Здавалка
Главная | Обратная связь

Факторы психологического развития, их характеристика.



Факторы псих. развития.Факторы – некот. пост-но действ-щие на к-л пр-с обстоятельства. Факторы развития – некто обст-ва, пост-но действ-щие на псих. развитие. Основные ф-ры: прородный,социальный (среда), активность чел. Обстоятельств 2: 1.биологический/социальный, 2.врожденный/приобретенный, 3.наследственный/средовой. Это дихотомии. Равич-Щерба: 3-я дихотомия самая адекв-я. Отрицал первые 2, тк 1.в термин биологические входит слишком много (конституция ч-ка, состояние здоровья, морфологические особ-ти сис-м орг-ма, физиолог особ-ти). 2.врожденное – то, что имеется на момент рождения, оно может приобретаться мамой в период беременности. При рождении орг-ма проявляется не все, что наследственно закреплено. Ч-кое развитие опред-ся тем генетич набором (кодом), кот. мы получили: некот физич хар-ки, некот. поведенч. хар-ки *социабельность почти на 100% наследств-на, хромосомные аномалии. Генетики: ни одна генетич черта не прояв-ся при отсут-вии необход обств-в (социальных). Среда Мб: природная и социальная (микросреда и макросреда). Природная среда мало влияет на психич. состояние чел. Социальная среда более потенциально влияет на состояние психич. чел. В отеч псих-и считают, что природная среда оказ-ет влияние через труд. деят-сть *рыбацкий поселок. Наследственность – генетич. потенциал, достающийся от род.: -опред. физические, психологич. хар-ки; -генетич. аномалии; -общие, присущие всем людям видовые признаки; -индивид. особенности; -современная генетика и психогенетика (без среды наследственность бессильна). Активность – реакция чел. на окружающее воздействие. Виды активности: по обеспечивающим мех-мам

-дыигательная (научается реб. переворачиваться и начинает вертеться)

-интелектуальная (познавательная активность)

-общенческая (реб. улыб-ся матери)

по направленности

-во вне

-во внутрь (рефлексивность – воздействие на себя)

по виду нервнопсихич. регуляции

-безусловнорефлекторная (рефлекс)

-условнорефлекторная (выраб-ся рефлекс)

-творческая (создание нов. продукта – сложно обнаружить, какой стимул её обусловил)

по ур-ню психич. деят-сти

-сознательная

-бессознательная

Люблинская: активность в пр-се онтогенеза. Линии развития: 1)от реактивности к творческой активности (чем старше чел., тем творчество более нарастает, нарастание носит постоянный хар-р); 2)возратснание организованности и управляемости (по мере взросления реб. может обеспечить слож. активность); 3)интеллектуализация активности (чем старше, тем больше интеллектуальная обработка; обдумывает, что делать); 4)от подражательности к самостоятельности (в детстве велика роль подражания; чем старше чел., тем больше его самостоят-сять); 5)от внешнего к внутреннему (от внеш. активности к активности, навправленной на себя); 6)изменение отношения ко взрослым (в детстве мен-ся отношение ко взрослым; от отношения как к исполнителям к отношенюя как источнику инфо, от потребительского отношения к организации св. собственной жизни).

 

 

11. Теория развития Выготского. Центральным вопросом его исследований был вопрос о том,как мв коллективно осмысливаем наш мир. Он гов., что все вместе люди создают коллективно используемые значения, кот. передаются из пок-я в пок-е. Мы развиваем св. понимание мира и компетенцию в основном через совместное ученичество с более знающими учениками. Он считал, что «обучение не д. плестись в хвосте развития». Обучение д. идти впереди развития, д опираться на зону ближайшего развития – те псих. преобразования, ко.т реб м. достичь с пом-ю взр. *ходьба в 7-8мес. Он определил 2 ур-ня когнитивного развития: 1ур-нь актуального развития реб., определяемый его способ-стью самостоят. решать задачи; 2ур-нь потенциального развития, определяемый хар-ром задач, кот реб. мог бы решить под руководством взрослых или в стотрудничестве с более способным свертсником. Расстояние м/д этими 2-мя ур-нями Выготсий назвал зоной ближайшего развития. Зона актуального развития – те псих. стр-ры, кот. формируются у реб. сами *ходьба в 11мес. Но зона ближайшего развития не д. расширяться до бесконечности *учить говорить в 2мес. Это м. сбить естеств ритм развития реб. Представления о зоне ближ развития у разных культур разное. Интеропсихич. категория – указательный жест, этот жест потом стан-ся таким. Род. сами создают указательный жест детей.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.