Здавалка
Главная | Обратная связь

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.



Кафедра анатомии и гистологии человека

 

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

По дисциплине «Антропология»

для специальности 060103 – Педиатрия(очная форма обучения)

 

 

Красноярск


УДК 572 (07)

ББК 28.7

С 23

 

Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Антропология» для специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева, Т.В. Казакова, В.П.Ефремова [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – 186 с.

 

 

Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н.,

д.м.н., доцент Казакова Т.В.,

к.м.н., доцент Ефремова В.П.,

к.м.н., доцент Синдеева Л.В.,

к.м.н., доцент Батухтина Н.П.,

к.м.н., доцент Вахтина Л.Ю.,

к.м.н., доцент Никель В.В.

 

Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2010 г. по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.

 

 

Рецензенты:

- заведующий лабораторией этногенетических и метаболических проблем нормы и патологии ГБУ Российской академии медицинских наук НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, д.б.н., профессор Фефелова В.В.;

- директор института фундаментальной биологии и биотехнологии ФГАОУ ВПО Сибирского федерального университета, профессор Сапожников В.А.

 

 

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

 

КрасГМУ

2012 г.


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..
Занятие № 1 «Введение в антропологию»……………………………….
Занятие № 2 «Эволюционная антропология. Место человека в системе современного животного мира»………………………………….  
Занятие № 3 «Сравнительная и эволюционная приматология»
Занятие № 4 «Ранние этапы эволюции гоминид. Древние представители рода Homo»………………………………………………...  
Занятие № 5 «Факторы, критерии и социальные аспекты гоминизации. Возникновение человека современного типа»…………...  
Занятие № 6 «Закономерности онтогенетической изменчивости»…….
Занятие № 7 «Биологический возраст человека»………………………..
Занятие № 8 «Конституциональные типы человека»…………………...
Занятие № 9 «Понятие о физическом развитии. Физическая конституция»…………………………………………………………………    
Занятие № 10 «Функциональные аспекты конституции. Понятие о клинической антропологии»………………………………………………..  
Занятие № 11 «Экологические аспекты конституции»………………….
Занятие № 12 «Полиморфизм вида Homo sapiens»………………………
Занятие № 13 «Понятие об изменчивости антропологических признаков. Признаки с непрерывной изменчивостью»…………………..  
Занятие № 14 «Признаки с дискретной изменчивостью»………………..
Занятие № 15 «Расы человека и их классификация»…………………….
Занятие № 16 «Этническая антропология»……………………………….
Занятие № 17 «Зачетное занятие»…………………………………………
Список литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

Аудиторная работа студентов специальности «Педиатрия» по дисциплине «Антропология» на кафедре анатомии и гистологии человека построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010). Изучение дисциплины основано на формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять естественно-научную сущность проблем, формировать системный подход к анализу медицинской информации, используя знания эволюционных закономерностей становления человеческого сообщества.

Дисциплина «Антропология» является вузовским компонентом учебного плана специальности 060103 - Педиатрия и призвана формировать у студентов:

- знания анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей строения и развития здорового человека, механизмов реакций организма при взаимодействии с внешней средой, общих закономерностей происхождения и развития жизни, антропогенеза и онтогенеза человека, закономерностей наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека, основных понятий и проблем биосферы и экологии;

- умения пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности, производить расчеты по результатам исследования, объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

- навыки владения антропологическим понятийным аппаратом, антропологическим инструментарием, методами расчета антропологических индексов, методами изучения наследственности у человека.

«Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Антропология» предназначен для студентов первого курса специальности 060103 – педиатрия (очная форма обучения), содержит необходимые рекомендации для самостоятельной аудиторной работы. Структура каждого занятия соответствует стандарту университета «Система менеджмента качества. Учебно-методические комплексы дисциплин. СТО СМК 4.2.01-11» и содержит название темы, значение, цели занятия в соответствии с ФГОС ВПО, план изучения темы, рекомендации по выполнению НИРС. План изучения темы включает контроль исходного уровня знаний в виде тестовых заданий, основные понятия и положения темы, перечень практических навыков, итоговый контроль знаний в виде теоретических и практических вопросов и ситуационных задач.

Для каждой темы занятия предложен перечень обязательной и дополнительной литературы.


Занятие № 1.

Тема:«Введение в антропологию». Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук. Направления антропологии. Различия между физической и культурной антропологией. Определение антропологии как раздела общей биологии. История становления антропологии. Высказывания античных философов о человеке. Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке. Работы К. Линнея по систематике животных, выделение рода Homo и вида Homo sapiens в отряде приматов. Формирование антропологии как самостоятельной науки в IX веке. Общественные предпосылки формирования антропологии. Работы К. Бюффона, Ч. Дарвина, П. Брока. Организация Парижского антропологического общества. Становление антропологии в России.

2. Форма организации занятия: практическое.

3. Значение изучения темы. Антропология является дисциплиной, обобщающей многие важные отделы медицины, что позволяет устанавливать связи телосложения человека с распространением некоторых заболеваний. Антропология дает возможность цельным философским научным взглядом решать задачи лечения не болезни, а больного. Изучение вопросов данной темы поможет студентам в профессиональной деятельности использовать свои знания для формирования целостной картины мира и роли человека в ней.

4. Цели обучения:

- общая(обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-2);

 

- учебная: знать определение предмета антропологии, ее задачи, основные периоды становления антропологии как науки за рубежом, в России, разделы антропологии, прикладное значение полученных знаний; уметь охарактеризовать понятия «антропология», «морфология человека», «соматология», «мерология», «антропогенез», «расоведение», «этнография», «этнология»; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ

1.МАРТИНОМ РАЗРАБОТАНЫ НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ

1) соматологии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) мерологии

 

2.АНТРОПОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ

1) пять основных разделов

2) три основных раздела

3) два основных раздела

4) четыре основных раздела

 

3.ОФИЦИАЛЬНЫМ ГОДОМ РОЖДЕНИЯ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ СЧИТАЮТ

1) 1812г.

2) 1864г.

3) 1919г.

4) 1842г.

 

4.П. КАМПЕР РАЗРАБОТАЛ МЕТОДИКУ

1) остеометрии

2) краниометрии

3) антропометрии

4) соматометрии

 

5.ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ НАУКА

1) о сущности человека

2) о строении человека

3) о культуре человека

4) о развитии человека

 

6.АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ ВСЕ, КРОМЕ

1) физической

2) социальной

3) археологической

4) культурной

7.СОМАТОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ВСЕ, КРОМЕ

1) строения человеческого тела в целом

2) ископаемых форм человека

3) вариаций роста человека

4) вариаций массы человека

 

8.РАСОВЕДЕНИЕ ИЗУЧАЕТ

1) вариации телесных особенностей

2) формирование рас

3) происхождение народов

4) формирование рас, происхождение, расселение народов

 

9. МОРФОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ВСЕ, КРОМЕ

1) физического развития человека

2) конституции человека

3) половозрастной изменчивости человека

4) эволюции человека

 

10. МЕРОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ ВАРИАЦИИ

1) органов

2) костей

3) черепа

4) тела в целом

 

Основные понятия и положения темы.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, наследственности и изменчивости, структуре и численности человеческих популяций во времени и пространстве, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Термин «антропология» в переводе с греческого означает «наука о человеке».

Современная антропология интегрирует различные знания, изучает человека:

- как представителя биологического вида;

- как представителя определенной социальной среды.

Наиболее тесно с антропологией связаны такие разделы биологических знаний, как генетика, сравнительная морфология, общая биология, экология; из гуманитарных наук – археология, этнология, психология, демография. Используя данные ряда естественных и социальных наук, антропология выступает как интегративная наука.

Задачи антропологии: выявить взаимодействие биологических закономерностей развития и социальных закономерностей в истории человека; оценить степень влияния природных и социальных факторов; изучить полиморфизм человеческих типов, обусловленный полом, возрастом, телосложением, экологическими условиями обитания; выявить закономерности взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.

Направленияантропологии:

· антропология философская – учение о сущности человека, цели и смысле человеческой жизни, положении человека во Вселенной;

· антропология религиозная – рассматривает человека с позиций теологического мировоззрения;

· культурная антропология – наука, изучающая культуру отдельных народов и человечества в целом;

· этнография – изучает этносы, их культуру, происхождение народов, историю расселения по земному шару;

· этнология – осуществляет сравнительный анализ и обобщение этнографических данных;

· социальная антропология – изучает социальные институты различных народов, описывает все общества – и древние, и современные, сопоставляя их, друг с другом;

· психологическая антропология – изучает процессы становления психики человека, разрабатывает подходы к изучению психосоматического единства человека и этнических особенностей психики;

· антропология биологическая (физическая) – исследует разнообразные типы человека современного вида, исторические и географические аспекты изменчивости биологических свойств человека.

 

       
   
 
 

 


Морфология человека изучает изменчивость строения живого человека (соматология) или отдельных органов (мерология). Соматология исследует строение человеческого тела в целом, закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций. Мерология изучает вариации органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь. Морфология человека включает раздел о физическом развитии и конституции, характеризует половозрастную и этнотерриториальную изменчивость в популяциях в зависимости от исторических и климатических факторов. В промышленности результаты измерений человеческого тела используют для разработки размерной типологии и стандартизации одежды, обуви, мебели, приведения рабочих мест, приборов в соответствие с наиболее удобным для работы положением тела.

Антропогенез освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнении морфологию современного человека и его предшественников, изучает историю становления человеческого общества, является центральной проблемой эволюционной антропологии. Антропогенез тесно связан с приматологией (изучение современных и ископаемых обезьян), палеоантропологией (изучение ископаемых форм человека).

Расоведение исследует формирование рас, происхождение народов, их расселение и степень родства. Этническая антропология входит в расоведение, использует методы и данные естественных (генетика, биология) и гуманитарных (археология, история, языкознание, демография, социология) наук.

Первое употребление термина «антропология» относится к античной эпохе. Аристотель использовал его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы.

Со временем термину стали придавать разный смысл. Французские просветители XVIII в. понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке, считали антропологию универсальной наукой, систематизирующей знания о естественной истории человека, материальной и духовной культуре, психологии, языке, физической организации. Немецкие философы XVIII в. включали в это понятие вопросы психического мира человека.

В середине XVIII в К.Линней впервые указал на положение человека в животном мире. В своей системе животного мира («Система природы», 1735г.) он поместил человека в класс млекопитающих, отряд приматов в составе рода и вида Homo sapiens. Ж. Бюффон («Естественная история животных», 1766г.) изучил особенности роста человеческого организма, влияние среды на организм, некоторые аномалии развития человека. П. Кампер разработал краниометрическую методику, ввел понятие индексов, т.е. соотношения размеров.

Становлению антропологии в конце XIX в. способствовали развитие эволюционного учения и генетики. Ч.Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871г.) доказал, что человек и обезьяна имеют общего эволюционного предка, вымершего несколько миллионов лет назад. Человек представляет собой последнее, высокоорганизованное звено в цепи эволюции живых существ.

Из зарубежных ученых, имеющих заслуги в развитии антропологии, следует отметить: П. Брока, по инициативе которого, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество в Париже, разработавшего более совершенную краниометрическую методику («Антропологические инструкции»,1864г.); Мартина, определившего научные основы антропометрии и выпустившего руководство по антропологии; Валуа – современного французского антрополога, автора принятой за рубежом системы классификации антропологии. Валуа подразделил антропологию на зоологическую, общую и специальную. Зоологическая - рассматривает сходство и различия между человеком и другими приматами, эволюцию человека. Общая - включает антропобиологию, анатомическую, физиологическую, психологическую и патологическую антропологию. Специальная - изучает человеческие расы и биотипы.

Наибольшее развитие за рубежом антропология получила в Великобритании и США. Британская антропология развивалась на этнографическом материале, почерпнутом в многочисленных колониях. В США антропология формировалась на изучении американских индейцев. В американской антропологии на сегодняшний день выделяют четыре дисциплины: физическую, археологическую, культурную, и лингвистическую антропологию, в Великобритании – только три: физическую антропологию, археологию и социальную антропологию.

Деятельность К.М. Бэра положила начало истории антропологии в России. К.М. Бэр – основоположник современной эмбриологии, первый исследователь древнего населения в России (1822 – 1824г). Он собрал, систематизировал и изучил краниологические коллекции различных племен и народов России. В работе К.М. Бэра «О происхождении и распространении человеческих племен» (1822) развивается идея о происхождении человечества из общего «корня».

Новый этап в развитии русской антропологии связан с деятельностью А.П. Богданова. По его инициативе в 1864 г был создан антропологический отдел при Обществе любителей естествознания Московского университета для координации научных исследований и этот год считается официальным годом «рождения»антропологии в России.

Только в 1880 г. в Московском университете по инициативе Д. Анучина начал работать первый в России курс по физической антропологии, в 1919г. в МГУ была учреждена самостоятельная кафедра антропологии, которая с тех пор является основным учреждением, подготавливающим специалистов в области физической антропологии. В монографии по антропологии и этнографии айнов наряду с антропологическим материалом Д.Анучин использовал и этнографические, и исторические, и даже лингвистические данные. Комплексный подход, начало которому положил Д.Анучин в России, стал основанием научных исследований человека и получил название «анучинская триада» наук, неразрывно связанных между собой: антропология, археология, этнография.

В 1922 г. был организован Институт антропологии, в котором под руководством В. Бунака получили развитие дифференцированные приемы морфологического анализа. В. Бунаком разработаны соматологические критерии оценки конституции для взрослых мужчин, для женщин – И. Галантом и для детей и подростков - А.Д. Островским и В.Г. Штефко.

Антропологический подход, использующийся медициной в России, дает возможность изучать человека во всем многообразии наследственной специфичности и экологических особенностей.

Совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела получила название антропометрия. Антропометрическое обследование человека подразделяется на собственно антропометрию, изучающую измерительные признаки, и антропоскопию (соматоскопия), связанную с оценкой в баллах степени выраженности описательных признаков – вторичных половых, расовых, конституционально – диагностических. Раздел антропометрии, посвященный измерению костей, получил название – остеометрия, черепа – краниометрия, различают соматометрию – измерение живого человека. Метод индексов физического развития, выражающих соотношения отдельных соматометрических признаков, широко используемый способ оценки физического развития.

Специфика антропологии в том, что большая часть проблем классической антропологии решается на комплексной основе междисциплинарных исследований. Кроме изучения биологического статуса человека, новые направления в антропологии потребовали внедрения соответствующих методов исследования. Методы датирования скелетных остатков: радиометрические (калий – аргоновый, урановый, радиоуглеродный); термолюминисцентный, электронный парамагнитный резонанс, методы ядерной и митохондриальной ДНК. Близнецовый метод важен при оценке сравнительной роли наследственных и средовых факторов в процессах роста и развития человека. Популяционно–генетический метод исследования позволяет учитывать экологические и демографические факторы при изучении различных популяций и групп населения.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1) запись в рабочей тетради понятий: «антропология», «морфология человека», «соматология», «мерология», «антропогенез», «расоведение», «этнография», «этнология»;

2) запись в рабочей тетради основных периодов в становления антропологии как науки;

3) запись в рабочей тетради основных методов исследования в антропологии.

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия

1. Что означает термин «антропология»?

2. Направления в современной антропологии?

3. Что означает термин палеоантропология?

4. Что является содержанием изучения в антропологии?

5. Кто впервые применил термин «антропология», в каком значении впервые был применен термин «антропология»?

6. Что изучает возрастная антропология?

7. Основоположники антропологии как университетской дисциплины в России.

8. Прикладное значение антропологии.

9. Значение антропологии в медицине.

10. Что является предметом исследования антропологии?

11. Какие разделы включает биологическая антропология?

12. Предмет изучения биологической антропологии?

13. Предмет изучения морфологии человека?

14. Что называют соматологией?

15. Что называют мерологией?

16. Что называют этнологией?

17. Что понимают под интегративной антропологией?

18. Что понимают под эволюционной антропологией?

19. В чем заключается комплексный подход в антропологических исследованиях?

- решение ситуационных задач

Задача № 1.

В Ивановской области создано производство по пошиву верхней мужской и женской одежды. Закуплена лицензия на модели известной итальянской фирмы, поставляющей продукцию в страны Западной Европы. Заключены договоры на реализацию в торговых сетях Центральной России и ряде районов Сибири.

1. Что должны учесть технологи производства прежде, чем начнется изготовление моделей?

2. Какое направление антропологии имеет отношение к стандартизации одежды, какой раздел направления?

 

Задача № 2.

В ходе археологических раскопок получена скелетная серия. Необходимо установить, биологический возраст останков, половую и соматотипологическую принадлежность костей.

1. Какое направление антропологии изучает костные останки?

2. Какой раздел и подраздел изучают ископаемые формы человека?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Эволюционная антропология. Шкала геологического времени», см. методические указания для обучающихся № 2 к внеаудиторной работе).

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

Подготовить рефераты на темы:

1. История становления антропологии в странах Западной Европы, США.

2. История становления антропологии в России.

 

Правила оформления реферата

Рекомендуемая структура реферата:

1. Введение – излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1-2 страницы.

2. Основная часть - точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 7-8 страниц.

3. Заключение – формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1-3 страницы.

4. Список используемой литературы.

В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.

Текст и его оформление:

Размер шрифта 12-14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5-2; размер полей: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего -20 мм. Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок - шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.

Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Титульный лист реферата: Вверху указывается полное наименование учебного заведения, наименование кафедры. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.

Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебная дисциплина. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО студента, группа, факультет, специальность. Еще ниже – ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

 

Занятие № 2.

Тема:«Эволюционная антропология. Место человека в системе современного животного мира». Шкала геологического времени. Методы датирования антропологических находок. Характеристика кайнозойской эры. Климато-географические особенности верхнего плейстоцена. Вид Homo sapiens, подвид Homo sapiens sapiens. Итоги «Совещания экспертов по биологическим аспектам расовой проблемы», Москва, август 1964 года. Определение человека как высшей ступени органического мира. Биосоциальные аспекты жизни человека.

2. Форма организации занятия: практическое.

3. Значение изучения темы.Изучение происхождения человека является базовым в антропологии. Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы эволюции предков Homo Sapiens, ничем не отличались от таковых в эволюции любого другого вида живых существ. Поэтому основные принципы общей теории эволюции вполне применимы к проблемам антропогенеза. Происхождение и эволюция человека рассматриваются с точки зрения взаимодействия наследственных факторов с окружающей средой.

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

 

- учебная: знать место человека в зоологической систематике; биологические предпосылки очеловечивания; методы датирования палеоантропологических останков; уметь схематически изобразить основные эры, периоды и эпохи геологического времени; применять полученные знания в практической медицине; владеть навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование).

Выбрать один правильный ответ

1. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ К ОТРЯДУ

1) млекопитающих

2) приматов

3) панголин

4) неполнозубых

 

2. ВИД HOMO SAPIENS ОТНОСИТСЯ К ТИПУ

1) позвоночные

2) черепные

3) хордовые

4) полухордовые

 

3. ПРЯМОЙ МЕТОД ДАТИРОВАНИЯ

1) геохронологический

2) масс-спектрографический

3) гляциологический

4) биостратиграфический

 

4. КОСВЕННЫЙ МЕТОД ДАТИРОВАНИЯ

1) термолюминесцентный

2) гляциологический

3) палеомагнитный

4) радиоуглеродный

 

5. ВИД HOMO SAPIENS ПОЯВИЛСЯ

1) в каменно-угольный период

2) в девонский период

3) в третичный период

4) в четвертичный период

 

6. КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРА ВКЛЮЧАЕТ ПЕРИОД

1) третичный

2) меловой

3) пермский

4) кембрийский

 

7. ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ ПЕРИОД КАЙНОЗОЙСКОЙ ЭРЫ ВКЛЮЧАЕТ ЭПОХУ

1) миоцена

2) плейстоцена

3) палеоцена

4) олигоцена

 

8. ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА РАДИОИЗОТОПОВ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) радиоуглеродного

 

9. ЧЕРЕДОВАНИЕ ОЛЕДЕНЕНИЯ И МЕЖЛЕДНИКОВЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) гляциологического

 

10. СПОСОБНОСТЬ К СВЕЧЕНИЮ МИНЕРАЛОВ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ МЕТОДА

1) калий-аргоновые часы

2) термолюминесцентного

3) геохронологического

4) гляциологического

 

11. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ПОЯВИЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ

1) в третичный период

2) в четвертичный период

3) в кембрийский период

4) в каменноугольный период

 

12.СОВРЕМЕННЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЛОЖИЛИСЬ

1) 11000 лет назад

2) 75000 лет назад

3) 125000 лет назад

4) 0,5млн. лет назад

5.2. Основные понятия и положения темы:

Антропогенез – центральная проблема эволюционной антропологии - процесс происхождения и формирования человека. Антропогенез – часть биологической эволюции, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, становления его как вида при формировании общества – социогенеза.

Человек тесно связан своими корнями с животным миром. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической систематики вид Homo sapiens относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид (Hominidae).

Высшее положение в отряде приматов занимает надсемейство гоминоидов (Hominoidea), в которое объединяются человек (семейство Hominidae) и человекообразные обезьяны.

С хордовыми человека роднит: наличие хорды на ранних эмбриональных стадиях, нервной трубки, лежащей над хордой, жаберных щелей в стенках глотки, сердца на брюшной стороне под пищеварительным фактом.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.