Черты строения человека, общие с млекопитающими
1) волосяным покровом, который у некоторых видов млекопитающих редуцирован, иногда даже в большей мере, чем у человека (например, киты, дельфины); 2) потовыми и сальными железами в коже; 3) диафрагмой, или грудобрюшной преградой, построенной из поперечно-полосатой мышечной ткани; 4) гортанью (голосовым аппаратом), расположенной в верхней части дыхательной трубки; 5) двумя поколениями зубов - молочными и постоянными, прорезывающимися в определенном порядке в точно фиксированные сроки; у низших позвоночных зубы имеются в неопределенном количестве; 6) семью шейными позвонками, что имеет место у всех млекопитающих, за небольшими исключениями; 7) сочленением черепа с позвоночником посредством двух мыщелков затылочной кости; у птиц и рептилий череп причленяется при помощи одного затылочного мыщелка; 8) наличием костного мозга внутри костей; трубчатые кости птиц полые, содержащие воздух, кроме участков губчатого вещества, в котором имеется костный мозг; 9) безъядерными эритроцитами; у остальных позвоночных эритроциты содержат ядра; 10) способом причленения нижней челюсти к черепу при посредстве чешуи височной кости, тогда как у низших позвоночных это сочленение осуществляется при посредстве более сложной конструкции; 11) наличием в полости среднего уха трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка вместо одной косточки у рептилий и птиц; 12) наличием наружного уха (ушной раковины в виде кожной складки, поддерживаемой хрящом); 13) наличием оформленных губ и мускулистых щек, чего нет у других классов позвоночных; 14) присутствием молочных желез, обладающих сосками. 15) характерная биологическая черта млекопитающих живорождение. Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту — особенности, характерные для подкласса плацентарных. Черты строения человека, общие с приматами: 1) пятипалая конечность, противопоставлен пятый палец, подвижная кисть и плечевой сустав. Способность к хватательным движениям 2) редуцированная зубная система, как следствие уменьшение лицевой части по сравнению с мозговой. 3) развитие органов чувств 4) хорошая координация 5) стадная жизнь, 1-2 детеныша, 2 молочные железы.
Как зоологический вид Homo sapiens не занимает какого-либо обособленного положения в филогенетической системе. Многие черты его биологической организации представляют собой как бы завершение эволюционных тенденций, свойственных отряду приматов в целом. В первую очередь к их числу относят высокое развитие мозга и интеллекта. Социальность человека имеет свои биологические предпосылки у понгид (Pongidae - крупные человекообразные обезьяны): в высоком уровне развития высшей нервной деятельности, сложном ориентировочно – исследовательском поведении, способности к быстрой смене реакций, манипуляторной активности применительно к разнообразным предметам окружающей среды, возрастающей способности к обучению, индивидуализации поведения, усложнении межиндивидуальных и групповых внутрипопуляционных связей. Человек - высшая ступень эволюционного развития на Земле, общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе трудовой деятельности. Качественное отличие человека от животных прежде всего в социальной сущности человека, обеспечившей ему экологическое превосходство над всеми живыми существами, и способность заселить практически все регионы земного шара. В биологических процессах эволюционного и индивидуального развития человека одновременно происходит и его социализация с возрастанием роли социального фактора, т.е. человек предстает как целостный биосоциальный феномен. Последовательность геологических процессов, происходящих на Земле – шкала геологического времени. Шкала подразделяется на эры, периоды, эпохи.
Эру возникновения жизни на земле называют архейской, древнейшей – 3,8 млрд.лет. Жизнь была представлена тонкой бактериальной пленкой на дне водоемов и во влажных местах суши. Простейшие и колониальные водоросли, грибы найдены в отложениях протерозойской эры (первичной жизни). В конце протерозоя, 1000 – 600 млн. лет назад, фауна состояла из медуз, полипов, плоских червей, моллюсков, иглокожих. 600 – 570 млн. лет назад начался кембрийский период палеозойской, эры древней жизни. Море кембрийского периода кишело беспозвоночными губками, моллюсками, иглокожими, членистоногими, плоскими, многощетинковыми червями. В конце кембрия появились хордовые. Разнообразная флора и фауна развилась в каменноугольном периоде (55-75 млн. лет), появились первые земноводные, пресмыкающиеся. В мезозойской эре, эре средней жизни, длившейся 175 млн. лет существовали звероподобные ящеры – динозавры - предки млекопитающих. В триасовый период мезозойской эры (230 млн. лет назад) появились первые млекопитающие животные. В кайнозойской эре, эре новой жизни, живем и мы. В кайнозойской эре появились покрытосеменные - цветковые растения. Вместе с ними бурно развивались млекопитающие и птицы. Кайнозойская эра начинается с третичного периода. Ранний третичный, или палеогеновый период включает эпохи: палеоцен, эоцен, олигоцен, которые длились 40 млн. лет. В это время, в эпоху палеоцена, климат был теплым и умеренным, возникли все ныне живущие отряды млекопитающих и птиц. На рубеже эоцена и олигоцена в северной умеренной зоне происходили климатические изменения: понижалась температура, усиливалась сезонность, распространились лесостепи и степи, исчезали леса. В олигоценовую эпоху над Южным полюсом сформировался ледниковый покров. В начале неогенового периода(третичный период), включающего эпохи: миоцен и плиоцен, в миоценовую эпоху (22 млн. лет назад) на всех континентах усилилась аридизация (сухие периоды) климата. К этому времени континенты заняли современное положение. Доисторическое море Тетис превратилось в цепь соленых морей: Средиземное, Черное, Каспийское. Появились первые человекообразные обезьяны. Сильное похолодание в конце следующей эпохи, плиоцена (5-10млн. лет назад) привело к вымиранию теплолюбивой фауны и флоры на больших пространствах Евразии и Северной Америки. К концу эпохи возник гренландский ледниковый щит, и началось оледенение (гляциал) в Северном полушарии. Тропические леса отступали к югу, в Восточную Африку, сохраняясь по берегам рек и склонам гор, увеличились площади саванн. Около 2 млн. лет назад наступает последний период истории Земли – четвертичный. Это период становления человека, поэтому его называют антропогеном. Антропогеновый период включает эпохи: плейстоцен, голоцен (современная). Начало верхнего плейстоцена – 125000 лет до н.э. До 75000 до н.э. продолжалось межледниковье (интергляциал), а затем наступило вюрмское оледенение, окончившееся 12000 лет назад. Оледенение имело периоды потепления. В зоне современного умеренного климата потепления сопровождались увеличением влажности, а в низких широтах чередованием дождливых (плювиалы) и сухих (ариды) периодов. Холодные периоды были суше. Вследствие концентрации воды в ледниковых массах уровень Мирового океана опускался, возникали сухопутные мосты: в районе Берингова пролива, вся территория островной Индонезии, Австралия и Новая Гвинея, в Европе Британские острова становились частью материка. В зонах далеких от ледников климат также претерпевал изменения. В максимум похолодания в Крыму была тундра и зона – тундростепь. Именно в этот период были заселены Америка и Австралия. Миграции зачастую становились единственным средством уберечься от вымирания. Современные климатические условия стали складываться около 11000 лет назад. Основной источник, позволяющий проследить филогенез приматов и гоминид – палеонтологические и палеоантропологические материалы. Особое значение имеет датирование скелетных остатков. В эволюционной антропологии используют прямые и косвенные методы датирования. Прямые методы: 1. Радиометрические методы: калий-аргоновые часы (применяется к анализу калий содержащих вулканических пород, позволяет оценивать возраст от 1 млн. лет и старше); радиоуглеродный (основан на определении содержания радиоактивного изотопа С в углероде ископаемых органических остатков, оценивает возраст 30000 – 40000 лет); масс-спектрографический (до 100000 лет); система неравновесного урана. 2. Физико-химические методы: термолюминесцентный (использует способность некоторых минералов к свечению); палеомагнитный (основан на свойстве горных пород приобретать остаточную намагниченность по направлению геомагнитного поля в момент образования породы); фторовый. Косвенные методы: 1.Классический геохронологический метод; 2.Гляциологический метод (учет периодов оледенений –гляциолов и межледниковий – интергляциалов; чередование дождливых – плювиалы и сухих – ариды периодов; 3.Биостратиграфический (палеонтологический) метод - основан на процессе эволюции органического мира; 4.Археологический метод. 5.3. Самостоятельная работа по теме: 1) запись в рабочей тетради места человека в зоологической систематике; 2) составление схемы основных эр, периодов и эпох шкалы геологического времени; 3) запись в рабочей тетради характеристики кайнозойской эры, климато – географических особенностей верхнего плейстоцена. 5.4. Итоговый контроль знаний: - ответы на вопросы по теме занятия 1. К какому классу, отряду принадлежит человек согласно зоологической классификации? 2. Что такое шкала геологического времени? 3. В какую эру, период, эпоху появились первые млекопитающие? 4. В какую эру, период, эпоху появились первые человекообразные обезьяны? 5. В какую эру, период, эпоху появились первые настоящие люди (Homo erectus)? 6. Назовите косвенные методы датирования палеоантропологических находок. 7. Назовите прямые методы датирования палеоантропологических находок. 8. В какую эру, период, эпоху возник гренландский ледниковый щит? 9. Какие эпохи включает антропогеновый период? 10. Что означает термин аридизация? 11. Дайте полную таксономию современного человека согласно зоологической классификации. 12. В чем состоит радиоизотопный метод датирования палеоантропологических находок? 13. В чем состоит гляциологический метод датирования палеоантропологических находок? 14. В чем состоит биостратиграфический (палеонтологический) метод? 15. В чем состоит палеомагнитный метод? 16. Дайте характеристику кайнозойской эры. 17. Дайте характеристику верхнего плейстоцена. 18. Биологические предпосылки социальности человека. 19. В чем качественное отличие человека от животных? 20. Дайте характеристику антропогенеза. - решение ситуационных задач по теме Задача № 1. В ходе археологических раскопок найдены остатки древнего пресмыкающегося – динозавра. 1. Как называется эра расцвета пресмыкающихся? 2. Укажите время существования на Земле?
Задача № 2. В вечной мерзлоте обнаружены хорошо сохранившиеся останки мамонта. 1. Укажите период и эпоху последнего ледникового периода. 6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Сравнительная и эволюционная приматология», см. методические указания для обучающихся № 3 к внеаудиторной работе). 7. Рекомендации по выполнению НИРС: Подготовить рефераты на темы: 1. Социальные аспекты происхождения человека. 2. Соотношение биологического и социального в человеке.
Занятие № 3. Тема «Сравнительная и эволюционная приматология».Подотряд низших приматов. Секции – тупайеформы, лемуриформы и долгопяты. Подотряд высших приматов, или антропоидов. Секции широконосых и узконосых обезьян. Происхождение, видовое разнообразие, распространение. Подотряд вымерших приматов Plesiadapiformes. Место человека в зоологической систематике. Человек как примат. Сравнительная характеристика человека и других высших приматов. Хронология ответвления различных приматов от эволюционной линии человека. 2. Форма организации занятия:практическое. 3. Значение темы. Изучение происхождения человека является базовым в антропологии. Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы эволюции предков Homo Sapiens, ничем не отличались от таковых в эволюции любого другого вида живых существ. В общественном мнении укрепилась концепция о происхождении человека от обезьяны. В этой связи необходимым являются знания морфо-функциональных особенностей приматов в контексте сходства и различия с человеком. 4. Цели обучения: – общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК); - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); - способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-2);
– учебная: знать эколого-географическую и морфофизиологическую характеристику приматов, морфофункциональные особенности высших и низших обезьян; уметь определить место человека в системе животного мира согласно современной таксономии, продемонстрировать на карте мира географический ареал распространения приматов; владеть латинской терминологией по теме занятия. 5. План изучения темы: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|