Здавалка
Главная | Обратная связь

Самостоятельная работа по теме



Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и продемонстрировать следующие умения:

№ п/п Название практических умений
Показать на физической карте мира ареал распространения локальных географических архантропов.
Сформулировать основные положения трудовой теории антропогенеза.
Охарактеризовать понятие гоминидной триады.

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия:

1. Основное положение трудовой теории антропогенеза.
2. Сущность симиальной теории антропогенеза.
3. В чем уникальность верхней конечности человека?
4. Назовите самый древний признак гоминид.
5. Дайте определение понятию «гоминизация».
6. На каком континенте протекали ранние этапы эволюции гоминид?
7. Охарактеризуйте антропогеновый период кайнозоя.
8. Назовите три стадии становления человечества.
9. Что такое «гоминидная триада»?
10. Каковы необходимые условия перехода к трудовой деятельности?
11. Каковы необходимые условия становления членораздельной речи?
12. Что такое сапиентация? Ее основные этапы.
13. Назовите ранние человеческие сообщества.
14. Дайте характеристику праобщины?
15. Что характерно для Олдувайской культуры?
16. В чем сущность каменной культуры Мустье?

 

- решение ситуационных задач:

Задача № 1.

Перенеситесь в прошлое на 200 тыс. лет на территорию Западной Европы.

1. Какие виды людей рода Homo сосуществовали одновременно?

2. В течение какого времени?

 

Задача № 2.

Наиболее древним признаком гоминизации является бипедия.

1. В чем преимущества бипедии?

2. Что означает этот термин?

 

Задача № 3.

На зачете студент определил положение HOMO SAPIENS в систематике животных как семейство.

1. В чем его ошибка?

2. К какому семейству относится человек разумный?

 

Задача № 4.

Представьте себя в Европе в эру кайнозоя, 500 тыс. лет назад.

1. Какие представители гоминид населяли эту территорию?

2. Какой объем головного мозга они имели?

 

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Закономерности онтогенетической изменчивости», см. методические указания для обучающихся № 6 к внеаудиторной работе).

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой

Подготовить рефераты по теме:

1. Методы исторической реконструкции ранних этапов социогенеза.

2. Ф. Энгельс – жизнь и деятельность.

3. Становление членораздельной речи.

Занятие № 6.

Тема: «Закономерности онтогенетической изменчивости».Онтогенез и возрастная антропология. Эволюционный, стабильный и инволюционный этапы развития организма человека. Генерализованный и индивидуальный способы исследования в возрастной антропологии. Изменения черт онтогенеза человека в процессе его историко-эволюционного формирования. Тенденции изменения онтогенеза у других приматов. Периодизация онтогенеза (Пифагора, А.П. Рославского-Петровского). Схема возрастной периодизации, принятая на VII конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии, 1965 г. Закономерности процесса роста организма человека. Кривая роста человека (изменения длины и веса тела). Кривые роста различных тканей и систем организма. Нелинейность роста, суточный рост и циркадные ритмы. Периодизация роста и развитие человека. Упорядоченность роста (канализирование, наверстывающий рост и критические периоды развития). Препубертатный, пубертатный периоды. Пубертатный спурт. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на процессы роста и развития человека. Показатели Хольцингера.

2. Форма организации занятия:практическое.

3. Значение темы.Онтогенез, или жизненный цикл - одно из ключевых биологических понятий. Биологическое развитие человека - сложное морфогенетическое событие. Это результат многочисленных метаболических процессов, деления клеток, увеличения их размеров, процесса дифференцировки, формообразования тканей, органов и их систем. Исследование онтогенеза предоставляет своеобразный ключ к пониманию явления биологической изменчивости человека. Эти знания существенны для понимания индивидуальных различий формы и функций организма, поскольку многие из этих особенностей определены различиями в относительной скорости роста отдельных частей тела. Изучение процесса развития важно для выяснения механизмов эволюции человека, так как эволюция морфологических признаков во многом сводится именно к изменению генетически обусловленного роста и развития. Разные стороны (аспекты) этого явления изучает эмбриология и биология развития, физиология и биохимия, молекулярная биология и генетика, медицина, педиатрия, возрастная психология и множество других дисциплин. Этой же проблеме посвящено отдельное направление биологической антропологии - возрастная антропология или ауксология (от греч. auxano - расти).

4. Цели обучения:

- общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем в различные возрастные периоды (ПК-16);

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований (ПК-31);

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

 

- учебная: знать основные понятия в ауксологии, этапы развития организма человека, схемы периодизации онтогенеза, закономерности процесса роста организма человека; уметь определять возрастные периоды онтогенетического цикла человека от зачатия до долгожительства; получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата; пользоваться научной литературой; владеть базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях; навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов сети Интернет.

5. План изучения темы:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.