Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 36: Отчет аудитора на завершающем этапе



На завершающем этапе аудиторской проверки аудитор обобщает всю полученную в ходе аудита информацию, обрабатывает ее и на этой основе формирует про-фессиональное мнение. По итогам аудиторской проверки аудиторская организация должна предоставить необходимую информацию руководству и (или) собственнику аудируемого лица.

Цель предоставления письменной информации - доведение до руководства (собственника) проверяемого экономического субъекта сведений о выявленных недостатках, которые могут привести к существенным ошибкам в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такие недостатки могут содержаться в учетных записях, системе бухгалтерского учета, системе внутреннего контроля. Кроме того, письменная информация должна содержать предложения по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

При обязательной аудиторской проверке письменная информация предоставляется всегда. При инициативном аудите — лишь в том случае, если договором на его проведение предусматривается подготовка по результатам про-верки аудиторского заключения или письменной информации.

Каждая аудиторская организация должна унифицировать требования, предъявляемые к содержанию, форме и порядку подготовки письменной информации аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта по результатам аудита. Важно определить перечень обязательных и рекомендуемых сведений, приводимых в письменной информации, алгоритм ее подготовки, установить систему ответственности за составление письменной информации и контроль ее качества.

Качественными характеристиками письменной информации с точки зрения ее содержания являются: существенность, краткость, содержательность, отсутствие фактических неточностей.

Письменная информация необходима не только руководителям или собственникам проверяемой организации (для которых письменная информация носит рекомендательный характер), но и для самого аудитора. Она может использоваться аудиторской организацией для контроля за выполненной аудиторами работы; для контроля качества выполнения аудиторского процесса; для накопления знаний о бизнесе клиента; при планировании проведения последующих проверок; для планирования сопутствующих работ; для подтверждения того, что при проведении аудита соблюдались требования стандартов в отношении независимости и профессионализма аудиторов, планирования и документирования аудиторского процесса, достаточности аудиторских доказательств для выражения мнения; для подготовки аудиторского заключения; в качестве доказательства в случае спора с аудируемым лицом (в том числе судебного), который впоследствии может про-изойти.

Еще одна цель письменной информации — обоснование мнения, выраженного в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет-ности. При этом необходимо показать объем и характер работ, приведенных в ходе аудита, продемонстрировать достаточность собранных аудиторских доказа-тельств для выражения мнения аудитора.

Логическим завершением проведенной аудитором работы являются рекомендации аудируемой организации по исправлению и улучшению ведения ее бухгалтерского учета и отчетности в целом.

Объем предоставляемой письменной информации может меняться в зависимости от масштабов деятельности аудируемой организации; обязательств перед аудируемым лицом согласно договору; результатов аудита; вида подготав-ливаемого аудиторского заключения. С учетом перечисленных факторов руководитель проекта по проведению аудиторской проверки должен обосновать объем письменной информации и довести необходимые требования до всех участников проверки.

Письменная информация может быть промежуточной и итоговой. Порядок и сроки ее предоставления определяются договором с аудируемым лицом.

Промежуточная информация предоставляется при поэтапном проведении аудита. Сроки предоставления информации согласовываются с клиентом и фиксируются в договоре. В случае выявления фактов, требующих немедленного принятия мер руководством аудируемой организации, аудитор должен оперативно предоставить письменную информацию.

Промежуточная информация может быть предоставлена не только в письменной, но и в устной форме (в зависимости от условий договора с клиентом).

Если информация согласно договору доводится до клиента в устной форме, то устно обсуждаемые вопросы фиксируются в рабочих документах и приобщаются к прочей рабочей документации. У клиента по полученной информации могут иметься возражения (замечания, комментарии). Необходимо получить от клиента возможные разъяснения, устранить сомнения относительно того, что суть замечаний ему понятна, а также обеспечить приобщение полученной информации к прочим документам проверки.

В письменной информации обязательно должны указываться все связанные с фактами хозяйственной деятельности экономического субъекта ошибки и искаже-ния, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вопрос 37: Аудиторское заключение

По результатам аудиторской проверки аудитор составляет отчет и заключение.

Аудиторское заключение-это официальный документ, содержащий мнение аудиторской организации о достоверности финансовой отчетности и соответствие порядку ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Единые требования к аудиторскому заключению определены федеральным стандартом №6 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности». Аудиторское заключение имеет следующую структуру:

1) реквизитная часть;

2) вводная часть;

3) аналитическая часть;

4) итоговая часть.

Реквизитная часть аудиторского заключения содержит следующие элементы: наименование адресата;

1) сведения об аудиторе (организационно-правовая форма, наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации и т.д.);

2) сведения об аудируемом лице (организационно-правовая форма, наименование, место нахождения, номер и дата свидетельства о государственной регистрации и т.д.).

Во вводной части содержится перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и ее составе.

В аналитической части записывается, что аудит проведен в соответствии с федеральным законом, федеральными стандартами, внутренними стандартами, описывается ход аудиторской проверки, перечень процедур и оценка собранных доказательств, характеризуется постановка бухгалтерского учета, отмечаются факты не устраненных нарушений.

Заключительная часть (итоговая) представляет собой заключение аудитора о достоверности проверенной отчетности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.