фонограммы. Уже в этот период могут быть назначены специальные репетиции для разучивания актерами танцев, пантомимических сцен (бой, драка и пр.), а также вокальных произведений с соответствующим музыкальным сопровождением. Основная работа по вводу музыки в сценическое действие начинается в репетициях на сцене. Введение музыки в репетиционную работу актеров на сцене дает им новый эмоциональный толчок в творчестве. Ведь то, с чем так освоились и сжились исполнители при фортепианном сопровождении, в оркестровой музыке звучит совсем иначе. Часто даже содержание музыки для исполнителей становится ясным только на этой стадии работы. Кроме того, вступление различных инструментов, смена одних групп другими, звучание новых тембров не может не воздействовать по-новому на ритмику движения актеров, на их общее эмоциональное состояние. На репетициях режиссер вместе с руководителем оркестра уточняет место размещения музыкантов, определяет уровень звучания ансамбля в отдельных сценах, выверяет моменты начала и конца звучания каждого номера. Особенно много внимания уделяется тому, чтобы оркестр «не вылезал» из действия, то есть чтобы музыка не заглушала текста, не мешала бы в дальнейшем прямой связи актера со зрителем, а, наоборот, помогла поддерживать эту связь. Поэтому нередко ради сценической Стр. 118 выразительности приходится заглушать звучность отдельных инструментов или всего оркестра. Если музыкальное сопровождение спектакля предполагается вести с магнитофона, после соответствующего монтажа музыкальной фонограммы, на репетициях начинается ввод музыки в сценическое действие и ее дальнейшее обсуждение и уточнение. Подготовленную фонограмму музыки лучше не склеивать в один ролик, а разбить на сцены и акты. Это удобнее потому, что эпизоды часто репетируют не один раз и не подряд и в этом случае не придется задерживаться для перематывания ленты. Вообще реализация художественного оформления, в том числе и музыкального, всегда связана с экспериментами на сцене, неожиданными находками, пробами. Поэтому в этот период работы звукорежиссер обязательно присутствует на репетициях и совместно с режиссером «примеряет» к действию отобранные музыкальные номера. Именно в репетициях на сцене из отдельных музыкальных и шумовых номеров, определенных режиссером в замысле, начинает создаваться целостный звукохудожественный образ спектакля. Исходя из общего художественного замысла постановки и конкретных сценических задач для каждого музыкального фрагмента, звукорежиссер должен найти логически оправданные моменты начала звучания и выключения фонограммы и определить соответствующие командные реплики, найти наиболее выразительный звуковой план воспроизведения на сцене или в зрительном зале. Кроме того, для каждого фрагмента необходимо установить оптимальный уровень звучания и определить условия регулирования в процессе воспроизведения. Художественный эффект, действенность музыки в отдельных эпизодах в большой мере зависит от того, насколько правильно будет выбран момент ее включения и выключения. Если это сюжетная музыка, то момент ее включения определяется, как правило, действием персонажа, с которым она связана: например, герой подошел к приемнику и включил его — начинает звучать музыка, выключил, и музыка прекращается, и т. п. Выбрать момент для начала звучания условной музыки несколько труднее, даже если заранее было точно определено место ее включения в сценическое действие. Стр. 119 В одном случае музыка может как бы продолжать развивать настроение героя после диалога или монолога, в другом — момент ее включения может быть подобран на стыке эпизодов для того, чтобы подготовить к смене настроения действующих лиц. Чаще всего музыку включают в паузах развития действия. Если музыка и речь начинаются одновременно, то они дублируют и потому как бы «выталкивают» друг друга из слухового восприятия зрителя. Музыка, включенная хотя бы с небольшим «зазором» с текстом (в том или ином порядке), воспринимается более действенно. В этом случае речь и музыка дополняют друг друга и «отыгрывают», как партнеры в диалоге, и в этом проявляется своего рода элемент контрапункта звукового оформления. Если музыка в данном сценическом эпизоде выражает самую суть человеческого чувства, его предельную глубину, то не только момент включения, но и характер ее «возникновения» имеет важное значение для настроения героев, сценического образа, атмосферы действия. В лирических местах, там, где музыка должна возникнуть как бы из «мыслей», от внутреннего состояния персонажа, ее вводят мягко, почти незаметно. Резкое включение музыкального отрывка может прозвучать диссонансом и разрушить всю атмосферу сценического действия. Резко включают музыку только тогда, когда она служит акцентом, выражает какой-то кульминационный момент в происходящем на сцене. Установив момент и характер включения музыки, звукорежиссер продумывает также, где она должна окончиться. Если это произойдет не логично, раньше времени, действие неожиданно как бы оголится. Обычно музыка завершается в месте, где начинается новый сценический кусок, новое настроение, на стыке эпизодов. Если в финале акта или спектакля после закрытия занавеса осталась музыка, ей дают обязательно прозвучать до конца. В противном случае пропадает ощущение законченности действия. Важно также правильно найти характер завершения звучания музыки. В одних случаях ее надо плавно увести, а в других резко оборвать в нужный момент на громкой звучности. Такой внезапный обрыв тоже воспринимается как акцент, так как неожиданно наступает тишина. И если при этом на музыке произносится текст, то попавшие на тишину слова выделяются, как Стр. 120 разительный контраст. Это, в частности, используется как прием, дающий смысловой и динамический акцент всей сцены. Иногда бывает оправданным включение музыкального номера с середины — плавное или резкое и выключение на полуфразе, особенно если это сюжетная музыка (включение трансляционного громкоговорителя, радиоприемника, магнитофона и пр.). Если драматургически не безразлично, в какой момент включать и выключать и как вводить и выводить музыку, то немаловажно также правильно выбрать звуковой план звучания для каждого музыкального фрагмента. Под звуковым планом воспроизведения в театре принято понимать один или несколько громкоговорителей, размещенных в определенной зоне на сцене и в зрительном зале и предназначенных для воспроизведения музыки, шумов и звуковых эффектов в спектакле. Как правило, одни звуковые планы преимущественно используются для воспроизведения музыки, другие для воспроизведения шумов, звуковых эффектов и речевых фонограмм. Наличие тех или иных звуковых планов зависит от звукотехнического оснащения театра, тем не менее можно выделить несколько основных звуковых планов. В сценической коробке это арьер, а также боковые поверхности, иногда громкоговорители устанавливают на колосниках и в трюме под сценой. В зрительном зале для воспроизведения музыки обычно используются громкоговорители, установленные на правом и левом порталах или обрамляющие зеркало сцены. Кроме этого основного звукового плана громкоговорители часто размещают по сторонам зрительного зала, а также в оркестровой яме для имитирования звучания оркестра и воспроизведения различных шумов. Выбирая тот или иной звуковой план для воспроизведения музыки, звукорежиссер одновременно устанавливает оптимальные уровни громкости звучания для каждого номера. В бестекстовых кусках нередко требуется, чтобы звучание было максимально допустимым, например в кульминационных моментах, и здесь неуместны «полумеры». В других случаях необходимо, чтобы звучание было прозрачным, отдаленным, скажем, в некоторых монологах, нуждающихся в «акварельной» атмосфере. Стр. 121 И даже при воспроизведении отдельного музыкального фрагмента нередко требуется изменять уровень звучания, например, в паузах между репликами громкость несколько увеличивается, а на тексте уменьшается. Выбирая уровень воспроизведения для того или иного номера, нельзя не учитывать также условия прослушивания этого номера зрителями, находящимися в различных местах зала. Так, например, если уровень для музыкального номера, воспроизводимого с порталов зрительного зала, окажется благоприятным для зрителей первых рядов партера, то для зрителей последних рядов тихие звуки могут пропасть. С другой стороны, если установить уровень так, чтобы в последних рядах были слышны самые тихие звуки, то зрители первых рядов могут быть оглушены в момент громкого звучания. Поэтому при воспроизведении различных фонограмм, особенно музыкальных, вместе с основным звуковым планом иногда включают громкоговорители, размещенные, например, в конце зрительного зала или в барьере балкона. Но такое включение дополнительных звуковых планов допускается, если оно не противоречит характеру сценического действия. В сложном процессе органического соединения музыки со сценическим действием нет и не может быть формального разделения звукового материала на главные и второстепенные номера. Что на первый взгляд кажется несущественным, впоследствии на спектакле может приобрести значение сильнейшего звукового акцента или определяющей эмоционально-смысловой характеристики действия. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|