Периодизация психического развития Эриксона.
Психоаналитические теории: Создал концепцию возрастного развития – периодизацию возрастного развития. Основы взаимодействия «Я» и «сверх Я». « ребенок и общество = Я и сверх Я». Вся периодизация – это перечень проблем, решаемых человеком во взаимодействии с общественными требованиями с раннего детства. Периоды отличаются содержанием задач. Ни одну задачу нельзя решить на 100%. Они аукаются всю жизнь. Эта периодизация сильно отличается от Фрейда( у него она длиться до 16-17 лет). Достоинства: - охватывает весь онтогенез - каждый период описан глубоко и ясно - определил каким содержанием наполнен каждый период. 1.Название периода, возрастные границы 2.Разрешаемая дилемма, возрастная задача 3.Психологическая сущность благоприятного прохождения данной стадии развития 4.Психологическая сущность неблагоприятного прохождения данной стадии развития 5.Внешние показатели качества прохождения стадии 6.Детерминанты развития на данной стадии Всего 8стадий: 1.Младенчество: 1.от рождения до 1года,2лет 2.альтернатива:доверие/недоверие 3.по благополучному пути- устанавливается прочный контакт с матерью, ребенок защищен и изучает окружающий мир и итогом является выделение себя из мира-первичное; в будущем- закладывается любовь и доверие к миру(не боится контактов) 4.формируется ненависть, недоверие к миру, интимофобия- страх близких отношений, боится потерять себя в этих отношениях. 5.внешние признаки- легкость кормления, хороший сон, спокойное отношение ребенка к тому, что его оставляют ненадолго. 6.готовность матери к выполнению своей материнской роли- мать рада общаться с ребенком. 2.Ранний возраст: 1.от 1год-2года до 3-4 лет 2.автономия/стыд, сомнение 3.человек встает на ноги, к ребенку предъявляют требования, проявляет непослушание. Ребенок в постоянном поиске, оппозиции, санкции предъявляемые к нему. 4.»Глаза мира глядят на ребенка», мир контролирует ребенка. Формируется самоконтроль и сила воли (появление супер-эго), ребенок начинает управлять собой, ребенок испытывает постоянное чувство вины- в будущем низкая самооценка(я плохой, поэтому мне нельзя себя показывать таким какой я есть) 5.нормальный сон, нормально кормление, наличие бытовых навыков, умение ходить, пользоваться горшком, развитие речи. 6.родители уделяют внимание к ребенку в плане гигиены, легкость родителей, доброжелательность и наоборот жесткий контроль идет не на пользу ребенку. 3.Раннее детство- возраст игры: 1.с 3-5 или с4-до 6 лет 2.инициативность/пассивность 3.освоение системы социальных ролей, отношений с окружающими (в игре). Применяет требования общества к роли членов семьи (дочки-матери). Смена ролей в игре. Главная роль- мужчины и женщины. В конце периода мальчики в куклы не играют, а девочки машинку катают (мужское поведение считается универсальным). Заканчивается формирование супер-эго (мальчик- сильный, девочка- слабая). 4.формируется покорность, зависимость, отсутствие инициативы, инфантилизм- не прохождение данной стадии (супер-эго остается вне ребенка).Супер-эго расселены в окружающих нас людей. 5.любит играть, любит и умеет придумывать игры (творческое существо) 6.вялость, пассивность. Играет если его привлекают, боится что-либо предпринимать, нет признаков полоролевого поведения. Должно быть игровое пространство, атрибуты, партнеры. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|