Информационного резонанса
В литературе широко используется определение информации как сведений о предметах, лицах, фактах, явлениях и процессах независимо от формы их представления (закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»). Не менее значимо и понятие безопасности. Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз. Информационная безопасность— это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций и государств (закон РФ «Об участии в международном информационном обмене»). Закон— это главный и преимущественный по юридической силе нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Анализ нормативных правовых актов указывает на определенную закономерность. В федеральных законах, указах, распоряжениях, постановлениях, иных правовых актах все больший вес приобретает термин «информация». Фундаментальное право на информацию закреплено в ч. 1 ст. 29 Конституции РФ. Конституция РФ официально признает право граждан на информацию (п. 4 ст. 29) и гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Ряд статей Конституции РФ косвенным образом касается проблем права на информацию и гарантий его реализации. Из ч. 3 ст. 171 следует, что осуществление гражданином права на информацию не должно нарушать права и свободы других лиц. В случае нарушения права на информацию, как и в случае нарушения прочих прав и свобод, каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46). Затронуты и вопросы легитимности ограничения свободы (ст. 19). Прочтение этой статьи позволяет сделать вывод о невозможности злоупотребления информацией о социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности граждан. В ст. 55 определяется принцип ограничения прав на информацию, составляющую государственную тайну, с учетом защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что значительно шире, нежели границы информации, отнесенной к государственной собственности. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» дал легальное определение понятия «информация». В некоторых отраслях права используются также расширенные понятия информации, например, понятие служебной и коммерческой тайны. Уголовный кодекс, принятый в 1996 г., вводит в российское законодательство понятие «компьютерная информация». Определение «информация» используется в законах «Об акционерных обществах», «О безопасности», «О внешней разведке», «О Конституционном суде Российской Федерации». Анализируя сущность информационной безопасности, нельзя не упомянуть об информации как объекте правоотношений. В Гражданском кодексе РФ (ст. 128) информация определяется как объект гражданских правоотношений.Рассматривая информацию с этих позиций, необходимо обращать внимание на аспект, связанный с юридической защитой информации как объекта права собственности.Такой подход к информации объясняется тем, что историческим и традиционным объектом права собственности является материальный объект. В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством и ничто не может служить основанием для его умаления. Статья 129 УК об уголовной ответственности за клевету является одной из государственных гарантий, обеспечивающих достоинство личности, включая судебную защиту. Распространение заведомо ложных сведений — это сообщение одному или нескольким лицам вымышленных или искаженных сведений о другом человеке, его действиях или высказываниях. Ложные сведения могут быть распространены в любой форме: устно, письменно, в виде изображения. Заведомость ложных сведений означает, что виновный осознает несоответствие или возможность несоответствия действительности сообщаемых им о другом человеке сведений. Предположение о том, что распространяемые сведения могут оказаться правдивыми (значит, возможно, и ложными), следует считать одним из проявлений заведомости и уголовную ответственность за клевету это не исключает. Честь и достоинство — это оценочные и связанные между собой нравственные категории. Отрицать или умалять эти качества другого человека значит позорить его в представлении других людей. Статья 129. Клевета - распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, — наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ. Доктрина информационной безопасности состоит из четырех разделов и включает в себя 11 глав. В ней: 1) раскрываются понятия информационной безопасности Российской Федерации, национальных интересов в информационной сфере; 2) рассматриваются виды и источники угроз информационной безопасности Российской Федерации, состояние информационной безопасности РФ и основные задачи по ее обеспечению; 3) общие методы обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни; 4) международное сотрудничество РФ, основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности РФ. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|