Схемы периодизации онтогенеза
· Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:
o прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
o стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
o регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа.
Периодизация индивидуального развития человека, предложенная В.В. Бунаком в 1965 г. (Морфология человека, 1990)
|
Стадия
| Период
| Возраст
| Пол
|
Мужской
| Женский
|
Прогрессивная
| Внутриутробный цикл
|
Эмбриональный
| 0-8 недель
|
Переходный
| 9-16 недель
|
Фетальный
| ранний
| 4-6 месяцев
|
средний
| 7-8 месяцев
|
поздний
| 8-10 месяцев
|
Внеутробный цикл
|
Младенческий
| начальный
| 1-3 месяцев
|
средний I
| 4-6 месяцев
|
средний II
| 7-9 месяцев
|
конечный
| 10-13 месяцев
|
Первое детство
| начальный
| 1-4 лет
|
конечный
| 5-7 лет
|
Второе детство
| начальный
| 8-10 лет
| 8-9 лет
|
конечный
| 11-13 лет
| 10-12 лет
|
Подростковый
| 14-17 лет
| 12-16 лет
|
Юношеский
| 18-21 лет
| 17-20 лет
|
Стабильная
| Взрослый
| первый
| 22-28 лет
| 21-26 лет
|
второй
| 29-35 лет
| 27-32 лет
|
Зрелый
| первый
| 36-45 лет
| 33-40 лет
|
второй
| 46-55 лет
| 41-50 лет
|
Регрессивная
| Пожилой (предстарческий)
| первый
| 56-63 лет
| 51-57 лет
|
второй
| 64-70 лет
| 58-63 лет
|
Старческий
| первый
| 71-77 лет
| 64-70 лет
|
второй
| 78-83 лет
| 71-77 лет
|
Позднестарческий
| 84 лет и более
| 78 лет и старше
|
Наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г.).
Возрастная периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.) и краткая характеристика этапов
|
Периоды
| Возраст и пол
| Некоторые характерные возрастные события
|
Мужской
| Женский
|
Новорожденные
| от рождения до 10 дней
| Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела.
|
Грудной возраст
| от 10 дней до 1 года
| Начало питания "зрелым" молоком. Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь.
|
Раннее детство
| 1-3 года
| Завершение прорезывания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение "Я". Взрослая речь.
|
Первое детство
| 4-7 лет
| Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
|
Второе детство
| 8-12 лет
| 8-11 лет
| Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива.
|
Подростковый возраст
| 13-16 лет
| 12-15 лет
| Пубертатный спурт - второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. В самом начале - словесное выражение абстрактного мышления. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность.
|
Юношеский возраст
| 17-21 лет
| 16-20 лет
| Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях.
|
Первый зрелый возраст
| 22-35 лет
| 21-35 лет
| Собственно зрелость - относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. В конце периода - окончание женского репродуктивного цикла - менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).
|
Второй зрелый возраст
| 36-60 лет
| 36-55 лет
|
Пожилой возраст
| 61-74 лет
| 56-74 лет
| Продолжение периода оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений организма, в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения".
|
Старческий возраст
| 75-90 лет
|
Долгожители
| старше 90 лет
| Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов.
|
Нейтральное детство - время от рождения до 7 лет, когда мальчики и девочки мало отличаются друг о друга по темпам роста.
|
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и овладеть практическими навыками:
№ п/п
| Название практических умений
|
| Составить таблицу «Сравнительный онтогенез человека и животных»
|
| Составить таблицу «Характеристика различных периодов онтогенеза»
|
| Продемонстрировать знания понятий:
|
| - онтогенез;
|
| - ауксология;
|
| - кривая роста;
|
| - канализирование развития;
|
| - наверстывающий рост;
|
| - критические периоды;
|
| - пубертатный спурт.
|
5.4.Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия:
1. Что понимают под онтогенезом.
2. Что такое «ауксология»?
3. Назовите задачи возрастной антропологии.
4. Какие методы используются в ауксологии для изучения роста и развития?
5. Назовите первое в истории ростовое исследование. Когда и кем оно было проведено?
6. Что такое кривая роста человека? Дайте характеристику понятиям «полуростовой скачок», «пубертатный скачок».
7. В чем сходство и отличие онтогенеза человека и приматов?
8. Назовите древнейшие схемы периодизации?
9. Какие схемы возрастной периодизации онтогенеза Вам известны?
10. Какие этапы онтогенеза получили название «критических периодов развития»?
11. Какие стадии развития человека выделены В.В.Бунаком в представленной им схеме возрастной периодизации?
12. Назовите возрастные периоды от новорожденности до 16 лет и дайте им краткую характеристику.
13. Что такое «зрелый возраст»? Какому возрасту соответствует? Чем характеризуется?
- решение ситуационных задач:
Задача № 1.
Ребенок (мальчик) родился 28 января 2008 года.
1. Определите возраст ребенка на 29 сентября 2010 года согласно правилам, принятым в возрастной антропологии.
2. К какой возрастной группе относится ребенок данного возраста?
Задача № 2.
Прогрессивная стадия развития характеризуется собственно продольным ростом тела и функциональных параметров.
1. Какие периоды онтогенеза относятся к этой стадии развития?
2. Каким возрастам они соответствуют?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Биологический возраст человека», см. методические указания для обучающихся № 7 к внеаудиторной работе).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.