Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль продуктивной деятельности



Продуктивная деятельность ребенка (рисование, лепка) способствует практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которые он вводит в свою деятельность.

Идентифицируется ребенок, прежде всего, с полом - девочки рисуют принцесс, девушек, их наряды, соответствующую обстановку . А мальчики рисуют супер-героев, персонажей из фильмов мужского пола, машины, самолеты, оружие.

Овладевая навыками продуктивной деятельности, ребенок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов (произвольное поведение).

Так же постепенно ребенок осваивает человеческий знаково-символический мир - прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его. Кроме того, он осваивает особое знаково-символическое пространство, где доминируют образы воображения.

Посредством продуктивной деятельности ребенок осваивает сенсорные эталоны, которые вырабатываются в тесной связи с рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, музыкой. Здесь дети обследуют цвета, формы, материалы.

Представления ребенка о цвете, величине, длине, ширине, объеме и других физических величинах так же складываются благодаря продуктивной деятельности (сопоставления предметов друг с другом).

Во всех случаях ребенок сначала усваивает отдельные сенсорные эталоны и только потом (5-6 лет) переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться.

Рождаясь как «действие черкания» карандашом, рисование в раннем детстве проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; наконец, изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Рисование – это знаковая, символическая деятельность, поскольку любое, самое несовершенное изображение представляет собой знак предмета. Требуется руководство и помощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображению. Для дальнейшего развития изобразительной деятельности необходимо обогащать восприятия и представления ребенка и формировать графические образы.

Стадии развития детского рисунка

Стадии детского рисунка (из лекции Бережковской).

Продуктивная деятельность не достигает степени ведущей, но тесно с ней соприкасается. Исходной формой продуктивной деятельности является детский рисунок. В изобразительной деятельности ребенок рефлексирует мир.

1) Доизобразительная, стадия каракулей. Взрослый помогает ребенку их осмыслить.

2) Следующая стадия – замысел, стадия головоногов.

Рисунок фиксирует зону актуального развития ребенка. Ребенок имеет представление об отдельности предмета от среды. Эта стадия возникает около 2-х лет (обычно до 3-х).

3) Переход от головоногов (около 3,5-4 лет). Ребенок осознал протяженность пространства. Рисует только какой-то один предмет.

4) Начинает возникать сюжет, но в изображении его нет («Принцесса, которая едет на бал», «Принцесса в лесу»). Детский аналитический рисунок, рентгеновский рисунок (Выготский). Ребенок рисует то, что знает.

Рисование умирает на протяжении младшего школьного возраста. У детей возникает высокая критичность. Часто не доходят до 4-ой стадии. Рисование в младшем школьном возрасте умельчается, детей можно удержать на прикладном.

Стадии развития детского рисунка (Обухова). В работах ряда исследователей проблемы детского рисунка сделана попытка наметить стадии развития изобразительной деятельности. Итальянский психолог К. Риччи считал, что она в своем развитии проходит два этапа - доизобразительный и изобразительный, которые, в свою очередь, делятся на несколько стадий. Первая стадия доизобразительного этапа (по Г. Кершенштейнеру, К. Риччи и др.) - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а карандаш. И больше того ребенок может даже смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге. На этой стадии развития он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движения, когда водит карандашом по бумаге. В этот период ребенок, как правило, не способен нарисовать что-либо "реальное". Примерно через шесть месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Хотя взрослый сам еще может не видеть качественного различия в рисунках, приобретение контроля над движениями имеет очень важное значение для ребенка. Теперь он познает зрительно то, что делает кинестетически. Вторая стадия этого этапа - стадия последующей интерпретации (от 2-х до 3-х лет). Она мало отличается от предыдущей по качеству изображения. На этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам, по прежнему состоящим из каракулей "Это - папа" или "Я бегу", хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Называние каракулей имеет огромное значение, так как здесь можно говорить о появлений нового качества - изменение в мышлении ребенка. Если раньше ребенок получал удовольствие от движений как таковых, то теперь он начинает связывать свои движения с окружающим его внешним миром. Начинается переход от "мышления в движениях" к "образному мышлению". По мере того, как ребенок рисует, пометки на бумаге начинают приобретать для него зрительное значение, а это в свою очередь влияет на дальнейшее развитие рисования. В целом на стадии рисования каракулей наиболее важной для ребенка становится возможность создавать линии и формы; овладевать моторной координацией; строить образное отражение окружающей действительности. Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью (3-5 лет). Эти рисунки, по словам исследователей, "мимичны", а не "графичны". Пример: рисунок прыгающей девочки, на котором прыгание изображено в виде зигзагообразной линии. Если ребенка спросить через два дня: "Что это такое?", она говорит: "Это забор" (забыла, что изображала). Вторую стадию составляют схематичные детские рисунки (6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок изображает объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и рисование, совершается ребенком с определенным материалом, и каждый раз воплощение замысла осуществляется с помощью разных изобразительных средств, в разном материале ("домик" из кубиков и "домик" на рисунке). Продукты изобразительной деятельности - не просто символы, обозначающие предмет, они модели действительности. А в модели каждый раз выступают какие-то новые характеристики действительности. В модели из реального предмета отделяются, абстрагируются отдельные признаки, и категориальное восприятие начинает свою самостоятельную жизнь. Категориальное восприятие (формы, цвета, величины и т.п.) возникает в материальной продуктивной деятельности: ребенок силой материала отделяет от предмета его свойства. Раньше предполагали, что категориальное восприятие возникает через речь, однако название "ложится" на подготовленное продуктивными видами деятельности отделение признака. Ребенок как бы играет красками, рисуя "зеленую корову" или "коричневую траву". Это показывает, что цвет как категория для ребенка начинает уже существовать. Первоначально (до этого) он опредмечен, конкретен, не существует отдельно от предмета.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозмо­жен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и перво­начально развиваются в ведущей деятельности дошкольного воз­раста — сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть дея­тельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, во­ображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятель­ность взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психи­ческие качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произволь­ности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиня­ет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают в усло­виях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.Посте-

пенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает дей­ствовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различ­ные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начи­нает видеть предмет с разных сторон. Это способствует разви­тию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития вооб­ражения. Игровые действия происходят в мнимой, воображае­мой ситуации; реальные предметы используются в качестве дру­гих, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом про­странстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается глав­ным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные пла­ны. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие об­щения детей в этот период.

Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в дейтсвии.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, ко­торые потом приобретают самостоятельное значение. Так, про­дуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой.

Главнейшем является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у него возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Именно в игре происходит переход от мотивов имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в мир взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысле человеческой деятельности.

В игре происходит и познавательная и эмоциональная децентрация ребенка.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.