Стиль научной работы
Наиболее характерной особенностью письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Научное изложение, которое выполняется так называемым, академическим (подвидом научного) стилем, состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности. Стиль научной речи – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица, так как все внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляются формы первого и второго лица местоимений единственного числа. Авторское "я" отступает на второй план. Стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает большую объективность изложению. Выражение авторства через "мы" позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов, в частности, с притяжательными местоимениями (например, "по нашему мнению"). Однако нагнетания этого местоимения в тексте следует избегать. Для этого употребляется форма изложения от третьего лица (например, "автор полагает ..."). Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом (например, "Разработан комплексный подход к исследованию ...").
Структура дипломной работы Каждый автор может выбирать порядок расположения научных материалов по собственному усмотрению, однако при этом должна четко прослеживаться внутренняя логическая последовательность исследования. Традиционно сложилась определенная структура научной работы, основными элементами которой являются следующие: вводная часть, основная часть и приложение. Как следствие каждая из работ включает такие структурные элементы (в порядке их предоставления в работе): · Титульный лист; · Задание к работе; · Аннотация; · Содержание; · Введение; · Раздел 1; · Раздел 2; · Раздел 3; · Раздел 4; · Заключение; · Список использованных источников; · Приложения. Отмеченные структурные элементы являются обязательными для дипломной работы. Титульный лист Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется на украинском языке по строго определенным правилам (см. приложение В). Титульный лист содержит информацию о теме и виде работы, данные об исполнителе и руководителе, о допуске работы заведующим кафедрой к защите. Задание для работы Типовой бланк задания к работе расположен непосредственно после титульного листа. Образец оформления задания дипломной работы – в приложении Г. Аннотация После бланка задания помещается аннотация (см. приложение Д), которая должна содержать в себе: фамилию и инициалы автора работы; тему работы; название высшего учебного заведения; количество страниц научной работы (без учета списка использованных источников и приложений); количество таблиц, иллюстраций, приложений, использованных библиографических источников в списке использованных источников. В аннотации обобщаются основные результаты выполненной работы, перечисляются методы, с помощью которых получены эти результаты, приводятся ключевые слова[1]. Содержание Далее следует содержание работы (см. приложение Е), в котором приводятся все заголовки научной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Титульная страница, задание, аннотация и содержание не нумеруются, но в нумерации учитываются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с заглавной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в крайнем справа столбце содержания. Нумерация рубрик делается по индексационной системе, то есть с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена. Содержание оформляется на одной странице. Введение Введение предназначено для обоснования актуальности темы работы, обозначения объекта и предмета исследования, формулировки цели и задач исследования, описания избранных методов, характеристики структуры научной работы, приведения данных об апробации результатов и публикациях материалов исследования. Рекомендованный объем введения – 2-3 страницы. Введение является чрезвычайно важной частью научной работы, поскольку оно не только ориентирует в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики исследования, по которым можно судить об уровне самого исследования. Плохо написанное введение свидетельствует о слабой подготовке студента и в значительной степени снижает ценность всей его научной работы. Во Введении рекомендуется дать обоснование темы работы в следующем порядке: Актуальность При оценке актуальности выбранной темы следует знать, что актуальность в научных исследованиях обосновывается тем, что данная тема имеет существенное значение для развития экономической науки, практики хозяйствования в стране, регионе и решение исследуемой проблемы может дать позитивный эффект на макроэкономическом уровне или уровне конкретного субъекта хозяйствования. Обоснование актуальности не должно быть многословным. Достаточно в пределах 0,5-1 страницы текста показать суть проблемы, из чего будет следовать актуальность темы. Объект и предмет исследования При выяснении объекта и предмета исследования необходимо считаться с тем, что между ними и темой работы существуют системные логические связи. Объектом исследования является вся совокупность отношений различных аспектов теории и практики науки, которая служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования – это только те существенные связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, являются главными, определяющими для конкретного исследования. Предмет исследования размещается в пределах объекта. Объект и предмет как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное. Определяя объект, нужно найти ответ на вопрос: что рассматривается? Вместе с тем, предмет определяет аспект рассмотрения, дает представление о содержании рассмотрения объекта исследования, о тех новых отношениях, свойствах, аспектах и функциях объекта, которые раскрываются. Другими словами, объектом выступает то, что исследуется. А предметом – то, что в этом объекте имеет научное объяснение. Зачастую объект исследования – предприятие или организация, на базе данных которой выполняется работа; предмет исследования – проблема (круг вопросов), которая исследуется в работе на примере объекта исследования. Как правило, предмет исследования определяет тему дипломной работы. Цель и задачи работы Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом и путем его достижения. От определения объекта и предмета исследования логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать те конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель научной работы формируется одним цельным повествовательным предложением, которое имеет смысловое согласование с названием научной работы. Задачи обычно формулируются в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, проанализировать… и т.п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких разделов соответствуют формулировкам задач предпринимаемого исследования. Обзор литературы Обзор литературы показывает, на каких материалах базируется научная работа студента, и фиксирует состояние разработки выбранной темы на современном этапе развития экономической науки. Проводя обзор литературы, необходимо описать теоретические и законодательно-нормативные источники, которые используются, указать фамилии (и инициалы) авторов, чей взнос в разработку проблемы наиболее ощутим; основные законы и нормативные акты, которые упоминаются в работе (со ссылками в квадратных скобках на номера источников в списке литературы); Методы исследования Очень важным этапом научного исследования является выбор и использование методов исследования, которые служат инструментом при обработке и получении фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Методы, используемые в научных работах экономистов, можно разделить на общенаучные и специальные экономические. Краткая характеристика методов, используемых в исследовании, приводится во введении работы. Научно-практическая новизна В этом пункте следует указать, что нового содержится в работе, какие положения доказаны, какие новые идеи, положения, направления выдвинуты и разработаны при решении поставленных задач. Область применения результатов работы Следует указать, в чем состоит ценность работы для практики, как влияют разработки на конечные результаты хозяйственной деятельности, что конкретно дает практике использование результатов работы. Структура В конце Введения желательно раскрыть структуру научной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Основная часть Основная часть дипломной работы состоит из трех разделов. Разделы должны быть разбиты на параграфы (рекомендуется не менее трех и не более пяти параграфов в каждом разделе). Объем изложения материала, который рекомендуется по параграфам дипломной работы, должен быть приблизительно одинаковым – в пределах 8-10 страниц. После каждого параграфа необходимо приводить краткий вывод, начиная со слов: итак…, подводя итог вышеуказанному…, таким образом… и т.п. После каждого раздела в дипломной работе приводят комплексные выводы по разделу (называя их словом вывод). Объем выводов по разделу – 1 страница. В первом параграфе первого раздела раскрывается экономическая сущность и методические особенности учета исследуемого вопроса (понятие, анализ дефиниций, критерии признания в учете, классификация, виды оценок, сравнение с МСФО) на основе изучения учебной, учебно-практической и специальной периодической литературы. При этом изучается финансовый, налоговый и управленческий учет. В целях раскрытия данного параграфа необходимо обработать специальную литературу по бухгалтерскому (финансовому, налоговому, управленческому) учету, другую экономическую, философскую, филологическую литературу, справочные издания (словари, энциклопедии) и привести определение понятий разными авторами. Осуществляя обзор специальной литературы, студент прорабатывает современную отечественную периодическую и иностранную литературу. Систематизация информации осуществляется в виде таблицы (min 5) (табл. 1).
Таблица 1 Раскрытие термина «облигация» в литературных источниках
Следующим этапом является анализ полученных данных (табл. 2). В табл.2 анализируются те понятия которые нашли отражение в табл.1. Таблица 2 Анализ дефиниций «капитал»
Проанализировав изложенный материал, необходимо привести критическую оценку дефиниций, определить проблемные задачи, которые могут возникнуть при анализе подходов разных авторов, ученых, и привести собственные мысли об определении ключевого понятия по теме исследования. На основе изученных литературных источников по вопросам учета темы исследования произвести группировку (табл. 3), с учетом той информации, которая нашла отражение в табл. 1 и 2. Таблица 3 Вопросы учета административных расходов, рассмотренные в учебно-практической литературе
Кроме исследования учебно-практической литературы студент-дипломник проводит исследование периодических изданий по учету выбранной темы и обобщить в табл. 4. Также в данном параграфе необходимо провести сравнительную характеристику Национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета и Международных стандартов финансовой отчетности относительно учета исследуемого объекта (табл. 5) Таблица 4 Вопросы, рассматриваемые в периодической литературе по учету амортизационных отчислений
Таблица 5 Сравнительная характеристика П(С)БУ и МСФО по учету запасов
Во втором параграфе первого раздела необходимо осветить сущность и организационные аспекты аудита по выбранной теме: А) дать характеристику предмета и объекта аудита; Б) определить цели аудита по теме исследования; В) описать нормативную базу, которая используется для организации проверки (соответствующие законы, положения, приказы, методические и инструктивные материалы по учету и отчетности, аудиторские стандарты, которыми должен руководствоваться аудитор при проверке данного раздела учета). Результаты изучения нормативных документов обобщаются в таблице 6. В графе 3 табл. 6. Обязательно указать дату и номер последних дополнений и изменений по рассматриваемому нормативному документу. Таблица 6 Экономико-правовой анализ действующей нормативной базы по учету и аудиту финансовых результатов
В результате исследования проводится анализ изменений и дополнений в законодательной базе по теме исследования. Анализ изменений рекомендуется оформить в виде таблицы 7. При проведении анализа указать содержание старой редакции пп. нормативного документа и его новое содердание. Суть изменений трактуется дословно. Г) выделить задачи аудита (по теме исследования); Д) составить план аудита по исследуемой теме.
Таблица 7 Экономико-правовой анализ изменений и дополнений по учету основных средств
В третьем параграфе первого разделарассматриваются значение, задачи, методы, информационная база и методика экономического и финансового анализа. Состав информационной базы по конкретной теме целесообразно оформить в таблице 8. Таблица 8 Информационная база для анализа сумм выданных в подотчет
Более подробно следует дать характеристику информационной базе, содержащейся в финансовой отчетности и определить инструментарий для принятия решений по теме исследования (табл. 9).
Таблица 9. Инструментарий для принятия решений относительно денежных средств
В первом параграфе второго раздела дипломной работы дается краткая характеристика предприятия (цель, предмет, виды деятельности), анализируется организационная структура предприятия и учетного аппарата. Рассматривается и анализируется учетная политика и организация учета по теме исследования (дается профессиональная оценка раскрытия аспектов темы в приказе по учетной политике предприятия, критически оценивается должностная инструкция бухгалтера, раскрывается организация первичного учета (табл. 10 или рис.1), с характеристикой графика документооборота, раскрывается организация синтетического и аналитического учета (рис. 2, 3 или табл. 11) и методика записи информации в учетные регистры, форма учета, используемая на предприятии.) Таблица 10 Организация первичного учета административных затрат
Рис. 1. Документирование дебиторской задолженности за товары, работы, услуги
Рис. 2. Назначение и построение счета 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Рис. 3. Построение аналитического учета по счету 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в бухгалтерии Таблица 11 Характеристика счетов бухгалтерского учета основных средств
Во втором параграфе второго раздела работы раскрывается порядок учета конкретного объекта на предприятии с обязательным использованием плана счетов налогового учета (табл. 12), сравнивается с требованиями действующих положений по бухгалтерскому учету, исследуется возможность совершенствования форм документов (разработка регистров аналитического учета), методики записей записи в них относительно национальных стандартов, необходимость внедрения самой приемлемой формы учета и разработок автора.
Таблица 12 Методика формирования корреспонденции счетов отображения операций ООО «Сигма» по выплатам работникам за 20ХХг.
Графа 9 табл.12 заполняется в соответствии с формой учета принятой на предприятии. Графа 11 табл. 12 заполняется на основании приложения К. Порядок формирования отчетной информации необходимо раскрыть в последовательности отражения информации об объекте исследования на счетах учета, учетных регистрах, финансовой отчетности (с указанием строк) (табл. 13, рис. 4), также представить фрагменты заполнения форм финансовой отчетности с использованием данных предприятия (например, табл. 14).
Таблица 13 Раскрытие информации о запасах предприятия ООО «Сигма» на счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах и формах финансовой отчетности
Рис. 4. Порядок формирования данных для заполнения Журнала 5 (5А) Таблица 14 Рабочая таблица отражения информации о запасах ООО «Сигма» при составлении ф. № 1 "Баланс"
Проектные решения выявленных проблем должны быть представлены в форме рекомендаций и мероприятий по улучшению постановки учета с иллюстрациями заполненных форм документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности и пр. В третьем параграфе второго раздела обязательно раскрывается использование компьютерных технологий в учете. При этом рассматриваются методы, средства и требования к специалистам при информационных технологиях автоматизации исследуемого вопроса. Разрабатываются и предлагаются изменения в должностных инструкциях учетных работников в связи с автоматизацией учетного процесса, мероприятий по переподготовке и обучению кадров. Если на предприятии используется автоматизированная (компьютерная) форма учета, анализируется построение учетных регистров и обосновывается их усовершенствование. В первом параграфе третьего разделадипломной работы проводится общий анализ финансового состояния предприятия с аргументированной оценкой и изложением потенциальных возможностей экономического развития предприятия, раскрыть возможности автоматизации аналитических работ. Необходимо провести горизонтальный и вертикальный анализ баланса, а также рассчитать и проанализировать основные показатели оценки финансового состояния предприятия. При этом следует по данным предприятия не меньше, чем за два отчетных периода проанализировать изменения количественных и качественных показателей конкретного объекта и факторов, которые влияют на изменения их результативных показателей. Результаты анализа финансового состояния предприятия необходимо оформить в таблицы 15 (15а для бюджетных учреждений) и 16 (для коммерческих и бюджетных учреждений). При использовании для анализа данных предприятия, которое является малым (составляет финансовую отчетность в соответствии с П(С)БУ 25) необходимо трансформировать показатели формы № 2-м в форму № 2 "Отчет о финансовых результатах". В ходе трансформации отчетности необходимо перераспределить расходы по элементам в расходы деятельности (рис. 5)
Рис. 5. Взаимосвязь элементов и статей затрат Таблица 15 Основные показатели деятельности ООО «Сигма» за 2010-2011гг.
Таблица 15а Основные показатели деятельности бюджетного учреждения за 2010-2011гг.
Таблица 16 Анализ финансового состояния ООО «Сигма» за 2010-2011гг
В процессе анализа необходимо установить причинно-следственные связи экономических явлений и, исходя из этого, выявить и научно обосновать резервы улучшения показателей экономической эффективности, производительности труда, снижения себестоимости продукции и др. в существующей практике предприятия. По теме исследования необходимо провести экономический (финансовый) анализ наиболее полно отвечающий объекту исследования, обосновать выводы, предложить мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия. Расчеты должны сопровождаться табличным и графическим анализом. Обязательным направлением анализа по теме исследования является факторный анализ, который рекомендуется оформить в виде табл. 17. Таблица 17 Факторный анализ административных расходов ООО «Сигма» за 2010-2011гг.
По автоматизации аналитических работ необходимо раскрыть возможности использования компьютерных технологий на анализируемом объекте: - краткая характеристика программного обеспечения (statistika, MS Excel, MS Access, 1C-финансовый анализ и др. ); - подготовка данных для проведения анализа (экспорт данных, изменение формата, дополнительные расчеты); - экранные формы организации расчетов в избранном программном обеспечении; - средства визуализации аналитических данных (диаграммы, графики, методика построения); - автоматизация формирования выводов (использование логических операторов и шаблонов и пр.). Во втором параграфе третьего разделаисследуется организация внутрихозяйственного контроля и методика аудита учета операций объекта исследования, возможности их автоматизации. При этом дается критическая оценка организации и методики внутрихозяйственного контроля на предприятии, т.е. изучаются субъекты и объекты внутреннего контроля, порядок проведения инвентаризации на предприятии, выявляются недостатки в организации внутрихозяйственного контроля. При исследовании методики внешнего аудита составляется программа аудита предмета исследования по теме работы, отображаются основные аудиторские процедуры при сборе аудиторских доказательств, хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета (табл. 18), классификатор возможных нарушений, вопросник аудитора (тесты), предлагается вариант аудиторского заключения. Если темой дипломной работы предусмотрено изучение системы контроля, а не аудита, то в этом случае анализируется состояние организации внутреннего контроля на предприятии, а также методика внутреннего аудита. Таблица 18 Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета по долгосрочным и краткосрочным кредитам
По автоматизации процедур аудита рассматриваются: - организационные процедуры для внутреннего контроля в условиях автономных ПК; - влияние онлайновых компьютерных систем на аудиторские процедуры; - влияние баз данных на аудиторские процедуры; - основные компьютеризованные методы аудита и возможность их применения. В третьем параграфе третьего раздела необходимо освятить вопросы построения бюджета по теме исследования. Приступая к построению системы бюджетирования необходимо поставить конкретные задачи, которые должна решить новая система. От этого будет зависеть формат системы, метод планирования и детализация прогнозов. Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические и организационные проблемы. Принципиально важным является решение о внедрении системы бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. Разрабатывая бюджет по теме дипломной работы необходимо опираться на последовательность разработки системы бюджетирования (рис. 6)
Рис. 6. Последовательность разработки системы бюджетирования На основе изученных данных по предприятию предложить бюджет по теме дипломной работы, который в итоговом варианте следует оформить в виде таблицы, например (табл. 19)
Таблица 19 Бюджет производственных накладных расходов
Четвертый радел дипломной работы посвящен вопросам охраны труда на предприятии и рассматривается в соответствии с методическими рекомендациями по выполнению данного раздела, разработанными кафедрой «Экономика предприятия» (приложение Л). В заключении излагаются обоснованные выводы и рекомендации относительно совершенствования учетно-аналитической и контрольной работы, улучшения ведения хозяйственной деятельности и повышения эффективности деятельности предприятия. Например, 1. Критически оценивая организацию учета на предприятии, следует отметить, что учет регламентирован приказом по учетной политике ООО «Сигма». В виду того, что на предприятии один бухгалтер отсутствует его должностная инструкция. Учет в ООО «Сигма» не автоматизирован. 2. Критически оценивая постановку первичного учета административных расходов в ООО «Сигма», следует отметить, что к учетному процессу привлечены не учетные работники различных служб предприятия, что нарушает сроки поступления документов в бухгалтерию и усложняет их обработку. 3. Критически оценивая организацию аналитического и синтетического учета административных расходов в ООО «Сигма», следует подчеркнуть что синтетический учет построен в соответствии с требованиями Инструкции № 291, данные обобщаются в журнале-ордере № 5 одной суммой. Аналитический учет административных расходов ведется без применения специализированных регистров учета, с использование листа-пустографа. 4. На основании вышеизложенного можно выделить ряд проблемных вопросов, требующих совершенствования в бухгалтерском учете административных расходов в ООО «Сигма»: 1) совершенствование документооборота на предприятии, путем внедрения графика документооборота и регламентации обязанностей и ответственности как учетных, так и не учетных работников ООО «Сигма»; 2) совершенствование построения аналитического учета на предприятии путем разработки рабочего плана счетов по учету административных расходов, с использованием специализированного учетно-аналитического регистра. 3) развитие автоматизированной формы учета, что позволит сократить временные и трудовые затраты. Для решения указанных проблемных вопросов были разработана должностная инструкция главного бухгалтера, предложена схема организации документооборота, предложен проект специализированного учетно-аналитического регистра для организации аналитического учета административных расходов. 4. При анализе внутреннего контроля на предприятии установлено что, в ООО «Сигма» отсутствует внутренний контроль, годовая инвентаризация носит формальный характер. Поэтому предприятию предложено внедрить систему текущего бухгалтерского контроля в целях предотвращения бесхозяйственного расходования средств. 5. Как показал анализ финансового состояния ООО «Сигма», деятельность можно охарактеризовать положительно, с точки зрения наращивания объемов реализации продукции и роста чистой прибыли, но необходимо пересмотреть политику формирования себестоимости выпускаемой продукции и сократить непроизводственные расходы, негативно влияющие на рост себестоимости реализации продукции. 6. Анализ структуры и динамики административных расходов ООО «Сигма» показал что, произошли существенные как позитивные, так и негативные структурные изменения состава административных расходов, в т.ч.: 1) сократились расходы на урегулирование споров в судебных органах, представительские расходы и прочие расходы общехозяйственного назначения, что оказывает положительное влияние на сокращение административных расходов; 2) существенно возросли, почти в 3 раза расходы на содержание АУП, вознаграждение за профессиональные услуги, расходы на оплату услуг связи, что негативно влияет на рост административных расходов. 7. Факторный анализ изменений показал, что рост административных расходов произошел в результате увеличения стоимости расходов. Предприятию следует обратить внимание на рост стоимости признанных расходов и рассмотреть возможность их сокращения. Рекомендованный объем материала – 3 страницы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|