Здавалка
Главная | Обратная связь

Стиль научной работы



Наиболее характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение, которое выполняется так называемым, академическим (подвидом научного) стилем, состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Стиль научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляются формы первого и второго лица местоимений единственного числа. Авторское "я" отступает на второй план. Стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает большую объективность изложению. Выражение авторства через "мы" позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательными местоимениями (например, "по нашему мнению"). Однако нагнетания этого местоимения в тексте следует избегать. Для этого употребляется форма изложения от третьего лица (например, "автор полагает ..."). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, "Разработан комплексный подход к исследованию ...").

 

Структура дипломной работы

Каждый автор может выбирать порядок расположения научных материалов по собственному усмотрению, однако при этом должна четко прослеживаться внутренняя логическая последовательность исследования.

Традиционно сложилась определенная структура научной работы, основными элементами которой являются следующие: вводная часть, основная часть и приложение. Как следствие каждая из работ включает такие структурные элементы (в порядке их предоставления в работе):

· Титульный лист;

· Задание к работе;

· Аннотация;

· Содержание;

· Введение;

· Раздел 1;

· Раздел 2;

· Раздел 3;

· Раздел 4;

· Заключение;

· Список использованных источников;

· Приложения.

Отмеченные структурные элементы являются обязательными для дипломной работы.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется на украинском языке по строго определенным правилам (см. приложение В).

Титульный лист содержит информацию о теме и виде работы, данные об исполнителе и руководителе, о допуске работы заведующим кафедрой к защите.

Задание для работы

Типовой бланк задания к работе расположен непосредственно после титульного листа. Образец оформления задания дипломной работы – в приложении Г.

Аннотация

После бланка задания помещается аннотация (см. приложение Д), которая должна содержать в себе: фамилию и инициалы автора работы; тему работы; название высшего учебного заведения; количество страниц научной работы (без учета списка использованных источников и приложений); количество таблиц, иллюстраций, приложений, использованных библиографических источников в списке использованных источников.

В аннотации обобщаются основные результаты выполненной работы, перечисляются методы, с помощью которых получены эти результаты, приводятся ключевые слова[1].

Содержание

Далее следует содержание работы (см. приложение Е), в котором приводятся все заголовки научной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Титульная страница, задание, аннотация и содержание не нумеруются, но в нумерации учитываются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в крайнем справа столбце содержания.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена. Содержание оформляется на одной странице.

Введение

Введение предназначено для обоснования актуальности темы работы, обозначения объекта и предмета исследования, формулировки цели и задач исследования, описания избранных методов, характеристики структуры научной работы, приведения данных об апробации результатов и публикациях материалов исследования. Рекомендованный объем введения – 2-3 страницы.

Введение является чрезвычайно важной частью научной работы, поскольку оно не только ориентирует в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики исследования, по которым можно судить об уровне самого исследования. Плохо написанное введение свидетельствует о слабой подготовке студента и в значительной степени снижает ценность всей его научной работы.

Во Введении рекомендуется дать обоснование темы работы в следующем порядке:

Актуальность

При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность в научных исследованиях обосновывается тем, что данная тема имеет существенное значение для развития экономической науки, практики хозяйствования в стране, регионе и решение исследуемой проблемы может дать позитивный эффект на макроэкономическом уровне или уровне конкретного субъекта хозяйствования.

Обоснование актуальности не должно быть многословным. Достаточно в пределах 0,5-1 страницы текста показать суть проблемы, из чего будет следовать актуальность темы.

Объект и предмет исследования

При выяснении объекта и предмета исследования необходимо считаться с тем, что между ними и темой работы существуют системные логические связи.

Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования – это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Предмет исследования размещается в пределах объекта. Объект и предмет как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное.

Определяя объект, нужно найти ответ на вопрос: что рассматривается? Вместе с тем, предмет определяет аспект рассмотрения, дает представление о содержании рассмотрения объекта исследования, о тех новых отношениях, свойствах, аспектах и функциях объекта, которые раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется. А предметом – то, что в этом объекте имеет научное объяснение.

Зачастую объект исследования – предприятие или организация, на базе данных которой выполняется работа; предмет исследования – проблема (круг вопросов), которая исследуется в работе на примере объекта исследования. Как правило, предмет исследования определяет тему дипломной работы.

Цель и задачи работы

Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом и путем его достижения. От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать те конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью.

Цель научной работы формируется одним цельным повествовательным предложением, которое имеет смысловое согласование с названием научной работы. Задачи обычно формулируются в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, проанализировать… и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов соответствуют формулировкам задач предпринимаемого исследования.

Обзор литературы

Обзор литературы показывает, на каких материалах базируется научная работа студента, и фиксирует состояние разработки выбранной темы на современном этапе развития экономической науки. Проводя обзор литературы, необходимо описать теоретические и законодательно-нормативные источники, которые используются, указать фамилии (и инициалы) авторов, чей взнос в разработку проблемы наиболее ощутим; основные законы и нормативные акты, которые упоминаются в работе (со ссылками в квадратных скобках на номера источников в списке литературы);

Методы исследования

Очень важным этапом научного исследования является выбор и использование методов исследования, которые служат инструментом при обработке и получении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Методы, используемые в научных работах экономистов, можно разделить на общенаучные и специальные экономические. Краткая характеристика методов, используемых в исследовании, приводится во введении работы.

Научно-практическая новизна

В этом пункте следует указать, что нового содержится в работе, какие положения доказаны, какие новые идеи, положения, направления выдвинуты и разработаны при решении поставленных задач.

Область применения результатов работы

Следует указать, в чем состоит ценность работы для практики, как влияют разработки на конечные результаты хозяйственной деятельности, что конкретно дает практике использование результатов работы.

Структура

В конце Введения желательно раскрыть структуру научной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть

Основная часть дипломной работы состоит из трех разделов. Разделы должны быть разбиты на параграфы (рекомендуется не менее трех и не более пяти параграфов в каждом разделе). Объем изложения материала, который рекомендуется по параграфам дипломной работы, должен быть приблизительно одинаковым – в пределах 8-10 страниц.

После каждого параграфа необходимо приводить краткий вывод, начиная со слов: итак…, подводя итог вышеуказанному…, таким образом… и т.п.

После каждого раздела в дипломной работе приводят комплексные выводы по разделу (называя их словом вывод). Объем выводов по разделу – 1 страница.

В первом параграфе первого раздела раскрывается экономическая сущность и методические особенности учета исследуемого вопроса (понятие, анализ дефиниций, критерии признания в учете, классификация, виды оценок, сравнение с МСФО) на основе изучения учебной, учебно-практической и специальной периодической литературы. При этом изучается финансовый, налоговый и управленческий учет.

В целях раскрытия данного параграфа необходимо обработать специальную литературу по бухгалтерскому (финансовому, налоговому, управленческому) учету, другую экономическую, философскую, филологическую литературу, справочные издания (словари, энциклопедии) и привести определение понятий разными авторами. Осуществляя обзор специальной литературы, студент прорабатывает современную отечественную периодическую и иностранную литературу. Систематизация информации осуществляется в виде таблицы (min 5) (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Раскрытие термина «облигация» в литературных источниках

№ п/п Источник Определение
Коблянська О.І. [17, c. 324] Облігація – це цінний папір, що засвідчує внесення її власником грошових коштів і підтверджує зобов’язання відшкодувати йому номінальну вартість цього цінного папера в передбачений у нього термін з виплатою фіксованого відсотка (якщо інше не передбачено умовами випуску).
Крамаренко Г.О., Чорна О.Є. [20, c. 493] Облігація – цінний папір, що засвідчує внесення її власником коштів і підтверджує зобов’язання емітента відшкодувати номінальну вартість цього цінного папера в передбачений у ній термін з виплатою фіксованого відсотка.
Болюх М.А. и ін. [15, c. 287] Облігації належать до класу боргових цінних паперів, які є зобов’язаннями емітента, розміщеними на фондовому ринку з метою запозичення грошей на певних умовах.

Следующим этапом является анализ полученных данных (табл. 2). В табл.2 анализируются те понятия которые нашли отражение в табл.1.

Таблица 2

Анализ дефиниций «капитал»

№ п/п Критерий группировки Источник
Бланк И.А.[18] Маркс К, Энгельс Ф. [27] Смит А. [36]
Как ресурсы + - -  
Как производственные отношения - + -  
Как добавленная стоимость - - +  
       

Проанализировав изложенный материал, необходимо привести критическую оценку дефиниций, определить проблемные задачи, которые могут возникнуть при анализе подходов разных авторов, ученых, и привести собственные мысли об определении ключевого понятия по теме исследования.

На основе изученных литературных источников по вопросам учета темы исследования произвести группировку (табл. 3), с учетом той информации, которая нашла отражение в табл. 1 и 2.

Таблица 3

Вопросы учета административных расходов, рассмотренные в учебно-практической литературе

№ п/п Учебники, пособия и другая учебно-практическая литература по бухгалтерскому, налоговому и управленческому учету Вопрос который рассматривался
Понятие административных расходов Классификация административных расходов Общий порядок учета
Под ред. проф. Бутынця Ф.Ф., коллектив авторов [18] + + +
Нашкерская Г.В. [35] + + +
Гладких Т.В. [20] + + +
Лишиленко А.В. [34] + + +
Захожай В.Б., Базась Н.Ф., Матюха Н.Н., Базась В.Н. [16] + + +
Бутынец Ф.Ф., Войналович Е.П., Томашевская И.Л. [14] + + -
Савчук В.П. [44] + - -
Соколов А.Ю. [45] + + +

Кроме исследования учебно-практической литературы студент-дипломник проводит исследование периодических изданий по учету выбранной темы и обобщить в табл. 4.

Также в данном параграфе необходимо провести сравнительную характеристику Национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета и Международных стандартов финансовой отчетности относительно учета исследуемого объекта (табл. 5)

Таблица 4

Вопросы, рассматриваемые в периодической литературе по учету амортизационных отчислений

№ п/п Периодические издания и авторы статей Рассматриваемые вопросы
Амортизационная политика Организация учета Влияние на учет и управление Влияние на определение налогооблагаемой прибыли
Бухгалтерский учет и аудит
Житный П. [46] +      
Сажинец С. [49]   +    
Голов С. [47]     +  
Бухгалтерская неделя
Котов М. [48]       +
Войтенко В. [45]   +    
       
             

Таблица 5

Сравнительная характеристика П(С)БУ и МСФО по учету запасов

Содержание П(С)БУ 9 «Запасы» МСФО 2 «Запасы»
Оценка запасов
При поступлении
При списании
На дату баланса
Раскрытие информации о запасах в финансовой отчетности

Во втором параграфе первого раздела необходимо осветить сущность и организационные аспекты аудита по выбранной теме:

А) дать характеристику предмета и объекта аудита;

Б) определить цели аудита по теме исследования;

В) описать нормативную базу, которая используется для организации проверки (соответствующие законы, положения, приказы, методические и инструктивные материалы по учету и отчетности, аудиторские стандарты, которыми должен руководствоваться аудитор при проверке данного раздела учета). Результаты изучения нормативных документов обобщаются в таблице 6. В графе 3 табл. 6. Обязательно указать дату и номер последних дополнений и изменений по рассматриваемому нормативному документу.

Таблица 6

Экономико-правовой анализ действующей нормативной базы по учету и аудиту финансовых результатов

№ п/п Нормативный документ Когда утвержден Основные положения Использование в учете и аудите
Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»[2] от 16.07.99г № 996 – IV, с последними изменениями и дополнениями № 3614-VI от 07.07.2011г Определяет правовые основы регулирования, организации, ведения бухгалтерского учета и состав-ления финансо-вой отчетности в Украине. Состоит из пяти разделов: 1- общие положения; 2-государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности; 3- организация и ведение бухгалтерского учета; 4- финансовая отчетность; 5 - окончательные положения. Организационные аспекты формирования учетной политики предприятия по определению влияющих факторов на финансовый результат деятельности.
         
Продолжение таблицы 6
Налоговый Кодекс Украины [3] от 02.12.2010 г. № 2755- VI, с последними дополнениями и изменениями № 3675- VI от 08.07.2011 г. Регулирует отношения, которые возникают в сфере взимания налогов и сборов, в частности представляют исчерпанный перечень налогов и сборов, которые взимаются в Украине. Данный Кодекс является основным нормативным документом в регулировании резкльтатов деятельности в части формирования состава доходов и расходов предприятия
План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций [8] от 30.11.1999г № 291 с последними дополнениями и изменениями от 09.12.2011г № 1591 Предоставляет необходимую информацию для составления отчетности по применению плана счетов Структура плана счетов ориентирована на пот-ребности составления финансовой отчетности. о-водок.
       

 

В результате исследования проводится анализ изменений и дополнений в законодательной базе по теме исследования. Анализ изменений рекомендуется оформить в виде таблицы 7.

При проведении анализа указать содержание старой редакции пп. нормативного документа и его новое содердание. Суть изменений трактуется дословно.

Г) выделить задачи аудита (по теме исследования);

Д) составить план аудита по исследуемой теме.

 

 

Таблица 7

Экономико-правовой анализ изменений и дополнений по учету основных средств

№ п/п Старая редакция Новая редакция Суть изменений Ссылка
П(С)БУ 7 п.8. первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из таких расходов: - расходы на установку, монтаж, наладку основных средств П. 8. первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из таких расходов: - расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств После слов "расходы на .." добавлены расходы "транспортировку"   Абзац 7 п. 8 П(С)БУ 7 (приказ МФУ № 989 от 25.11.2002г)
       

В третьем параграфе первого разделарассматриваются значение, задачи, методы, информационная база и методика экономического и финансового анализа. Состав информационной базы по конкретной теме целесообразно оформить в таблице 8.

Таблица 8

Информационная база для анализа сумм выданных в подотчет

Группа источников Пользователи информации Источники информации
Первичные документы Менеджеры среднего звена Приказ о командировке Командировочное удостоверение Журнал регистрации командировочных удостоверений
     
Продолжение таблицы 8
    Расходный кассовый ордер Оправдательные документы (квитанции) Приходный кассовый ордер Авансовый отчет
Счета бухгалтерского учета Главный бухгалтер, экономист, финансист, аудитор, ревизор 37 «Расчеты с разными дебиторами»
Учетные регистры Главный бухгалтер, экономист, финансист, аудитор, ревизор Журнал-ордер № 3 Ведомость 3.2.
Финансовая отчетность Высший менеджмент, инвесторы и кредиторы, финансовые аналитики Баланс ф. №1, Отчет о движении денежных средств ф. № 3, Примечания к финансовой отчетности
Налоговая отчетность Государственная налоговая инспекция Налоговый расчет ф. 1-ДФ
Статистическая отчетность Органы статистики, отраслевые министерства  
Управленческая отчетность Менеджеры разных уровней Отчет об исполнении бюджета
Прочие источники Различные пользователи в зависимости от целей  

 

Более подробно следует дать характеристику информационной базе, содержащейся в финансовой отчетности и определить инструментарий для принятия решений по теме исследования (табл. 9).

 

Таблица 9.

Инструментарий для принятия решений относительно денежных средств

 

Контрольная точка решения Необходимая информация Источник информации Инструмент Оценка результатов
Все ли денежные средства предприятия доступны для использования Информация о денежных средствах, использование которых ограничено Баланс и примечания к финансовым отчетам Какие либо ограничения относительно использования денежных средств Ограничения относительно использования денежных средств следует учитывать при оценке ликвидности
Способно ли предприятие обеспечить запланированные потребности в денежных средствах Информация о запланированных поступлениях и расходах средств Бюджет денежных средств Дефицит или резерв средств Являются ли оценки руководства обоснованными? Имеется ли возможность получить (привлечь) средства из внешних источников в случае необходимости?
Имеет ли предприятие достаточно денежных средств для удовлетворения ежедневных потребностей Средний остаток денежных средств и их эквивалентов. Среднедневные денежные расходы Баланс, Отчет о финансовых результатах, данные аналитического учета Интервал защищенности Короткий интервал защищенности может свидетельствовать о необходимости дополнительного финансирования
Имеет ли предприятие свободные денежные средства Информация о: чистом движении средств от операционной деятельности; приобретение нетекущих активов; уплаченные дивиденды Отчет о движении денежных средств Свободный поток денежных средств Свободный поток денежных средств позволяет осуществлять финансовые инвестиции, погасить кредиты или увеличить ликвидность предприятия

В первом параграфе второго раздела дипломной работы дается краткая характеристика предприятия (цель, предмет, виды деятельности), анализируется организационная структура предприятия и учетного аппарата. Рассматривается и анализируется учетная политика и организация учета по теме исследования (дается профессиональная оценка раскрытия аспектов темы в приказе по учетной политике предприятия, критически оценивается должностная инструкция бухгалтера, раскрывается организация первичного учета (табл. 10 или рис.1), с характеристикой графика документооборота, раскрывается организация синтетического и аналитического учета (рис. 2, 3 или табл. 11) и методика записи информации в учетные регистры, форма учета, используемая на предприятии.)

Таблица 10

Организация первичного учета административных затрат

Наименование статей Первичные документы
Общие корпоративные расходы Протокол ежегодного заседания учредителей, почтовые расходы на сборы, счета, акты выполненных работ, выписки банка, бухгалтерские справки.
Расходы на содержание админист­ративно-управленческого персонала пред­приятия Табель учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, справки бухгалтерии, авансовые отчеты, РКО, счет, накладная.

 

 

 


Рис. 1. Документирование дебиторской задолженности за товары, работы, услуги

 
 

 


Рис. 2. Назначение и построение счета 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

 
 

 


Рис. 3. Построение аналитического учета по счету 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в бухгалтерии

Таблица 11

Характеристика счетов бухгалтерского учета основных средств

Шифр Наименование Характеристика счета
По содержанию По структуре Назначение Характеристика оборотов Характеристика сальдо Размещение в балансе
Аналитический учет ведется
Класс 1. Необоротные активы
Основные средства А По каждому объекту Учет и обобщение информации о наличии и движении собственных и полученных на условиях финансового лизинга объектов и арендованных целостных имущественных комплексов, которые внесены в состав основных средств Д-т – поступление (приобретение, создание, бесплатное получение) основных средств на баланс предприятия, которые учитываются по первичной стоимости, сумма затрат, связанных с улучшением объекта. К-т – выбытие основных средств вследствие продаж, бесплатной передачи, а также в случае частичной ликвидации объекта, сумма уценки основных средств. Остаток основных средств на конец отчетного периода по первоначальной стоимости 1 раздел актива (справочная) (031)
             

Во втором параграфе второго раздела работы раскрывается порядок учета конкретного объекта на предприятии с обязательным использованием плана счетов налогового учета (табл. 12), сравнивается с требованиями действующих положений по бухгалтерскому учету, исследуется возможность совершенствования форм документов (разработка регистров аналитического учета), методики записей записи в них относительно национальных стандартов, необходимость внедрения самой приемлемой формы учета и разработок автора.

 

Таблица 12

Методика формирования корреспонденции счетов отображения операций ООО «Сигма» по выплатам работникам за 20ХХг.

№п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Сумма, грн Первичные документы Учетный регистр Строка баланса Строка декларации по НП
Дебет Кредит
Начислена заработная плата рабочим основного производства 1000,0 Наряд на сдельную оплату труда, табель учета рабочего времени Журнал 5 (5А) 05.1 (05.1.2СВ)
Начислена заработная плата административно-управленческого персонала 500,0 Табель учета рабочего времени Журнал 5 (5А) 06.2 (06.2.10АВ)
Начислен ЕСВ с заработной платы рабочих, занятых основным производством 368,0 Спрвка бухгалтерии Журнал 5 (5А) 05.1 (05.1.12СВ)
Начислен ЕСВ с заработной платы АУП 184,0 Спрвка бухгалтерии Журнал 5 (5А) 06.2 (06.2.11АВ)
Удержан ЕСВ с заработной платы рабочих, занятых основным производством 36,0 Спрвка бухгалтерии Журнал 5 (5А) -
Удержан ЕСВ с заработной платы АУП 18,0 Спрвка бухгалтерии Журнал 5 (5А) -

 

Графа 9 табл.12 заполняется в соответствии с формой учета принятой на предприятии.

Графа 11 табл. 12 заполняется на основании приложения К.

Порядок формирования отчетной информации необходимо раскрыть в последовательности отражения информации об объекте исследования на счетах учета, учетных регистрах, финансовой отчетности (с указанием строк) (табл. 13, рис. 4), также представить фрагменты заполнения форм финансовой отчетности с использованием данных предприятия (например, табл. 14).

 

Таблица 13

Раскрытие информации о запасах предприятия ООО «Сигма» на счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах и формах финансовой отчетности

Шифр и название счета Регистры учета Номер строки в балансе (ф.1) Номер строки в Примечаниях к финансовой отчетности (ф. 5)
20 «Производственные запасы» Журнал 5 (5А) 800,810,820,830,840,850,860
21 «Текущие биологические активы» Журнал сельского хозяйства
22 «МБП» Журнал 5 (5А)
23 «Производство»
24 «Брак в производстве» - -
25 «Полуфабрикаты» 100,120 -
26 «Готовая продукция»
27 «Продукция сельскохозяйственного производства» Журнал сельского хозяйства -
28 «Товары» Журнал 5 (5А)

 

 

Рис. 4. Порядок формирования данных для заполнения Журнала 5 (5А)

Таблица 14

Рабочая таблица отражения информации о запасах ООО «Сигма» при составлении ф. № 1 "Баланс"

 

Название строки Код стр. Содержание статей Баланса по счетам Плана счетов бухгалтерского учета
АКТИВ
1. Необоротные активы
   
2. Оборотные активы
Запасы
Производственные запасы СД 20 + СД 22
Текущие биологические активы СД 21
Незавершенное производство СД 23 + СД 25
Готовая продукция СД 26 + СД 27
Товары СД 28
Всего по разделу 2    
   
Баланс    

Проектные решения выявленных проблем должны быть представлены в форме рекомендаций и мероприятий по улучшению постановки учета с иллюстрациями заполненных форм документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности и пр.

В третьем параграфе второго раздела обязательно раскрывается использование компьютерных технологий в учете. При этом рассматриваются методы, средства и требования к специалистам при информационных технологиях автоматизации исследуемого вопроса. Разрабатываются и предлагаются изменения в должностных инструкциях учетных работников в связи с автоматизацией учетного процесса, мероприятий по переподготовке и обучению кадров. Если на предприятии используется автоматизированная (компьютерная) форма учета, анализируется построение учетных регистров и обосновывается их усовершенствование.

В первом параграфе третьего разделадипломной работы проводится общий анализ финансового состояния предприятия с аргументированной оценкой и изложением потенциальных возможностей экономического развития предприятия, раскрыть возможности автоматизации аналитических работ. Необходимо провести горизонтальный и вертикальный анализ баланса, а также рассчитать и проанализировать основные показатели оценки финансового состояния предприятия. При этом следует по данным предприятия не меньше, чем за два отчетных периода проанализировать изменения количественных и качественных показателей конкретного объекта и факторов, которые влияют на изменения их результативных показателей. Результаты анализа финансового состояния предприятия необходимо оформить в таблицы 15 (15а для бюджетных учреждений) и 16 (для коммерческих и бюджетных учреждений).

При использовании для анализа данных предприятия, которое является малым (составляет финансовую отчетность в соответствии с П(С)БУ 25) необходимо трансформировать показатели формы № 2-м в форму № 2 "Отчет о финансовых результатах". В ходе трансформации отчетности необходимо перераспределить расходы по элементам в расходы деятельности (рис. 5)

 

 

 


 

Рис. 5. Взаимосвязь элементов и статей затрат

Таблица 15

Основные показатели деятельности ООО «Сигма» за 2010-2011гг.

Показатели Ед. изм. 2010г 2011г отклонения
в абс. величинах в %
1. Основные средства (на к. п.) тыс. грн.        
2. Оборотные активы (на к. п.) тыс. грн.        
3.Собственный капитал (на к. п.) тыс. грн.        
4. Обязательства (на к. п.) тыс. грн.        
5. Выручка от реализации тыс. грн.        
6. НДС тыс. грн.        
7. Чистый доход от реализации продукции тыс. грн.        
8. Себестоимость реализации тыс. грн.        
9. Валовая прибыль тыс. грн.        
10. Операционные доходы тыс. грн.        
11. Операционные расходы тыс. грн.        
12. Операционная прибыль тыс. грн.        
13. Налог на прибыль тыс. грн.        
14. Чистая прибыль тыс. грн.        
15. Среднесписочная численность работающих чел.        
16. Среднемесячная зарплата работника грн.        
17. Производительность труда тыс. грн./чел        

 

Таблица 15а

Основные показатели деятельности бюджетного учреждения за 2010-2011гг.

Показатели Ед. изм. 2010г 2011г отклонения
в абс. величинах в %
1. Основные средства (на к. п.) тыс. грн.        
2. Оборотные активы (на к. п.) тыс. грн.        
3. Собственный капитал (на к. п.) тыс. грн.        
4. Обязательства (на к. п.) тыс. грн.        
5. Доходы тыс. грн.        
в т.ч.          
           
Продолжение табл. 15а
общего фонда тыс. грн.        
специального фонда тыс. грн.        
6. Расходы тыс. грн.        
в т.ч.          
общего фонда, в т.ч. тыс. грн.        
специального фонда, в т.ч. тыс. грн.        
7. Среднесписочная численность работающих чел.        
8. Среднемесячная зарплата работника грн.        

 

Таблица 16

Анализ финансового состояния ООО «Сигма» за 2010-2011гг

Показатели 2010 год 2011 год Отклонение
4=3-2
1. Показатели имущественного положения      
Коэффициент износа основных средств      
Коэффициент годности основных средств      
Коэффициент обновления основных средств      
Коэффициент выбытия основных средств      
Коэффициент компенсации выбытия осн. средств      
Фондовооруженность, тыс. грн      
2. Показатели ликвидности и платежеспособности      
Коэффициент абсолютной ликвидности      
Коэффициент быстрой ликвидности      
Коэффициент общей ликвидности      
3. Показатели финансовой стабильности      
Коэффициент маневренности собственного капитала      
Коэффициент концентрации собственного капитала      
Коэффициент концентрации привлеченного капитала      
Коэффициент финансовой стабильности      
Коэффициент финансовой автономии      
Коэффициент финансовой зависимости      
4. Показатели деловой активности      
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, об.      
Период одного оборота оборотных средств, дн.      
Коэффициент оборачиваемости запасов, об.      
       
Продолжение табл. 16
Период одного оборота запасов, дн.      
Коэффициент оборачиваемости дебит. задолжен., об.      
Период погашения дебит. задолженности, дн.      
Ресурсоотдача      
Фондоотдача      
5. Коэффициенты рентабельности:      
Рентабельность собственного капитала      
Рентабельность капитала (активов) по чист. прибыли      
Рентабельность реализованной продукции по прибыли от операционной деятельности      
Рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли      
Коэффициент устойчивости экономического роста      
Период окупаемости капитала      
Период окупаемости собственного капитала      

 

 

В процессе анализа необходимо установить причинно-следственные связи экономических явлений и, исходя из этого, выявить и научно обосновать резервы улучшения показателей экономической эффективности, производительности труда, снижения себестоимости продукции и др. в существующей практике предприятия.

По теме исследования необходимо провести экономический (финансовый) анализ наиболее полно отвечающий объекту исследования, обосновать выводы, предложить мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия. Расчеты должны сопровождаться табличным и графическим анализом. Обязательным направлением анализа по теме исследования является факторный анализ, который рекомендуется оформить в виде табл. 17.


Таблица 17

Факторный анализ административных расходов ООО «Сигма» за 2010-2011гг.

Статьи затрат Фактор изменения затрат Расчет влияния Результат расчета
Расходы на содержание АУП   ЗП = КР * ОТ +9423
Изменение количество работников АУП ∆ЗПкр = ∆ КР * ОТ2010 +1824
Изменение стоимости труда ∆ЗПот = КР2011 * ∆ОТ +7599
     
     
     
Всего изменений    
в т.ч.    
По количеству  
По стоимости  

 

По автоматизации аналитических работ необходимо раскрыть возможности использования компьютерных технологий на анализируемом объекте:

- краткая характеристика программного обеспечения (statistika, MS Excel, MS Access, 1C-финансовый анализ и др. );

- подготовка данных для проведения анализа (экспорт данных, изменение формата, дополнительные расчеты);

- экранные формы организации расчетов в избранном программном обеспечении;

- средства визуализации аналитических данных (диаграммы, графики, методика построения);

- автоматизация формирования выводов (использование логических операторов и шаблонов и пр.).

Во втором параграфе третьего разделаисследуется организация внутрихозяйственного контроля и методика аудита учета операций объекта исследования, возможности их автоматизации. При этом дается критическая оценка организации и методики внутрихозяйственного контроля на предприятии, т.е. изучаются субъекты и объекты внутреннего контроля, порядок проведения инвентаризации на предприятии, выявляются недостатки в организации внутрихозяйственного контроля.

При исследовании методики внешнего аудита составляется программа аудита предмета исследования по теме работы, отображаются основные аудиторские процедуры при сборе аудиторских доказательств, хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета (табл. 18), классификатор возможных нарушений, вопросник аудитора (тесты), предлагается вариант аудиторского заключения.

Если темой дипломной работы предусмотрено изучение системы контроля, а не аудита, то в этом случае анализируется состояние организации внутреннего контроля на предприятии, а также методика внутреннего аудита.

Таблица 18

Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета по долгосрочным и краткосрочным кредитам

№ п/п Содержание хозяйственной операции Отражение хозяйственных операций Отклонения
По данным учета журнала № 3 По данным аудиторской проверки
Дт Кт Сумма, грн Дт Кт Сумма, грн Дт Кт Сумма, грн
Получен долгосрочный кредит: - - -
- на текущий счет - - -
- на валютный счет 20200 4000$ 20200 4000$ - - -
                 

 

По автоматизации процедур аудита рассматриваются:

- организационные процедуры для внутреннего контроля в условиях автономных ПК;

- влияние онлайновых компьютерных систем на аудиторские процедуры;

- влияние баз данных на аудиторские процедуры;

- основные компьютеризованные методы аудита и возможность их применения.

В третьем параграфе третьего раздела необходимо освятить вопросы построения бюджета по теме исследования. Приступая к построению системы бюджетирования необходимо поставить конкретные задачи, которые должна решить новая система. От этого будет зависеть формат системы, метод планирования и детализация прогнозов. Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические и организационные проблемы. Принципиально важным является решение о внедрении системы бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. Разрабатывая бюджет по теме дипломной работы необходимо опираться на последовательность разработки системы бюджетирования (рис. 6)

 


Рис. 6. Последовательность разработки системы бюджетирования

На основе изученных данных по предприятию предложить бюджет по теме дипломной работы, который в итоговом варианте следует оформить в виде таблицы, например (табл. 19)

 

Таблица 19

Бюджет производственных накладных расходов

Статья Итого Продукт А Продукт Б
Объем производства продукции (ед.)  
Норма переменных накладных затрат (грн. / кг)   0,50 0,40
Планируемые переменные накладные расходы (грн.)  
Планируемые постоянные расходы (грн.)  
Итого накладных затрат
Амортизация    
Оплата накладных расходов    
НДС    
Оплата накладных расходов с учетом НДС    

Четвертый радел дипломной работы посвящен вопросам охраны труда на предприятии и рассматривается в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению данного раздела, разработанными кафедрой «Экономика предприятия» (приложение Л).

В заключении излагаются обоснованные выводы и рекомендации относительно совершенствования учетно-аналитической и контрольной работы, улучшения ведения хозяйственной деятельности и повышения эффективности деятельности предприятия.

Например,

1. Критически оценивая организацию учета на предприятии, следует отметить, что учет регламентирован приказом по учетной политике ООО «Сигма». В виду того, что на предприятии один бухгалтер отсутствует его должностная инструкция. Учет в ООО «Сигма» не автоматизирован.

2. Критически оценивая постановку первичного учета административных расходов в ООО «Сигма», следует отметить, что к учетному процессу привлечены не учетные работники различных служб предприятия, что нарушает сроки поступления документов в бухгалтерию и усложняет их обработку.

3. Критически оценивая организацию аналитического и синтетического учета административных расходов в ООО «Сигма», следует подчеркнуть что синтетический учет построен в соответствии с требованиями Инструкции № 291, данные обобщаются в журнале-ордере № 5 одной суммой. Аналитический учет административных расходов ведется без применения специализированных регистров учета, с использование листа-пустографа.

4. На основании вышеизложенного можно выделить ряд проблемных вопросов, требующих совершенствования в бухгалтерском учете административных расходов в ООО «Сигма»:

1) совершенствование документооборота на предприятии, путем внедрения графика документооборота и регламентации обязанностей и ответственности как учетных, так и не учетных работников ООО «Сигма»;

2) совершенствование построения аналитического учета на предприятии путем разработки рабочего плана счетов по учету административных расходов, с использованием специализированного учетно-аналитического регистра.

3) развитие автоматизированной формы учета, что позволит сократить временные и трудовые затраты.

Для решения указанных проблемных вопросов были разработана должностная инструкция главного бухгалтера, предложена схема организации документооборота, предложен проект специализированного учетно-аналитического регистра для организации аналитического учета административных расходов.

4. При анализе внутреннего контроля на предприятии установлено что, в ООО «Сигма» отсутствует внутренний контроль, годовая инвентаризация носит формальный характер. Поэтому предприятию предложено внедрить систему текущего бухгалтерского контроля в целях предотвращения бесхозяйственного расходования средств.

5. Как показал анализ финансового состояния ООО «Сигма», деятельность можно охарактеризовать положительно, с точки зрения наращивания объемов реализации продукции и роста чистой прибыли, но необходимо пересмотреть политику формирования себестоимости выпускаемой продукции и сократить непроизводственные расходы, негативно влияющие на рост себестоимости реализации продукции.

6. Анализ структуры и динамики административных расходов ООО «Сигма» показал что, произошли существенные как позитивные, так и негативные структурные изменения состава административных расходов, в т.ч.:

1) сократились расходы на урегулирование споров в судебных органах, представительские расходы и прочие расходы общехозяйственного назначения, что оказывает положительное влияние на сокращение административных расходов;

2) существенно возросли, почти в 3 раза расходы на содержание АУП, вознаграждение за профессиональные услуги, расходы на оплату услуг связи, что негативно влияет на рост административных расходов.

7. Факторный анализ изменений показал, что рост административных расходов произошел в результате увеличения стоимости расходов. Предприятию следует обратить внимание на рост стоимости признанных расходов и рассмотреть возможность их сокращения.

Рекомендованный объем материала – 3 страницы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.