Здавалка
Главная | Обратная связь

Ни порабощенная, ни свободная



Используя таттва-вичару, абсолютный подход, мы поймем, что по своей сути душа не порабощена и не свободна. Каждый из нас - кришна-дас, вечный слуга Кришны. Обитатели солнца не видят его закатов. Для них солнце присутствует всегда. Наблюдать восходы и закаты солнца могут только жители других планет. Дживера сварупа хайа, кришнера нитйа-даса. По своей сути джива - вечная слуга Кришны. Тот, кто это осознает, не принадлежит ни к числу зависимых, ни к числу свободных душ. Он не причисляет себя ни к тем, ни к другим. Он знает: я - слуга Кришны. Тех гйани, что достигли Брахмана, сияния, исходящего от тела Господа, нельзя считать по-настоящему свободными. Истинно свободны только те, кто осознал свое изначальное предназначение и обрел бхактира-мукти. Мукти, свобода, сама приходит к тому, кто следует путем бхакти, и, смиренно склонившись, говорит: " Чем могу служить?" Чистый преданный отвергает мукти. "Уходи! Я не желаю тебя видеть!" - говорит он.

Шрила Рупа Госвами так определял уттама-бхакти, чистое преданное служение:

анйабхилашита шунйам

джнана кармадй анавритам

анукулйена кришнану-

шиланам бхактир-уттама

«Только тот, в чьем сердце не осталось и следа мирских желаний, кто сбросил оковы философии монизма и оставил корыстные труды, достоин получить доступ к чистому преданному служению. Он всегда с любовью служит Кришне, послушный Его воле» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11).

Идущий путем чистой преданности не желает ни бхукти, мирских удовольствий, ни мукти, избавления от страданий. Поэтому он не баддха и не мукта, не порабощенный и не свободный. Где бы он ни был, он с любовью служит Кришне. Он твердо знает, что его предназначение - быть кришна-дасом. Он служит Кришне и потому всегда пребывает с Ним. Преданный может быть в материальном мире или вне его (апаварга). Он может быть в раю или в аду. Но это всего лишь видимость. В действительности, он - на планете Кришны. Более того, он всегда осознает себя слугой Кришны, и ему не грозит грехопадение. В его сердце нет и тени греховных желаний. Где бы он ни был, он везде с любовью служит Кришне. Он всегда пребывает с Кришной. Он не порабощен и не свободен. Он - кришна-дас, слуга Кришны, его сердце чисто, и он всегда верен своему предназначению.

Следуя предписаниям варнашрама-дхармы, мы достигнем высшей цели - чистой преданности Господу. Тогда мы не будем стремиться ни к мирским удовольствиям, ни к избавлению. Анукулйена кришнану-шиланам бхактир-уттама. Мы будем желать только одного: с любовью служить Кришне, всегда Ему угождать. Это высшее приобретение тех, кто следует заповедям дхармы. Это - атма-дхарма, дхарма души. У каждого предмета (васту) есть своя дхарма. Дхарма есть у тела и ума, дхарма есть и у души. Дхарма тела - искать чувственных удовольствий. Дхарма ума - принимать и отвергать. Но вы не тело и не ум, вы - душа. Какова же ваша дхарма? Ваша дхарма - угождать Господу Хари, Кришне (хари-тошана).

Душа познает истинную радость, когда будет с любовью и преданностью служить Господу Хари, Кришне, думая только о Его счастье - йато бхактир адхокшадже. Когда душа радуется, вместе с ней радуются ум и тело. Душа - это главное. Кто не думает о душе и старается насладить тело и ум, тот обрекает себя на вечные муки.

 

Готовы задавать вопросы

Те, кто следует заповедям дхармы, должны научиться угождать Кришне. Это их высшая цель, высшее приобретение. Кришна - Верховная Душа, и Он очень дорог всем душам. Кришнадаса Кавираджа Госвами пишет:

чари варнашрами йади кришна нахи бхадже

свакарма карите сераураве пади'мадже

«Приверженцы варнашрамы следуют предписаниям, которые шастры предназначили для четырех варн и четырех ашрамов (брахмачари, грихастх, ванапрастх и саннйаси). Но тот, кто только исполняет эти предписания, но не служит Кришне, вновь окажется в аду материального бытия» (Ч.-ч., Мадхья, 22.26).

"Я выполняю заповеди варнашрама-дхармы" - скажете вы. Да, но если при этом вы не совершаете хари-бхаджан, если не стремитесь своим трудом угождать Господу Хари, если вы трудитесь ради собственной корысти, то вы неминуемо окажетесь в аду под названием раурава. Кто следует заповедям дайви-варнашрама-дхармы, тот и не помышляет о том, чтобы наслаждаться плодами своего труда. Он все отдает Кришне. Ему открыт доступ к чистому преданному служению. И когда его сердце станет чистым, он пойдет к садху-гуру и будет спрашивать его об Абсолютной Истине. Тогда он поймет: "Я - кришна-дас". Его душа изголодалась, и он хочет узнать, чем ее насытить. Пища души - хари-катха, кришна-катха. Он устремится туда, где она есть. Когда голодный бык видит за забором сено, он снесет даже очень крепкий забор и ворвется в огород. Душа, которая голодна, будет у всех спрашивать: "Где хари-катха?" Из Австралии, из Америки, из Европы она устремится в Индию "Где хари-катха? Где садху?" Она отвергнет все условности, сметет все преграды "Круши! Ломай! Я хочу есть! Я голодаю!" Это - истинный голод. Утолить его может только хари-катха. И когда душа насытится (тошаната), ум и тело тоже будут сыты. Если вы заботитесь только о теле и об уме, но не думаете о душе, вы не увидите ничего, кроме страданий. Вы не узнаете истинного счастья. Вас ожидают нескончаемые беды - духкха-йонайа эва те. Такова истина о варнашрама-дхарме.

Глава четвертая

Искусство задавать вопросы

брахмана чодито брахман

гунакхйане 'гунасйа ча

йасмаи йасмаи йатха праха

нарадо дева-даршанах

Царь Парикшит сказал Шукадеве Госвами: "Внимать Нараде Муни столь же почетно, как внимать самому Господу Брахме. Прошу, поведай мне, к кому обращался великий мудрец и что он говорил о запредельных, нематериальных качествах Господа.

 

КОММЕНТАРИЙ: Нарада Муни получил духовное знание от Брахмаджи, а тот воспринял его от Верховного Господа. Поэтому наставления, которые Нарада давал своим ученикам, не отличались от наставлений самого Господа. Так передается ведическая мудрость. Верховный Господь стоит у истоков преемственности духовных учителей, по которой духовное знание нисходит в материальный мир. Ведическое знание нельзя получить от умствующих философов. Нарада Муни повсюду выступает как истинный представитель Бога, и его появление неотлично от появления Самого Господа. Авторитетной можно считать лишь ту преемственность учителей, в которой свято чтут духовное послание: ее представители дают те же поучения, которые Господь изначально дал Своему преданному О том, как Нарада Муни передавал ученикам духовное знание, рассказывается в последующих Песнях "Шримад-Бхагаватам" (Бхаг, 2.8.1).

 

В этом стихе и комментарии говорится о многом. Прабхупада объяснил смысл стиха лишь в общих чертах. Чтобы понять его полностью, необходимы дальнейшие разъяснения.

Махараджа Парикшит задает вопросы Шукадеве Госвами. Вопросы - это начало. Для чего они нужны? О чем и кого нужно спрашивать. Все это требует разъяснений.

Заблудшую душу всегда одолевают сомнения. Как же их развеять, если не задавать вопросов? И кто даст верные, безошибочные ответы на эти вопросы?

 

Счастливая звезда

Париж, Франция 24 июля 1995 г.

 

Шукадева - истинный наставник, садху. Такой садху принадлежит к авторитетной преемственности духовных учителей. Когда вы найдете истинного вайшнава, вы должны обратиться к нему с вопросами. Встретить садху-вайшнава - великая удача (субхагйа). Шрила Прабхупада пишет, что Нарада Муни повсюду выступает как представитель Бога и что его появление неотлично от появления самого Господа. Если вам довелось увидеть Верховного Господа и Его представителя, преми-бхакту, преданного, который очень дорог Господу и который всегда хранит Господа в своем сердце, значит взошла ваша счастливая звезда.

Рождение в облике человека - большая редкость:

дурлабхо манушо дехо

дехинам кшана-бхангурах

татрапи дурлабхам манйе

ваикунтха-прийа-даршанам

«Падшей душе редко удается появиться на свет в облике человека, и человеческая жизнь может оборваться в любое мгновение. Но даже те, кому посчастливилось родиться людьми, редко получают возможность встретиться с чистыми преданными, которые бесконечно дороги Властелину Вайкунтхи» (Бхаг, 11.2.29).

Редко кому удается получить манушо деху, тело человека. К тому же, человеческая жизнь очень коротка - кшана бангурах. Смерть может наступить в любое мгновение. Мы, заблудшие души, думаем: "Я никогда не умру". Но откуда вам знать, может, смерть прийдет за вами уже сегодня? Редко кому удается родиться человеком, но еще реже удается повстречать вайкунтха-прийу, преданного, который очень дорог Верховному Господу. Такого садху встретит только тот, кому очень посчастливится.

Когда Махапрабху пришел в дом Шривасы Пандита, тот воскликнул:

аджи мора сакала-духкхера хаила наша

аджи мора диваса хаила паракаша

аджи мора джанма карма - сакала сапхала

аджи мора удайа - сакала сумангала

аджи мора питрикула хаила уддхара

аджи се васати дханйа хаила амара

аджи мора найана-бхагйера нахи сима

танре декхи - йанра шри-чарана сева рама

«Сегодня пришел конец всем моим несчастьям! Сегодня передо мной явился Ты, о Господь! Теперь я знаю, что жил и трудился не напрасно. Сегодня на меня низошла благодать! Сегодня мои праотцы обрели избавление! Сегодня дом мой покрылся славой! Сегодня глаза мои сияют безмерной радостью! Сегодня я вижу Тебя, о Всевышний Господь, чьи стопы лелеет богиня Лакшми! (Ч-б., Мадхья, 2.288-291).

Махапрабху - Всевышний Бог, однако, прийдя на землю, Он явил ачарйа-лилу.

кали-йуге садху паойа душкара джанийа

садху-гуру-рупе кришна аила надийа

В Кали-югу очень трудно найти истинного садху. Поэтому, когда Кришна явился в Надии, Он Сам стал садху-гуру (Шрила Джагадананда Пандит, "Према-виварта ").

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.