Типы слоговой структуры словСтр 1 из 10Следующая ⇒
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ
Методическое пособие
ТЦ"Сфера" Москва
УДК376 ББК74.3 Б 79 Большакова СЕ. Б79Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с. (Логопед в ДОУ). ISBN 5-89144-657-Х В пособии описываются причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок, методика работы. Уделяется внимание развитию таких предпосылок формирования слоговой структуры, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает прием мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Дается порядок освоения слов со стечениями согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения. Пособие предназначено для работы логопедов, воспитателей, может использоваться родителями. Дополнительно для работы по коррекции слоговой структуры слова предлагается стимульный материал. УДК 376 ББК 74.3 Большакова Светлана Евгеньевна ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ Методическое пособие Редакторы: О.Е. Громова, ЕЛ. Сухова Художник А.Д. Прутенская Дизайнер обложки Е.В. Кустарова Корректоры: Л.Б. Успенская, Н.Т. Николаева Компьютерная верстка С.Н. Гамзиной Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г.Подписано в печать 10.10.06. Формат 60 х 907|6. Усл. п.л. 3,5. Тираж 6000 экз. Заказ № 6827. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственнаяул., д. 18, корп. 3 Тел.: (495) 656-75-05, 656-70-33, 107-59-15 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова». Г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. ISBN 5-89144-657-Х © ООО «ТЦ Сфера», 2006
ОТ АВТОРА При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности сло-гообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания (Е.Н. Винарская, Д.Б. Слобин, Г.М. Лямина). По исследованиям Р.Е. Левиной, способность к овладению слоговым составом слова может быть выделена в качестве признака, позволяющего распознавать различную природу речевых расстройств, например, при дифференциальной диагностике нарушений, связанных со снижением фонематического слуха и алалией. В первом случае проблем слоговой структуры не отмечается. В специальной литературе описание становления слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи представлено в рамках изучения речи детей с алалией (А.К. Маркова). Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка; а по данным последних исследований — от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). В свою очередь, формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение. Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений со гласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 4—5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Мы предлагаем 14 типов слов, над которыми последовательно проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры. В данной работе лучше использовать стимульный материал. Далее приводится система упражнений. Типы слоговой структуры слов I. Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов: КОФЕ, МУХА, МЫЛО, ДЕТИ, НОГИ, ЛУНА, ДУХИ, ВЕСЫ, ВАЗА, НОТЫ, КОЗА, ЗУБЫ. II. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов: III. Односложные слова, состоящие из закрытого слога: ЛЕС, ЖУК, СОМ, СОК, ДУБ, ЛЕВ, МЕД, ДОМ, КОТ, ГУСЬ, ДЫМ, НОС. IV. Двухсложные слова, состоящие из одного открыто ЛИМОН, ВЕНИК, БУКЕТ, БАНАН, ОГОНЬ, ПАКЕТ, БИДОН, ГАМАК, ВАГОН, БАТОН, УТЮГ, ПЕТУХ, КАТОК, ДИВАН, СОВОК, КАНАТ. V. Двухсложные слова со стечением согласных в сере БАНКА, ЮБКА, ПИСЬМО, ВЕТКА, БУКВЫ, УТКА, ВАННА, НИТКИ, ВИЛКА, КЕПКА, ТЫКВА, ТАПКИ, ОКНО, КОНЬКИ, МАЙКА, ТАКСИ. VI. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечени ЧАЙНИК, ПОДНОС, АЛЬБОМ, ДОЖДИК, КАКТУС, ФОНТАН, МЕДВЕДЬ, БУБЛИК, МАГНИТ, ТЮЛЬПАН, ИНДЮК, ДЕЛЬФИН, КОСТЮМ, КОМПАС, СОЛДАТ, ПАВЛИН. VII. Трехсложные слова с закрытым слогом: VIII. Трехсложные слова со стечением согласных: IX. Трехсложные слова со стечением согласных и за АВТОБУС, КУЗНЕЧИК, ОСЬМИНОГ, ХУДОЖНИК, АВТОМАТ, ЯГНЕНОК, ШИПОВНИК, САДОВНИК, ПАМЯТНИК, ПОЛОВНИК, БУДИЛЬНИК, АПЕЛЬСИН, ВИНОГРАД, ОХОТНИК, МАЯТНИК, КОФЕЙНИК. X. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: XI. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: ЛИСТ, БОЛТ, КУСТ, ТАНК, КЕКС, ЗОНТ, ЛИФТ, ВИНТ, БАНТ, ЗНАК, ДНО, КЛЕЙ, ФЛАГ, ХЛЕБ, ГНОМ, ШКАФ. XII. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: XIII. Четырехсложные слова, состоящие из открытых ПИАНИНО, ЕЖЕВИКА, КУКУРУЗА, БУРАТИНО, РАКОВИНА, ПУГОВИЦА, ГУСЕНИЦА, ПОМИДОРЫ, ОДЕЯЛО, ЧЕРЕПАХА, ЯЩЕРИЦА, МУХОМОРЫ, ВИТАМИНЫ, МАКАРОНЫ, ПАУТИНА, ЧЕМОДАНЫ. XIV. Четырехсложные слова со стечением согласных: АВТОМОБИЛЬ, ОСТАНОВКА, ПОДБОРОДОК, МАГНИТОФОН, АКВАРИУМ, ОБЕЗЬЯНКА, ОДУВАНЧИК, ПАПОРОТНИК, ПОЛОТЕНЦЕ, ХОЛОДИЛЬНИК, ЭКСКАВАТОР, МОТОЦИКЛИСТ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|