Здавалка
Главная | Обратная связь

Конституционно-правовые (суверенные) признаки РФ и её субъектов



1. ТЕРРИТОРИЯ

РФ имеет свою территорию. Территория любого государства состоит из нескольких компонентов: суша (это поверхность территории государства не покрытая водой), внутренние воды (поверхность территории имеющей водную составляющую), территориальное море, воздушное пространство, недра. Недра не включены в состав территории РФ, это грубейшая ошибка. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона (на территории 200 миль осуществляется охрана границы, лов рыбы). Территория РФ состоит из территорий её субъектов.

Субъекты федерации также обладают признаком территориального верховенства, но территориальное верховенство субъекта ВТОРИЧНО по отношению к территориальному верховенству РФ

Территория РФ не может быть изменена без ее согласия.

Внутренние же границы между субъектами РФ изменять можно, утверждение изменения таких границ происходит по согласию между субъектами и с разрешения Совета Федерации. А что делать при изменении внешних границ государства? Спрашивать ли у субъектов согласия? Согласно ст.71 Конституции РФ при изменении внешних границ РФ с изменением границ субъектов РФ это вопрос решается на федеральном уровне, т.е. здесь не требуется согласия субъектов.

2.УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Поскольку РФ обладает суверенитетом, у нее есть суверенная учредительная власть. На федеральном уровне всегда: Верховна, Независима, Едина, но это не единственная характеристика. Есть 2 компонента:

1. Учредительная власть устанавливает определенные ценности (состав территории, система гос.органов, система законодательства, название государства, права и свободы граждан и т.п.)

2. Защищает их

Учредительная власть субъектов РФ вторична по отношению к учредительному характеру власти РФ в целом. Потому что она устанавливает государственно-правовые ценности в тех пределах, которые не заняты авторитетом гос.власти (т.е. по предметам свое ведения)

3.СИСТЕМА ГОС.ОРГАНОВ (ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ)

Собственная система государственных органов – признак РФ. У нас есть система государственных органов: президент, федеральное собрание, правительство, прокуратура, суды и т.п.

В субъектах федерации действуют различные органы:

- органы, созданные субъектом

- региональные и локальные органы федеральной власти (органы прокуратуры, правосудия, внутренних дел, безопасности и т.д.)

- на территории субъектов действуют органы местной власти – самостоятельная система органов публичной власти;

В эту систему входят, там, где есть - президенты и губернаторы (не путать с главами администрации области), которые имеют глав правительства, свои органы законодательной власти, органы исполнительной власти (администрация, главы администрации, правительство), в республиках есть свои конституционные суды. Эти органы можно назвать органами субъектов, т.к. эти органы формируются только на уровне субъектов. Органы субъектов федерации могут иметь различные ветви и структуру, но она должна соответствовать основам конституционного строя РФ и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

4. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Федеральное и конституционное законодательство – признак РФ. Прежде всего это Конституция, Законы РФ «О внесении изменений и дополнений в Конституцию», ФКЗ, ФЗ и законы, приравненные к ним, Указы Президента РФ (!!нормативного характера), Постановления Правительства РФ, нормативные приказы министерств и руководящих иных высших ведомств и министерств.

J В признаках Субъектов РФ Симонов В. А. такой признак, как система законодательства не выделил J

5.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА

Признак РФ: государственная символика включает – герб, флаг, гимн – политические символы. В Конституции устанавливается, что гос.символы устанавливаются ФКЗ, а у нас долгое время символы устанавливались Указом Ельцина, т.е. в нарушение Конституции.

Признак субъектов РФ: все субъекты, КРОМЕ автономных округов, имеют герб, флаг, гимн.

6. ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, БЮДЖЕТ

РФ имеет свою экономическую систему, налоговую систему, право денежной эмиссии и эмиссии ценных бумаг. Денежной единицы у субъектов сейчас нет, но субъект имеет право выпускать ценные бумаги !!субъектного уровня. РФ имеет свой бюджет, налоги устанавливаются исключительно федеральной властью. Также свой бюджет имеет субъект.

7. ГРАЖДАНСТВО

Гражданство – это признак только субъектов РФ. В связи с принятием ФЗ «О гражданстве РФ» отменили гражданство у субъектов (раньше оно было у республик)

8.НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ – это признак только РФ.

У РФ есть общефедеральные военные силы и собственное федеральное командование. У субъектов нет. Вооруженные силы это (различные точки зрения):

1. Только те формирования, которые относятся к морским, воздушным, пехотным силам. Согласно этой точке зрения у субъектов нет вооруженных сил.

2. Не только армия и флот, но и пограничные войска, войска МВД, войска ФСБ и ФАПСИ.

3. Понимается не только вышеперечисленное, но и любые милитаризированные формирования.

Если смотреть на этот вопрос широко, то субъекты обладают вооруженными силами в лице муниципальной милиции, однако командования у них нет.

Национальное воинское формирование – используют, когда надо обучить военному делу людей, которые не владеют языком. В условиях мирного времени национальные воинские формирования не нужны.

9.ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – только у РФ.

Это важнейший суверенный признак любого государства. Фактором признания суверенитета государства является признание его мировой общественностью и складывается из внешнеполитической деятельности, наличия консульских связей с другими государствами. Субъекты РФ не обладают правом на внешнеполитическую деятельность. Дипломатические и консульские представительства субъектов федерации не признаются правомерными. РФ осуществляет международные связи с другими государствами; РФ вправе учреждать с согласия этих государств – посольства, консульства, а также торговые представительства. Но это не означает, что в тех государствах, с которыми у РФ нет дипломатических отношений, интересы РФ не защищаются. Они защищаются, но через третьих лиц.

10. ГОСУДАРСВТЕННЫЙ ЯЗЫК – признак только РФ. Нельзя убрать то, что объективно будет существовать. Гос.язык необходим:

1) нужен единый язык

2) нужен язык официального общения

3) нужен язык, на котором государство общается с внешним миром

11.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Это система нормативного регулирования. Как признак РФ и признак Субъектов РФ – различие в сферах ведения (см. Конституцию Ст.71,72)

 

133. Территория РФ: понятие, состав. Принцип территориального верховенства, его содержание

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕРРИТОРИИ

Территория как плоскость внутри государственных границ. Впоследствии, когда люди поняли, что не только земная поверхность, но и недра и воздушное пространство полезны для людей – стали включать:

Территория – некое трёхмерное пространство, которое образуется, если перпендикулярно государственной границы на земной поверхности построить плоскость; Территория, которая окажется внутри этой плоскости – и есть наше определениеJ

РФ имеет свою территорию. Территория – пространственный предел осуществления Гос.власти. За пределами территории РФ суверенная власть осуществляться не может.

Посольство –часть территории того государства, которое это представительство акредитировало, т.е. это тоже территория РФ.

Ст.67. Конституции РФ

«1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.»

Территория любого государства состоит из нескольких компонентов:

суша (это поверхность территории государства не покрытая водой), внутренние воды (поверхность территории имеющей водную составляющую), территориальное море, воздушное пространство, недра. Недра не включены в состав территории РФ, это грубейшая ошибка. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона (на территории 200 миль осуществляется охрана границы, лов рыбы).

Внутренние морские воды РФ - по законодательству РФ - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. К внутренним морским водам относятся:

- воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- воды заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

- воды заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ.

Территориальные воды - полоса прибрежных морских вод определенной ширины, отсчитываемой от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, каждое государство имеет право устанавливать ширину своих территориальных вод до предела, не превышающего 12 морских миль

Воздушное пространство РФ – воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. («Воздушный кодекс РФ»)

Недра - часть земной коры:

- расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков;

- простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

(по ФЗ «О континентальном шельфе РФ»):

«Континентальный шельф РФ –морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.»

В пределах шельфа:

- ведется разработка месторождений нефти и газа;

- исследуется возможность добычи некоторых других полезных ископаемых;

- находятся важнейшие рыбопромысловые районы мира.

(по ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»):

Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Специфическая особенность территории РФ: Территория РФ состоит из территорий её субъектов.

Принцип территориального верховенства – осуществление государством в пределах своей территории верховенства, означающее, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся на этой территории.

Территория РФ не может быть изменена без ее согласия. Внутренние же границы между субъектами РФ изменять можно, утверждение изменения таких границ происходит по согласию между субъектами и с разрешения Совета Федерации. А что делать при изменении внешних границ государства? Спрашивать ли у субъектов согласия? Согласно ст.71 Конституции РФ при изменении внешних границ РФ с изменением границ субъектов РФ это вопрос решается на федеральном уровне, т.е. здесь не требуется согласия субъектов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.