Восточные славяне: история и современность
Изучение антропологического облика восточных славян вплоть до середины XX в. носило нерегулярный характер. Однако уже в этот период был накоплен колоссальный материал, использованный позже во многих работах и не потерявший своего значения до сих пор. Не менее интересны и теоретические разработки, выполненные в рамках этих исследований. Среди таких работ выделяются труды Д.Н. Анучина, Е.М. Чепурковского, В.В. Бунака, Г.Ф. Дебеца и Н.Н. Чебоксарова. Работы Е.М. Чепурковского замечательны тем, что в них впервые был последовательно применен им же и разработанный географический метод. В составе современного населения европейской части России и Украины автор выделил ряд антропологических вариантов, имеющих довольно четкую географическую локализацию. Между ареалами этих типов, по Е.М. Чепурковскому, располагается зона смешения Итоги антропологического описания населения Европейской России, выполненного Е.М. Чепурковским
Наиболее масштабное исследование было осуществлено в 1955-1959 гг. Русской антропологической экспедицией. Руководителем ее стал В.В. Бунак, а организатором полевых работ - Т.И. Алексеева. Целью ставилось выявление и описание основных антропологических элементов, вошедших в состав русских, и изучение путей их формирования. В течение пяти лет в 107 населенных пунктах по обширной антропологической программе было обследовано около 17 тысяч взрослых мужчин и женщин. Русское население выглядит достаточно однородным в антропологическом отношении. Более того, всего по трем измерительным признакам - по ширине головы, по ширине носа и толщине губ - русские группы достоверно отличаются от западноевропейских. По остальным размерам головы и лица они близки к т.н. центральному европейскому варианту, характеризующемуся средними размерами. У исследователей появилась возможность представить обобщенный тип - усредненный антропологический "портрет", наиболее типичный для русского населения Восточноевропейской равнины. Приведем характерное для него сочетание признаков (в сравнении с западноевропейским центральным вариантом): ü сравнительно светлая пигментация - доля светлых и средних оттенков волос (около 30%) и глаз (45-49%) повышена, доля темных - снижена; ü пониженный рост бровей и бороды; ü умеренная ширина лица; ü преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья; ü меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья. Эти материалы также демонстрируют исключительное морфологическое сходство: все локальные варианты проявляются в пределах основного единого и гомогенного краниологического типа русских. Подобный невысокий уровень морфологической дифференциации в пределах весьма обширного ареала, занимаемого русскими, может быть объяснен: ü отсутствием серьезных географических рубежей на этой территории; ü распространением единого языка (распадающегося на диалекты, но понятного на всей территории); ü отсутствием социальной изоляции и рядом других причин В настоящий момент можно говорить о пяти антропологических типах, представленных в составе славян и различающихся заметной морфологической спецификой. Они образуют компактные ареалы - группы популяций: ü беломоро-балтийскую (название предложено Н.Н. Чебоксаровым), ü восточноевропейскую (И.Е. Деникер), ü днепро-карпатскую (В.В. Бунак), ü понтийскую (В.В. Бунак), ü динарскую (И.Е. Деникер). Каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько антропологических типов меньшего таксономического ранга, в чем мы только что убедились на примере русского населения. Метод непрерывного картографирования выявил в составе русского генофонда три основные т.н. ядерные структуры: восточную - отражающую дославянский субстрат в формировании антропологического состава русского народа, центральную - свидетельство длительной и интенсивной метисации, наиболее типичную для русских и тождественную восточноевропейскому антропологическому типу, западную - вероятно, связанную с летописными славянами. Восточнославянское население в целом остается более гетерогенным, что обусловлено влиянием субстрата - того местного населения, ассимилируя которое, славяне поэтапно осваивали новые территории. 5.3. Самостоятельная работа по теме: 1) составление таблицы «Сравнительная характеристика этносов»; 2) отметить на географической карте мира регионов проживания различных типов славян. 5.4. Итоговый контроль знаний: -ответы на вопросы по теме занятия: 1. Что является предметом изучения этнической антропологии? 2. Что такое этнос? Как соотносятся две разнородные категории - популяция и этнос? 3. В каких отношениях находятся биологические (антропологические) признаки и этнические определители? 4. Перечислите концепции этногенеза? 5. Что такое этнографическая группа? 6. По каким признакам антропологи изучают этническую историю? 7. Какие исторические события можгут быть зафиксированы при изучении антропологического материала? 8. По какому плану (в общих чертах) проводятся работы в области этнической антропологии? 9. Что такое генетико-автоматические процессы? 10. Какие антропологические типы выделил Е.М. Чепурковский? 11. Что такое субстрат и какова его роль в сложении восточнославянских народов? 12. Что характерно для усредненного антропологического "портрета", наиболее типичного для русского населения Восточноевропейской равнины?
- решение ситуационных задач: Задача № 1. По своим антропологическим чертам данное население сходно с белорусами, некоторыми литовскими и польскими группами и связано с позднейшей волной западной миграции. Регион распространения: Валдай, Вологодская и Костромская губернии, характеризуется как светлоглазое и брахикефальное население. 1. Как называется данный тип? 2. Кто является автором данной классификации? 3. Какие еще типы выделяют по данной классификации? Задача № 2. Предположительно данный тип связан с западными финнами и северо-европеоидными народами. Описывается как светлоглазое, долихокефальное и высокорослое население. 1. Как называется данный тип по классификации Е.М. Чепурковского? 2. Где регион расселения данного типа? 3. Какой метод был использован для создания этой классификации? 6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(подготовка к зачетному занятию: ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по дисциплине «Антропология», используя методические указания для обучающихся № 17 к внеаудиторной работе). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|