Здавалка
Главная | Обратная связь

Обязанность ученика



Ученик, шишйа, должен слушать. О чем? О таттве, об Абсолютной Истине, и ни о чем другом. Тому, кто получил таттва-гйану, очень легко служить Кришне. У такого человека есть сева-адхикара, все необходимое для преданного служения. Он может отличить атму от анатмы, духовное от материального. Человек, не получивший таттва-гйану, такой способностью не обладает. Таттва-гйана - это самбандха-гйана, знание о наших отношениях с Богом. Это знание ученик получит от истинного Гуру. Тогда он поймет: "Кришна - мой вечный властелин. Я - Его вечный слуга. Поэтому мой долг - служить Кришне. Так ученик постигнет все три таттвы: иша-таттву (Верховного Господа), джива-таттву (вечную душу) и шакти-таттву (энергии Господа).

Он поймет, что в определённом смысле делатель только один - Кришна, и что все вершится по Его воле. Бхактивинода Тхакура пишет:

джива бале,- 'кари ами,' се та' сатйа найа

джива ки корите паре, туми на кариле

аша-матра джива каре, тава иччха-пхале

«Душа, подвластная иллюзии, думает, что все делает она, но это самообман! Что могут крошечные души без Твоего вмешательства? Они могут только желать действовать, но пока Ты не благоволишь исполнить их желание, они ни на что не способны» ("Шаранагати", Гоптритве-варана, песня 2).

Заключительное и самое сокровенное наставление, которое Кришна дал в "Бхагавад-гите", гласит: сарва-дхарман паритиаджйа мам экам шаранам враджа - "Предайся Мне, презрев иные дхармы". Кто безраздельно предался Кришне, тот становится орудием в Его руках. В одиннадцатой главе "Бхагавад-гиты" рассказывается о том, как Кришна показал Арджуне Свой огромный вселенский лик. Чурнитаир уттамангаих. Арджуна увидел, как Кришна одну за другой поглощает головы великих махаратх - Карны, Дроны, Бхишмы. Кришна сказал Арджуне: майа хатамс твам джахи ма вйатхиштха - "Я уже убил их всех, так почему тебя одолевают сомнения и тревоги?" Нимитта-матрам бхава савйа-сачин - "Стань орудием в Моих руках!"

На санскрите орудие - йантра, а того, кто им пользуется, называют йантри. Йантри - это Кришна, и мы должны стать Его орудием. Таким орудием станет только тот, кто безраздельно предастся Кришне, кто для Него пожертвует своей свободой. Кто оставляет свободу выбора за собой, тот не предан Кришне. Он великий притворщик. Но тот, кто услышал от Гуру таттва-гйану, кто по милости Гуру получил таттва-гйану, знает: "Сам я ничего не делаю - все делает Кришна. Я должен всецело предаться Кришне и стать орудием в Его руках".

Кто по милости Гуру обрел таттва-гйану, тот видит таттва-васту, Абсолютную Истину, Враджендру-кумара и все Его лилы - адвайа-джнана-таттва, врадже враджендра-кумара. Если у вас нет таттва-гйаны, ваши глаза закрыты:

аджнана-тимирандхасйа

джнананджана-шалакайа

чакшур унмилитам йена

тасмаи шри-гураве намах

«Я преклоняюсь перед моим духовным наставником. Светочем знания он озарил мои глаза и прогнал ослепившую их тьму неведения» ("Гаутамья-тантра").

Тот, кто дал мне таттва-гйану, кто открыл мои глаза, кто наделил меня гйана-чакшу, оком знания, такой таттва-ачарйа - мой властелин. Чакшу-дана дила джеи, джанме джанме гуру сеи. Этим оком знания я увижу Господа Шья-масундару и все Его лилы. Кто не обладает видением таттва-гйаны, тот слеп, его глаза по-прежнему закрыты.

Вначале садхака должен слушать - таттва-шраванам. Пока он не познал таттву, у него нет адхикары для шуддха-бхакти и он не получит доступ к чистому преданному служению. На это указывал Шрила Джива Госвами. Прежде всего садхака должен обрести шастрийа-шраддху, веру в садху, шастры и Гуру. Такая вера придет к нему только после того, как он будет посвящен в шабда-брахму. Посвященный на все смотрит глазами знания, шастра-чакшу, глазами священных книг. Этим видением, этим знанием его наделил истинный Гуру. Ученик, получивший такое видение, таттва-гйану, может находиться где угодно. Он может жить во дворце или под деревом, но, где бы он ни был, он всегда погружен в шраванам-киртанам. У него нет другого занятия. Это плод знания - таттва-джнана-лабха. Поэтому нужно стремиться к знанию, (таттва-джигйаса). Нужно обращаться к Гуру с вопросами - тад виддхи пранипатена, парипрашнена севайа. Парипрашна - это умение смиренно задавать вопросы.

Таттва-дарши-гуру даст таттва-гйану, знание, тому ученику, который настойчиво стремится его обрести. Такой ученик радует Гуру своим послушанием и служением и смиренно обращается к нему с вопросами. Его вопросы относятся не к телу и не к уму - он спрашивает об атме, душе, о Параматме, Сверхдуше, и о Кришне. Вот что такое умение задавать вопросы. И оно необходимо нам прежде всего.

 

Сат-сампрадайа

Несколько слов о сампрадайе. Сат-сампрадайа - это трансцендентное знание, которое передается по цепи истинных садху, маха-пуруша-гуру. Это шрота-парампарйа, метод познания, основанный на слушании. Имперсоналисты и философы-эмпирики не будут слушать авторитетных наставников: они во всем полагаются на собственный ограниченный разум. Такие люди не способны понять таттву. Узнать таттву можно только от садху. Поэтому Кришна и махаджаны создали сампрадайу - эвам парампара-праптам. Истинная сампрадайа ведет начало от Самого Кришны, и только она хранит трансцендентное знание.

Шабда-брахма - это вечная Абсолютная Истина, неподвластная времени. На нее медитируют все маха-пуруши, все садху - сатйам парам дхимахи. Сварупа-лакшана, главный признак Абсолютной Истины таков: Она существует всегда - в прошлом, настоящем и будущем. Сатие пратиштхито кришнах сатйам асмин пратиштхитах. Кришна есть Верховная Абсолютная Истина, Парамешвара. Абсолютная Истина заключена в Кришне. Он - ее начало. Это не измышление - это сатйа-дхарма. Она исходит от Кришны и не может быть сотворена кем бы то ни было.

дхармам ту сакшад бхагават-пранитам

на ваи видур ришайо напи девах

на сиддха-мукхйа асура манушйах

куто ну видйадхара-чаранадайах

«Истинные законы религии возвещает Сам Верховный Господь. Этого не могут сделать ни великие риши с высших планет, ни полубоги, ни правители Сиддхалоки, хотя все они пребывают в благости. Что уж говорить о демонах, обычных людях, видйадхарах и чаранах?» (Бхаг., 6.3.19).

Такова бхагавата-дхарма, вастава-дхарма, истинная дхарма Высшей Реальности. Бхагават-пранйтам: эту дхарма-таттву возвещает Бхагаван, Верховная Личность Бога. В ней все очень ясно и вместе с тем очень сокровенно. Обычные люди не способны ее понять. Поэтому дхарма-таттва нисходит в материальный мир по парампаре, цепи истинных духовных учителей, на благо всех и каждого. Этот метод передачи знания основан на слушании (шрота-пантха), и он называется сампрадайей.

шри гуру-парампарагата сад-упадеша ва

парампарайа аватирна упадеша ити сампрадайах

«Сампрадайа - это трансцендентные наставления, нисходящие по цепи истинных духовных учителей, а также любые наставления, которые ученик получает нисходящим путем». (Шрила Баладева Видьябхушана, "Говинда бхашья", комментарии к "Веданта сутре").

Таково определение сампрадайи. Вы должны всегда ссылаться на авторитетные источники, иначе вы не станете вайшнавом. Вы будете мнимым, не настоящим вайшнавом. Вайшнав - это шрота-бхакта, или тот, кто всегда указывает источник, из которого он получил знание. Таково одно из определений вайшнава.

Сампрадайа - это гйана, трансцендентное знание, которое передается по цепи истинных духовных учителей. Так оно приходит к шишйе - искреннему ученику, который верен и предан своему Гуру. Такого ученика также называют шишта, поскольку он безропотно принимает от Гуру любые взыскания. Вот что такое сампрадайа. Сампрадайа стоит на страже бхагавата-дхармы и поэтому называется амнайах.

Бхактивинода Тхакур в "Даша-мула-шикше" пишет: амнайах праха таттвам харим иха парамам сарва-шактим расабдхим. Амнайа - это трансцендентное ведическое знание, передающееся по парампаре. Это знание о том, что Господь Хари всемогущ (обладает всеми энергиями - сарва-шакти), что Он - океан самых светлых и сладостных чувств (расабдхим). Он - средоточие этих чувств (расо ваи сах), и Он - их даритель (раса-прадата). Это знание Господь Кришна изначально поведал Брахме, первому сотворенному существу.

калена нашта пралайе

ванийам веда-самджнита

майадау брахмане прокта

дхармо йасйам мад-атмаках

«Неумолимое время разрушило мироздание, и вместе с мирозданием исчез трансцендентный звук, мудрость Вед. Когда же вселенная была создана вновь, Я передал ведическую мудрость Брахме, ибо Я Сам есть заповеди религии, провозглашенные в Ведах» (Бхаг., 11.14.3).

Так было положено начало гуру-парампаре. Брахма родился на цветке лотоса, выросшем из пупка Гарбходакашайи Вишну. Он решил узнать, откуда он появился на свет, но потерпел неудачу. Вдруг он услышал: «тапа», что означало "Верши аскезу". Брахма счел это велением свыше и подверг себя суровой аскезе. Довольный его стараниями, Верховный Господь предстал перед ним в Своем изначальном, вечном облике - сач-чид-ананда-виграхе. Он показал Брахме Свою обитель, Вайкунтху, и научил его искусству поклонения, бхаджану. Так зародилась парампара.

джнанам парама-гухйам ме

йад виджнана-саманвитам

сарахасйам тад-ангам ча

грихана гадитам майа

«Верховный Господь сказал: "Знание обо Мне, что хранится в священных книгах, очень сокровенное, и постигнут его только те, кто идет путем преданного служения. Я Сам рассказал обо всем, что необходимо для успеха на этом пути. Строго следуй Моим заветам» (Бхаг., 2.9.31).

йавам ахам йатха-бхаво

йад-рупа-гуна-кармаках

татхаива таттва-виджнанам

асту те мад-ануграхат

«О Брахма, все, что связано со Мной, - Мой изначальный вечный облик. Мое надмирное бытие, цвет Моего тела, Мои доблести и деяния - все это откроется тебе в сердце, когда ты истинно познаешь Меня по Моей неизъяснимой милости» (Бхаг., 2.9.32).

ахам эвасам эвагре

нанйад йат сад-асат парам

пашчад ахам йад этач ча

йо'вашишйета со 'смй ахам

«О Брахма, перед сотворением мира был только Я, Бог, Верховная Личность, и не было ничего другого. Не было и материальной природы, дающей начало мирозданию. То, что ты видишь сейчас, это тоже Я, Бог, Верховная Личность, и после того, как мироздание будет разрушено, останусь Я, Бог, Верховная Личность» (Бхаг., 2.9.33).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.