Здавалка
Главная | Обратная связь

Этническое происхождение



 

ВВЕДИТЕ КОД А, ПОСМОТРЕВ НА ОПРАШИВАЕМОГО, ЗАТЕМ ЗАДАЙТЕ ВОПРОС Б1. [Текущие опросы населения, проводимые Бюро переписи населения США] ИЛИ Б2 [Национальный центр исследования общественного мнения]

А. Этот человек черный (негр)?

Да ................................................................... 1

Нет ................................................................. 2

Не уверен ...................................................... 3

Не могу определить ..................................... 4

Б1. Каково Ваше (его/ее с указанием имени) происхождение?

ПОКАЖИТЕ КАРТОЧКУ ИЛИ ПРОЧИТАЙТЕ СПИСОК

Немец .......................................................... 01

Итальянец ................................................... 02

Ирландец .................................................... 03

Француз ...................................................... 04

Поляк .......................................................... 05

Русский ....................................................... 06

Англичанин, шотландец, валлиец ............ 07

Мексикано-американец ............................. 11

Чикано ......................................................... 12

Мексиканец (житель Мексики) ................ 13

Пуэрториканец ........................................... 14

Кубинец ...................................................... 15

Житель Центральной или

Южной Америки ........................................ 16

Житель других испано-язычных

стран ............................................................ 17

Негр или черный ........................................ 21

Другое (укажите ниже) ............................. 31

Не знаю ....................................................... 99

Другое _______________________________

Б2. (а) Из какой страны или части света приехали Ваши предки? КОДОВЫЙ НОМЕР СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ДВЕ ЦИФРЫ) [См. таблицу 48] .... [ ][ ]

ЕСЛИ НАЗВАНО НЕСКОЛЬКО СТРАН (БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДНА):

(б) С какой из названных стран Вы в большей степени себя идентифицируете?

ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ НАЗЫВАЕТ ОДНУ СТРАНУ, ВВЕДИТЕ ЕЕ КОД (ДВЕ ЦИФРЫ). ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ НАЗЫВАЕТ НЕСКОЛЬКО СТРАН, ВВЕДИТЕ 88 В РАЗРЯДЫ КОДА ..... [ ][ ]

[См. таблицу 48]

(в) КОДИРУЙТЕ ВАРИАНТ ОТВЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ, ЧТО РЕСПОНДЕНТ НАЗВАЛ ТОЛЬКО ОДНУ СТРАНУ, НАЗВАЛ НЕСКОЛЬКО СТРАН И ВЫБРАЛ ОДНУ ИЗ НИХ, НЕ СМОГ ВЫБРАТЬ НИ ОДНУ СТРАНУ, НЕ СМОГ НАЗВАТЬ НИ ОДНУ СТРАНУ ИЛИ ВООБЩЕ ОТКАЗАЛСЯ ДАВАТЬ КАКУЮ-ЛИБО ИНФОРМАЦИЮ

Код варианта ответа (одна цифра) ....................................................................................................... [ ]

Названа одна страна ................................................................................................................................ 1

Названо несколько стан, выбрана одна страна ..................................................................................... 2

Названо несколько стран (выбор не сделан) ......................................................................................... 3

Не названо ни одной страны ................................................................................................................... 4

Отсутствие информации ......................................................................................................................... 5

Таблица 48

Коды стран происхождения*

* Адаптировано из таблицы, разработанной Национальным центром исследования общественного мнения, Общий социальный опрос [36].

 

Африка ................................................................................................................................................................ 01

Американский индеец (коренной житель Америки) ..................................................................................... 02

Австрия ............................................................................................................................................................... 03

Бельгия ................................................................................................................................................................ 04

Канада (франкоязычная) ................................................................................................................................... 05

Канада (другое) .................................................................................................................................................. 06

Центральная или Южная Америка .................................................................................................................. 07

Китай ................................................................................................................................................................... 08

Куба ..................................................................................................................................................................... 09

Чехословакия ..................................................................................................................................................... 10

Дания .................................................................................................................................................................. 11

Англия и Уэльс .................................................................................................................................................. 12

Финляндия .......................................................................................................................................................... 13

Франция .............................................................................................................................................................. 14

Германия ............................................................................................................................................................. 15

Греция ................................................................................................................................................................. 16

Венгрия ............................................................................................................................................................... 17

Индия .................................................................................................................................................................. 18

Ирландия ............................................................................................................................................................ 19

Италия ................................................................................................................................................................. 20

Япония ................................................................................................................................................................ 21

Корея ................................................................................................................................................................... 22

Литва ................................................................................................................................................................... 23

Мексика .............................................................................................................................................................. 24

Нидерланды ........................................................................................................................................................ 25

Норвегия ............................................................................................................................................................. 26

Пакистан ............................................................................................................................................................. 27

Филиппины ........................................................................................................................................................ 28

Польша ................................................................................................................................................................ 29

Португалия ......................................................................................................................................................... 30

Пуэрто-Рико ....................................................................................................................................................... 31

Россия (бывш. СССР) ........................................................................................................................................ 32

Шотландия (или Шотландская Ирландия) ...................................................................................................... 33

Испания .............................................................................................................................................................. 34

Швеция ............................................................................................................................................................... 35

Швейцария ......................................................................................................................................................... 36

Вест-Индия ......................................................................................................................................................... 37

Югославия .......................................................................................................................................................... 38

Другое (что именно?) ........................................................................................................................................ 39

Несколько стран, респондент не смог выбрать одну ..................................................................................... 88

Не знаю ............................................................................................................................................................... 99

 

Подход к сложной и вызывающей много споров проблеме этнической принадлежности заключается в разграничении понятий расы и этноса. Представителям всех расовых групп дается возможность отождествлять себя с любым этносом. Такое решение отражает представление о нефункциональности традиционного деления на «белых», «цветных» и «черных». Кроме того, исследователи настоятельно рекомендуют включить вопрос о вероисповедании, который является весьма существенным при определении адекватности этнической идентификации.

Существует два способа собрать подробную информацию об этнической принадлежности респондента. Первый – получить у респондента объективную информацию о происхождении его предков, языке, на котором он разговаривает дома, и т. д. Второй – узнать у респондента, кем он сам себя считает, попытаться понять его субъективную этническую самоидентификацию.

Хотя для определения вероисповедания достаточно задать один вопрос, в некоторых случаях (если нужно уточнить конфессию и/или силу религиозных убеждений) могут понадобиться дополнительные вопросы.

Бюро переписи населения использовало различные приемы, позволяющие провести этническую классификацию населения. При этом использовались вопросы о месте рождения и родном языке; анализ фамилий респондентов, вопрос о самоидентификации. Вариант, представленный вопросом Б1, впервые был использован в текущем опросе населения, проводившемся в марте 1973 г. Теперь этот вопрос ежемесячно задается респондентам в текущих опросах населения и других исследованиях, проводимых Бюро переписи населения. При такой формулировке вопроса фиксируется большая, чем было установлено ранее, численность испано-американцев [44].

Хотя для определенных целей исследователь может захотеть использовать коды категорий, идентичных тем, которые были разработаны для текущих опросов населения, во многих случаях необходимо выделить другие национальные группы, например:

скандинавы;

прочие представители Западной Европы;

прочие представители Восточной Европы;

филиппинцы;

индийцы, пакистанцы;

другие народы Азии.

Требование выбрать лишь одну страну происхождения представляется некорректным, поскольку люди смешанных кровей, а таких в США большинство, часто не могут ответить на такой вопрос.

Для определения страны происхождения и варианта ответа (условия, при которых был артикулирован ответ) Национальный центр исследования общественного мнения использует формат, включающий два вопроса (вопрос Б2). В большинстве случаев респонденты в состоянии выбрать основную страну происхождения [36]:

 

 
Р. называет одну страну 58% 58% 55% 54%
Р. называет две страны, затем выбирает одну 18% 21% 25% 26%
Р. называет две страны, не может выбрать одну 12% 11% 11% 10%
Не может назвать ни одной страны 10% 10% 9% 10%
Информация отсутствует 2% 2% 0% 0%
Объем выборки, чел. N =

 

Специалисты отмечают определенные недостатки предложенных как Бюро переписи, так и НЦИОМ формулировок при их использовании в конкретных исследованиях. Например, интересует ли исследователя происхождение по отцовской и материнской линии или только по отцовской? Отмечалось, что часто обычаи, язык, любимые блюда и многое другое, воспринятое ребенком в раннем детстве, заимствуется именно от матери. Также возникает вопрос, насколько детально исследователь должен изучать смешанные родословные и как далеко по генеалогическому дереву он должен спускаться? Бюро переписи Канады, например, этническое происхождение определяется по месту рождения деда по отцовской линии. С таким методом идентификации можно спорить, однако он, по крайней мере, является ясным и определенным [66]. Безусловно, предпочтительней разрешить респонденту называть три или четыре страны (если это возможно). Более того, в тех случаях, когда в проводимом исследовании этническое происхождение является значимой переменной, рекомендуется наряду с данными по национальной принадлежности использовать другую информацию, например, на каком языке разговаривают дома, фамилия отца, в какой стране родился, религиозная принадлежность.

 

В социологических опросах по почте предпочтительно использовать первый вариант, представленный в текущих опросах населения, так как вторая формулировка оказывается слишком сложной для ответа без непосредственного контакта с интервьюером. Кроме того, первая версия позволяет дифференцировать группы испаноговорящих латиноамериканцев. Во всех остальных случаях методика НЦИОМ, несмотря на некоторую сложность вопросов, представляется более удачной. Комментарии, предложенные исследователями СИОН, охватывают все основные проблемы по обсуждаемой тематике.

Визуальное определение расовой принадлежности респондента (вопрос А по теме «Этническое происхождение») невозможно при телефонном опросе. В этом случае мы предлагаем использовать следующую формулировку:

К какой расе Вы себя причисляете? Вы...

Белый ................................................... 1

Черный ................................................ 2

Азиат .................................................... 3

Другой (какой именно) ___________4

 

При проведении почтовых исследований этот вопрос лучше вообще не задавать, ограничиваясь сведениями, полученными из ответов на вопросы об этнической принадлежности (Б1 и Б2).

Религия

Основной вопрос. Вариант 1: Религия

А1. Кто Вы по вероисповеданию?

Протестант .......................................... 1

Католик ............................................... 2

Иудей ................................................... 3

Нерелигиозный ................................... 4

Другое (кто именно) .......................... 7

_________________________________

ЕСЛИ ПРОТЕСТАНТ, УКАЖИТЕ

КОНФЕССИЮ

Основной вопрос. Вариант 2: Религиозные предпочтения

А2. Каковы Ваши религиозные предпочтения? Это протестантизм, католицизм, какие-либо другие религии, атеизм?

Протестантизм .................................... 1

Католицизм ......................................... 2

Иудаизм ............................................... 3

Нет предпочтений .............................. 4

Другое (что именно) .......................... 7

_________________________________

Дополнительные вопросы

Религиозное происхождение

Б1. В какой религии Вы воспитывались? УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ЧЕТЫРЕХ

Б2. (ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ УКАЗАЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДНУ) Какое вероисповедание Вам ближе?

Протестантизм .................................... 1

Католицизм ......................................... 2

Иудаизм ............................................... 3

Нет предпочтений .............................. 4

Другое (что именно) .......................... 7

_________________________________

Конфессии

В1. ЕСЛИ ПРОТЕСТАНТ:

К какой церкви Вы принадлежите?

Баптистская ......................................... 1

Методистская ...................................... 2

Лютеранская ....................................... 3

Пресвитерианская .............................. 4

Член епископальной церкви ............. 5

Другое (что именно) .......................... 6

Конфессия не указана или

нетрадиционная церковь ................... 7

 

В2. ЕСЛИ ИУДЕЙ:

Относите ли Вы себя к ортодоксам, традиционалистам, реформистам или другим направлениям?

Ортодокс ............................................. 1

Традиционалист ................................. 2

Реформист ........................................... 3

Другое (что именно) .......................... 4

 

В3. ЕСЛИ ПРАВОСЛАВНЫЙ

Вы принадлежите к Русской, Греческой, Армянской или другой церкви?

Русской ................................................ 1

Греческой ............................................ 2

Армянской .......................................... 3

К другой (какой именно) ................... 4

_________________________________

 

В этом разделе представлены два альтернативных способа получения информации о вероисповедании. Разнообразные дополнительные вопросы помогают узнать конфессию респондента и косвенно оценить значимость религии в его жизни.

Институт социологических исследований Университета Темпл использует в опросах форму А1 и часто включает дополнительный вопрос: «Придерживались ли Вы раньше другой религии?». В текущих опросах населения, проводившихся Бюро переписи, вопрос о религиозной принадлежности респондентов встречался только один раз в 1957 году: «Какую религию Вы исповедуете?».

Вопрос А2 включен в опросы Службы Гэллапа с 1955 года. Кроме этого, его использовали в различных исследованиях НЦИОМ и Социологический исследовательский центр (СИЦ) Университета штата Мичиган. Недавно было проведено исследование, в котором сравнивались результаты двух опросов – в одном респондентам задавали вопрос А2, в другом – вопрос: «Какую религию Вы сейчас исповедуете?». Было обнаружено, что ответы распределены неодинаково. Приблизительно 5% респондентов, не будучи католиками, заявили, что их религиозное предпочтение – католицизм. Исследователей обычно больше интересует принадлежность к той или иной религии, а не религиозные предпочтения, поэтому на практике гораздо более распространенной является форма вопроса А1 [51].

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с респондентами, затрудняющимися определить свои религиозные предпочтения или интересующимися нетрадиционными религиями. В этих случаях специалисты считают целесообразным получить данные о религиозной ориентации членов семьи респондента. Так, СИЦ (Университет штата Мичиган) использовал вопросы группы Б в нескольких своих опросах.

Сведения о конфессиях часто необходимы для детального анализа. Например, группа протестантов является неоднородной по своему социально-экономическому статусу и другим социальным переменным. В то же время эта особенность не была отмечена у православных или иудеев при проведении опроса на национальной выборке объемом около 1500 респондентов. Однако в некоторых специальных исследованиях может быть полезно детальное изучение конфессиональной структуры и этих религиозных групп.

 

Образование

Основной вопрос: Обучение в настоящий момент

А. Посещаете ли Вы (он/она – указывается имя) в настоящее время какое-либо учебное заведение или включены ли Вы в его списки? ЕСЛИ ДА: Вы являетесь студентом дневной, вечерней или заочной формы обучения?

Да, дневная форма .............................. 1

Да, заочная или вечерняя ................... 2

Нет ....................................................... 3

 

Можно указать две важные причины, объясняющие необходимость включения вопросов об образовании в общие опросы населения. Во-первых, такие вопросы позволяют выделить респондентов, которые являются участниками различных образовательных программ. Во-вторых, можно узнать уровень образования каждого респондента (число полных лет обучения).

Нужно отметить, что вопросы, приведенные ниже, ориентированы на американскую систему образования. Основной вопрос не позволяет идентифицировать людей, получивших специальное образование, включая профессионально-техническое, и прошедших обучение по месту работы. В таком случае могут быть полезны дополнительные вопросы.

Основной вопрос: Число полных лет обучения (Вариант 1)

Б1. Какой последний класс в общеобразовательной школе или колледже Вы (указывается имя) успешно закончили?

ВВЕДИТЕ КОД ПОСЛЕДНЕГО ЗАКОНЧЕННОГО КЛАССА (ГОДА ОБУЧЕНИЯ) ....... [ ][ ]

 

Не посещал школу ......... 00

Начальная школа Средняя школа Колледж (университет)
 
Задайте вопрос В Задайте вопрос В Задайте вопрос Г
 
 
  20+

Основной вопрос: Число полных лет обучения (Вариант 2)

Б2. (а) Назовите последний класс общеобразовательной школы или колледжа, в котором Вы (он/она – указывается имя) когда-либо учились?

ВВЕДИТЕ КОД ПОСЛЕДНЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (2 ЦИФРЫ) .... [ ][ ]

(б) Вы (Имя) закончили этот класс и получили соответствующее свидетельство? .... [ ]

Еще нет (Сейчас учусь) ..................... 1

Закончил .............................................. 2

Не закончил ........................................ 3

 

Используемое в вопросе Б1 понятие «общеобразовательная школа или колледж» предполагает получение образования путем постепенного перехода (из класса в класс) от уровня начальной школы к средней и далее с получением соответствующих свидетельств, дипломов и степеней. Следует отметить, что для исследования существенно именно количество завершенных классов; сведения о том, сколько всего календарных лет проучился респондент, значения не имеют.

Группа из двух вопросов Варианта 2, заданных Бюро переписи населения, позволяет уменьшить завышение уровня-образования, наблюдаемое при ответе на вопрос А1.

Дополнительные вопросы

Диплом о получении среднего образования

В. Есть ли у Вас (у нее/у него – указывается имя) диплом о завершении средней школы? Или вы (он/она – указывается имя) прошли тестирование, эквивалентное получению диплома?

Да (задайте вопрос Г1) ....................... 1

Нет ....................................................... 2

 

Предполагается, что интервьюер задает вопрос В даже в тех случаях, когда респондент закончил менее 8 классов начальной школы. Это имеет смысл, поскольку в настоящее время все более распространенной становится практика сдавать экстерном экзамены, свидетельствующие о наличии образования, необходимого для выполнения определенной работы или участия в обучающих программах.

Полученные свидетельства об образовании

Г1. Где Вы (он/она) учились после окончания средней школы?

Нигде ................................................... 1

ВПИШИТЕ НАЗВАНИЕ(ИЯ) УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ)

___________________________________________________________________________________________________

ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ НАЗВАЛ ШКОЛЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ЗАДАЙТЕ ВОПРОС Д1, ЕСЛИ УНИВЕРСИТЕТ ИЛИ КОЛЛЕДЖ – ЗАДАЙТЕ ВОПРОС Г2

 

Г2. Какие свидетельства о получении образования (степени) Вы имеете?

ВПИШИТЕ НАЗВАНИЕ И ВВЕДИТЕ КОД САМОЙ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ, КОТОРУЮ ПОЛУЧИЛ РЕСПОНДЕНТ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ В И Г)

Полученная степень (степени) ______

............................................................. [ ]

Отсутствует среднее образование .... 1

Аттестат зрелости (или эквивалент) . 2

Свидетельство о неполном высшем

образовании ........................................ 3

Степень бакалавра .............................. 4

Степень магистра ............................... 5

Докторская степень ............................ 6

Доктор по отраслям наук (медицины,

юриспруденции и др.) ........................ 7

Другая (какая именно) ....................... 8

Другое __________________________

Профессиональное обучение

Помимо тех общеобразовательных учебных заведений, которые Вы (имя) мне назвали, не посещали ли Вы (он/она –имя) какие-либо дополнительные курсы профессиональной подготовки?

Да ......................................................... 1

Нет ....................................................... 2

 

ЕСЛИ ДА, ЗАДАЙТЕ ВОПРОС:

1. В какой области Вы (он/она) проходили курсы профессиональной подготовки?

Бизнес, офисные работы .................... 1

Медсестринское дело, другие

области, связанные с медициной ...... 2

Ремёсла (механик, электрик,

косметолог и др.) ................................ 3

Наука и техника (чертежи,

программирование) ............................ 4

Сельское хозяйство или ведение

домашнего хозяйства ......................... 5

Другие области (указать) ................... 6

Занятость

 

А. В настоящее время у Вас есть работа или Вы безработный, на пенсии, студент, домохозяйка или др.?

ОБВЕДИТЕ ВСЕ ПОДХОДЯЩИЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТА. ЕСЛИ У РЕСПОНДЕНТА ЕСТЬ РАБОТА, ЗАДАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС

У Вас полная или частичная занятость?

Сейчас работаю .................................. 1

Полная занятость _________________

Частичная анятость _______________

ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ О РОДЕ ЗАНЯТИЙ

Есть работа, но сейчас не работаю

(временная нетрудоспособность,

болезнь, отпуск, производственный

конфликт, забастовка, плохая

погода) ................................................. 2

ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ О РОДЕ ЗАНЯТИЙ

Безработный (ЗАДАЕТЕ ВОПРОС

В) .......................................................... 3

На пенсии (ЗАДАЕТЕ ВОПРОС Б) .. 4

Учусь (ЗАДАЕТЕ ВОПРОС Б) ......... 5

Занимаюсь домашним хозяйством

(ВОПРОС Б) ....................................... 6

Инвалид (ВОПРОС Б), не могу

работать по болезни (ЗАДАЕТЕ

ВОПРОС В) ........................................ 7

На службе в армии (ЗАДАЕТЕ

ВОПРОС В) ........................................ 8

Другое (уточняете и ЗАДАЕТЕ

ВОПРОС Б) ......................................... 9

_________________________________

 

Следуя методике Национального центра исследования общественного мнения, интервьюер во время опроса не разъясняет значения терминов «полная» или «частичная» занятость. Респондент по своему усмотрению может выбрать один из предложенных ему вариантов ответа. Но в некоторых случаях исследователь может включить в анкету дополнительный вопрос о том, сколько в среднем часов в неделю работает респондент.

Если ответ попадает сразу в несколько категорий (например, работающая домохозяйка), следует рассмотреть все эти категории. В ответе на этот вопрос могут встречаться следующие сочетания: «работающий» и «пенсионер», «студент», «домохозяйка» или «инвалид». В таком случае, как будет объяснено ниже, приоритетным считается утверждение «Сейчас работаю». Необходимо получить сведения о текущей занятости даже в тех случаях, когда респондент ищет другую работу. Респонденты, которые работают по пятнадцать и более часов в неделю на ферме или в семейном бизнесе, не получая при этом зарплату, все равно попадают в категорию «Сейчас работаю». Люди, деятельность которых ограничивается работой по дому; волонтеры религиозных или благотворительных организаций не включаются в категорию «Сейчас работаю». Слово «работа» предполагает наличие работодателя, выплачивающего зарплату, или наличие своего дела, профессии, фермы; те, кто без зарплаты работает в семейном бизнесе или на ферме, также могут считаться «работающими».

 

Б. Вы сейчас ищете работу или у Вас есть оплачиваемая работа?

Да, работаю полный день .................. 1

ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ О РОДЕ

ЗАНЯТИЙ

Да, работаю неполный день .............. 2

ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ О РОДЕ

ЗАНЯТИЙ

Да, я сейчас в поисках работы

(ЗАДАЙТЕ ВОПРОС В) .................... 3

Нет (ЗАДАЙТЕ ВОПРОС В) ............ 4

В. Когда последний раз у Вас была постоянная работа или бизнес с полной или частичной занятостью?

_____ ____ ___

месяц день год

УКАЖИТЕ (В КОДЕ), СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РЕСПОНДЕНТ НЕ РАБОТАЕТ (ОДНА ЦИФРА) ..... [ ]

Меньше года ....................................... 1

Более 1 года до 2 лет включительно 2

Более 2 лет до 3 лет включительно .. 3

Более 3 лет до 4 лет включительно .. 4

Более 4 лет до 5 лет включительно .. 5

Более 5 лет .......................................... 6

ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ О РОДЕ

ЗАНЯТИЙ

Никогда не работал (ПРОПУСТИТЕ

ВОПРОС О РОДЕ ЗАНЯТИЙ) ......... 7

Примечание: Некоторые исследовательские организации задают респонденту дополнительный вопрос о том, сколько часов в неделю он был занят на последней работе.

Сводное кодирование участия в трудовом процессе

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ А И Б, ЧТОБЫ УСТАНОВИТЬ ОДИН КОД. ЕСЛИ НА ВОПРОС А БЫЛО ПОЛУЧЕНО НЕСКОЛЬКО ОТВЕТОВ, ВЫБЕРИТЕ НАИМЕНЬШЕЕ ЧИСЛО КОДА

В трудовом процессе

Сейчас работаю (А1, Б1 или Б2) ....... 1

Есть работа, но не работаю ( А2) ...... 2

Безработный (A3 или Б3) .................. 3

Вне трудового процесса

На пенсии (А4 и Б4) ........................... 4

Учащийся (А5 и Б4) ........................... 5

Веду домашнее хозяйство (А6 и Б4) 6

Нетрудоспособный ( (А7 и Б4) ......... 7

Служу в армии (А8) ........................... 8

Другое (А7 и Б4) ................................. 9

 

Род занятий

Основной вопрос: Описание работы (в настоящее время)

А. Чем Вы занимаетесь (занимались, когда у Вас была постоянная работа)? Как называется (называлась) Ваша основная специальность?

Специальность ______________________________________________________________________

Б. Расскажите мне, пожалуйста, более подробно о том, чем Вы занимаетесь (занимались) на Вашей работе. В чем заключаются Ваши основные обязанности?

___________________________________________________________________________________

В. (Необязательно отвечать) С каким видом бизнеса или с какой отраслью промышленности связана (была связана) Ваша специальность? Чем занимается (занималась) компания, на которую Вы работаете (работали)?

___________________________________________________________________________________

Основной вопрос: Описание работы

ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ СМЕНИЛ НЕСКОЛЬКО СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

A. Расскажите, каким видом деятельности Вы занимались дольше, чем всеми остальными? Как называется (называлась) специальность, которой Вы посвятили больше всего времени?

Специальность ______________________________________________________________________

Б. Расскажите, пожалуйста, более подробно о том, чем именно Вы занимаетесь (занимались)? Какие у Вас (были) основные обязанности?

___________________________________________________________________________________

B. (По желанию) С каким видом бизнеса или с какой отраслью промышленности связана (была связана) Ваша специальность? Чем занимается компания, на которую Вы работаете (работали)?

Отрасль ____________________________________________________________________________

Дополнительные вопросы

Способы оплаты труда

Г. Вы получаете (получали) почасовую оплату, ежемесячный оклад, комиссионные, работаете (работали) как предприниматель или другой вариант?

Почасовая оплата ............................... 1

Ежемесячный оклад ........................... 2

Комиссионные .................................... 3

Имеет собственный бизнес,

профессиональную практику

или работает на своей ферме ............ 4

Работает без оплаты в семейном

бизнесе или на ферме ......................... 5

(Фермеры, которые не могут быть отнесены к категории людей, получающих почасовую оплату, здесь называются «работающими в собственном бизнесе»)

Членство в профсоюзе

Д. Являетесь ли Вы членом профсоюзной организации?

Да ......................................................... 1

Нет ....................................................... 2

Первый блок вопросов (из приведенных выше) дает возможность получить информацию о роде занятий респондента в настоящее время. Однако при перемене места работы люди часто меняют и специальность, которая «в настоящее время» может сильно отличаться от «основной». Поэтому целесообразно задавать также вопросы второй группы. Дополнительные вопросы позволяют получить информацию о характере оплаты труда и членстве в профсоюзной организации (Сборник инструкций для интервьюера, разработанный Институтом социальных исследований Университета штата Мичиган [26]).

«Основной» специальностью респондента мы будем называть ту деятельность, на которую он тратит больше всего времени или (если он тратит примерно равное время на двух работах) ту, которая приносит ему наибольший доход.

По ответам респондента производится кодирование, т. е. отнесение названной им специальности к одной из заранее выделенных категорий. Однако часто не удается получить необходимую для однозначного кодирования информацию. В этом случае рекомендуется использовать уточняющие вопросы. Все дополнительные инструкции и уточняющие вопросы представлены в конце раздела.

Следует обратить особое внимание на вопрос В. Информация о компании может оказаться очень полезной при поиске нужного кода для специальности респондента. Так, разнорабочий или складской рабочий могут заниматься самыми различными видами деятельности в зависимости от специализации их компании.

Некоторые организации по исследованию общественного мнения собирают сведения о членстве в профсоюзных организациях. Такая информация может быть полезна при изучении общественного мнения по политическим вопросам. Об этом, например, пишет Кэмпбел [16].

Как видно из материалов Совета по исследованиям в области общественных наук (СИОН), тема труда и занятости вызывает серьезные сложности на этапе кодирования, главным образом из-за недостатка необходимой информации. Если процедура, предложенная в этой книге, покажется слишком сложной, можно от нее отказаться. Иногда для получения нужной информации достаточно задать вопросы о доходе и образовании.

Если же дополнительные вопросы необходимы, то их следует задавать с такой степенью детализации, которая позволяет осуществить адекватное кодирование ответов. Так как кодирование – не простая процедура и для ее осуществления необходимы определенный опыт и образование, интервьюер не должен предлагать респонденту кодировать собственные ответы. Конечно, это позволяет избежать проблем, связанных с последующим кодированием, но полученные при этом результаты будут представлять весьма ограниченную ценность.

В работах, проведенных СИОН, можно найти примеры дополнительных вопросов и инструкций интервьюеру для описания специальности респондента [26, pp. 30, 206].

Специальность. Информации о месте работы обычно недостаточно для того, чтобы получить представление о специальности респондента. (Например, в банке он может работать менеджером, кассиром или вахтером.)

Старайтесь уточнять все туманные названия специальностей, которые могут характеризовать широкий круг работ. Специальности квалифицированных служащих обычно имеют устоявшиеся названия, которые не вызывают трудностей при кодировании. В то же время для клерков и неквалифицированных рабочих очень сложно четко определить название их специальностей. Рассмотрим следующие примеры:

(а) Если респондент назвал себя инженером, он может:

1. проектировать мосты или самолеты;

2. управлять электровозом;

3. эксплуатировать энергетическую установку или

4. обслуживать подачу угля в печи.

 

Очевидно, что в данном случае формулировка «инженер» малоинформативна. Нужны дополнительные данные, чтобы мы могли различить квалифицированных, средней квалификации и неквалифицированных работников.

(б) Если респондент работает на фабрике, ему следует задать вопрос: «Какие технические средства Вы используете?». Респонденты, ответившие, что работают на сборочном конвейере, должны быть отнесены к неквалифицированным работникам.

(в) Респондент сказал, что является дорожным рабочим. Если он:

1. управляет группой рабочих, его следует квалифицировать как бригадира;

2. управляет бульдозером, его следует квалифицировать как оператора машины;

3. разнорабочий, то именно так он и должен быть охарактеризован.

(г) Бригадир: Какие обязанности выполняет и где работает?

(д) Медсестра: Работает ли она в регистратуре или действительно ухаживает за больными?

(е) Разница между учителем школы и колледжа не столь очевидна, но тем не менее существенна.

Респонденту могут быть заданы следующие вопросы:

1. «Учащимся какого уровня Вы преподаете?»

2. «В каком учебном заведении Вы преподаете?»

Производство. Несущественно, в какой именно компании работает респондент. Однако очень важно получить информацию о том, принадлежит ли эта компания к числу производственных или торговых предприятий, какая продукция ею производится или продается; если речь идет о торговой фирме, важно уточнить, занимается ли она оптовой или розничной торговлей.

Такие ответы, как «Автомобильный сборочный завод», «Бакалейно-гастрономический магазин», «Сталелитейный завод», «Страховая компания» содержат всю необходимую информацию в отличие от формулировок «Нефтяной бизнес» или «Лесная промышленность».

У продавца нужно выяснить, работает ли он в сфере оптовой или розничной торговли и что он продает.

 

Доходы семьи

Основной вопрос: Общий доход семьи

ДАЙТЕ РЕСПОНДЕНТУ КАРТОЧКУ И ЗАДАЙТЕ ВОПРОС:

А. Не могли бы Вы назвать букву на карточке, которая в большей степени соответствует общей сумме доходов Вашей семьи в 19_ (УКАЗЫВАЕТСЯ ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД) до уплаты налогов? Эта сумма включает в себя все виды заработной платы, доходы от финансовых операций или от фермерского хозяйства, пенсии, дивиденды, проценты, ренту и другие виды доходов, которые получили все члены Вашей семьи (домохозяйства).

УКАЖИТЕ ОБЩУЮ СУММУ ДОХОДОВ В СЕМЬЕ (ДВЕ ЦИФРЫ)* ....... [ ][ ]

* Анкетирование проводилось в 1975 году. Опросный лист следует периодически корректировать, учитывая изменения в распределении доходов населения.

 

A. Менее $3 000 ................................ 01

Б. От $3 000 до $3 999 ...................... 02

B. От $4 000 до $4 999 ..................... 03

Г. От $5 000 до $5 999 ...................... 04

Д. От $6 000 до $7 999 ..................... 05

Е. От $8 000 до $9 999 ...................... 06

Ж. От $10 000 до $11 999 ................ 07

3. От $12 000 до $14 999 .................. 08

И. От $15 000 до $19 999 ................. 09

К. От $20 000 до $24 999 ................. 10

Л. От $25 000 до $29 999 ................. 11

М. От $30 000 до $34 999 ................ 12

Н. $35 000 и выше ............................ 13

Отказался отвечать на вопрос ......... 88

Не знаю .............................................. 98

Нет ответа ......................................... 99

Уточняющие вопросы

ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ НЕ УВЕРЕН:

Ну а приблизительно как Вы думаете?

 

ПОСЛЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОТВЕТА:

Вы учитывали всех членов Вашей семьи?

Это сумма доходов до выплаты налогов и других взносов?

 

Так как вопросы о доходах вызывают множество проблем, получение адекватной информации о доходе семей в массовых опросах обычно невозможно. Зачастую респонденты преуменьшают общую сумму доходов не только из-за разного рода опасений, но и по причине незнания всех доходов, которые получает каждый член семьи. Кроме этого, люди обычно называют приблизительную сумму дохода, которым они реально могут распоряжаться (а это уже будет доход с учетом выплаты налогов и других взносов). По материалам различных частных и государственных организаций, проводивших социологические исследования (например, Бюро переписи населения), от 5 до 10% респондентов отказываются или не могут ответить на заданный вопрос. Чтобы снизить опасения респондента, ему следует напоминать, что «эти сведения нужны только для статистики».

Несмотря на то, что многие организации, проводящие опросы населения, задают вопрос о доходах семьи «на протяжении последних двенадцати месяцев», нам представляется предпочтительным говорить о «предшествующем календарном годе». Это уточнение позволяет получить более точные данные, особенно весной, когда люди подготавливают налоговые декларации. Существуют также разные точки зрения, нужно ли задавать респонденту вопрос об общих доходах семьи или лучше узнать, сколько получает человек, доход которого составляет большую часть семейного бюджета. Многие полагают, что информация о доходах позволяет определить социально-экономический статус, а определяющим фактором этого статуса является цифра заработной платы главного «кормильца» семьи. Другие же считают, что такая информация необходима для того, чтобы узнать общие денежные ресурсы семьи. В последнем случае важны дополнительные вопросы: 1) сколько человек формируют бюджет семьи; 2) сколько человек находятся на иждивении.

Категории доходов, приведенные в вопросе, отражают ситуацию 1975 года. Однако эти цифры необходимо регулярно обновлять. Для этого исследователь может пользоваться материалами текущих опросов, проводимых Бюро переписи населения (серия Р-60).

Люди обычно не любят говорить о доходах семьи (или просто не знают точных цифр). Эту проблему часто удается обойти, сформулировав вопрос в форме отнесения доходов респондента к одному из представленных ему на карточке диапазонов [таблица 49]. Несмотря на то, что такой метод несколько снижает точность результатов, мы рекомендуем его использовать при проведении опросов, так как респонденты предпочитают выбирать категории списка, а не называть конкретные цифры доходов.

В таблице приведены цифры доходов семьи за неделю и за год. Могут быть также полезны сведения о месячном доходе, поскольку многие получают зарплату раз в месяц. Однако следует помнить: сумма недельных или месячных доходов, которую респонденты помнят с большей вероятностью, обычно составляет чистый доход после выплаты всех налогов и обязательных платежей. Такая информация может привести к недооценке общей суммы дохода.

Дополнительный вопрос

Количество членов семьи, получающих доход

Б. (Если вспомнить всех членов Вашей семьи) Сколько человек (включая Вас) в Вашей семье получили какие-нибудь деньги в прошлом (19__) году от любой работы?

ВПИШИТЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ, ПОЛУЧАЮЩИХ ДОХОД (ОДНА ЦИФРА) .... [ ]

Примечание: Если этот вопрос включен в опросный лист, мы рекомендуем задавать его перед вопросом о совокупном доходе семьи. Он может послужить хорошим переходом к теме доходов семьи, настроить респондента на интересующий вас разговор.

Таблица 49

Карточка 1976 года*

* Анкетирование проводилось в 1975 году. Опросный лист следует периодически корректировать, учитывая изменения в распределении доходов населения.

 

Общая сумма всех доходов семьи до уплаты налогов, 1975 год

 

 

Очевидно, такая карточка не может быть использована в телефонных интервью. Вместо этого интервьюер задает целую серию дихотомических вопросов до тех пор, пока доходы семьи не будут определены. (Ниже приведены примеры.) Эта процедура, разработанная для опросов по телефону, может быть использована и при личной беседе с респондентом. В исследованиях, проводимых по почте, можно предлагать респонденту прочитать таблицу, но следует ограничить число категорий, указывая более широкие интервалы доходов.

При использовании дихотомических вопросов можно начать перечисление с самого высокого, самого низкого или среднего уровня доходов и затем двигаться вниз по списку, начать перечисление с самого низкого уровня и двигаться вверх по списку или начать с середины и двигаться вниз или вверх. Все три стратегии описаны ниже. Лоукандер и Бертон [49] отмечают, что при проведении массовых опросов или исследовании части населения с высокими доходами предпочтительно начать перечисление с максимального диапазона доходов, так как люди обычно занижают поступление денежных средств. Опрашивая группы населения с низкими доходами, лучше, наоборот, начинать с минимальных сумм и двигаться по списку снизу вверх. Чтение списка с середины может ускорить проведение опроса, но в то же время послужить причиной некоторой недооценки суммы доходов.

Телефонное интервью, вопросы о доходах (адаптировано из статьи Лоукандера и Бертона [49])

Какой приблизительно годовой доход до уплаты налогов, включая заработную плату и все другие источники доходов, получила Ваша семья за прошлый 19___год?

1. Начало со средних доходов

Эта сумма больше или меньше $15 000? (По источникам 1977, цифры следует периодически обновлять)

 

2. Начало с высоких доходов

Эта сумма больше $30 000? ......................................................................................................................... Да

Нет

ЕСЛИ НЕТ: Больше $25 000? ..................................................................................................................... Да

Нет

ЕСЛИ НЕТ: Больше $20 000? ..................................................................................................................... Да

Нет

ЕСЛИ НЕТ: Больше $15 000? ..................................................................................................................... Да

Нет

ЕСЛИ НЕТ: Больше $10 000? ..................................................................................................................... Да

Нет

ЕСЛИ НЕТ: Больше $5 000? ....................................................................................................................... Да

Нет

 

3. Начало с низких доходов

Эта сумма меньше $5 000? .......................................................................................................................... Да

Нет

ЕСЛИ НЕТ: Меньше $10 000? .................................................................................................................... Да

Нет

...и т. д.

Примечание: Интервалы могут быть меньше тех, которые предложены выше, но это потребует дополнительных вопросов, что может показаться респонденту слишком утомительным.

Тенденция занижать общую сумму доходов определяется двумя факторами: 1) сознательным нежеланием респондента называть фактическую сумму доходов; 2) забывчивостью респондента, что особенно характерно для нетипичных доходов. Последняя проблема может быть отчасти разрешима с помощью подробных вопросов об источниках доходов каждого члена семьи. Нужно отметить, что это весьма трудоемкая процедура и имеет смысл к ней прибегать в тех случаях, когда тема доходов – ключевая переменная вашего исследования. Ниже приведен подробный формат вопросов о доходах, разработанный Бюро переписи населения.

Подробные вопросы о доходах (по материалам Бюро переписи населения США)

(Вопросы задаются о каждом члене семьи)

1. В прошлом 19__ году получали ли (Вы/имя):

А. Повременную или сдельную заработную плату?

Да

Нет

Сколько (Вы/имя) получили до выплаты всех налогов и обязательных платежей?

$______

Б. Доходы от (Вашего/его/ее) собственного бизнеса (но не фермы) или частной профессиональной практики?

Да

Нет

Сколько (Вы/имя) заработали за вычетом всех затрат?

$______

Потрачено

В. Доходы от фермерского хозяйства?

Да

Нет

Как много (Вы/имя) заработали за вычетом всех затрат?

$______

Потрачено

2. В прошлом 19__ году получали ли (Вы/имя) от правительства Соединенных Штатов:

А. Талоны социального обеспечения?

Да

Нет

Б. Железнодорожные пенсионные талоны?

Да

Нет

Какой сумме соответствуют все полученные (Вами/имя) талоны?

$______

3. В прошлом 19__ году получали ли (Вы/имя):

А. Денежные чеки дополнительного обеспечения от правительства Соединенных Штатов?

Да

Нет

Б. Денежные чеки дополнительного обеспечения от правительства штата или от местной администрации?

Да

Нет

Какой сумме соответствуют все полученные (Вами/имя) денежные чеки дополнительного обеспечения?

$______

4. В прошлом 19__ году получали ли (Вы/имя):

А. Благотворительную помощь или социальные пособия от различных организаций социального обеспечения Вашего штата или местной администрации?

Да

Нет

Это были пособия на детей? Другие виды помощи? Сколько (Вы/имя) получили?

$_____

Б. Выплаты ветеранам, не учитывая военную пенсию?

Да

Нет

Сколько (Вы/имя) получили?

$______

В. Пособие по безработице?

Да

Нет

Сколько (Вы/имя) получили?

$_____

5. В прошлом 19__ году получали ли (Вы/имя) какие-либо доходы в виде процентов от депозитных счетов, облигаций и др.?

Да

Нет

Сколько (Вы/имя) получили?

$______

6. В прошлом 19__году выплачивали ли (Вам/имя):

A. Персональные пенсии, ежегодные ренты?

Да

Нет

Б. Военную пенсию?

Да

Нет

B. Различные виды пенсий для бывших служащих федеральных правительственных организаций?

Да

Нет

Г. Различные виды пенсий для бывших служащих правительственных организаций штата или местного уровня?

Да

Нет

Сколько (Вы/имя) получили от ..?

$_____

7. В прошлом 19__ году получали ли (Вы/имя):

А. Дивиденды?

Да

Нет

Б. Ренту или роялти?

Да

Нет

8. Доходы от имущества или траста?

Да

Нет

Сколько (Вы/имя) получили от ..?

$_____

Потрачено

8. В прошлом 19__ году получали ли (Вы/имя):

А. Алименты?

Да

Нет

Б. Материальную помощь детям?

Да

Нет

В. Другие виды регулярных взносов от лиц, не живущих в семье?

Да

Нет

Г. Что-либо другое? (Укажите, что именно)

Да

Нет

Сколько (Вы/имя) получили ..?

$______

 

Другая, более короткая, форма вопросов о доходах была использована Бюро переписи населения в 1980 году. Несмотря на краткость, в этой форме для напоминания респонденту сохранен перечень тех источников доходов, которые часто забывают или пропускают.

Короткая форма вопросов о доходах (адаптировано из материалов Бюро переписи населения США)

Получал ли этот человек в 1979 году доходы из следующих источников?

Если любой из перечисленных источников приносил доходы, задайте следующий вопрос «Сколько всего этот человек получил за год?».

A. Месячный оклад, повременная оплата, комиссионные, бонусы или др.

Б. Собственный бизнес (не ферма), совместный бизнес или частная профессиональная практика

B. Собственная ферма

Г. Проценты, дивиденды, рента, роялти

Д. Социальные пособия и железнодорожное пенсионное обеспечение

Е. Талоны дополнительного обеспечения, пособия на детей или другие виды помощи от организаций социального обеспечения

Ж. Пособие по безработице, выплаты ветеранам, пенсии, алименты, помощь детям и другие источники доходов, которые выплачиваются регулярно.

 

Местожительство

Формы владения недвижимостью

А. Являетесь ли Вы (Ваша семья) собственником этого дома (квартиры), собираетесь ли Вы его (ее) купить, арендуете или что-то другое?

Проживание не в кооперативе или кондоминиуме, квартира или дом – частная собственность (или в процессе оформления) респондента (или его семьи) ............................................................... 1

Проживание в кооперативе или кондоминиуме, квартира или дом – частная собственность (или в процессе оформления) респондента (или его семьи) ........................................................................... 2

Аренда жилья (с оплатой) ....................................................................................................................... 3

Проживание без оплаты (у родственников или в обмен на предоставляемые услуги) .................... 4

Другое (укажите) ..................................................................................................................................... 5

___________________________________________________________________________________

Тип строения

Б. УКАЖИТЕ КОД ПОСЛЕ ОСМОТРА: КАКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОДХОДИТ ДЛЯ ДОМА, В КОТОРОМ ЖИВЕТ РЕСПОНДЕНТ? (ВКЛЮЧАЙТЕ ВСЕ КОМНАТЫ, КВАРТИРЫ И Т. Д., ДАЖЕ СВОБОДНЫЕ)

Дом на одну семью, отделенный от других домов .............................................................................. 1

Дом на одну семью, примыкающий к другому дому (домам) ............................................................ 2

Дом на 2 семьи ......................................................................................................................................... 3

Дом на 3 или 4 семьи ............................................................................................................................... 4

Дом, вмещающий от 5 до 9 семей .......................................................................................................... 5

Дом, вмещающий от 10 до 19 семей ...................................................................................................... 6

Дом, вмещающий 20 семей и более ....................................................................................................... 7

Дом на колесах или трейлер ................................................................................................................... 8

Другое ....................................................................................................................................................... 9

Опишите: __________________________________________________________________________

Срок проживания: Количество лет проживания по этому адресу

А. Сколько лет Вы лично живете по этому адресу?

УКАЖИТЕ ЧИСЛО ЛЕТ. ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, ОКРУГЛИТЕ ЦИФРЫ С ТОЧНОСТЬЮ ДО ГОДА (ПОЛГОДА И БОЛЕЕ – ОКРУГЛЕНИЕ ВВЕРХ). ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ ОТВЕТИЛ «ВСЮ ЖИЗНЬ», ВВЕДИТЕ КОД 90 И ОПУСТИТЕ ВОПРОС Б

ВВЕДИТЕ ЧИСЛО ЛЕТ (ДВЕ ЦИФРЫ) ......................................................................................... [ ][ ]

Меньше 6 месяцев ................................................................................................................................. 00

Всю жизнь (неважно, сколько лет) ...................................................................................................... 90

Не знаю ................................................................................................................................................... 98

Нет ответа ............................................................................................................................................... 99

Срок проживания: Количество лет проживания в указанном районе

Б. Сколько лет Вы лично живете в ... (Название города, поселка или округа)? УКАЖИТЕ ЧИСЛО ЛЕТ. ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, ОКРУГЛИТЕ ЦИФРЫ С ТОЧНОСТЬЮ ДО ГОДА (ПОЛГОДА И БОЛЕЕ – ОКРУГЛЕНИЕ ВВЕРХ)

ВВЕДИТЕ ЧИСЛО ЛЕТ (ДВЕ ЦИФРЫ) ......................................................................................... [ ][ ]

Меньше 6 месяцев ................................................................................................................................. 00

Всю жизнь (неважно, сколько лет) ...................................................................................................... 90

Не знаю ................................................................................................................................................... 98

Нет ответа ............................................................................................................................................... 99

 

Раздел «местожительство» состоит из двух частей: в первой представлен круг вопросов, связанных с формой собственности и типом здания; во второй части приведены вопросы о сроке проживания респондента.

Интерес социологов к теме жилья объясняется двумя причинами. Владение недвижимостью может рассматриваться как квазисоциально-экономическая переменная: разные типы жилищ ассоциируются с разными периодами жизненного цикла и характеризуют образ жизни респондента. При использовании данных о месте жительства респондента в качестве меры его социально-экономического статуса могут понадобиться дополнительные сведения о количестве комнат и других характеристиках. Вопрос о типе постройки также может использоваться при изучении соседских взаимоотношений, особенно это актуально для молодых сообществ.

Другая не менее важная причина проведения опросов о форме собственности и типе жилья связана с проблемой методологии проведения опроса. Организаторы социологических исследований хотят понимать, будут ли у интервьюеров проблемы поиска респондентов при анкетировании. Некоторые исследователи различают типы строения по числу этажей, не учитывая, сколько семей в нем проживают. Другим существенным фактором, влияющим на сложность организации интервью, является возможность свободного входа в жилищный комплекс. Наконец, было установлено, что проще установить контакт с теми респондентами, которые живут в доме на одну семью. Поэтому при планировании социологического исследования следует увеличить выборку респондентов, которых труднее привлечь к проведению опроса.

Следует отметить, что срок проживания респондента по указанному адресу может отличаться от срока проживания его семьи. Интервьюер должен быть дополнительно инструктирован о том, что спрашивать необходимо о сроке проживания респондента, а не его семьи.

Если респондент менял место жительства, но впоследствии возвращался один или несколько раз, укажите суммарное количество лет, которые он прожил по данному адресу.

Местом проживания может быть большой город. Тогда вопрос должен включать его название (например, в Нью-Йорке респондентам предлагается следующий вопрос: «Сколько лет Вы живете в Нью-Йорке?»). Если это сельская местность, вопрос включает ее название. Респондентам, живущим в небольших городах, могут быть предложены названия и заданы вопросы о сроке проживания как в самом городе, так и в районе или области, в которых этот город находится.

Респондентам не задают вопросов, требующих определения региона, где они проживают, и его размеров. Эта информация может быть получена после установления кодов города, районного округа, почтового индекса, телефонного узла и других географических идентификаторов. Соединенные Штаты Америки, используя терминологию Бюро переписи населения, делятся на четыре региона и девять территориальных округов:

 

СЕВЕРО-ВОСТОК

Новая Англия – Мэн, Нью-Гемпшир, Вермонт, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут

Средне-Атлантический – Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.