Здавалка
Главная | Обратная связь

Самая авторитетная ветвь



Таковы были наставления, которые Верховный Господь дал Брахме, тем самым положив начало новой сампрадайе. Брахма передал духовное знание Нараде, Нарада - Вйасе, а Вйаса - Мадхве. Такова наша преемственность духовных учителей, наша брахма-мадхва-сампрадайа. Впоследствии, когда представитель этой сампрадайи стал духовным учителем Махапрабху, появилось название брахма-мадхва-гаудийа-сампрадайа.

сампрадайа вихйна йе

мантрас те чишпхала матах

атах калау бхавишйанти

чатварах сампрадайинах

шри-брахма-рудра-санака

ваишнавах кшити-паванах

чатварас те калау бхавйа

хй уткале пурушоттамат

«Если мантра получена от гуру, который не принадлежит к авторитетной сампрадайе, она не возымеет ожидаемого действия. В век Кали придут четыре ачарйи, которые станут во главе четырех вайшнавских сампрадай, основанных Шри, Брахмой, Рудрой и Санакой. Эти четыревайшнава освятят землю. Их сампрадайи изойдут от Самого Верховного Господа в Уткале [Ориссе] ("Падма-пурана").

Шри-сампрадайа ведет начало от Лакшми. Ачарйа этой сампрадайи - Рамануджа, поэтому ее также называют рамануджа-сампрадайей. Брахма-сампрадайя ведет начало от Брахмы, и мы принадлежим к этой сампрадайе - брахма-мадхва-гаудийа-сампрадайе. Наш сампрадайа-ачарйа - Мадхва. Основателем рудра-сампрадайи был Рудра, Шиваджи. Это тоже ваишнава-сампрадайа. Ее ачарйа - Вишнусвами. Санака- или кумара-сампрадайа ведет начало от четырех Кумаров. Ачарйа этой сампрадайи - Нимбарка. Таковы четыре авторитетные сампрадайи в Кали-йугу. Другие сампрадайи не авторитетны, это - апа-сампрадайи. Рамануджачарья жил в двенадцатом веке, а Мадхвачарья - в тринадцатом. Время явления Вишнусвами и Нимбарки точно не установлено. У каждого из этих ачарйев была своя философия. Философия Вишнусвами получила название шуддхадвайта-вады, Рамануджачарья изложил философию вишиштадвайта-вады, Нимбаркачарья - философию двайтадвайта-вады, а Мадхвачарья - философию шуддха-двайта-вады. В философских учениях Рамануджачарьи, Вишнусвами и Нимбаркачарьи есть элементы адвайта-вады, философии монизма. Их нет, однако, в философии Мадхвачарьи, называемой шуддха-двайта-вадой. Мадхва был могущественным ачарйей, аватарой, или воплощением бога ветров - Вайю. Он яростно проповедовал против адвайта-вады и полностью ее разгромил.

Расхождения между философскими учениями этих четырех ачарйев весьма незначительны. Они лишь слегка различаются в своем подходе к двайте и адвайте. Ортодоксальная адвайта-вада неверна, так же, впрочем, как и ортодоксальная двайта-вада. Поэтому, согласно "Падма-пуране", чатварас те калау бхавйа хй уткале пурушоттамат - в Пурушоттама Кшетре, Джаганнатха Пури, четыре вайшнавские философии будут объединены, и в результате возникнет самая верная и возвышенная философия. Это будет философия ачинтйа-бхедабхеда-таттва, учение Махапрабху о "непостижимом единстве и различии". В философии каждой из четырех вайшнавских сампрадай есть свой недостаток. Зная об этом, Махапрабху, Бхагаван, Верховная Личность Бога, явил ачарйа-лилу. Он взял из этих четырех учений только суть и дал миру самую возвышенную философию - философию ачинтйа-бхедабхеда-таттва. В "Падма-пуране" было предсказано, что это философское учение зародится в Уткале, Ориссе, в Джаганнатха Пури Дхаме, и оттуда распространится по всему миру. Теперь это предсказание исполнилось.

Гаудийа-парампара, ведущая начало от Махапрабху, - самая авторитетная ветвь преемственности духовных учителей. Ваш гуру должен принадлежать к гаудийа-ваишнава-парампаре. Махапрабху щедро раздает кришна-прему, но, если ваш гуру не из гаудийа-ваишнава-парампары, вы не сможете ее получить. А без премы вы не получите доступа к Кришне. Преме кришна ваша хайа, преме танре бхаджи. Кришна - тот, к кому должна быть обращена наша любовь. Кто обрел любовь к Кришне, тот способен Его покорить. Поэтому совершать бхаджан и служить Кришне нужно с любовью. Иначе Кришна не примет наше служение.

Махапрабху учит: киртанийах сада харих.

тринад апи суничена

тарор ива сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

("Шикшаштака", 3)

Считай себя ниже соломинки, лежащей на дороге, и будь смиреннее, чем она. Пусть гордыня навсегда исчезнет из твоего сердца. Помни: "Я самое ничтожное существо". Тарор ива сахишнуна. Будь столь же терпеливым, как терпеливы деревья. Деревья не ропщут, даже когда их рубят или жгут. Они терпеливо сносят любые напасти. Аманина манадена. Не требуй почестей для себя, сам же почитай каждого, ибо в сердце каждого пребывает Кришна. Почитай Кришну, а не тело. Кришна - Параматма, Сверхдуша в сердцах всех живущих. Поэтому истинный садху, истинный вайшнав, почитает всех, даже крошечного муравья. Он знает: там - Кришна.

Сказано также:

эи мата хана кришна-нама лайа

шри-кришна-чаране танра према упаджайа

«Если ты произносишь святые имена Господа Кришны со смирением, в тебе непременно проснется любовь к Его лотосоподобным стопам» (Ч.-ч., Антья, 20.26).

Махапрабху - Господь, дарующий прему - према-прадата. Он - маха-ваданйайа-аватара, самая милостивая аватара, ибо Он раздает кришна-прему. Но как ее получить? Стань смиренным: считай себя ниже соломинки, лежащей на дороге. Помни: "Я самое ничтожное существо". Будь столь же терпеливым, как терпеливы деревья. Не ожидай почестей для себя, сам же почитай каждого. Смиренно повторяй:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

Эи мата хана кришна-нама лайа. Воспевай имена Кришны со смирением. Тогда ты непременно обретешь кришна-прему.

Два Бхагавана

Есть два бхагавана: Гуру и Кришна. Гуру - это ашрайа-виграха-бхагаван, Господь, который служит; его также называют севака-бхагаван. А Кришна - это вишайа-виграха-бхагаван, Господь, которому служат, или севйа-бхагаван. Главное занятие ашрайа-виграха-ачарйи - это хари-киртан. Если Шрила Гурудева, ашрайа-виграха-бхагаван-ачарйа, не будет совершать киртан, мы не сможем познать Кришну, который суть иша-таттва, вишайа-виграха - верховное почитаемое Божество. Мы не постигнем имя, облик, качества, окружение и деяния вишайа-виграхи-бхагавана, пока ашрайа-виграха, Гуру-ачарйа не даст нам знание. Когда Гурудева совершает киртан, то есть говорит об имени, облике, качествах, окружении и лилах Кришны, все это является нам в звуке, называемом шабда-брахма. Тогда мы становимся способными понять шастра-аватару, священные писания (особенно бхагавата-грантха-аватару - "Шримад Бхагаватам"), а также постичь иша-аватару, Верховного Господа, и узнать, какова наша сварупа, наш духовный облик. Шри-нама и шри-мантра низошли в этот мир в виде шабда-аватары, трансцендентного звука. Если ачарйа-аватара, ашрайа-виграха-ачарйа, Гурудева не будет совершать киртан, если ученик, шишйа, не будет слушать его киртан, то мантра и "Бхагавата" не окажут на него воздействия. Мантра записана в шастрах, и кто-то может сказать: "Я возьму мантру оттуда. Зачем мне Гуру?" Но если мантра не сойдет с уст истинного Гуру, ачарйа-аватары, она не возымеет действия: она лишена силы. Поэтому нужно обратиться к истинному Гуру, получить от него мантру и слушать его послание. Иначе нельзя обрести таттва-гйану. Шри-нама, шри-мантра и грантха-бхагавата - все это вишайа-виграха. Все они откроются нам, только когда мы будем слушать киртан, который совершает ашрайа-виграха. Иначе они никогда не появятся в этом мире. Шри-наму, шри-мантру и грантха-бхагавату нельзя понять, только совершая пуджу, обряды поклонения. Для этого необходимо слушать ачарйа-аватару. Вот почему Махапрабху говорил:

тринад апи суничена

тарор ива сахишнуна

аманина манадена

киртанийах сада харих

«Кто считает себя ниже соломинки, лежащей на дороге, кто терпением превосходит деревья, кто не стремится к почестям, но всегда готов почитать других, только тот сможет беспрерывно повторять святые имена Господа» ("Шикшаштака", 3).

Киртанийах сада харих. Найди истинного Гуру, который принадлежит к гаудийа-ачарйа-парампаре, и под его руководством совершай киртан:

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе.

Это - киртанакхйа-бхакти. Шрила Джива Госвами пишет в "Бхакти-сандарбхе" (173): иадйапи анйа бхактих калау картавйа, тада киртанакхйа бхакти самйогенаива. Хотя в Кали-йугу действенны и другие виды бхакти, они должны сопровождаться киртанакхйа-бхакти. Другими словами, нужно всегда воспевать святые имена Господа, слушать и пересказывать повествования о Его деяниях. Иначе мы не поймем сиддханту.

Киртан, который совершает махат-гуру, есть нитйа-киртана-дхарма - он длится в этом мире вечно. И ученик должен его слушать, слушать всегда, вечно, беспрерывно - нитйа-шравана. Ученик получит таттва-гйану, если будет слушать. Это традиционный метод передачи знания, называемый шрота-парампара. Мы должны как следует это понять, иначе нам не обрести шрота-гйану, или таттва-гйану.

Шукадева Госвами был истинным Гуру, садху, в преемственности духовных учителей. Махараджа Парикшит обратился к нему с вопросами, ибо знал, что Шукадева Госвами даст верные ответы на все вопросы. Это и есть сат-сампрадайа.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ - ВОПРОСЫ

 

Глава пятая

Киртан ученика

 

Преданный: Вы сказали, что шабда-брахма - это трансцендентный звук. Падшая душа не способна его произнести. Вы говорили, что этот звук приходит из духовного мира, что Гуру сначала дает ученику возможность его услышать, а затем велит ему проповедовать. Если ученик не до конца осознал то, что услышал от Гуру, будет ли польза от рассказанной им кришна-катхи?

Гоур Говинда Свами: По милости Гуру ученик все познает. Гуру говорит: "Иди проповедуй". Это приказ Гуру. Ученик же думает: "Я ничего не знаю".

мукам кароти вачалам

пангум лангхайате гирим

йат-крпа там ахам ванде

шри-гурум дина-таранам

«Я ничего не знаю. Я мука, немой! Я не могу произнести ни слова. То что я говорю, это гуру-крипа. Гуру наделил меня даром красноречия» (это не буквальный перевод стиха).

Мукам кароти вачалам - немой стал прекрасным оратором. Все это гуру-крипа, милость Гуру, его дар. Нужно лишь беспрекословно следовать его указаниям. Нужно ему служить и стараться снискать его благосклонность. Иначе, как вы будете проповедовать кришна-катху? Мы - падшие души. Мы глухи, немы и хромы. Перед нами высокие горы, как нам на них взойти? Это возможно только по милости Гуру. Если Гуру будет доволен нашим служением и милостив к нам, то, даже хромая, мы взойдем на горы. Даже если мы немы, не способны вымолвить ни слова, мы станем замечательными проповедниками бхагавата-катхи. Вот что такое гуру-крипа.

 

Преданный: Ученик обладает адхикарой, способностью проповедовать, потому что исполняет приказание Гуру?

Гоур Говинда Свами: Вода поступает из водоема. Вы всего лишь насос. Если вы соединены с водоемом, вы даете воду. Но если насос скажет: "Я сам даю воду", то он погрешит против истины. Вы должны помнить: "Я всего лишь насос. Вода поступает из водоема. Она не моя!" Стоит мне возомнить себя великим проповедником, и я тут же стану жертвой гордыни. Тогда всему придет конец. И у меня отнимут милость.

 

Нет преград

Преданный: Вы привели в пример пчелу. Когда пчела найдет медоносный цветок, она садится на него и собирает нектар. Вы также сказали, что нужно слушать кришна-катху, которая исходит из уст чистого преданного. Но если такой преданный, садху, путешествует по всему миру, ученики не могут каждый день его слушать.

Гоур Говинда Свами: Для Кришны нет ничего невозможного. Если вы жаждете слушать, если в сердце вы слезно просите Кришну: "Помоги мне!", то либо вы будете там, где садху, либо садху придет к вам. Кришна сделает невозможное возможным, и наоборот. Это невозможно только для вас. Вы ко всему подходите с материальной меркой. Но мы имеем дело с духовной реальностью, которая для вас непостижима. Даже в материальном мире, если вы в Америке, а я здесь, вы можете мне позвонить: "Добрый день, Махараджа!" Если в материальном мире расстояние не препятствие, думаете, в духовной реальности вы не можете слушать, если Гуру нет рядом? Вы думаете: "Я так далеко, я не могу слушать Гуру". Почему же нет? Наука сделала это возможным. Даже с материальной точки зрения, расстояние не играет роли. Вы можете говорить с друзьями или знакомыми, которые находятся за тысячи километров от вас. Так почему же в духовной реальности вы не можете слушать? Глупости! Я все время слышу моего Гуру. Но где он?! И где я?!

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.