Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации по изучению сложных тем дисциплины



При изучении темы №1 «Понятие, предмет, система, источники и принципы экологического права» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:

Основные понятия:

-окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

-природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

-компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

-природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

-природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

-антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

-естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;

-природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;

-природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;

-охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

-качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;

-благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;

-негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Основные понятия сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и др.

Кроме того, в юридической литературе не сложилось единого подхода к определению экологического права, его предмета и метода.

Всовременной научной юридической литературе является общепризнанным подход, согласно которому «признаками любой отрасли права, дающими основание выделить ее из системы права в отдельную отрасль права, служат наличие государственной и общественной потребности в ней, специфического предмета, метода (способа), принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособленного законодательства и особых источников права»[5]. По поводу самостоятельности экологического права как отрасли права, а также его предмета правового регулирования и места в системе права России, существует несколько точек зрения.

Так, по мнению Казанцева Н.Д., в системе права с 1960-х годов существует природоресурсовое право - как новая самостоятельная интегрированная отрасль права, включающая на автономных началах земельное, горное, лесное, водное и природоохранительное право[6].

Точка зрения Боголюбова С.А., Бринчука М.М., Игнатьевой И.А. и ряда других ученых заключается в том, что в системе российского права существует самостоятельная комплексная отрасль права - экологическое право, которая представляет собой совокупность природоохранительного и приро-доресурсового отраслей права, а также включает экологизированные нормы иных отраслей права.[7]

Голиченков А.К. в своих трудах предложил компромиссный подход к определению экологического права. По его мнению, экологическое право можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле экологическое право - это система правовых норм и возникающих в процессе их реализации правоотношений, регулирующих общественные отношения по охране окружающей природной среды; в широком – регулирующих не только названные отношения, но и отношения по использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и других объектов.[8]

Разнообразие подходов к определению экологического права, признанию его самостоятельности в системе права России обусловило и дискуссионный характер определения его предмета правового регулирования, то есть того круга отношений, которые урегулированы нормами данной отрасли. Так, Петров В.В. полагал, что предметом экологического права являются две группы отношений - отраслевые (земельноохранительные, лесоохранительные и т.д.) и комплексные (охрана природных территорий и комплексов).[9]

Бринчук М.М. отмечал, что предмет современного российского экологического права образуют отношения: собственности на природные объекты и ресурсы; по природопользованию; по охране окружающей среды от разных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.[10]

Наиболее аргументированной, на наш взгляд, является точка зрения, что экологическое право – это самостоятельная и комплексная отрасль права, представляющая собой систему общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, охраняемых государством и регулирующих отношения по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности общества[11].

В предмет экологического права входят отношения по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности общества. Какой точки зрения придерживаетесь Вы и почему?

Дайте определение метода правового регулирования. Какие методы применяются в экологическом праве?

При рассмотрении вопросов об источниках экологического права не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Следует заострить внимание на определении источников экологического права, их признаках, осветить первые попытки кодификации экологического законодательства. Это рекомендуется и при рассмотрении вопросов о принципах экологического права.

Сформулируйте понятие нормы экологического права, ее признаки. При характеристике каждого вида норм экологического права, обратите внимание на процессуальные нормы экологического права. В чем заключается значение «стимулирующих» норм в экологическом праве?

Определите особенности экологических правоотношений и их видов. Обратите внимание на то, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

а) земли, недра, почвы;

б) поверхностные и подземные воды;

в) леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

г) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности их участников. Экологические права и обязанности сформулированы не только в Конституции РФ (ст.ст. 42, 58 и др.), но и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Так, ст. 11 данного закона устанавливает:

а) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

б) граждане имеют право:

-создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

-направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

-принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

-выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

-оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

-обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

-предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

-осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

в) граждане обязаны:

-сохранять природу и окружающую среду;

-бережно относиться к природе и природным богатствам;

-соблюдать иные требования законодательства.

При изучении темы №2 «Правовые формы использования природных ресурсов. Экологическое управление и контроль: понятие, виды, органы, осуществляющие экологическое управление и контроль и их полномочия» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:

Обратите внимание на право природопользования в объективном смысле, то есть как правовой институт и право природопользования в субъективном смысле.

Изучение этой темы играет огромную роль, так как формирует у студентов представления не только о специальном природопользовании, но и общем природопользовании.

Общее природопользование не связано с использованием природных ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности, поэтому осуществляется на природных объектах РФ (например, водоемах рек, озер, прудах и т. д.) свободно и не требует оформления имущественных прав природопользователей на конкретные природные ресурсы (не требуется лицензия или договор). Вступая в публичные отношения природопользования, граждане не только осуществляют право общего природопользования, но и несут определенные обязанности: сохранять используемые природные ресурсы и не причинять им вреда.

Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ, граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Следует отметить, что общий перечень федеральных органов исполнительной власти определяет Президент России по представлению Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ). В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Можно выделить следующие межотраслевые органы специальной компетенциив области охраны окружающей среды: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство экономического развития РФ.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства водных ресурсов. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Следует обратить внимание на то, что в числе основных видов (направлений) государственного экологического контроля Российской Федерации можно выделить:

а) контроль за состоянием природных объектов: земель (особенно земель сельскохозяйственного назначения); лесов; вод; атмосферного воздуха; животного мира; недр.

б) контроль за состоянием природных комплексов на территориях ООПТ, в исключительной экономической зоне, континентальном шельфе, внутренних морских водах и в территориальном море и т.д.

в) контроль за соблюдением экологических требований в отдельных сферах деятельности: в промышленности, в сфере обращения с отходами, при уничтожении химического оружия, контроль за радиационной обстановкой и т.д.

Важно понять и то, что функция контроля за состоянием окружающей среды в той или иной мере присуща нескольким федеральным органам исполнительной власти. Наиболее обширные, на наш взгляд, полномочия в данной сфере имеются у двух федеральных органов: Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (находится в ведении МПР России). Так, например, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет надзор и контроль в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов и т.д.

При изучении темы №3 «Экологическая экспертиза. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:

При изучении вопросов об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) не стоит ограничиваться только ее определением (дефиницией) и подробным изложением ее значения. Следует заострить внимание на стадиях проведения оценки воздействия на окружающую среду и четко усвоить куда направляются материалы ОВОС.

Следует обратить внимание на то, что если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Осуществление процедуры ОВОС предусмотрено и иными международными документами. Так, в 1997г. вступила в силу Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду, разработанная Европейской Экономической Комиссией ООН (ЕЭК ООН). Обязательность проведения ОВОС отмечалась и участниками Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро, которые, в частности, подчеркивали, что участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду является одной из предпосылок для достижения устойчивого развития (п. 23.2 Повестки дня на XXI век).

Вопросы экологической экспертизы излагаются не только на основании теоретических (концептуальных) положений, но и в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

Обратите внимание на то, что федеральными специально уполномоченными органамив области экологической экспертизы являются: а) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (находится в ведении МПР России). Субъекты Российской Федерации не вправе проводить государственную экологическую экспертизу. Разделение полномочий между федеральными органами исполнительной власти в области экологической экспертизы и их территориальными органами определяется статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» на основании масштаба и значенияхозяйственных объектов (видов деятельности).

При рассмотрении вопросов об экономическом регулировании в области охраны окружающей среды, следует исходить из того, что анализ российского экологического законодательства позволяет выделить следующие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды:

-разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

-разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

-разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

-установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

-проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

-проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

-предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

-возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;

-иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

При изучении темы №4 «Нормирование в области охраны окружающей среды. Государственный экологический мониторинг. Юридическая ответственность за экологические правонарушения» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:

В чем смысл нормирования, которое представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы,позволяющий рассчитывать на непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам.

Следует иметь в виду, что экологическое нормирование можно рассматривать в трех аспектах: а) как правовую меру или инструмент охраны окружающей среды, б) как правовой институт и в) как функцию государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Какую классификацию экологических нормативов Вы знаете? Сопоставьте содержание понятий «нормативы качества окружающей среды» и «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду». Дайте общую характеристику каждому виду экологических нормативов. В каком соотношении находятся экологические нормативы и технические регламенты?

При подготовке ответов на вопросы по данной теме, рекомендуем изучить ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой закрепляются основы нормирования в области охраны окружающей среды. Вот ее текст: нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормирование в области охраны окружающей среды регулируется не только Федеральным законом «Об охране окружающей среды», но и другими законами. Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта.

Изучение темы «экологический мониторинг» играет огромную роль, так как формирует у студентов первые представления о мониторинге окружающей среды и каждого ее средообразующего компонента.

Дайте характеристику глобального, национального, регионального и локального мониторинга. В чем особенности фонового мониторинга? Какие органы организуют и осуществляют экологический мониторинг? Как используются информационные ресурсы?

Для полного раскрытия вопросов о мониторинге окружающей среды рекомендуем изучить соответствующие нормативные акты. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. №372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет:

-организацию составления прогнозов погоды, водности, урожая сельскохозяйственных культур, глобальных и региональных изменений климата;

-участие в установленном порядке в проведении гидрометеорологической экспертизы проектов строительства и проектов освоения территорий;

-согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций;

-исследования гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве в части изучения и прогнозирования радиационной обстановки, состояния ионосферы и магнитного поля Земли.

Рассматривая следующий вопрос поясните, в чем, на Ваш взгляд, особенности юридической ответственности за экологические правонарушения? Дайте определение юридической ответственности за экологические правонарушения и охарактеризуйте каждый вид (уголовную, административную, гражданско - правовую и дисциплинарную). Основанием юридической ответственности является правонарушение, т.е. запрещенное эколого-правовыми нормами Российской Федерации и субъектов РФ под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, причиняющее вред окружающей природной среде либо содержащее реальную угрозу его причинения.

Имейте в виду, что из данного определения следует три исключения: во-первых, вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть возмещен независимо от вины причинителя, во-вторых, правонарушением не будет считаться причинение вреда окружающей среде лицом в состоянии крайней необходимости, в-третьих, в числе обстоятельств, исключающих преступность деяния, УК РФ упоминает обоснованный риск. Однако риск не будет признан обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, в том числе угрозой экологической катастрофы и т.д.

Состав экологического правонарушения (как и любого другого) включает в себя 4 элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Необходимо дать общую характеристику каждого элемента.

При изучении темы №5 «Правовая охрана окружающей среды при строительстве хозяйственных и иных объектов. Охрана окружающей среды городских и сельских поселений» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:

Сформулируйте понятие и значение экологических требований к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности. С учетом Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «О техническим регулировании», проанализируйте соотношение экологических требований и технических регламентов. В чем особенности, на Ваш взгляд, экологических требований на стадии размещения, проектирования, строительства, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации хозяйственных и иных объектов. Так, ст. 34 федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Прекращение в полном объеме размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.

В главе 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержится не исчерпывающий перечень экологических требований. Какие еще законы регулируют отношения, связанные с экологическими требованиями? Чтобы облегчить поиски ответа на этот вопрос рекомендуем изучить закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Какие Вы усматриваете основные направления охраны окружающей среды городских и сельских поселений. Например, ст. 44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает: а) при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

б) при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

в) в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В каких еще нормативных правовых актах изложены экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности.

При раскрытии вопроса обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, следует, на наш взгляд, дать юридическую характеристику соответствующим нормативным правовым актам.

При изучении темы № 6 «Правовое регулирование использования и охраны природных ресурсов: земель, вод, воздуха, недр, лесов и животного мира» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:

При изучении темы об охране земель, следует понять, в чем особенности земли как природного объекта и ее экологическая роль. Цели и задачи охраны земли. Рациональное использование земли. Правовое регулирование охраны земли.

В изучении темы об охране водных ресурсов наиболее важным является то, что вода имеет огромное значение в жизни человека. Назовите объекты и субъекты водных отношений. Право собственности и иные права на водные объекты. Основания возникновения и прекращения права пользования водными объектами. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Управление в области использования и охраны водных объектов. Виды водопользования.

Сформулируйте юридическое понятие «атмосферный воздух». Управление в области охраны атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.

Какое понятие недр дается в законодательстве? Важно всесторонне рассмотреть вопросы о праве собственности на недра. Государственный фонд недр. Виды пользования недрами. Права и обязанности недропользователей. Правовое регулирование охраны недр. Государственный контроль за использованием и охраной недр.

Какое дается понятие леса и лесного участка в Лесном кодексе РФ. Следует рассмотреть вопросы об участниках лесных отношений. Право собственности на лесные участки. Право собственности на древесину и иные лесные ресурсы. Подразделение лесов по целевому назначению. Виды лесопользования. Правовые меры охраны и защиты лесов. Платежи за пользование лесным фондом.

Определите понятие «животный мир». Необходимо проанализировать вопросы о праве собственности на объекты животного мира. Государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира. Право пользования животным миром и его виды.

При изучении темы №7 «Охрана территорий с особым эколого-правовым режимом» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:

Сформулируйте определение территории с особым эколого-правовым режимом в соответствии с Федеральными законом «Об особо охраняемых природных территориях». Дайте общую характеристику правового режима особо охраняемых территорий. В чем различие в правовом режиме: Государственных природных заповедников, национальных и природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов?

По признаку заповедности, правовой режим особо охраняемых природных территорий может быть трех видов:

а) Абсолютное заповедование. Каким особо охраняемым природным территориям присущ данный режим? Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

б) Относительноезаповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация каких особо охраняемых природных территорий?

в) Смешанныйрежим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации каких особо охраняемых природных территорий?

Изучив Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», поясните в чем смысл, на Ваш взгляд, правового института лечебно-оздоровительных местностей и курортов? Особенности правового режима лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Какими нормативными правовыми актами регулируется правовой режим зон экологического бедствия?

При изучении темы № 8 «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» особое внимание обратить на следующие понятия (определения), точки зрения в юридической литературе:

Сформулируйте понятие международного права окружающей среды (международного экологического права). Объекты международно-правовой охраны окружающей среды. Принципы международного права окружающей среды. Источники международного права окружающей среды. Международные организации как субъекты международного права окружающей среды.

Вопросы охраны и использования окружающей среды регулируются национальным законодательством до тех пор, пока они не выходят за пределы территориальных границ государства. Международное экологическое право имеет самостоятельный предмет правового регулирования - международные экологические отношения, которые можно условно разделить на три группы:

1) Отношения по предотвращению и ограничению вредных воздействий на состояние окружающей среды, которые могут быть решены лишь усилиями всего международного сообщества (загрязнение Мирового океана, воздушного бассейна, загрязнение окружающей среды в ходе военных конфликтов и т. д.).

2) Обеспечение рационального использования международных природных ресурсов.

3) Охрана уникальных природных объектов путем их консервации от хозяйственного воздействия человека (экологические иммунитеты).

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение, согласно которому нормы международного права имеют большую юридическую силу, чем нормы закрепленные в национальном законодательстве, в полной мере распространяется и на сферу регулирования экологических отношений. В связи с интернационализацией проблем в сфере окружающей среды общие нормы российского права приобретают все более отсылочный характер. Нормы российского права зачастую отсылают правоприменителя к международному законодательству за правовой нормой, подлежащей применению (Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «О животном мире» и т. д.). Кроме того, российские законы закрепляют принципы международного сотрудничества Российской Федерации в сфере окружающей среды.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.