Развитие продуктивной деятельности в раннем и дошкольном возрасте. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребёнка. Стадии развития детского рисунка.
Продуктивная деятельность детей развивается в связи с психологическими особенностями возраста. В раннем детстве продуктивная деятельность развивается внутри предметной деятельности (ведущей). Дети здесь исследуют свойства предметов и возможность их применения. Он начинает знакомиться с такими свойствами предметов как форма, цвет, материал (мягкий, твердый; шершавый, гладкий), размер. Действуя с этим предметом, ребенок познает некоторые пространственные характеристики (верх-низ, лево-право). Ребенок учится выделять ключевое действие каждого предмета, абстрагировать способ действия, развивает навыки пространственной ориентации, осваивает функцию предмета-орудия, учится обобщать т. п. Дети к концу раннего возраста умеют (или должны уметь) конструировать целую картинку из 2-3 отдельных частей, собирать пирамидку с учетом размеров деталей, примитивно рисовать человека (головоног) и др. Эта деятельность сначала осуществляется при непосредственном участии взрослого. Но по мере овладения действиями дети начинают воспроизводить их самостоятельно. Как самостоятельная продуктивная деятельность складывается к 3 году жизни и начинает определять дальнейшее психическое развитие. Однако следует понимать, что продуктивная деятельность не есть предметная. В процессе продуктивной деятельности у ребенка уже есть образ результата, на который он и ориентируется, исследуя предмет. Здесь предмет обычно является уже средством, а не целью. Он предназначен, чтобы сделать имеющийся образ потребного будущего, цели более близким, более цельным. Это можно наблюдать, например, когда ребенок собирает конструктор, или изготавливает что – то самостоятельно из имеющегося материла, преобразовывая его под имеющуюся цель. Развернутых форм продуктивная деятельность достигает уже за пределами раннего возраста - в дошкольном возрасте и связана с развитием воображения. Образ потребного будущего формируется благодаря развитию воображения. Е. Е. Кравцова подчеркивает, что ни один образ не может возникнуть без движения, без динамики (действие с предметом). Эти действия изменяются на протяжении дошкольного возраста. Младшие дошкольники при виде предмета (кубики, кисточка, пластилин) сразу же начинают действовать с ним, манипулировать. На вопрос о том, каков этот предмет они еще не отвечают. Например, в процессе стройки из кубиков по образцу ребенку не хватает кубика определенной формы и размера. Если рядом лежит беспорядочная кучка кубиков, то в ней он легко находит нужный. Однако, если нужный кубик включен в другую стройку, которую ему разрешают разобрать, он оказывается не в состоянии его выделить. Это говорит о том, что на предыдущем этапе развития создаются слишком общие образы предметов, которые не дают возможности полно обследовать предмет, выделять его части и признаки. В дошкольном возрасте постепенно происходит изменение восприятия образа предмета. Дети 4 лет уже начинают рассматривать предмет: вертят в руках, называют некоторые признаки. Дети 5-6 лет еще более планомерно рассматривают предметы, выделяют наиболее заметные особенности. Только к 7 годам детям становится не нужно держать предмет в руках, чтобы выделить его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.
Продуктивные виды деятельности (такие, как рисование, лепка, конструирование) рассматриваются как своеобразные формы моделирования окружающей действительности, приводящие к абстрагированию значимых свойств предмета (формы, цвета, величины и т.п.). Продуктивные виды деятельности содержат замысел, который творчески реализуется. Зарождающаяся в рамках предметной деятельности изобразительная деятельность продолжает развиваться в дошкольном детстве в форме игры. Собственно результат, продукт, изображение, долгое время остается второстепенным, важным является сам процесс рисования, разворачивающийся как игра, как моделирование событий на плоскости бумаги. Графическая форма изображения предмета обусловливается имеющимися у ребенка графическими образцами, зрительными впечатлениями, двигательно-осязательным опытом, полученным в процессе действия с предметом. Существует тенденция к закреплению графических образцов, превращению их в графические шаблоны. До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов. В содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимствованные у взрослых (домик, солнышко, цветок, машина). В возрасте 5-6 лет рисунков становится гораздо больше. Прослеживается зависимость содержания рисунков от пола, места проживания, общественной ситуации. Реальное и воображаемое, видимое и знаемое соседствуют в детском рисунке. В рисовании наблюдается индивидуальная приверженность: цвет и тщательность прорисовки деталей выражают отношение ребенка к содержанию рисунка. Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нем предъявляются наиболее выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции. Возникают задачи выделения опорных деталей, усвоения способов обследования образца, приемов конструирования. В ходе конструирования формируется одна из важнейших способностей – способность к планированию деятельности. Продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий способствуют развитию личности дошкольника: формируется направленность на получение результата, планирование и управление поведением, навыки самооценки, новые мотивы, трудоспособность. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|