ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК
РАЗВИТИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина и др.). Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений (А.В. Венгер, О.С. Бот, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина). Упражнения на развитие Оптико-пространственной Ориентации Упражнение 1 Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади). Упражнение 2 Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко. Приведем пример. Взрослый. Пароход плывет... Ребенок. Далеко! Взрослый. Маша сидит... Ребенок. Близко! Можно предложить следующие темы. Карандаш лежит, дверь хлопает, пальмы растут, аквариум стоит, поезд гудит, доска висит, лифт едет, кит плывет, мама работает, кукла лежит, жираф живет, открытое окно, цветы в вазе, машина сигналит, Ваня топает, попугай в клетке, музыка играет, зеркало висит и т.д. Упражнение 3 Это упражнение — вариант предыдущей игры. Взрослый. Снег на вершине горы... Ребенок. Высоко! Взрослый. Божья коровка на ромашке... Ребенок. Низко! Взрослый. Ведро упало в колодец... Ребенок. Глубоко! Можно предложить также следующие темы. Самолет летит, комар летит, акула плавает, туча плывет, капли падают в лужу, камень на дне реки, дым из трубы, костер потух, парашютист приземляется, якорь стоящего корабля, птица на верхушке елки, бабочка на травинке, бросаем мяч в кольцо, ныряем, наклоняемся за игрушкой и т.д. Упражнение 4 Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого. Робот идет вперед... стоп. Направо... стоп. Вниз (под стол)... стоп. Вверх (встать)... стоп. Влево... стоп, и т.д. Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы, самолет, машина). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|