Здавалка
Главная | Обратная связь

Библиографический поиск, сбор, анализ и обобщение литературных источников



Магистрант после определения темы исследования должен составить предварительный библиографический список источников, в которых содержатся материалы по теме исследования. Источниками для формирования библиографического списка могут быть:

- библиографические списки и сноски в учебниках и научных изданиях (монографиях, научных статьях) последних лет или диссертациях по данной тематике;

- рекомендации научного руководителя;

- каталоги библиотек, к которым предоставляет доступ в реальном режиме и режиме виртуального читального зала

- Internet;

- справочно-информационную систему «Консультант плюс;

- справочно-информационную систему «Гарант».

Оценку состояния изученности темы целесообразнее начинать со знакомства с библиографическими изданиями, содержащими упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые сообщают о том, что издано по интересующему вопросу. Библиографическое описание оповещает о появлении документов и сообщает необходимые сведения об их отыскании. Наиболее значительным библиографическим указателем является «Сигнальная информация» ВИНИТИ.

Эффективным при поиске литературы является изучение списков публикаций в профессиональных и специализированных периодических изданиях (журналах, газетах, сборниках научных трудов), главная задача которых состоит в оперативном информировании о современных идеях и мнениях специалистов по различным проблематикам. Периодические и интернет-издания характеризуются новизной сообщаемой информации, полнотой охвата источников, наличием справочного аппарата, позволяющего быстро собрать и систематизировать библиографический список по теме магистерской диссертации.

Поиск статей по теме диссертации в научных журналах следует осуществлять в указателе статей, размещенном в последнем номере за календарный год соответствующего издания.

Библиографические списки встречаются особенно часто в монографиях и обычно помещаются в конце книги. При изучении научной или учебной книги необходимо особое внимание уделять информации об авторах, годе издания, который позволит установить историческое место данного исследования.

При работе над диссертацией с целью раскрытия смысла специальных понятий и терминов следует пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками.

Для полного раскрытия темы диссертации следует изучить нормативно-правовые акты: Кодексы, Законы, постановления, приказы министерств и т.д.

В качестве ретроспективного указателя могут использоваться каталоги отраслевых научно-технических издательств, которые содержат наиболее полные и точные списки книг по тематическому профилю издательства.

Литературу следует подбирать за последние 3 – 5 лет с целью изучения современных подходов к решению исследуемой проблемы. Использование источников, превышающих 5 летний срок давности, целесообразно с целью представления динамики подходов к решению данной проблемы.

Данный этап научной работы должен быть завершен рефератом объемом 20-30 страниц, включающим библиографический список (не менее 70 наименований) и краткое описание содержания, связанного с основными вопросами магистерской диссертации. Данный материал позволит уточнить план исследования.

В библиографический список использованных источников включаются все издания, которые были изучены, даже если цитаты из них не включены в текст магистерской диссертации.

Изучение научной литературы по избранной теме позволяет ознакомиться с понятийным аппаратом, существующими взглядами и научными школами.

Знакомство с научной книгой начинается с просмотра ее содержания для предварительной оценки ее значимости и связи с раскрываемой темой научного исследования. Научные тексты следует читать последовательно с начала, сосредоточив свое внимание на вопросах, которые относятся к теме вашего исследования.

Если книга принадлежит вам, то можно делать пометки на полях, выделять наиболее интересные на ваш взгляд моменты маркером, использовать стикеры вместо закладок. Это позволит обеспечить определенную последовательность интеллектуальной работы. Позже вам будет достаточно прочитать только выделенные цитаты, чтобы восстановить ход ваших рассуждений.

С библиотечными журналами, книгами и другими источниками можно сделать ксерокопии и работать, как было предложено выше.

Если по мере чтения у вас возникают вопросы, ответы на которые вы не нашли в читаемой книге, то формулируйте их отдельно с указанием автора, источника, страницы и цитаты, породивших этот вопрос.

После прочтения публикации необходимо составлять резюме, обозначая важное для проводимого вами исследования. Далее в работе вы будете обращаться к сделанному вами конспекту цитат или резюме, а не к первоначальному источнику. Поэтому, работая над конспектом цитат или резюме, позаботьтесь о его полноте и содержательности.

Целесообразно в резюме встраивать различные схемы, позволяющие проследить иерархию понятий или смысловую траекторию, что также будет весьма разумным и позволяет значительно расширить глубину охвата и понимания материала.

Практикуйтесь в использовании сделанных вами резюме для восстановления содержания соответствующих тем и разделов, сравнивайте полученный результат с первоисточником, оценивайте результат, не упустили ли вы что-то важное. Такая работа будет полезной как один из способов формирования навыков работы с информацией, книгами и т.д.

Изучая литературные источники необходимо следить за оформлением выписок, для того чтобы с ними потом было легко работать. Выписки из источников должны быть сделаны с указанием страниц и полной информации об источнике в соответствии с указаниями по оформлению библиографического списка, приведенного в п. настоящих методических указаний. Конспективные записи, выписки, цитаты систематизируются по вопросам исследования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.