Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации
Упражнение 18 Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания. Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др. Упражнение 19 Диктанты со сменой ролей «учитель — ученик». Это модификация графического диктанта. Ребенок диктует, правильно употребляя пространственно-временные термины, взрослый рисует. Упражнение 20 Взрослый дает ребенку задания. Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др. Упражнение 21 Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы. Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом? Упражнение 22 Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.
Упражнение 23 Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок. Упражнение 24 Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера — сегодня — завтра». Упражнение 25 Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры. Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. Приведем пример. Взрослый. Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал. Ребенок. Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, в конце мальчик поужинал. Можно предложить такие темы. Взрослый, пожилой, маленький; цветы, бутоны, семена; появились лужи, пошел дождь, потемнело; нужно подождать пять минут, нужно налить в чайник кипяток, нужно заварить чай. Упражнение 26 Переход к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание. 1. Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье. 2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое. Упражнения на развитие динамической И ритмической организации Движений Упражнение 27 Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым. 1. Артикуляционные упражнения: — открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; — язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе; — втянуть щеки, пощелкать языком, подуть; — два раза пощелкать языком, один раз подуть; — беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а]; — беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м]. 2. Упражнения для рук: — большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; — класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; — показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»; — из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец. 3. Упражнения для тела: — наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши; — помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте; — топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить. Упражнение 28 Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — отстукивание, отхлопывание, притопывание: — сопряженно, затем отраженно; — одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги; — по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому; — с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке. медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|