Тема №4 Нормирование в области охраны окружающей среды. Государственный экологический мониторинг. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
1. Понятие, классификация экологических нормативов и их юридическая характеристика (нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду). 3. Соотношение технических регламентов и государственных стандартов в области охраны окружающей среды. 4. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. Экологическая сертификация. 5. Понятие и виды экологического мониторинга. 6. Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга. Правовые основы использования информационных ресурсов в области охраны окружающей среды. 7. Понятие и состав экологического правонарушения. Виды экологических правонарушений. 8. Понятие, виды юридической ответственности за экологические правонарушений и их характеристика. (интерактивное занятие в форме анализа конкретных практических ситуаций – case - study) 1. Подготовительный этап: - разделение студентов на две группы для изучения предлагаемых примеров судебной практики; - задание для группы № 1: ООО "СЦТИ "Диво" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ вследствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в процессе покраски помещения. Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 января 2004 г. N КА-А40/10998-03 правовая норма, предусмотренная ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, была истолкована следующим образом. Статья 12 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает технические и предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, несоблюдение или превышение которых влечет административную ответственность. Ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о привлечении к ответственности не содержат сведений о превышении заявителем каких-либо конкретных предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. Утверждение ответчика о производстве заявителем покраски лакокрасочными материалами промышленного оборудования и агрегатов в производственных целях ничем не подтверждено. В протоколе об этом не указано, нет также и документов (устава общества), из которых можно было бы определить хозяйственную деятельность "СЦТИ "Диво". При таких обстоятельствах привлечение ООО "СЦТИ "Диво" к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является: а) правомерным; б) неправомерным. Ваша аргументация за выводы по варианту а) и по варианту б) По Вашему мнению природоохранительными органами: 1) доказано превышение индивидуально-определенных нормативов допустимого воздействия; 2) установлена ли причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями? Оцените действия природоохранительных органов? Как должен поступить суд? В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" дано разъяснение по поводу применения правовых норм, устанавливающих ответственность, за нарушение экологического законодательства: теперь при рассмотрении данной категории дел особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей, выяснение иных обстоятельств, в частности, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости (п. 2). - задание для группы № 2 Постановлением заместителя Главного государственного инспектора по ЦАО г. Москвы от 30 июня 2003 г. ООО "Стерх" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение ст. 11, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающих обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Однако действий, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, ни из протокола об административном правонарушении, ни из постановления о привлечении к административной ответственности не усматривается. ООО "Стерх" не ведет производственную деятельность, от которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде. Из имеющейся в материалах дела копии договора аренды, на который ссылается административный орган, усматривается, что обществом арендовалось помещение под складирование непродовольственных товаров, а на месте складирования находились бумажные коробки. В протоколе зафиксировано, что места для временного хранения и сбора отходов не оборудованы надлежащим образом в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Оценив представленные административным органом доказательства, суд должен придти к какому выводу: а) ООО "Стерх" не может нести ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ; б) может нести ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. Какую Вы предлагаете аргументацию и за какие конкретно выводы? Оцените действия природоохранительных органов? Как должен поступить суд? 2. Аналитический этап: - обсуждение группами предложенных ситуаций; - анализ положительных и отрицательных решений; - обоснование консолидированной позиции группы нормами экологического закона. 3. Подведение итогов анализа конкретной практической ситуации в каждой группе студентов. Литература Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации.- М., 2011 г. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195- ФЗ // СЗ РФ.- 2002.- №1 (ч.1).- Ст. 1; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51- ФЗ // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197- ФЗ // Российская газета. №256. 31 декабря. 3. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// СЗ РФ.- 2002.- №2- Ст.133. 4. Постановления Правительства РФ: от 28 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель»; от 31 марта 2003 г. «Об утверждении Положения об организации и осуществлении экологического мониторинга». Основная:* 1. Бринчук М.М. Экологическое право [Текст]: учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук .— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005 .— 670 с. 2. Бринчук М.М. Экологическое право [Текст] : учебник для студентов вузов / М.М. Бринчук .— М. : Высшее образование, 2005 .— 472 с. — (Основы наук) . 3. Винокуров А.Ю. Экологическое право [Текст] : программа курса, учебник, практикум / А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, С.А. Фомин ; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова .— М. : Экзамен, 2006 .— 575 с. 4. Экологическое право [Текст] : учебник / под ред. С.А. Боголюбова .— М. : Проспект, 2008 .— 400 с. 5. Крассов О.И. Экологическое право: учебник для вузов / О.И. Крассов. – М. : НОРМА, 2004. – 576 с. Дополнительная: 1. Петин И.А. Экологические аспекты взаимодействия мира и человека как основание для уголовного наказания / И.А. Петин // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал.— М., 2008.— №5.— С. 9-11. 2. Селяков Н.А. К вопросу современной государственной концепции уголовно-правового противодействия преступности в лесном комплексе / Н.А. Селяков // История государства и права : федеральный научно-правовой журнал.— М., 2008 .— № 15 .— С. 7-10 . 3. Велиева Д.С. Экологическая информация: проблемы дефиниции и дифференциации / Д.С. Велиева // Конституционное и муниципальное право: научно-практическое и информационное издание.— М., 2008.— № 18.— С. 12-14 4. Васильева М.И. Правовые проблемы возмещения вреда, причиняемого здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды / М.И. Васильева // Государство и право .— М., 2008 .— № 10 .— С.26-36 . 5. Нарышева Н.Г. Тенденции дифференциации правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде / Н.Г. Нарышева // Экологическое право. — 2005 .— №1 .— С. 71-77 . 6. Кибальник, А. Уголовная ответственность за экоцид / А. Кибальник, И. Соломенко // Законность. — 2005 .— №6 .— С. 20-22. 7. Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса РФ. - М.: Издательство “Спарк”, 1998. - 352 с. 8. Дубовик О.Л. Административная ответственность за экологические правонарушения: предварительная оценка реформы законодательства // Экологическое право. - 2002. - № 2. 9. Конюшкина Ю. Усилить уголовно-правовую охрану вод, водных животных и растений // Российская юстиция. - 2003. - № 9. 10. Куликова Л.А. Судебно-арбитражная практика разрешения споров, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей природной среде // Юридический мир. - 1999. - № 3. 11. Маковик P.C. Меры административно-правового регулирования охраны и использования биосферы Российской Федерации // Юрист. - 2002. - № 7.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|