Схемы периодизации онтогенеза
			· Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:
 o прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
 o стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
 o регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
 В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа.
  
   | Периодизация индивидуального развития человека, предложенная В.В. Бунаком в 1965 г. (Морфология человека, 1990) | 
  | Стадия | Период | Возраст | Пол | 
  | Мужской | Женский | 
  | Прогрессивная | Внутриутробный цикл | 
  | Эмбриональный | 0-8 недель | 
  | Переходный | 9-16 недель | 
  | Фетальный | ранний | 4-6 месяцев | 
  | средний | 7-8 месяцев | 
  | поздний | 8-10 месяцев | 
  | Внеутробный цикл | 
  | Младенческий | начальный | 1-3 месяцев | 
  | средний I | 4-6 месяцев | 
  | средний II | 7-9 месяцев | 
  | конечный | 10-13 месяцев | 
  | Первое детство | начальный | 1-4 лет | 
  | конечный | 5-7 лет | 
  | Второе детство | начальный | 8-10 лет | 8-9 лет | 
  | конечный | 11-13 лет | 10-12 лет | 
  | Подростковый | 14-17 лет | 12-16 лет | 
  | Юношеский | 18-21 лет | 17-20 лет | 
  | Стабильная | Взрослый | первый | 22-28 лет | 21-26 лет | 
  | второй | 29-35 лет | 27-32 лет | 
  | Зрелый | первый | 36-45 лет | 33-40 лет | 
  | второй | 46-55 лет | 41-50 лет | 
  | Регрессивная | Пожилой (предстарческий) | первый | 56-63 лет | 51-57 лет | 
  | второй | 64-70 лет | 58-63 лет | 
  | Старческий | первый | 71-77 лет | 64-70 лет | 
  | второй | 78-83 лет | 71-77 лет | 
  | Позднестарческий | 84 лет и более | 78 лет и старше | 
 
 Наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г.).
   | Возрастная периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.) и краткая характеристика этапов | 
  | Периоды | Возраст и пол | Некоторые характерные возрастные события | 
  | Мужской | Женский | 
  | Новорожденные | от рождения до 10 дней | Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела. | 
  | Грудной возраст | от 10 дней до 1 года | Начало питания "зрелым" молоком. Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь. | 
  | Раннее детство | 1-3 года | Завершение прорезывания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение "Я". Взрослая речь. | 
  | Первое детство | 4-7 лет | Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. | 
  | Второе детство | 8-12 лет | 8-11 лет | Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива. | 
  | Подростковый возраст | 13-16 лет | 12-15 лет | Пубертатный спурт - второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. В самом начале - словесное выражение абстрактного мышления. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность. | 
  | Юношеский возраст | 17-21 лет | 16-20 лет | Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях. | 
  | Первый зрелый возраст | 22-35 лет | 21-35 лет | Собственно зрелость - относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. В конце периода - окончание женского репродуктивного цикла - менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). | 
  | Второй зрелый возраст | 36-60 лет | 36-55 лет | 
  | Пожилой возраст | 61-74 лет | 56-74 лет | Продолжение периода оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений организма, в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения". | 
  | Старческий возраст | 75-90 лет | 
  | Долгожители | старше 90 лет | Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов. | 
  | Нейтральное детство - время от рождения до 7 лет, когда мальчики и девочки мало отличаются друг о друга по темпам роста. | 
 
  
 5.3. Самостоятельная работа по теме:
 Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и овладеть практическими навыками:
   | № п/п | Название практических умений | 
  |  | Составить таблицу «Сравнительный онтогенез человека и животных» | 
  |  | Составить таблицу «Характеристика различных периодов онтогенеза» | 
  |  | Продемонстрировать знания понятий: | 
  |  | - онтогенез; | 
  |  | - ауксология; | 
  |  | - кривая роста; | 
  |  | - канализирование развития; | 
  |  | - наверстывающий рост; | 
  |  | - критические периоды; | 
  |  | - пубертатный спурт. | 
 
 5.4.Итоговый контроль знаний:
 - ответы на вопросы по теме занятия:
 1. Что понимают под онтогенезом.
 2. Что такое «ауксология»?
 3. Назовите задачи возрастной антропологии.
 4. Какие методы используются в ауксологии для изучения роста и развития?
 5. Назовите первое в истории ростовое исследование. Когда и кем оно было проведено?
 6. Что такое кривая роста человека? Дайте характеристику понятиям «полуростовой скачок», «пубертатный скачок».
 7. В чем сходство и отличие онтогенеза человека и приматов?
 8. Назовите древнейшие схемы периодизации?
 9. Какие схемы возрастной периодизации онтогенеза Вам известны?
 10. Какие этапы онтогенеза получили название «критических периодов развития»?
 11. Какие стадии развития человека выделены В.В.Бунаком в представленной им схеме возрастной периодизации?
 12. Назовите возрастные периоды от новорожденности до 16 лет и дайте им краткую характеристику.
 13. Что такое «зрелый возраст»? Какому возрасту соответствует? Чем характеризуется?
  
 - решение ситуационных задач:
					Задача № 1.
					Ребенок (мальчик) родился 28 января 2008 года.
 1. Определите возраст ребенка на 29 сентября 2010 года согласно правилам, принятым в возрастной антропологии.
 2. К какой возрастной группе относится ребенок данного возраста?
  
					Задача № 2.
					Прогрессивная стадия развития характеризуется собственно продольным ростом тела и функциональных параметров.
 1. Какие периоды онтогенеза относятся к этой стадии развития?
 2. Каким возрастам они соответствуют?
 6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Биологический возраст человека», см. методические указания для обучающихся № 7 к внеаудиторной работе).
 	
			
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.