Здавалка
Главная | Обратная связь

Черты строения человека, общие с млекопитающими



1) волосяным покровом, который у некоторых видов млекопитающих редуцирован, иногда даже в большей мере, чем у человека (например, киты, дельфины);

2) потовыми и сальными железами в коже;

3) диафрагмой, или грудобрюшной преградой, построенной из поперечно-полосатой мышечной ткани;

4) гортанью (голосовым аппаратом), расположенной в верхней части дыхательной трубки;

5) двумя поколениями зубов - молочными и постоянными, прорезывающимися в определенном порядке в точно фиксированные сроки; у низших позвоночных зубы имеются в неопределенном количестве;

6) семью шейными позвонками, что имеет место у всех млекопитающих, за небольшими исключениями;

7) сочленением черепа с позвоночником посредством двух мыщелков затылочной кости; у птиц и рептилий череп причленяется при помощи одного затылочного мыщелка;

8) наличием костного мозга внутри костей; трубчатые кости птиц полые, содержащие воздух, кроме участков губчатого вещества, в котором имеется костный мозг;

9) безъядерными эритроцитами; у остальных позвоночных эритроциты содержат ядра;

10) способом причленения нижней челюсти к черепу при посредстве чешуи височной кости, тогда как у низших позвоночных это сочленение осуществляется при посредстве более сложной конструкции;

11) наличием в полости среднего уха трех слуховых косточек: молоточка, наковальни и стремечка вместо одной косточки у рептилий и птиц;

12) наличием наружного уха (ушной раковины в виде кожной складки, поддерживаемой хрящом);

13) наличием оформленных губ и мускулистых щек, чего нет у других классов позвоночных;

14) присутствием молочных желез, обладающих сосками.

15) характерная биологическая черта млекопитающих живорождение.

Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту — особенности, характерные для подкласса плацентарных.

Черты строения человека, общие с приматами:

1) пятипалая конечность, противопоставлен пятый палец, подвижная кисть и плечевой сустав. Способность к хватательным движениям

2) редуцированная зубная система, как следствие уменьшение лицевой части по сравнению с мозговой.

3) развитие органов чувств

4) хорошая координация

5) стадная жизнь, 1-2 детеныша, 2 молочные железы.

 

Как зоологический вид Homo sapiens не занимает какого-либо обособленного положения в филогенетической системе. Многие черты его биологической организации представляют собой как бы завершение эволюционных тенденций, свойственных отряду приматов в целом. В первую очередь к их числу относят высокое развитие мозга и интеллекта. Социальность человека имеет свои биологические предпосылки у понгид (Pongidae - крупные человекообразные обезьяны): в высоком уровне развития высшей нервной деятельности, сложном ориентировочно – исследовательском поведении, способности к быстрой смене реакций, манипуляторной активности применительно к разнообразным предметам окружающей среды, возрастающей способности к обучению, индивидуализации поведения, усложнении межиндивидуальных и групповых внутрипопуляционных связей. Человек - высшая ступень эволюционного развития на Земле, общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе трудовой деятельности. Качественное отличие человека от животных прежде всего в социальной сущности человека, обеспечившей ему экологическое превосходство над всеми живыми существами, и способность заселить практически все регионы земного шара. В биологических процессах эволюционного и индивидуального развития человека одновременно происходит и его социализация с возрастанием роли социального фактора, т.е. человек предстает как целостный биосоциальный феномен.

Последовательность геологических процессов, происходящих на Земле – шкала геологического времени. Шкала подразделяется на эры, периоды, эпохи.

Эон Эра Период Эпоха Начало, лет назад Основные события
Фанерозой Кайнозой Четвертичный (антропогеновый) Голоцен 11,7 тыс. Конец Ледникового Периода. Возникновение цивилизаций
Плейстоцен 2,588 млн Вымирание многих крупных млекопитающих. Появление современного человека
Неогеновый Плиоцен 5,33 млн  
Миоцен 23,0 млн  
Палеогеновый Олигоцен 33,9±0,1 млн Появление первых человекообразных обезьян
Эоцен 55,8±0,2 млн Появление первых «современных» млекопитающих
Палеоцен 65,5±0,3 млн  
Мезозой Меловой 145,5±0,4 млн Первые плацентарные млекопитающие. Вымирание динозавров.
Юрский 199,6±0,6 млн Появление сумчатых млекопитающих и первых птиц. Расцвет динозавров.
Триасовый 251,0±0,4 млн Первые динозавры и яйцекладущие млекопитающие.
Палеозой Пермский 299,0±0,8 млн Вымерло около 95 % всех существовавших видов (Массовое пермское вымирание).
Каменноугольный 359,2±2,8 млн Появление деревьев и пресмыкающихся.
Девонский 416,0±2,5 млн Появление земноводных и споровых растений.
Силурийский 443,7±1,5 млн Выход жизни на сушу: скорпионы; появление челюстноротых
Ордовикский 488,3±1,7 млн Ракоскорпионы, первые сосудистые растения.
Кембрийский 542,0±1,0 млн Появление большого количества новых групп организмов («Кембрийский взрыв»).
Докембрий Протерозой Неопротерозой Эдиакарий ~635 млн Первые многоклеточные животные.
Криогений 850 млн Одно из самых масштабных оледенений Земли
Тоний 1,0 млрд Начало распада суперконтинента Родиния
Мезопротерозой Стений 1,2 млрд Суперконтинент Родиния, суперокеан Мировия
Эктазий 1,4 млрд Первые многоклеточные растения (красные водоросли)
Калимий 1,6 млрд  
Палеопротерозой Статерий 1,8 млрд  
Орозирий 2,05 млрд  
Риасий 2,3 млрд  
Сидерий 2,5 млрд Кислородная катастрофа
Архей Неоархей 2,8 млрд  
Мезоархей 3,2 млрд  
Палеоархей 3,6 млрд  
Эоархей 4 млрд Появление примитивных одноклеточных организмов
Катархей ~4,6 млрд формирование Земли.

 

Эру возникновения жизни на земле называют архейской, древнейшей – 3,8 млрд.лет. Жизнь была представлена тонкой бактериальной пленкой на дне водоемов и во влажных местах суши. Простейшие и колониальные водоросли, грибы найдены в отложениях протерозойской эры (первичной жизни). В конце протерозоя, 1000 – 600 млн. лет назад, фауна состояла из медуз, полипов, плоских червей, моллюсков, иглокожих. 600 – 570 млн. лет назад начался кембрийский период палеозойской, эры древней жизни. Море кембрийского периода кишело беспозвоночными губками, моллюсками, иглокожими, членистоногими, плоскими, многощетинковыми червями. В конце кембрия появились хордовые. Разнообразная флора и фауна развилась в каменноугольном периоде (55-75 млн. лет), появились первые земноводные, пресмыкающиеся.

В мезозойской эре, эре средней жизни, длившейся 175 млн. лет существовали звероподобные ящеры – динозавры - предки млекопитающих. В триасовый период мезозойской эры (230 млн. лет назад) появились первые млекопитающие животные.

В кайнозойской эре, эре новой жизни, живем и мы. В кайнозойской эре появились покрытосеменные - цветковые растения. Вместе с ними бурно развивались млекопитающие и птицы. Кайнозойская эра начинается с третичного периода. Ранний третичный, или палеогеновый период включает эпохи: палеоцен, эоцен, олигоцен, которые длились 40 млн. лет. В это время, в эпоху палеоцена, климат был теплым и умеренным, возникли все ныне живущие отряды млекопитающих и птиц. На рубеже эоцена и олигоцена в северной умеренной зоне происходили климатические изменения: понижалась температура, усиливалась сезонность, распространились лесостепи и степи, исчезали леса. В олигоценовую эпоху над Южным полюсом сформировался ледниковый покров. В начале неогенового периода(третичный период), включающего эпохи: миоцен и плиоцен, в миоценовую эпоху (22 млн. лет назад) на всех континентах усилилась аридизация (сухие периоды) климата. К этому времени континенты заняли современное положение. Доисторическое море Тетис превратилось в цепь соленых морей: Средиземное, Черное, Каспийское. Появились первые человекообразные обезьяны. Сильное похолодание в конце следующей эпохи, плиоцена (5-10млн. лет назад) привело к вымиранию теплолюбивой фауны и флоры на больших пространствах Евразии и Северной Америки. К концу эпохи возник гренландский ледниковый щит, и началось оледенение (гляциал) в Северном полушарии. Тропические леса отступали к югу, в Восточную Африку, сохраняясь по берегам рек и склонам гор, увеличились площади саванн. Около 2 млн. лет назад наступает последний период истории Земли – четвертичный. Это период становления человека, поэтому его называют антропогеном. Антропогеновый период включает эпохи: плейстоцен, голоцен (современная). Начало верхнего плейстоцена – 125000 лет до н.э. До 75000 до н.э. продолжалось межледниковье (интергляциал), а затем наступило вюрмское оледенение, окончившееся 12000 лет назад. Оледенение имело периоды потепления. В зоне современного умеренного климата потепления сопровождались увеличением влажности, а в низких широтах чередованием дождливых (плювиалы) и сухих (ариды) периодов. Холодные периоды были суше. Вследствие концентрации воды в ледниковых массах уровень Мирового океана опускался, возникали сухопутные мосты: в районе Берингова пролива, вся территория островной Индонезии, Австралия и Новая Гвинея, в Европе Британские острова становились частью материка. В зонах далеких от ледников климат также претерпевал изменения. В максимум похолодания в Крыму была тундра и зона – тундростепь. Именно в этот период были заселены Америка и Австралия. Миграции зачастую становились единственным средством уберечься от вымирания. Современные климатические условия стали складываться около 11000 лет назад.

Основной источник, позволяющий проследить филогенез приматов и гоминид – палеонтологические и палеоантропологические материалы. Особое значение имеет датирование скелетных остатков. В эволюционной антропологии используют прямые и косвенные методы датирования.

Прямые методы:

1. Радиометрические методы: калий-аргоновые часы (применяется к анализу калий содержащих вулканических пород, позволяет оценивать возраст от 1 млн. лет и старше); радиоуглеродный (основан на определении содержания радиоактивного изотопа С в углероде ископаемых органических остатков, оценивает возраст 30000 – 40000 лет); масс-спектрографический (до 100000 лет); система неравновесного урана.

2. Физико-химические методы: термолюминесцентный (использует способность некоторых минералов к свечению); палеомагнитный (основан на свойстве горных пород приобретать остаточную намагниченность по направлению геомагнитного поля в момент образования породы); фторовый.

Косвенные методы:

1.Классический геохронологический метод;

2.Гляциологический метод (учет периодов оледенений –гляциолов и межледниковий – интергляциалов; чередование дождливых – плювиалы и сухих – ариды периодов;

3.Биостратиграфический (палеонтологический) метод - основан на процессе эволюции органического мира;

4.Археологический метод.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1) запись в рабочей тетради места человека в зоологической систематике;

2) составление схемы основных эр, периодов и эпох шкалы геологического времени;

3) запись в рабочей тетради характеристики кайнозойской эры, климато – географических особенностей верхнего плейстоцена.

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия

1. К какому классу, отряду принадлежит человек согласно зоологической классификации?

2. Что такое шкала геологического времени?

3. В какую эру, период, эпоху появились первые млекопитающие?

4. В какую эру, период, эпоху появились первые человекообразные обезьяны?

5. В какую эру, период, эпоху появились первые настоящие люди (Homo erectus)?

6. Назовите косвенные методы датирования палеоантропологических находок.

7. Назовите прямые методы датирования палеоантропологических находок.

8. В какую эру, период, эпоху возник гренландский ледниковый щит?

9. Какие эпохи включает антропогеновый период?

10. Что означает термин аридизация?

11. Дайте полную таксономию современного человека согласно зоологической классификации.

12. В чем состоит радиоизотопный метод датирования палеоантропологических находок?

13. В чем состоит гляциологический метод датирования палеоантропологических находок?

14. В чем состоит биостратиграфический (палеонтологический) метод?

15. В чем состоит палеомагнитный метод?

16. Дайте характеристику кайнозойской эры.

17. Дайте характеристику верхнего плейстоцена.

18. Биологические предпосылки социальности человека.

19. В чем качественное отличие человека от животных?

20. Дайте характеристику антропогенеза.

- решение ситуационных задач по теме

Задача № 1.

В ходе археологических раскопок найдены остатки древнего пресмыкающегося – динозавра.

1. Как называется эра расцвета пресмыкающихся?

2. Укажите время существования на Земле?

 

Задача № 2.

В вечной мерзлоте обнаружены хорошо сохранившиеся останки мамонта.

1. Укажите период и эпоху последнего ледникового периода.

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Сравнительная и эволюционная приматология», см. методические указания для обучающихся № 3 к внеаудиторной работе).

7. Рекомендации по выполнению НИРС:

Подготовить рефераты на темы:

1. Социальные аспекты происхождения человека.

2. Соотношение биологического и социального в человеке.

 

Занятие № 3.

Тема «Сравнительная и эволюционная приматология».Подотряд низших приматов. Секции – тупайеформы, лемуриформы и долгопяты. Подотряд высших приматов, или антропоидов. Секции широконосых и узконосых обезьян. Происхождение, видовое разнообразие, распространение. Подотряд вымерших приматов Plesiadapiformes. Место человека в зоологической систематике. Человек как примат. Сравнительная характеристика человека и других высших приматов. Хронология ответвления различных приматов от эволюционной линии человека.

2. Форма организации занятия:практическое.

3. Значение темы. Изучение происхождения человека является базовым в антропологии. Эволюционная история человека окончилась формированием вида, качественно отличного от остальных животных, населяющих Землю, однако механизмы и факторы эволюции предков Homo Sapiens, ничем не отличались от таковых в эволюции любого другого вида живых существ. В общественном мнении укрепилась концепция о происхождении человека от обезьяны. В этой связи необходимым являются знания морфо-функциональных особенностей приматов в контексте сходства и различия с человеком.

4. Цели обучения:

– общая (обучающийся должен обладать ОК и ПК);

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-2);

 

– учебная: знать эколого-географическую и морфофизиологическую характеристику приматов, морфофункциональные особенности высших и низших обезьян; уметь определить место человека в системе животного мира согласно современной таксономии, продемонстрировать на карте мира географический ареал распространения приматов; владеть латинской терминологией по теме занятия.

5. План изучения темы:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.